Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Познай самого себя

Относится к   «Познание жизни»

О том насколько понимание буквально всего в мире зависит от понимания механизмов психики и что нужно бы сделать.

Фразу "Познай самого себя" очень любят мистики, она как бы самоочевидно подкрепляет их призывы к самосовершенствованию через мистические практики, желательно за деньги на соответствующих семинарах. Но фразу придумали не они, а те древние философы, которые убедились, что все знания о мире зависят от качества своих субъективных представлений и возможностей, потому, что "ты" - и есть модель мира в любых его проявлениях и познанных сторонах, которая только и может быть доступна тебе.

Китайский философ Конфуций среди основных норм нравственности выделял: «сначала познай самого себя».

Греческий философ Сократ утверждал главный принцип диалектики - «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир».

Более современные философы продолжают поддерживать это убеждение, например, Абай Кунанбаев: «Человек целый мир, и, если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя».

Насчёт того, что понимание сути фундаментальных взаимодействий так же зависит от контекста понимания психики, показывает множество философских интерпретаций квантовых явлений, например, многомировая интерпретация Эверетта, на суть которых прямо влияют особенности личного восприятия и личных представлений, в том числе и качество личного мировоззрения.

Буквально все философы, всю свою жизнь развивающие представления о мире и взаимосвязях явлений приходят к сходным выводам, делая усилия в понимании сущности самосознания.

Но просто созерцательными усилиями и размышлениями суть психики понять не удается в виду чрезвычайно сложной ее организации, основывающейся на множестве отдельных находок эволюции, которые совместно и поэтапно привели к появлению существующему механизму личной адаптивности к новому - организации психики. Даже такая основная направляющая в формировании психики как то, что это, в первую очередь - система механизмов личной адаптивности к новому, не приходила в голову философам древности, да и не многие современные ученые приходят к такому выводу, от которого зависит весь контекст понимания, весь смысл того, как понимается психика и все ее проявления.

 

У каждого без исключения в жизни возникали и будут возникать серьезные проблемы, решение которых напрямую связано с пониманием организации психики, и успех возможен только при условии такого понимания. Особенно это касается молодых людей, которые вынесли из детства немало зависимых состояний, отравляющих им жизнь в особых ситуациях. Недавнее исследование психиатров в России привело к ошеломляющему результату: около 80% школьников имеют серьезные проблемы с психикой. Но не только школьники, а почти все взрослые люди имеют некоторые привычки и особенности, от которых они хотели бы избавиться. Вот самые общие такие проблемы.

  • Депрессия - знакома буквально всем в отдельные моменты или постоянно, но те, кто к этому предрасположены, оказываются настолько беззащитны, что наступает поистине черный период жизни. Это стало неизбежностью для большинства в кризисе преклонного возраста, это приводит к случаям суицида у молодых.
  • Неэффективное образование, которое до сих пор строится больше методами повторений, фактически - дрессировки, что приводит к тому, что, окончив школу, у большинства людей в голове почти ничего не остается, а получаемые сведения держатся в памяти лишь до экзамена.
  • Неправильное воспитание - проблема любых родителей, которые совершенно не представляют себе, как сопровождать критические периоды развития ребенка и обеспечивать его адаптивный потенциал. Мало кто избегает жесткого противостояния с собственными детьми.
  • Трудности в (само)обучении, как из-за лени, так и от непонимания как это делать, - проблема для многих, не только при отстаивании чужого языка, а вообще - при необходимости приобретения специализированных навыков, в том числе и чисто моторных - для спортсменов и всех, кому необходимо наработать систему реагирования в стрессовых ситуациях.
  • Психосоматические болезни и зависимые состояния - огромный пласт проблем, от заикания и тремора в руках до психологической и наркотической зависимости.
  • Иллюзии восприятия и понимания, то, что не замечается и делает людей неадекватными действительности - в некоторых случаях оказываются непреодолимыми без понимания их сути и методов корректировки неадекватности. Они способны так остановить развитие, что даже не понятно, что же мешает. Они всегда присутствуют при общении, и всегда - при попытке освоить что-то новое.

Есть одно общее в этих проблемах: непонимание того, как организована психика, вообще, что это такое и что с этим возможно делать.

 

До сих пор все предметные области, которые декларируют целью изучение психики и, в частности, представлений о том, что такое сознание, далеки не только от общепризнанной модели психики, но даже от понимания базовых принципов и основной направленности эволюционного развития психики, что хорошо видно в подборке рецензий на ключевые книги по этой тематике. Сегодня среди российских академических ученых, пожалуй, только К. Анохин имеет наиболее адекватные представления об организации психики на уровне физиологии.  

