Вопрос:
1. Я так понял, что есть разные автоматизмы. Скажем, простые - механические и сложные - поведенческие (поправьте мою терминологию, если нужно). Соответственно, механические усваиваются без участия сознания, но не исключают его параллельного существования. Просто, в этом случае, сознание только мешает наработке. Хотя, наверное, лучше сказать, что мешает не сознание, а фокусирование внимания сознания на обучении простому автоматизму. Верно ли я понял? 2. При формировании сложных автоматизмов сознание участвует необходимо. И именно для этого оно и существует, согласно определению уважаемого nan. Просьба, кому не влом, немного растолковать и поправить, если нужно. 3. По поводу вождения авто. Мне известно (как игравшему когда-то в волейбол), что расфокусирование внимания способствует быстроте реакции (в волейболе - смотреть мимо мяча или за мяч). Поэтому, осмотр проходящих девочек или обсуждение дорожной обстановки - не мешают, а скорее помогают вождению. А вот, решение проблем за рулем, это уже не расфокусировка, а переключение. Это - опасно. Верно?Ответ:
>>При формировании сложных автоматизмов сознание участвует необходимо. И именно для этого оно и существует ... Просьба ... растолковать и поправить, если нужно.
Это достаточно очевидно можно пронаблюдать. Можно говорить ученику, что нужно делать для решения задачи, он это сделает и запомнит, если ему вообще такое решение в самом деле нужно.
Другой пример, каждый может задумать научиться делать что-то, например, движение и станет осмысленно делать его по отдельным шагам, опять же запомнив получившуюся последовательность за один раз.
Все это не рефлекс, требующий нескольких раз бездумных повторений и даже не имитация, которая следует во всем воочию увиденному (хотя такая имитация - тоже есть вариант осмысленного освоения).
Для осмысленной выработки нового существуют совершенно определенная иерархия все более совершенных (вплоть до высочайших вершин творчества) механизмов. Эти механизмы вполне определены сегодня и описаны вплоть до схемотехнического уровня реализации. Так же описана методика наиболее эффективного использования этих механизмов.
Ну и вообще, мы очень многое запоминаем за один раз на всю жизнь и это не только просто эпизоды памяти, но и умения: мы ни за что не повторим глупость, окончившуюся для нас слишком болезненно. Даже кошка за один раз запоминает свои обиды все тем же механизмом, и это - точно не рефлекс.
Мы запоминаем за один раз то, что происходило вчера, особенно ясно это делают дети, и это - не рефлекс, а следы осознания наиболее актуального для нас происходящего, а не того, что бубнит туповатый учитель.
>>Мне известно (как игравшему когда-то в волейбол), что расфокусирование внимания способствует быстроте реакции (в волейболе - смотреть мимо мяча или за мяч). Поэтому, осмотр проходящих девочек или обсуждение дорожной обстановки - не мешают, а скорее помогают вождению. А вот, решение проблем за рулем, это уже не расфокусировка, а переключение. Это - опасно. Верно?
Верно потому, что бессмыслие обеспечивает приоритетное выполнение автоматизмов как наиболее верно отработанных ранее реакций. Чтобы подвергнуть их сомнению и в чем-то улучшить, нужно осмысление, нужно прерывание действий и множество затратных мыслительных процессов. См. Неосознанные решения — самые правильные.
Но бессмыслие - не должно быть полным. Сознание должно отслеживать происходящее, не вмешиваясь в него, но в нужные моменты корректируя варианты действий, иначе бы мы действовали только по наиболее накатанному привычному сценарию и, как пьяные, шли бы прямо через лужу, не осознавая ее, вместо того чтобы перепрыгнуть.
Сознание должно быть максимально раскрепощено, без прокрутки каких важных отвлекающих проблем, но с ясным учетом всего происходящего и быть готовым в критических вариантах применить альтернативное наиболее привычному действие.