Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

О психогенетике

Относится к   «Наука»

О психогенетике

Ранее была уже опубликована статья О науке Психология. Позже она была дополнена очень даже небезосновательными высказываниями проф. В.Кумарина Аксиомы Песталоцци и Y-логия , с которых и хочется начать говорить о таком новообразовании как психогенетика.
Почему "психология", несмотря на все разоблачения, продолжает "цвести и пахнуть"? А почему "цветёт и пахнет" (до сих пор!) "единственно верное учение"? Потому, что есть спрос! Потому, что способность верить в чудеса (прирождённого дурака "разовьём" в гения; из того, кому медведь на ухо наступил "сформируем" Моцарта, двоечника сделаем круглым отличником, "тюрьму народов" перепрофилируем в "светлое будущее", а рынок наладим, запустив во власть коммунистического "козла"), в самые дикие мифы,- тоже заданы нам генной программой, а единственное противоядие,- образованность и высокая культура,- предполагает вмешательство евгеники и генной инженерии.
...
Полистайте любой психологический или философский словарь и убедитесь: "личность", "задатки", "Я-концепция", "новообразования", "трансцедентальность", а "экстраверты", "интраверты", "коллективное бессознательное"-как будто вытащили из "расовой теории" Альфреда Розенберга...
Высшим достижением хитромудрых изобретателей в "психологии" является, конечно, матрица, с помощью которой "понятийный аппарат" можно пополнять методом лысенковской гибридизации (классический пример-гибрид водопровода с канализацией). По-существу, это то же самое, что в случае с "творческостью", но вместо суффикса берётся приставка: либо "пси", либо "психо". Именно так появились "психопедагогика", "психофизиология", "психофизика", "психофармакология", "психосоматика", "психолингвистика", "психотерапия", "психоневрология", "психомоделирование", "психогенетика" и множество других гибридов. Расчёт простой, но очень действенный: если, скажем, генетика есть несомненно наука, то за науку можно впарить и "психогенетику". Да ещё создать впечатление: эвон, какая она важная, эта "психология": куда ни плюнь, обязательно попадёшь в неё.
...
Что было предметом "психологии" в момент её сотворения Гербартом и Бенеке ("мимоходные" философские суждения Декарта, Спинозы, Бэкона, Локка и др. можно оставить узким специалистам)? Правильно, душа. А что сегодня? Извините, но уже не душа. Душу под давлением фактов, добытых физиологами,- в первую очередь Сеченовым, Павловым и Бехтеревым, которые не к ночи будет сказано, "психологию" вообще не признавали,- "психологам" пришлось многократно обменивать то на "поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внешние раздражители", то на "энергию сексуальных влечений", то на личность (понятие столь же содержательное, как и сама "душа"), то на "функцию мозга" (непонятно какую), то на..., впрочем, всего не перечислишь, поэтому приведу последнее (пока!) определение, которое не только понять, прочитать невозможно: "П.-наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внешней деятельности и активным отношением к ней" (см.: Российская педагогическая энциклопедия.- Т.2.-М., 1999.-С. 228).
О чём свидетельствует эта уникальная замена "объектов", когда речь идёт о науке?




Знакомясь с вузовскими курсами, с книгами по психогенетики, становится ясно, что она полностью унаследовала характерные эмпирические методы психологии. Самими психегенетиками основными методами психогенетики называются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Причем единственно достоверным и достаточно надежным признается (по их же оценке) - последний, а остальные используются для гипотетических сопоставлений и размышлений.

Вот как представляет психогенетику Валентина Кузьмина, психогенетик.

Психогенетика - это наука, основателем которой является Курт Чампион Тойч, американский физик и психолог, доктор наук.
По-другому психогенетику называют генофизикой. Она находится на стыке наук физики, генетики и психологии. Эта наука дает
простые и доступные жизненные советы как чувствовать себя счастливым, благополучным и здоровым. Кстати, клиентами Тойча в
Америке были Рейган, Клинтон и другие известные политики, актеры, бизнесмены.
...
наш мозг -- это сверхкомпьютер, запрограммированный наследственностью и
нашим индивидуальным сознанием. Имеется генетический код, определяющий внешность, психологические черты характера человека
и его судьбу.
... вложение денег могут быть неудачными. Причина проста: мы не научились (или нас не научили) отстаивать, принимая, свои решения и верить в них.
Вот несколько рекомендаций.
1. Следует тщательно взвесить все "за" и "против". Обдумать последствия каждого решения. Не принимать его, пока внимательно не
будут рассмотрены все спорные вопросы.
2. Не принимайте решений, расплывчатых и условных, решайте точно, определенно, окончательно.
3. Отстаивайте свое решение. После того, как оно будет принято, ваше подсознание будет выдвигать аргументы против него. Может
быть, и окружающие попытаются убедить вас в несостоятельности вашей линии поведения. Если вы будете настойчивы, ваше решение
приведет вас к успеху.



