Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Темы | Тема Контекст рефлексов и контекст понимания

FAQ: Контекст определяет актуальность образов в восприятии?

Вопрос:

Восприятие всегда происходит в некотором контексте восприятия. С каждым образом, попавшим в восприятие всегда связана некоторая значимость. Значимость образа может меняться, в зависимости от контекста. Контекст, в котором воспринимается образ определяет новизну образа, т.е. наличие у образа признаков, ранее не присутствовавших в этом контексте. Среди образов, попавших в восприятие, выделяется образ и контекст, для которых произведение новизны образа на его значимость в данном контексте (актуальность образа) будет максимальным. Это произведение называется актуальностью образа и сравнивается с первым порогом. Превышение произведением первого порога определяет, будет ли среди автоматизмов, активированных этим образом, автоматизм, сопровождающийся осознанием. Видимо можно сказать, что превышение первого порога вызывает появление внутреннего плана психики. Второй порог актуальности применяется к образам, объединяющим (видимо смыслом или значимостью) уже активизированные автоматизмы. Наличие образа, превышающего своей актуальностью второй порог, вызывает феномен понимания - появление второго плана психики, внешнего по отношению к первому плану. Понимание может также произвольно менять второй порог.

Ссылка


Ответ:

>>Восприятие всегда происходит в некотором контексте восприятия.

Понимание смысла (значимости) происходит в данном контексте, а воспринимаемое может быть более характерно для другогоконтекста. Например, когда мы ходим есть, то образ голода включает контекст поиска еды, а не наоборот. Конечно, дальнейшее восприятие начинает оцениваться уже в данном контексте.

 

>>С каждым образом, попавшим в восприятие всегда связана некоторая значимость. Значимость образа может меняться, в зависимости от контекста.

Верно.


>>Контекст, в котором воспринимается образ определяет новизну образа, т.е. наличие у образа признаков, ранее не присутствовавших в этом контексте.

Не признаков образа, а новые признаки условий - признаки контекста, т.е. то, что может сделать данный образ в новых условий не соответствующим данному контексту.


>>Среди образов, попавших в восприятие, выделяется образ и контекст, для которых произведение новизны образа на его значимость в данном контексте (актуальность образа) будет максимальным.

Контекст не выделяется он уже активен. Сравниваются все активные образы, в том числе и активировавшиеся задолго до этого и остающиеся самоподдерживающимися. Например, мы поели, у нас остался образ прерванной игры в покер, он выходит на первый план и переключает контекст на игровой.

 

>>Это произведение называется актуальностью образа и сравнивается с первым порогом.

Все актуальности сравниваются между собой так, что самая сильная из них (наибольшее значение произведения) вызывает подключение его к каналу осознания, т.е. оно преодолевает порог осознанного внимания. Внимание фокусируется на самом актуальном из всего. Тут порог - не в терминах схемотехники компарирования величин неким потенциалом, а порог подключения к единственному каналу осознания. Его тоже можно считать потенциальным, меняя от низкого к высокому т.е. уровень, который преодолевается значением актуальности. И этот уровень балансируется так, чтобы кроме самого актуального не отвлекало более второстепенное. Этот порог работает рефлекторно.

 

>>Превышение произведением первого порога определяет, будет ли среди автоматизмов, активированных этим образом, автоматизм, сопровождающийся осознанием.

Здесь есть варианты.

1. Если мысли ничем не заняты, то появление осознаваемого образа в канале внимания непосредственно влияет на уже более высокоуровневый контекст - модель понимания. Например, если мы просто лежим типа отдыхаем, и зазвонил телефон, активируется контекст модели понимания телефона, нашего поведения с ним, прогнозы кто звонит и т.п. Возникает проблема ответа (нужно вставать, а вдруг звонят коллекторы или другие бандиты или надоедающий алкаш сосед). В этом контексте особенностью признаков текущего образа раздействуются наработенные автоматизмы как лучше действовать в данной ситуации. Т.к. есть некоторое время, возникают мысли более взвешенного подхода, быстренько решается брать-не брать трубку и т.п.

2. Мы можем быть настолько поглощены чем-то, что образ, хотя и прошел в порог непосредственного осознания, не был осмыслен и замечен и мы продолжаем делать что-то более актуальное (уже оцененное на уровне сознания в текущемконтексте решения занимающей проблемы).

3. Мы можем быть не настолько заняты, чтобы нас не отвлек звонок и тогда мы произвольно оцениваем важность звонка и важность того, что делаем и решаем, что предпочесть.

В двух последних вариантов активность звонка остается в области непосредственного сознания, но не осмысляться, а быть готовой к осмыслению как только это будет нужно. Возможно, какая-то мысль или настойчивость повторного звонка заставит вспомнить, что должен позвонить Жириновский и мы все бросим, чтобы взять трубку.

 

>>Наличие образа, превышающего своей актуальностью второй порог, вызывает феномен понимания - появление второго плана психики, внешнего по отношению к первому плану.

Понимание - атрибут активной модели понимания и срабатывает уже на уровне непосредственного сознания. Весь бред, что кипит на этом уровне уже классифицирован текущей моделью, все поставлено на известные места, и обрабатывается мыслительными автоматизмами как знакомое, согласующееся с моделью, отражающей действительность. А то, что не согласуется вызывает специфическую оценку непонимания, странности, абсурда и т.п. Что в зависимости от условий само по себе может заставить осмыслить это (второй уровень - решение проблем).

Понимаемый бред способен решать знакомые проблемы и решение выходит на уровень осмысления, если это оказывается решением доминирующей проблемы, которой мы заняты и тогда мы констатируем, как хорошо мы это контролируем.

Например, во время рукопашного боя совершаются множество действий, которые не осмысливаются, а мысль занята более стратегической задачей и подбирает тактику для ее решения. И вот, возникает констатация, что в результате мы очень правильно увернувшись поле провокации, провели мощный удар и соперник лежит.

 

Проще всего иерархию контекстов можно представить в виде ветвлений. Каждое новое ветвление появляется как необходимость расширить контекст новыми реакциями для несколько отличных условий (признаки контекст дополняются новыми условиями). Когда возникает необходимость в данный момент реагирования сделать не как привычно, а ясно, что нужно делать по-другому (появились новые признаки контекста, и опыт подсказывает то, что с такими признаками связано), вместо старой реакции появляется новая и становится привычной. Теперь прежняя реакция превратилась (условно для нас) в контекст для двух ветвлений: старой реакции и новой.

Вот рак растут ветки.

Исходным для дерева является контекст хорошо-плохо.

Он ветвится на выделенные психологами базовые контекст по списку позитивных и негативных "эмоций":

плохо -> хочется есть

плохо -> страшно

плохо -> отвращение

хорошо -> пищевое поведение

хорошо -> половое поведение

хорошо -> боевая ярость

Каждая из этих ветвей ветвится на более частные и т.д.



Опубликовано: 2018-05-04