Стоит отметить, что российские исследования мозга всегда были на переднем крае науки о мозге, начиная с И. Павлова и его последователей, вплоть до К. Анохина. Но за рубежом все это традиционно умалчивается в то время как зарубежные психофизиологи далеко не дотягивают до уровня понимания российских при всем их великолепном техническом обеспечении.

 

Вне академической науки существует немало попыток построить системную модель психики, но самые настойчивые и целостные из них оказываются еще дальше от понимания сути организации психики. Поэтому особенно скептически можно и нужно относиться к тому, что предлагается мной в книге Основы адаптологии, тем более, что написана она в расчете на хорошее понимание элементов нейрофизиологии и собственно систему изложенных очень непростых принципов.

Однако, модель постоянно подтверждается и с выходом все новых работ по фактическим исследованиям природной реализации психики дополняется все большим материалом, а попытки использования этого понимания приводят, так же, к положительному результату, ярким примером чего был эксперимент по практическому использованию механизмов поведенческих реакций в научении метанию ножей.

 

То, ради чего была написана книга и вообще создан сайт, на котором она опубликована - постепенное внедрение представлений об организации психики и, таким образом, - оказание идейного влияния как на исследования в этой области, так и обобщающие представления. Результат позитивно констатируется в отдельных публикуемых текстах исследователей в течение многих лет наблюдения. Конечно, трудно сказать, повлияло ли прочитанное на сайте (или ранее опубликованное в бумажном формате) или исследователи сами пришли к таким выводам (вот только ничего столь самостоятельного "с нуля" не бывает, а в подавляющем количестве почерпнуто от предшественников), но если выводы очень значимо соответствуют ранее опубликованному, то это можно считать позитивным результатом развития представлений, неважно чьих, но совпадающих по выводам. Именно цель оказания такого влияния кажется наиболее корректным способом социальной востребованности, без споров с оппонентами, а когда у исследователя самого вызревает убеждение в верности утверждения.

Единственно, что этому серьезно препятствует - очень невероятная сложность предмета, сложность организации системной модели и ее описания. Чтобы стать доступным специалистам без фанатических усилий в продвижении по тексту это требует написания на уровне понимания, не требующего специальных знаний и больших усилий восприятии, на достаточно популярном уровне научно популярной литературы для широкой аудитории.

При этом возникает опасность, что излишне доверчивые люди могут принять все безусловно на веру и это окажет нежелательное консервативное влияние.

Если книга будет написана в лайт-формате, то она должна быть подкреплена отзывами рецензентов, являющимися специалистами в области обоснований нейрофизиологического уровня, а этим просто так не станут заниматься занятые люди, ведущие специалисты в психофизиологии, а нужно оплачивать им эту большую работу.

Так же подготовка иллюстративного материала требует привлечения художников и программистов-аниматоров, опять же не бесплатно. Ну и собственно издание книги в бумажном формате требует особенно больших затрат.

Даже собственно текст книги в лайт-версии требует настолько выразительных иллюстраций, ясно показывающих принципы и динамику взаимодействий механизмов, что это - огромные затраты времени и средств для меня пока совершенно неподъёмные.

 

Есть ресурс краудфандинга для инициативных проектов. После ознакомления с наиболее популярными и успешными проектами там, возникло сомнение в каком-то успехе потому, что это - не проект по создания лазерной электробритвы, не фантастические планы передавать энергию сквозь Землю на любые расстояния и даже не проект наделения бессмертием, т.е. вовсе не то, что любой естественнонаучно-грамотный человек идентифицирует как явно нереализуемое.

Однако, я намереваюсь к сентябрю следующего года, все же, подготовить проект и разместить его на том ресурсе. Поэтому все советы и мнения будут очень актуальны.

 

Вот примерная раскладка по аннотации и необходимым затратам.

 

Зачем нужна книга по механизмам организации психики?

Сегодня очень остро стоит вопрос понимания того, как организованы механизмы психики, которые определяют свойства личности и ее возможности - эго. Без такого понимания многие актуальные проблемы оказываются принципиально не решаемы. Вот короткий список таких проблем.

