А. В:
Проблема только в том, есть ли у человечества не просто потребность в вере, а жизненная необходимость ее поддержания.Nan:
Да, есть и не только у человека, а у всех животных, передающих личный опыт детенышам. На этой стадии необходимо полное доверчивое обучениеЯ бы еще добавил:
Религию можно сравнить с таблеткой от головной боли. Иногда боль настолько нестерпима, что имеет
смысл принять анальгин, чем продолжать мучиться. А вот глотать его регулярно здоровым «для профилактики» – ни к чему. Религия неизбежно порождает не
адекватность восприятия, и если для кого то это возможно лучший выход в какой то ситуации, пусть и с побочными эффектами – то добровольно, без серьезных на то оснований впадать в маразм – просто глупость.
А. В:
Необходимость религии не очевидна тем более. И, насколько я могу судить, нынешние попытки доказать обратное, мягко говоря, неубедительны.Если у инвалида отобрать коляску и посмеявшись над его «нелепым способом передвижения» предложить «ходить как нормальные люди» - вряд ли такое предложение можно считать обоснованным. Есть множество ситуаций, когда прежнее
мировоззрение рушится, а реставрировать его очень не просто. Вряд ли уместно приводить примеры, как кто то нашел в себе силы и преодолел. Он сумел – а большинство нет. И это типичная ситуация. Что же им теперь делать, если продолжать жить хочется, но по прежнему уже не получается? Запрещать религию или призывать к ее отмене – простой популизм своих идей. Все равно они найдут себе «утешение», если не в религии, так в бутылке или наркотиках.
А. В:
Более того, даже если потребность невозможно отменить вовсе, чаще всего находят разные способы ее удовлетворения, и среди них можно выбрать наименее вредные как для человека, так и для общества в целом.Думаю, здесь уместно привести статистику успешности вывода из стрессовых ситуаций не прибегая к религии. Если она покажет, что в большинстве случаев, в любой ситуации, с любым человеком, дело можно решить неким менее вредным способом – тогда ОК, соглашусь.
А. В.:
Мир постижимНе согласен.
Познание подразумевает в себе восприятие реальности и
формализацию воспринятого для передачи другим. Иначе мы бы бесконечно изобретали велосипеды. Но на всех этапах неизбежна погрешность: органы чувств, приборы не совершенны, восприятие сознанием ограниченно личным опытом, при
формализации происходит потеря информации (как например, при архивации), при восприятии другим происходит повторная фильтрация в зависимости от личного опыта. В результате, сколько бы не изучали реальность – всегда будут непонятки, несмотря на то, что
теории будут все более четкими, а область знаний все более объемной. Споры не утихнут никогда
Гипербола, парабола – неплохая графическая иллюстрация познания/деградации. Оба процесса бесконечны по вышеназванным причинам.
А. В.:
Кипящие вселенные, МультиверсИнтересно, выходит: голословно отрицаем творца, как объяснение первопричины – и даем другое объяснение в виде
гипотезы пузырей, порождающих из пустого ничего нечто. Оторвали заплатку с кафтана (имхо, дрянь!) и лепим новую: мол, нельзя с дыркой.
Можно. И не с одной – с кучей дыр. Не в том беда, что дыры в знаниях, это дело наживное – плохо, когда вместо достоверных фактов лепят из догадок
гипотезы и сами же начинают в них верить (еще и других убеждать авторитетом).
Есть простой принцип: факты на бочку – обсуждаем, нет фактов – молчим. И потому вопрос о первопричине возникновения вселенной ни каким образом не мешает в научных исследованиях, даже если его никогда не узнают.
А. В.:
Если принять во внимание все их одновременно, в научной картине мира, похоже, вовсе не остается места для веры.А как же
постулаты? «Мир постижим» – это такой достоверный факт?
Кроме того, невозможно поставить бесконечное количество экспериментов в бесконечных вариациях – придется когда-нибудь остановиться и допустить, что и впредь при тех же условиях будет так же. Вопрос лишь в том, на основании чего делать выводы, что считать достоверным фактом.
Не побегу я в Антарктиду, чтобы убедиться в ее существовании – я и так поверю. Но это будет вовсе не слепая вера в авторитет научного журнала с картинкой белого медведя – есть много других источников, которые можно сопоставить, а главное – принципиальная возможность проверки: сел в самолет, прилетел и посмотрел.
Но вера осталась – она важная часть любого
мировоззрения, хотя бы для того, чтобы зря не тратиться на перелеты.
Да и вообще, не вижу никакой трагедии в том, что верующий поставив свечку и хорошенько помолившись, ляжет к хирургу на стол, а атеист, перед тем как лечь туда же, "на вякий случай" поставит свечку и тайком прошепчет пару слов из молитвы. Обычное дело
А. В.:
Всякое рассуждение опирается на исходные предположения. Их в свою очередь требуется обосновать, и цепочка обоснований не может быть бесконечной. На каком-то этапе приходится выбрать исходные положения, принимаемые без доказательств.Сам себе противоречит. То нет места вере – то верить все таки приходится.
А.В.:
Зато и средства логики столь бедны, что даже арифметические действия этими средствами невозможно определить – а значит, для описания реального мира формальная логика недостаточна.Понятие «как оно все на самом деле» бес
смысленно, так как нет способа определения 100% достоверности. Выше про «Мир постижим» уже говорил про неизбежные погрешности в деле познания. Никогда мы реальность во всей полноте не узнаем, потому что знания – это искаженная проекция реальности. Можно переживать об этом печальной ситуации, но с другой стороны: лез человек на гору и ныл, как ему тяжко. Залез, отдохнул – стал ныть, как ему скучно
. Полез обратно – опять стал ныть, как тяжело спускаться, нафиг он вообще полез. Спустился – догадайтесь, что дальше было
. Может в этом и есть
смысл, и наоборот, надо радоваться, что все так непостижимо?
Nan:
Только такой сверкой и можно корректно фальсифицировать(?) теоретические предположенияТы о чем? Очепятка?
А.В.:
Неполнота науки позволяет, по Гёделю, надеяться: наука в целом непротиворечива.Для фанатично верующего в религии нет никаких противоречий - все сказано предельно ясно. А Гёдель утверждает - враки все. Почему и главное зачем религиозник должен верить Гёделю, игнорируя свой личный опыт?
Противоречива/непротиворечива - все это философии. Можно выдумать любую тилимилитрямдию и сотни способов жить в ладу с ней и реальностью, просто фильтруя последнюю. До тех пор, пока не вздумается "полететь с балкона". Но многие верующие отнюдь не дураки
и найдут множество отмазок - в этом без труда можно убедиться, почитав здесь посты
мистиков с громкими заявлениями о своих необычных способностях.
А.В.:
Аксиоматика религии заведомо полна. Значит – по первой теореме Гёделя – противоречива.Вот интересно: два бесконечно тяжелых камня тяжелее одного бесконечно тяжелого? Вроде как должны быть тяжелее – все таки два против одного
01.11.2010г. 14:23:34