автор: temnaya loshadka сообщение 13851: |
Необходимость помыть посуду, позаниматься с ребенком или сделать что-то рутинно-текущее по работе - это, скорее, некий контекст, который при попадании в фокус внимания может стать более актуальным, чем другие активности, и тогда ты выполнишь это. ... Но такие задачи не создают еще доминанты, которая является достаточно мощным очагом возбуждения, зачастую не гасимым даже после глубоко сна, который поддерживает уже без твоих сознательных усилий контекст нерешенной проблемы, снова и снова возвращая к этому твое внимание, а в моменты, когда фокус внимания переключается на что-то иное, все равно на неосознаваемом уровне продолжается перебор и поиск решения, обслуживающего цели доминанты. Если возникает доминанта - ты, фактически, уже не можешь не думать об этом |
В основном верно, стоит уточнить то, что уборка, все же создает доминанту потому как эту проблему нужно, все же решить, и об уборке ты будешь помнить, отвлекаясь, пока ее не сделаешь. Но это не проблема, требующая творческого решения, ты решение уже имеешь, оно есть в твоей обкатанной модели поведения и тебе не нужно думать, как решить те или иные задачи уборки, а можно все делать на автомате, лишь отслеживая (книга лежит не на месте, кошка оставила в тапочках сюрприз). Мало того, в это время можно обдумывать и творческую проблему, несколько рассеивая внимание на уборке и совершая отдельные глупости на автомате. Поэтому можно иметь целый план действий на день, который составит доминанту его выполнения.
Но творческие проблемы, которые требуют полного осознания в виду только одного такого канала решения задачи, невозможно совместить одновременно, можно только последовательно решать их, а для этого нужно полноценно переключаться из контекста одной проблемы в другую, что требует времени (это - не быстрое переключение базовых стилей поведения). И решение творческих проблем - не всегда поиск новых методов решений, а часто специалист уже имеет наработанные методы решения, которые и применяет.
Трудно представить себе такую ситуацию, когда нужно одновременно искать новые методы решения разных видов проблем. Вот это - совершенно не совмещаемые задачи. Они бывают накатывают в молодом возрасте, но тогда и лобные доли еще не развиты и методы остаются подражательно-рефлекторно, что спасает от перегрева психику (и психозов).
Обучение навыкам поиска и формирования новых методов решения - самое сложное, на что способна психика. Использование уже имеющихся навыков решения задач, сложная (в том смысле, что полностью загружает сознание), но уже рутинная. Несколько сразу таких доминант (контроль за ребенком, текущее обеспечение быта, было-соседи пригрузили, осмысление новостей и политических сюрпризов) требуют последовательного осмысления и решения и на это нужно научиться выделять время, прогнозируя его количество. Вот профессиональное время уже, как правило, регламентировано его как бы первозданностью. Но что-то может оказаться более актуальным (подрезали быки на дороге).
Каждая из таких доминант требует своего настроя (вхождение в контекст), начиная с базового уровня (фитнес - активация всех систем организма, сотворение музыки - активация субъективной фантазии и навыков импровизации). Так что - тут важно искусство планирования и перетусовки в случае критических обстоятельств, нужно уметь быть полководцем своих возможностей.
03.10.2016г. 9:47:30