1. Проблема искусственного интеллекта (ИИ) сегодня все еще далека от реализации просто потому, что до сих пор остаются дискуссионными среди специалистов вопросы, что такое вообще интеллект, что такое сознание. Причина в том, что недостаточно быть чистым нейрофизиологом или программистом, или схемотехником или психологом, чтобы объединить разрозненные проявления психики в единой модели порождающих их механизмов. Современные искусственные нейросети остановились на уровне распознавания образов, в лучшем случае - контекстного распознавания, и нет даже намека на верное направление, приводящие к моделированию интеллектуальных механизмов. Это, конечно, круче, чем ИИ компьютерных игр, но реализация почти столь же далека от проявления сознания, хотя во многих случаях практического применения и этого достаточно.

2. Попытки управлять мыслью с помощью электродов на коже головы сегодня так же малопродуктивны как попытки разглядеть что-то сквозь искажающее стекло душевой кабины, не говоря о реализации технической телепатии. Физиолог Н. Бехтерева пыталась понять и реализовать техническую телепатию по заданию партии правительства СССР, но столкнулась с непреодолимыми сложностями понимания организации системы, оставив неоценимый багаж данных прямых экспериментов на мозге своих пациентов.

3. Возможность продления жизни за счет киборгизации путем замены выходящих из строя органов как в результате травм, так и болезней. Сегодня уже есть протезы, позволяющие использовать сохранившие нервы для управления, но это - одностороннее управление, без использования обратной связи через утерянные с конечностью проприорецепторы, что требует заново учиться двигаться, но уже далеко не так эффективно. Понимание организации двигательной функциональности с участием сознания, вообще понимание адаптивной функциональности сознания к новому, позволяет на качественно более эффективном уровне организовывать протезы и имплантаты, в том числе внутри мозга.

4. Мечта научиться перемещать эго из биологического тела в компьютер - как способ обеспечить продолжение жизни при полном выходе тела из строя - пока реализуется только в виде фантастических произведений. Необходимо понимать, что такое вообще эго и что возможно перенести на другой носитель для сохранения личности. Даже намечающаяся операция по пересадки головы пораженного болезнью программиста без такого понимания представляется авантюрной.

5. Психологические и психосоматические проблемы самого различного вида и уровня - все проистекают от степени понимания организации психики и настолько же корректно решаемы. Начиная с проблемы образования, которая до сих пор находится на уровне в большей мере дрессировки, чем осознанного понимания предмета. Остра проблема понимания между людьми, без чего возникают все виды конфликтов любого масштаба, и связанное с ней понимание условий организации оптимальной коммуникации, которая стремительно развивается техническими средствами.

6. Личное совершенствование, социальная востребованность, партнерство, отношение к собственной жизни и смерти, препятствующее депрессивным состояниям и выпадению из социума, - множество взаимосвязанных представлений, которые сегодня далеки от адекватности реалий действительности.

Что уже сегодня достигнуто в плане понимания организации психики?

Сегодня только начинают приходить к пониманию, что все психические явления являются следствием механизмов личной адаптивности, и, в таком контексте становится более определённой функциональность сознания.

Но при всем туманном представлении о психике сегодня накоплено огромное количество данных экспериментальных исследований, которые остается сопоставить и обобщить в единую модель. Сложность системы личной адаптивности такова, что до сегодняшнего дня сделать это не удалось никому в системе академической науки ни в России, ни за рубежом. И положение усугубляется тем, что сама академическая организация науки основана на довольно строгом разделении предметных областей, что приводит к невозможности чистому нейрофизиологу или ученому другой специальности разобраться в том, что требует более широкого подхода и подготовки. Другая сторона организации науки в том, что молодые ученые вынуждены продвигать темы своих научных руководителей, а когда они сами выходят на оперативный простор, то уже превращаются не столько в ученых, сколько администраторов. Такой подход привел к тому, что узкими специалистами накоплено просто невероятно огромное количество разрозненных фактов исследований, но совершенно бессистемно, и без понимания в каком направлении следует развивать исследования. И это продолжает так быть.

Даже при столь консервативной организации среди физиологов прослеживается цепь блестящих находок и фрагментарного понимания. И. Павлов обнаружил "ориентировочный рефлекс" и гениально сформулировал картину поведенческих "динамических стереотипов". Е. Соколов нашел "детекторы нового" и обосновал механизмы реализации "ориентировочной реакции". В работах О. Виноградовой, описана функциональность гиппокампа в организации реагирования на новые и значимые стимулы. В работах А. Иваницкого исследованы и обобщены связи между вызванными потенциалами (теми ритмами мозга, которые сегодня пытаются использовать в управлении мыслью и био-обратных связях) и субъективными переживаниями, образовав модель субъективных образов с каналом их осмысливания.

