Возможное объяснение обнаруженного феномена состоит в том, что слуховая система эволюционировала в сторону улучшения восприятия звуков, издаваемых представителями собственного вида в шумной обстановке, а голосовые звуки всегда представляют собой смесь гармоник, отличающихся по частоте на октавы
Как формируются распознаватели значимых сигналов издаваемых представителями собственного вида в шумной обстановке?
Сигналы ещё с младенчества корректируются жизненным опытом, на базе наследственных предрасположений: или это уже готовые(врождённые ) распознаватели значимости, биологически выгодные для вида? Например младенец очень быстро привыкает к мелодике голоса своей мамы.Узнаёт голос и успокаивается, когда его убаюкивают напевая колыбельную.
Понятно ,что органы слуха уже имеют специфический настрой на определённые частоты.Справка: Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком.
Но слух не является основным источником коммуникабельности между людьми.В социуме человека , лишённый слуха от рождения - сможет адаптироваться на равных с другими людьми.Можно представить древнего дикаря лишённого слуха, но успешного на охоте в общем стаде.
На мой взгляд всё же специфика распознавания знакомых (даже очень слабых звуков) возникает в процессе обучения начиная с младенчества, когда малышу голос мамы или наставника, это удовлетворение его потребностей(пищевых, санитарных).
У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на время и т. п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами - кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_7_afg.html
Как формируются распознаватели личной значимости - показано в статье : В простых организмах функции распознавания подбираются экспериментально методом эволюционного естественного отбора, а в достаточно сложных организмах сигнал Хорошо или Плохо - результат оценки системы значимости личности, проявляющейся в виде эмоционального контекста (всегда в виде доминирующей положительной или отрицательной эмоции), который и дает сигнал на неспецифическое закрепление преимущественно или возбуждающих или тормозных связей. Это и есть процесс формирования жизненного опыта через постоянную коррекцию ошибок.
Самые первые в развитии организма связи между рецепторами и эффекторами могут возникать достаточно случайно (в результате пейсмеккерной активности созревающих нейронов) и затем корректируются уже жизненным опытом.
Источник: http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/recognition.php
Очевидно,что восприятие октав , так же является результатом обучения.Тогда пока непонятно, какое открытие сделали учёные? "Исследователи уже видят варианты возможного практического применения открытого ими свойства слуха." Открыли давно открытое?
06.09.2013г. 11:03:23