Короткий адрес страницы: fornit.ru/8242
Вернуться к исходному документу
Может ли звук передаваться через вакуум?
   cheshev список всех сообщений УДАЛЕН

Сообщений: 2
 Сообщение № 7664 показать
ответ -только после авторизации

В сообщении финок, опубликованном в одном из самых престижных (у физиков)
периодическом издании, материал представлен так, что эффект акустического туннелирования
через вакуумный зазор пьезоэлектриков, известный свыше 30 лет, выглядит как некое откровение.
Авторы (хочется думать, по незнанию) совершенно игнорируют пионерские работы российских
ученых:
1. Балакирев М.К., Горчаков А.В. Просачивание упругой волны через зазор между пьезоэлектриками // ФТТ, 1977. Т. 19. № 2. с. 571-572
2. Балакирев М.К., Богданов С.В., Горчаков А.В. Туннелирование ультразвуковой волны через щель
между кристаллами иодата лития // ФТТ, 1978. Т. 20. № 2. с. 588-590.
3. Гуляев Ю.В., Плесский В.П. Резонансное прохождение акустической волны через щель между пьезоэлектриками // ФТТ, 1978. Т. 20. № 1. с. 133-138.
в которых это явление получило основательную теоретическую проработку и прошло экспериментальную проверку. С учетом данного обстоятельства значение работы финских исследовательниц состоит только в том, что они указали на (довольно очевидную из цитированных работ) необходимость учета "пьезоэлектрического" вклада в теплопередачу неконтактирующих тел.
Еще бльшее сожаление вызывает приоритетная некритичность и незаслуженная реклама этой работы на форуме.

07.01.2011г. 1:36:18

nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12231 E-Mail  Сообщение № 7665 показать
ответ -только после авторизации

Статья была анонсирована во многих новостях, в том числе и фантазером Игорем Ивановым, склонным к сенсациям (что, учитывая его профессионализм и молодость - не в упрек), особенно в интерпретации явлений квантовомеханической запутанности. Статья в этом отношении довольно показательна: «перепрыгивание» фононов и т.п.

07.01.2011г. 9:07:07

p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.

Palarm список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества Palarm, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 2761  Сообщение № 7666 показать
ответ -только после авторизации

А что это за фононы? Звук передается фононами?
Или может кто то запустил такое определение, для облегчения понимания процесса, а журналисты раздули: Фононы! Они переносят заразу через вакуум! Мы Фсе умрем!

07.01.2011г. 9:29:00

cheshev список всех сообщений УДАЛЕН

Сообщений: 2
 Сообщение № 7669 показать
ответ -только после авторизации

Фононы - это кванты звука и, естественно, присутствуют только в телах. В вакууме их нет.
Просто фононы в близко расположенных телах "чувствуют" друг друга через вакуумный зазор
благодаря возбуждению ими в зазоре электромагнитных колебаний - фотонов. В самом явлении
акустического туннелирования через вакуумный зазор нет ничего чудесного.
В пьезоэлектрическом теле падающая на границу вакуумного зазора акустическая волна возбуждает на границе тела пьезополяризационные "заряды". Электрическое поле этих "зарядов" рассеивается по разные стороны границы, т.е. частично проникает в ваккумный зазор и при малой толщине зазора, не успев еще ослабнуть до ничтожно малых значений, достигает границы второго пьезоэлектрического тела, где благодаря пьезоэффекту вызывает механические деформации.
зазор пропускает (туннелирует) акустическую волну.

