> Nan: А ты прочел, собственно, комментарии?.. :)
Не. Голова сегодня не работает. На днях прочитаю, как буду более адекватный. Я болею :)
> Крис: Поэтому эта книга не столько о сознании, сколько о мозге.
Он в приделах книги много раз говорит, что на самом деле он психолог, психолог экспериментатор. Не знаю, так ли важно, что он решил не писать о сознании, а решил написать о мозге. По-моему, это его не уберегло :)
Вот цитата:
Я оставил физику и занялся психологией. С тех пор и до настоящего времени я продолжаю изучать психологию, но я не забыл своего места в научной иерархии. На вечеринках, где собираются ученые, время от времени неизбежно всплывает вопрос: “А чем вы занимаетесь?” – и я склонен дважды подумать, прежде чем отвечать: “Я психолог”.
Разумеется, за последние 30 лет в психологии многое изменилось. Мы позаимствовали немало методов и концепций у других дисциплин. Мы изучаем не только поведение, но и мозг. Мы пользуемся компьютерами для анализа своих данных и моделирования психических процессов.[1] На моем университетском беджике написано не “психолог”, а “когнитивный нейробиолог”.
Я писал, что мне не понравились его описание экспериментов над животными и их интерпретация. В частности, у него описан эксперимент с кошками, которых запирали в клетке и выйти из которых они могли только решив логическую задачку (нужно было дернуть за веревочку).
Он там сказал, что:
Эдвард Торндайк в Нью-Йорке помещал кошек в специально сконструированные клетки-головоломки. Это были небольшие клетки с дверцей, которую кошка могла открыть определенным способом, например дернув за веревочную петлю. Торндайк показал, что кошки могут научиться дергать за веревочку, выбираться из клетки и добираться до рыбы, положенной перед клеткой. Но главный вопрос, на который он хотел ответить, состоял в том, как кошки этому обучаются. Торндайк понял, что для ответа на этот вопрос нужно узнать, как они не обучаются. Он показал, что кошкам не помогало наличие учителя[94]. Кошки не обучались путем имитации. Неоднократное наблюдение за кошкой, которая уже научилась выбираться из клетки, потянув за веревочку, ничуть не помогало другой кошке.
После чего он делает вывод, что кошки способны обучаться только с помощью рефлексов. Я очень сомневаюсь в корректности этого вывода. С гораздо большей вероятностью можно предположить, что у кошки не было сформировано нужного примитива / абстракции вокруг функциональности верёвки, или был некорректно поставлен сам эксперимент. Если бы путём дрессировки кошку научили такого рода абстракциям, то она вполне могла бы учиться у другой путём подражения. Если я правильно помню, такого рода опыты над животными делались и подражание, научение по средством наблюдения у них реализуется. Особенно есть делать поправку на специфику жизнедеятельности животного и учитывать удобную ему среду обитания, характерные задачи в ней.
Теперь с гориллами:
Обучение путем подражания свойственно не только людям. Горные гориллы любят есть крапиву. Эта трава очень питательна, но есть ее неприятно, потому что она жжется. Гориллы выработали сложный метод, позволяющий избегать жгучих участков листьев, отрывая листья от стебля, а затем складывая их так, чтобы самые жгучие участки оказались в глубине комка, который засовывается в рот, не задевая чувствительных губ. Детеныши горилл обучаются этому навыку, наблюдая за своими матерями. Но между этим обучением и обучением человеческих младенцев есть принципиальная разница. Гориллы-матери не проявляют никакого интереса к обучению своих детенышей. Они не пытаются помочь детенышу научиться, видоизменяя процедуру обработки крапивы, когда детеныши наблюдают за ними
По-моему, тут опять же какой-то спорный вывод. Вполне возможно, что у горилл конкретно в данном моменте культура обучения другая, отличная от нашей. Всё выглядит так, что на основании одного, да пусть даже пары экспериментов, делается далеко идущий вывод: "не проявляют никакого интереса к обучению своих детенышей", - и подчеркивается исключительность человека в этом вопросе. Это очень спорно.
То есть у читателя формируется неадекватная картина собственной исключительности: кошки обучаются только с помощью рефлексов, обезьяны не обладают культурой научения etc. Вместо того, чтобы показать схожесть механизмов психики, он делает указание на мнимые различия. Мне кажется, что это отдаляет читателя от понимания работы нервной системы, пусть даже на уровне интуиции и общих концепций.
10.03.2017г. 19:52:13