Однако этого оказывается недостаточно для целостного понимания сути организации психики, и российский академический ведущий специалист К. Анохин в цикле своих популярных лекций это наглядно демонстрирует.

Пессимизм выводов и очень расплывчатые общие направления дальнейшей работы в академической среде оказываются очень далеки от того стержня проблемы, который давно уже очерчен прозрениями многих предшественников. И этот пессимизм относится не только к российской академической науке, но и зарубежной, что видно из последовательности публикуемых работ ведущих специалистов.

При этом уже есть сформированная целостная непротиворечивая модель организации индивидуальной адаптивности, обосновываемая во всех своих утверждениях многочисленными на сегодня данными исследований и обобщающая их с предсказательными возможностями, позволяющим с ясным пониманием подходить к развитию проблемы.

Эта модель описана в книге Основы адаптологии, более популярное изложение которой с ясными иллюстрациями, анимациями и демонстрационными программами предстоит создать при реализации предлагаемого проекта.

Это позволит подготовить для дальнейшей работы над реализацией искусственной системы и всей связанной с этим инфраструктуры, подготовить новых, прежде всего, молодых, пока еще готовых воспринять новое искренне заинтересованных специалистов, а не погрязших в академической системе функционеров.

Предполагается участие нескольких человек в ядре процесса создания популярной версии, а также привлечение всех заинтересовавшихся участников сайта, на котором публикуются материалы по проблеме (и не только этого сайта).

Задачи проекта.

Целью проекта является написание книги в увлекательной популярной форме в виде книжного издания на основе уже опубликованной в интернете книги со специализированным изложением с прилагаемым носителем демонстрационных программ и анимаций на CD. Уровень популяризации и стиль написания должны позволить читающему в увлекательной форме развить представления о природной реализации психики и возможности ее искусственного воплощения, но самое интригующее - ясное понимание как это реализуется практически в жизни.

С целью расширения иллюстративных возможностей, кроме картинок, таблиц, диаграмм и схем предполагается использовать анимации, доступные по коротким ссылкам в интернете. Эти ссылки очень легко набирать вручную, например, fornit.ru/973.

 

План реализации проекта

Написание 17 глав популярного изложения, общим объемом 25 авторских листов (~1 миллион символов) - 14 месяцев

Подготовка задания на рисование 200 иллюстраций, поясняющих отдельные принципы и явления - 3 месяца

Выполнение художником 200 иллюстраций - 8 месяцев

Подготовка задания на создание 10 анимаций - 1 месяц

Создание художником-программистом 10 анимаций - 4 месяца

Редактирование, тестирование - 4 месяца

Научное рецензирование - 4 месяца

 

Смета проекта для книги объемом в 25 авторских листов для публикации онлайн в интернете, и вариант - публикация бумажной книги

Заказ поясняющих иллюстраций художнику, около 200 шт. - 500000

Заказ поясняющих анимаций программисту, около 10 шт. - 150000

Стилистическое, литературное редактирование книги профессионалом - (250 руб/стр) * 300 страниц = 75000

Тестирование книги на понимание, с привлечением 3 тестеров со средним образованием - 30000

Научное рецензирование книги, несколько рецензий от 5 специалистов по теме - 10000*5=50000

Непредвиденные расходы (возможное изменение цен за период подготовки, необходимость дополнительных расходов) - 100000

_______________________________

Всего чистые затраты - 908500 руб С учетом 5% комиссии платежных систем и 5% комиссии краудфандинга - 1001621 руб

 

Вариант печати в издательстве (в случае, если собранная сумма позволит это):

Верстка книги - 30000

Заказ 5000 CD с иллюстративными анимациями и демо-программами (все это будет и в онлайне) - 35000

Ориентировочная стоимость (0, 1, 2, 3) печати книги 5000 экземпляров 300 стр. формата А4 в твердой обложке (Стоимость одного экземпляра: 270.00 руб) - 1350000

Получение индексов ISBN, УДК и ББК  и  авторского знака - 3500

_______________________________

Всего чистые затраты - 2323500 руб С учетом 5% комиссии платежных систем и 5% комиссии краудфандинга - 2562000 руб

 

Предварительная версия книги: Познай самого себя

 

Итак, все идеи, советы, рекомендации, предложения, очень желательны - в обсуждении этого текста.



Обсуждение Сообщений: 10. Последнее - 07.12.2015г. 18:57:52


Дата публикации: 2015-11-23

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:21292528

Авторские права сайта Fornit