Вопрос:
например. 6 летний упорно не понимает, что высказывания вроде "дети шли по дорожке. каждый шел впереди других" - бессмыслица. можно ли сказать, что у него не сложились принципы понимания упорядоченности? относится ли это к принципам причинно-следственных связей? или это несформированность логики? относится ли логика к принципам причинно-следственных связей? может быть это законы природы, к которым относятся и законы упорядоченности и логика?Ответ:
>>дети шли по дорожке. каждый шел впереди других
Здесь фраза требует последовательного осмысления нескольких понитий в общее: 1) речь пошла о детях (нужно представить образ детей) 2) речь идет о хотьбе (нужно представить это, на время прервав осмысление образа детей), 3) место действия – дорожка, видимо узкая (опять прерываем осмысление предыдущего для восприятия дорожки), 4) речь идет о каждом из всех детей, что-то требует именно внимания к особенностям каждого, 5) каждый шел впереди других – вот она “бессмысленная фраза”. На самом деле можно предположить, что говорящий просто неудачно сформулировал и имелось в виду, что все, кроме первого, шли впереди предыдущего, т.е. по цепочке. Но так поймет только тот, кто сумеет после всех прерываний, опять вернуться к правому образу и пройдясь по цепочке прерываний подберет наиболее подходящую модель понимания, если она есть: модель идущих по цепочке людей. А если нет, то фраза заставить задуматься, чтобы сформировать недостающие звенья наиболее подходящей, но недостаточной модели.
Взрослые легко оперируют 5-7 прерываниями для осмысления ситуации в сложных фразах. Причем, многие фразу у них уже автоматизированы так, что “дети шли по дорожке” – всего один мыслительный образ. Взрослый здесь имеет дело всего с двумя прерываниями: 1) образ дети шли гуськом и 2) каждый шел впереди другого – вызывает недоумение и предположения.
Дети постепенно учатся использовать все большее число прерываний для обобщенного понимания и данная фраза просто может превысить их предел так, что они даже не добираются до абсурда.