О методологии психогенетики, в частности об основах метода близнецовых исследований, можно судить по приводимому ниже психогенетическому тексту:
Так как МЗ близнецы развиваются из одной зиготы, то они генетически идентичны и все наблюдаемые различия в фенотипах должны быть связаны только с влиянием среды. Поэтому с первого взгляда кажется, что для того, чтобы определить в какой степени изменчивость признака определяется генетическими факторами, достаточно установить уровень сходства МЗ близнецов. Это предположение было бы справедливым в том случае, ессли бы с момента рождения МЗ близнецы были бы разлучены и воспитывались в разных средах. Но в большинстве случаев такого не происходит и близнецы воспитываются в одной среде. Поэтому для учета влияния общей среды в качестве контроля используют пары ДЗ близнецов. На ДЗ близнецов фактор общей среды действует в той же мере, что и МЗ близнецов, но общих генов у ДЗ близнецов примерно в два раза меньше. Следовательно уровень генетически обусловленного сходства у ДЗ близнецов должен быть ниже, чем у МЗ близнецов.
Близнецовый метод был предложен Ф. Гальтоном в 1865 году, но окончательная разработка его основ была проведена Г. Сименсом в 1924 году. Семенс разработал надежный способ диагностики зиготности (метод полисимптомного сравнения), базирующийся на оценке сходства и различия близнецов по целому ряду параметров. Каждый параметр в отдельности не позволяет вынести суждения о зиготности близнецов, но использование комплекса параметров позволяет проводить более надежную диагностику. Кроме этого он предложил использовать в качестве объекта исследований не только МЗ близнецов, но и ДЗ близнецов. Принципы, заложенные Г. Сименсом в основу близнецового метода не претерпели сколько-нибудь существенных изменений до настоящего времени.
Близнецовый метод в классическом варианте основывается на нескольких допущениях.
Во-первых, предполагается равенство сред для партнеров как в парах МЗ, так и парах ДЗ близнецов. В этом случае если если изменчивость признака полностью определяется средой, то и МЗ и ДЗ близнецы должны иметь по этому признаку одинаково высокие внутрипарные корреляции близкие к 1,0. Если же изменчивость признака целиком зависит от генотипа, то коэффициент корреляции в группе МЗ близнецов должен быть близок к 1,0, а в группе ДЗ близнецов приблизительно равен 0,5 (т.е. степени родства ДЗ близнецов, схожести их генотипа).
Во вторых, предполагается отсутствие систематических различий между близнецами и одиночнорожденными. В обратном случае результаты близнеццовых исследований нельзя переносить на популяцию в целом. Так же не должно быть систематических различий между самими типами близнецов.
...
Близнецовый метод и его разновидности является одним из немногих экспериментальных методов исследования влияния среды и генотипа на психологические характеристики. Как и все остальные экспериментальные методы психогенетики (семейный метод, метод приемных детей, анализ родословных), он не является методом, позволяющим с полной уверенностью разделить влияние генотипа и среды на исследуемые характеристики. Исключением является метод разлученных близнецов, но по вполне понятным причинам его использование на практике весьма ограничено. Поэтому, как и при использовании других экспериментальных схем, следует с определенной осторожностью подходить к интерпретации экспериментальных данных полученных близнецовым методом и проводить верификацию полученных данных всеми возможными способами, например путем сравнения с данными, полученными другими методами.


