Новая ситуация формирует новый психотип современного человека европейской культуры. Его основа – информационная независимость и социальное самоуважение. Такими людьми все сложнее манипулировать. Европейцам становится не нужен религиозный психологический «костыль», делающий тех, кто им пользуется, зависимыми от церковников.
После посещения различных религиозных сайтов, у меня сложилось мнение, что, помимо написанного выше, есть еще одна существенная причина, по которой люди сегодня приходят в религию. Несмотря на все самоуважение и информационную независимость. Причина в неприятии человеком мысли, что его, такого живого, рано или поздно не станет. И, на каком бы высоком уровне не находилось развитие медицины и общественной безопасности, умирать в любом случае придется.
Этот детский страх можно заметить во многих текстах, обосновывающих веру.
Вот здесь один из ярких образцов такого мировоззрения. Кратко, смысл текста по ссылке: так как умирать "навсегда" совсем не хочется, вот бы хорошо было, если бы бог существовал(вкупе с загробной жизнью или на худой случай перерождением)! Поэтому, давайте в него верить:
Давайте сделаем предварительный вывод: ещё не зная, существует Бог или нет, мы видим, что Его существование желательно.
Поэтому даже если бы аргументы в пользу этих двух альтернатив были абсолютно равноценными, разумный человек должен, мне кажется, выбрать вторую и допустить существование Бога.
<...>
... разве не разумнее, при равных доказательствах, выбрать тот взгляд, который придаёт жизни и Вселенной значение, ценность и цель, и которого поэтому можно последовательно придерживаться! Зачем при равной вероятности этих двух вариантов предпочитать смерть, тщету и уничтожение?
Интерес тексту придает личность автора...
(смотреть)
Уильям Леин Крейг защитил две докторские диссертации по философии в Бирмингемском университете в Англии (под руководством Дж. Хика) и по теологии в ФРГ, в Ludwig Maximiliens Universitat-Munchen (под руководством В Панненберга).
В настоящее время преподает философию в университете Westmont College.Активно участвует в работе философских и богословских научных обществ- the American Philosophical Association, the Leibniz Society of America, the American Academy of Religion.
Печатается в таких журналах KaKArchivfur Geschichte der Philosophie, British Journal for the Philosophy of Science, Australasian Journal of Philosophy, International Philosophical Quarterly, Laval theologique el,philosophique. Journal of the American Scientific Affiliation, Zeitschrift fur philosophische Forschung.
Является членом церкви евангельского вероисповедания.У. Крейг — автор восьми книг, в том числе: «The Kalam Cosmological Argument», «The Cosmological Argument from Plato to Leibniz», «The Historical Argument for the Resurrection of Jesus during the Deist Controversy», «The Problem of Divine Foreknowledge and Human Freedom from Aristotle to Suarez».
..., позволяющая предположить, что в предлагаемом тексте озвучиваются современные западные религиозные тенденции. И они совпадают с тенденциями описываемые в статье - люди (в Европе и в США) ударяются в веру уже не из-за недостатка информации, жизненных проблем и комплексов (все это можно изжить и изживается в обществе).
У нас, видимо, продолжают приходить в церковь и по тем и по другим причинам. При этом страх уйти навечно в текстах православных священников проскальзывает довольно явственно, прикрываясь, праведным негодованием и красивыми словами:
Со смертью тела человек не распадается на элементы мира, на стихии. Атеисты извели тонны бумаги, чтобы донести до людей свое убийственное мировоззрение. Это мировоззрение сводится к тому, что человек произошел от животных и, окончив жизнь, продолжит свое присутствие в мире лишь в виде лопуха, выросшего на могиле. Это жуткое мировоззрение, и нужно не слишком вдумываться в него даже тем, кто в это верит, чтобы не вскрыть себе вены. Шутка ли? – сын обезьяны и будущий лопух. То, что не все атеисты – сплошь самоубийцы, говорит лишь о том, что люди способны верить в одно, а делать другое.
Протоиерей Андрей Ткачев
И желая найти доказательства своим словам, они их извлекают из чего угодно:
В моей же жизни был случай прямой такой встречи. В 1986 году в пожаре Московской духовной академии сгорели пятеро семинаристов. Xоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники - не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой. Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи...
Диакон Андрей Кураев
На мой взгляд, при развитии тенденций, описанных в обсуждаемой статье (с развитием благосостояния, безопасности, информационных технологий), именно к причине неприятия смерти в итоге и будут сведены все остальные причины религиозности (кроме действительно больных душевно). На западе уже не стесняются писать об этом открыто, как можно видеть из текста Уильяма Крейга, приведенного по первой ссылке.
12.01.2013г. 14:06:23