07.01.2011г. 22:12:51

Palarm список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества Palarm, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 2761  Сообщение № 7671 показать

-----------------
Концепция фонона оказалась очень плодотворной в физике твёрдого тела. В кристаллических материалах атомы активно взаимодействуют между собой, и рассматривать в них такие термодинамические явления, как колебания отдельных атомов, затруднительно — получаются огромные системы из триллионов связанных между собой линейных дифференциальных уравнений, аналитическое решение которых невозможно. Колебания атомов кристалла заменяются распространением в веществе системы звуковых волн, квантами которых и являются фононы.
тынц отсюда
-----------------
Вот так и рождаются потом теории о параллельных мирах, путешествиях по времени, философии типа "что будет с человеком, окажись он в 4, 5, 10 измерении".
если я правильно понял - фононы введены исключительно для упрощения понимания процесса. В реальности их нет, понятие фонон ввели потому, что "аналитическое решение системы из триллионов связанных между собой линейных дифференциальных уравнений невозможно". Я правильно понимаю?

Поэтому меня удивляют рассуждения, как фононы скачут, заряжаются, передают какие то заряды. Сами то физики думаю все это прекрасно понимают, и рассуждая о магнонах, фононнах, гравитонах и т. п. держат в голове, что речь идет не буквально о частицах - а вот журналисты, ухватившсь за модное слово, вносят сумбур в головы людей, не занимающихся плотно физикой.
автор: cheshev сообщение №7669
Электрическое поле в зазоре и вызываемые во втором теле деформации изменяются в такт звуковым колебаниям падающей волны. В итоге, во втором пьезоэлектрике возникнет своя акустическая волна (фонон), отходящая от границы. Получается так, что вакуумный зазор пропускает (туннелирует) акустическую волну.
Вот если бы все так объясняли . Все просто и без всякой мистики с привлечением таинственных частиц, искривлений пространств с "червоточинами" и т. п.

08.01.2011г. 8:20:26

nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12231 E-Mail  Сообщение № 7673 показать
ответ -только после авторизации

Кванты, туннелирование - все говорит о попытках сопоставлений классических и квантовомеханических представлений. При этом квант звука никаким образом не сопоставляем с квантом энергии поля, кроме как о его выделенности, но и здесь эта выделенность в отношении фонона - условна, и о его неделимости говорить нельзя. Понятие туннелирования основанно на специфике квантовомеханической неопределенности, не имеющей аналога в макромире. Поэтому всякие очковые фантазеры, пытающиеся проводить сенсационные параллели, наносят вред пониманию этих явлений при популяризации, да и себе тоже, потому как сложно уберечься от порочных ассоциаций.

08.01.2011г. 9:55:12

sergish список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества sergish, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 1482  Сообщение № 7677 показать
ответ -только после авторизации

Фононы есть сгустки эфира, движение которых вызывает слышательные рефлексы. Проще говоря, звуковые флюиды.

08.01.2011г. 22:02:07

perepel список всех сообщений УДАЛЕН

Сообщений: 1
 Сообщение № 8193 показать
ответ -только после авторизации

Если туннелирование звука может быть объяснено классически, а не понимается в квантовом смысле, то какие частицы испускает в вакуумный зазор источник туннелируемого звука. Вроде как в статье сказано о безызлучательности при проведении этого эксперимента, значит - точно не фотоны. Тогда что за частицы ответственны за передачу туннелируемого звука через вакуумный зазор? Вакуумные фононы?

12.05.2011г. 19:43:49

nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12231 E-Mail  Сообщение № 8194 показать
ответ -только после авторизации

В статье под картинкой прямо все и поясняется:

Набегающая слева звуковая волна создает на поверхности переменные электрические поля, которые порождают синхронные колебания атомов во втором теле, справа.

Таким образом в вакууме происходит передача фронта изменяющегося поля точно так же как в процессе распространения электромагнитной волны, т.е. посредством виртуальных частиц вакуума (см. [199]). Энергия фронта волны, достигая второй обкладки, преобразуется в электрический заряд, который воздействуя на диполи пьезоэлектрика, порождает продолжение звуковой волны. Условно-вольно можно говорить о "туннелировании" частей звуковой волны, соразмерных квантам поля электромагнитной волны.

12.05.2011г. 20:06:56

Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...