Как для психологов, так и для психогенетиков характерно то, что, не имея конкретного понимания ни нейрофизиологических механизмов психики (во время становления психологии об этом вообще не было достоверных представлений) ни того, что именно и как передается с помощью генетического кода (это до сих пор пока только исследуется), они все же, делают предположения, проверяя их эмпирически и, во многом получая подтверждение своих догадок в каких-то определенных условиях. При этом оказывается другие условия, в которых их предположения совершенно не оправдываются.
Понятно, что конкретные знания механизмов психики или механизмов наследственности, просто напросто сняли бы все вопросы, которые пытаются косвенно решить психологи и психогенетики. Получается, что психологические исследования просто преждевременны и некорректны с методологической точки зрения потому, что пытаются решить вопрос не на прямую выяснением механизмов, а методом алхимического угадывания, со всей абсурдностью, присущей этому методу. Хотя этот метод развился по сравнению с древними алхимиками столь изощренно, что найти несогласованность с научной методологией становится не просто. Однако, признаки ненаучности, по которым можно сориентироваться, формализованы в критериях Определение веса ненаучности. Так, стоит обратить внимание на конкретно следующие критерии:
1. Нигде конкретно не говорится и даже косвенно не подразумевается о границах применения закона, теории, метода, т.е. о том, где это применяться не должно. (именно то, что эмпирически найденные закономерности применимы строго лишь к условиям, для которых были получены и не могут быть распространены на на все условия вообще.)
2 Это авторская теория, объясняющая основы устройства всего мироздания с многочисленными выводами, вплоть до уровня описания способностей человека. (основоположником психогенетики большинством тех, кто называет себя психогенетиками, считается Чампион Курт Тойч, в своих книгах претендующий имено на такую вот универсальную всеохватность.)
3. Автор продает услугу (вещество, способ, компьютерную программу) или организует платные курсы или бесплатные курсы с обязательным приобретением пособий и вспомогательных материалов. (огромное количество организаций и частных лиц продают психогенетические рецепты доверчивым людям).
4. Использование в качестве доказательств только положительных (ожидаемых) эффектов эксперимента и умалчивание остальных (нет полной статистики результатов). (этим грешат большинство эмпирических результатов психогенетиков.)
5. Невозможно придумать эксперимент, который мог бы четко опровергнуть эту теорию, если она окажется неверна. (это - очень серьезный признак отсутствия научности.)
6. Теория выдается за истину, доказанную и несомненную, независимо от того, насколько она распространена и принята в мире (Теория - это то, что для человека или группы людей является достаточно убедительным и несомненным. То же самое для не разделяющих это мнение людей это является гипотезой, т.е. тем, что подлежит проверке реальностью и не годится пока для уверенного использования). (Практически все практикующие психогенетики именно так преподносят ее.)

Вот пример текстов академической лаборатории психогенетики (с интеренет-страницы http://www.psy.msu.ru/about/kaf/genetics.html) созданная в декабре 1972 года в Психологическом институте РАО и с тех пор так и не сворачивающей с психгенетических рельсов, на которые была ориентирована, хотя проводимые собственные исследования во многом сталкивались с противоречием в некорректности методологии исследования предмета методом алхимических проб и ошибок.
...в последние годы в исследованиях генетических детерминант изменчивости психологических и психофизиологических признаков накапливались данные, которые заставляют выйти за рамки простой констатации наличия генетических влияний и требуют пересмотра самой концептуальной основы психогенетических исследований.
... Данные целого ряда исследований (Пантелеева Т.А.,1978; Марютина Т.М.,1983; Кочубей Б.И.,1982; Зырянова Н.М.,1992; Malykh S., Egorova M., P'ynkova S. 1992; Малых С.Б., Егорова М.С., Пьянкова С.Д., 1993; Малых С.Б., 1986,1988,2000;) выявили определенные закономерности проявлений генетических и средовых влияний на индивидуальные различия психологических и психофизиологических признаков в зависимости от "контекста", в котором происходит реализация признака, его места, смысла, функциональной роли в целостной системе, в которую он включен. Данные этих исследований свидетельствуют о том,что фенотипически один и тот же психологический признак, т.е. признак,имеющий одни и те же внешние проявления, может существенно отличаться по своей психологической структуре и, соответственно,по соотносительному вкладу генотипических и средовых детерминант в его вариативность.
... Лонгитюдное исследование близнецов, проводимое коллективом лаборатории продолжается свыше десяти лет.


И т.п.
Конечно же, просто так перебрать эмпирически все бесконечное разнообразие условий, в которых проявляется ожидаемая закономерность, невозможно и говорит о некорректном подходе, неверной методологии. Понятно, что проявление какой-то способности у близнецов (любимый и практически единственный объект психогенетиков) в одних условиях может оказаться реализованной, а в других нет. Если способности не передаются генетическим кодом, а лишь дают некое предопределение, то они могут реализоваться, а могут и не реализоваться (для чего нужно знать что именно заставляет реализоваться предопределенности) и никакие опыты с близнецами не могут показать, каков именно механизм имеет место. Подробнее об этом аспекте - в статье Блаженные (об обусловленности индивидуальных различий при формировании мистического мировоззрения). Большинство работ в психогенетике посвящено исследованию личностных различий высших психических функций, главным образом "интеллекта" - неопределенного понятия самого по себе, с помощью разнообразных тестов. Насколько подобные тестирования некорректны и не достоверны, уже не раз говорилось.

Вот как трактуется предметная область психогенетики в учебном курсе http://www.ido.edu.ru/psychology/psychogenetic/1.html :
Почему изучение этого предмета столь важно для базового образования современного психолога? На наш взгляд, тому есть две причины. Во-первых, психогенетические исследования ведутся в основном психологами. Профессиональные генетики часто почти не осведомлены о достижениях в этой области.
Т.е. дисциплина, занимающаяся исследованиями того, чьи механизмы изучаются генетиками, для последних не является сколько-то значимым: она даже не осведомлены об этом :) Но если бы генетики, наконец, смогли бы точно описать что именно и как формирует индивидуальные различия, имеющие происхождение из генетического кода, то и психогенетика стала бы не нужна именно из-за точности такого знания. И, если бы выяснилось, что на самом беле генетический код не способен передавать тот объем информации, что на него возлагают психогенетики, то приставка генетика перед пси стала бы вдруг лишней. Получается, что вместо науки мы имеем дело с некоторым ее суррогатом, вынужденном алхимически гадать в то время, пока настоящие науки еще не исследовали эту область точно своими методами. Это напоминает то положение с психологией, которая довольствуется множеством довольно противоречивых предположений вместо точного знания по нейрофизиологическим механизмам организации психики.
Как следствие такого вот неопределенного положения, в этой дисциплине процветает множество спекуляций, использующих наукообразные трактовки других дисциплин и прямое мошенничество, направленное на получение доходов легковерных людей, завороженных аурой психологии и ее более нового и еще более впечатляющего ответвления.
Как и психология, психогенетика склонна к различных классификациям людей. Так в этом самом курсе приводится в ведении в предмет Классификация людей по их природным дарованиям, Количество знаменитых и выдающихся людей всех разрядов (в %) среди родственников гениальных людей (как будто бы доказано, что знаменитость является непременным условием некоей одаренности).
Отцами-основателями разные психогенетики называют совершенно разных людей. Так, в учебном курсе одиозный Чампион Курт Тойч не упоминается вообще. Это характерно и для психологии, расколовшейся со времен Фрейда и Юнга на явно мистичскую (трансперсональную) и более академическую, но не менее некорректную в методах и средствах исследования и их приложениях.
Такой подход порождает соответствующее недоверие к любым полученным этими дисциплинами данным и теориям. И только спрос на их услуги у легковерных людей, организаций и правительств, поддерживает их существование.

Вот впечатления студентки, только что сдавшей курс психогенетики http://asena.livejournal.com/116264.html

...проверили - что мышь выбирает себе в половые партнеры такую мышь, у которой ГКГС (главный комплекс гистологической совместимости) максимально отличается от ее собственного. На практике это означает, что у потомства будет более широкий спектр имунных реакций (быть гетерозиготой вообще хорошо).
К самцу специально подсаживали мышь, максимально близкую по ГКГС - не очень охотно, но вступил с ней в романтические отношения - а потом максимально от него отличающуюся. Сравнивали потомство - мышата, рожденные "по любви", были достоверно более здоровыми...
Откуда мыши знают про ГКГС? - а по запаху...
... После такого невозможно было не задуматься о людях :) С ними тоже были эксперименты: им давали нюхать футболки, которые сутки проносил другой человек, и просили оценить привлекательность (или отвратительность) запаха. Потом сравнили ГКГС и аж удивились. Истинная правда. Чем больше нравился человеку А запах футболки человека Б, тем больше у них было различий в генах ГКГС, и наоборот. Так что, получается, запаховая привлекательность человека - залог здоровых детей, вот как.
А про безответную любовь нам объяснили, что это ошибка природы. Что кто-то из двоих имеет проблемы с системой обоняния, и ему либо по ошибке нравится, либо по ошибке не нравится. Либо - что это любовь сугубо от головы, а поспал бы несколько ночей с объектом страстной любви в одной спарке - сам бы понял, что нее, не то это. Только не понял бы, почему.
.. И есть мнение, что с этим же связана проблема отцов и детей: вызывает бессознательное раздражение и желание уйти как можно дальше запах человека, близкого тебе по ГКГС.


Как грибы после дождя появилось множество институтов "психогенетики", провидящих семинары по совершенствованию человеческой сущности, способностей и привлечению удачи. Смотрим что пишут на инет-странце такого института http://www.psychogenetics.ru/pages.php?id=3 :

Формула успеха не может быть универсальной для всех, она очень индивидуальна. В зависимости от того, как Вы сами определяете успех, подсознание либо замедляет, либо ускоряет его достижение.
Сегодня считается доказанным тот факт, что мы наследуем не только физическую внешность своих предков, но и определенные модели поведения. ДНК хранит сведения не только о цвете глаз или волос человека, но и о его желаниях, которые также передаются по наследству. Это открытие более 30 лет назад сделал американский доктор физики и психологии Курт Ч.Тойч.
Для изменения своей жизни к лучшему важно научиться не сожалеть о прошлом, а проанализировать его и увидеть возможности, благодаря которым мы можем стать успешными, увидеть новые перспективы собственной жизни.
Психогенетика позволяет взглянуть на жизнь человека в целом и понять, что у каждого события в жизни есть свое место.
Наша жизненная энергия, как и энергия Вселенной, неограниченна. Единственный ограничивающий фактор - унаследованные заблуждения. Если Вы избавитесь от наследственной зависимости, то вся энергия Вселенной станет доступной для вас.
На индивидуальной консультации Вы сможете: ....


Еще больше практикующих "индивидуалов", заряженных различного рода сертификатами и грамотами. Вот пример рекламы такого вершителя человеческих судеб на инет-странице http://www.gynecolog.su/psycho.phtml

Проходил обучение в Институте гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований РФ; Московском гуманитарном университете; Академии Идеал-метода Тойчей (США) - психология и психогенетика; Московском Авиационном институте (экономика и организация производства).
Проводит обучающие семинары и оказывает существенную помощь в решении ряда жизненных проблем.
Использование специальных методик позволяет скорректировать поведенческую установку человека, "запрограммированную" негативными составляющими опыта предшествующих поколений, открывая тем самым дорогу к реализации личностных устремлений в личной жизни, работе и карьере.
До недавнего времени поведение человека считалось непредсказуемым исключением во вселенной, в которой по утверждению Галилея, Кеплера, Ньютона и Эйнштейна, царит порядок. Доктор физики и психологии Чампион К.Тойч и его супруга Джоэл Мари Тойч (США) более сорока лет назад выдвинули гениальную теорию о наследовании человеком поведенческих моделей его родственников. Они назвали эту теорию
"психогенетика" или "генофизика". С появлением Джоэл Мари и Чампиона Курта Тойча удалось объединить физику человека, генетику и духовный закон, чтобы доказать, что поведение и опыт человека предсказуемы. Их тщательные исследования позволили сказать, что поведение человека можно модифицировать для пользы каждого мужчины, женщины или ребенка, также как для организаций и фирм.
Сегодня доказано, что любая проблема в жизни людей объяснима, предсказуема и устранима, и каждый человек может воспользоваться уникальным шансом изменить свою жизнь к лучшему раз и навсегда!
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
ПРАЙС - ЛИСТ


Надо ли говорить насколько ложны и наглы в желании создать громкую рекламу подобные утверждения?
Сегодня ни один физик, химик, нейрофизиолог, астроном или представитель любой другой науки, практикующей методологию научного познания, не устраивает семинаров, обещающих изменить судьбу, не берет деньги за консультатции в решении жизненных проблем. Этим занимаются психологи, психогенетики, гадалки, колдуны и экстрасенсы.
Книги Чампиона Курта Тойча можно найти в разделах Эзотерика. Парапсихология. Тайны Йога и другие духовные практики. См. комментарии к книге От человеческой скованности и бремени страстей к свободе .
Вот как еще привлекают легковерных психогенетики на свои семинары (http://www.cityclass.ru/course/detail/2860/ ):
Психогенетика - путь к счастливому супружеству.
Открытием для многих людей станет то, что наш опыт и поведение унаследованы, а значит предсказуемы. А то, что предсказуемо, можно изменить и человек может управлять своей судьбой. На семинаре Вы узнаете, как достичь Вашей заветной цели стать счастливым человеком, добиться взаимопонимания в семье, преодолеть одиночество, избавиться от страхов и почувствовать уверенность в завтрашнем дне.
Семинар позволит слушателям ответить на вопросы: Как преодолеть одиночество и отвержение? Как построить радостные отношения в семье? Почему Вы до сегодняшнего дня не получили того, о чем мечтаете? Как из Вселенной несчастливых людей перейти во Вселенную счастливых? Каждый из нас запрограммирован на то, чтобы испытать определенный опыт.
Генетический фактор действует в жизни каждого человека. Генокод свод законов и правил поведения на любые события в нашей жизни. Мы себя видим так, как видели себя наши предки. Генокод диктует нам конфликтовать, быть недовольными, страдать от одиночества и отвержения, искать любимого человека и не находить. Это происходит потому, что жизненный опыт предков записан в ДНК как код, а ДНК производит все как конкретную форму жизни. Наша задача освободиться от власти генокода. Мы способны не повторять заблуждения наших предков. IDEAL- метод позволяет самым точным образом определить генокод, анализируя опыт прабабушек и прадедушек и зная законы, по которым генокод передается.


Резюме.
Конечно, в условиях, когда наука пока еще не смогла найти и точно описать механизмы межличностных различий, предпринимаются попытки хоть как-то предположить их, выполняются исследования в надежде отгадать устройство черного ящика по внешним признакам чисто эмпирически, строятся гипотезы и предположения. Это то, что предваряет зарождение любой истинной науки (так химии предшествовала алхимия).
Но, как это часто бывает в таких случаях, спрос немедленно рождает и предложение: нечистоплотные и далекие от науки формы заморачивания доверчивых людей, прикрывающиеся очень модными и впечатляющими названиями психологических "наук". И, надо признать, этот фактор в психогенетике оказывается наиболее преобладающим.
Сегодня совсем не то состояние науки, какое было в средние века, когда спонтанно зарождающиеся эмпирические направления исследований возникали и исчезали или трансформировались (как это было с гомеопатией). Некий общий мировоззренческий потенциал ученого, хорошее понимание принципов научной методологии, способны сделать гораздо большее. И тогда, в ходе развития существующих предметных областей, возникают их междисциплинарные обобщения - системный подход, который сам по себе может стать вполне самостоятельной предметной областью. В случае развития генетики и нейрофизиологии это была бы системная генетика или системная нейрофизиология (не в названии суть), которая вполне обосновано обобщила бы уже исследованное исходными дисциплинами, формируя новое, междисциплинарное направление дальнейших исследований.
В настоящее же время именно непонимание сути научной методологии плодит невероятное множество идей-фикс, так и развитие их апологетами в некие искусственно поддерживаемые образования, как это произошло с психогенетикой, идею которой, все же, авторски обозначил Курт Тойч (который был по специальности ни генетиком ни психологом), а не все те предшественники, занимавшиеся вопросами межличностных различий, на которые ссылается академическая ветка психогенетики. Именно его усилиями и началось повальное увлечение и мода на психогенетику. Но лучше бы его не было. Не было бы миллионов обманутых, которых авторитетно заставили поверить в то, что они счастливы и стали лучше, не было бы неизмеримых бюджетных затрат на несбывшиеся иллюзии в разных странах и некорректных исследования в огромном количестве лабораторий, а было бы нормальное развитие генетики и нейрофизиологии до возможности системных обобщений, которые мог бы при необходимости сделать грамотный ученый.

Дополнительно:
Наследование признаков



Обсуждение Сообщений: 55. Последнее - 26.10.2007г. 11:39:58


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:1021711626

Авторские права сайта Fornit