Поиск по сайту

Короткий адрес страницы: fornit.ru/614

Этот материал взят из источника: http://www.abc-globe.com/globplansozn-6a.htm
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Фасеточный разум"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Концепция Коллективного Разума Н.Моисеева

Благодаря В.И.Вернадскому идея ноосферы утвердилась в умах ряда советских (и российских)
       ученых, хотя официально исследования в этом направлении не поощрались. В начале 90-х годов в
       научных изданиях России вышла целая серия статей, посвященных проблеме ноосферы (33). В 1990 г.
       был даже организован Международный институт ноосферы (при международной ассоциации "Кос-
       мос и философия")(34). Однако отношение к ноосфере противоречиво, а нередко - и негативно (Л.Н.
       Гумилев, В.А.Кутырев и др.).      
            
                   Некоторые из современных подходов к концепции Вернадского сводятся к тому, чтобы
       увидеть в ней единственный путь развития, способный предотвратить экологическую катастрофу
(35),
       или предельно расширить область применения понятия ноосферы, одновременно выделив в
этой
       области научную территорию
(36), или найти в концепции новый смысл - информационный (37).

                   Нельзя не сказать и о категоричном неприятии идеи ноосферы многими православными ве-
       рующими (см. форум на сайте дьякона А.Кураева).
       ---------------------------
                   
(33). См.: Савицкий И. Ноосфера и формирование человека. - Вестник высшей школы, 1990,
      
N3; Урсул А. Ноосфера - основа мировоззрения. - Там же, 1991, N5; Яншина Ф. Ноосфера В.Вернад-
       ского: утопия или перспектива. - Общественные науки и современность, 1993,
N1 и др.
          
         (34). См. Урсул. Указ. соч.
          
         (35). Там же.
          
         (36). Назаров А.Г. В поисках ноосферной реальности. - НООСФЕРА: Бюллетень Неправитель-
       ственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. 2001,
N11. - http://www.vernadsky.ru/Bul/
       Bul_11/11-8.htm. - см. в библиотеке сайта.
          
         (37). Платонова Э. Ноосфера и информационное пространство. - "ЧИЖ - человек и жизнь." -
       http://mykm.ru/view/view.asp?id... - см. в библиотеке сайта.

                    В целом, на мой взгляд, наблюдается рост пессимизма в отношении ноосферной теории
       Вернадского, и предвидеть ее перспективы нелегко. Вместе с тем, она стимулировала рождение на
       свет многих смелых научных идей и новых мировоззренческих ценностей.
           
       Под влиянием ноосферной традиции сформировалось одно из наиболее интересных явлений
       теоретической мысли последнего времени - концепция Коллективного Разума Н.Н.Моисеева. Попы-
       таюсь построить краткую логическую схему (систему) идей и гипотез Моисеева, касающихся исследу-
       емой проблемы, и максимально точно передать его мысли.                 

                  
Он использует понятия "ноосфера", "информационное общество", "коллективная память", "ис-
       кусственный интеллект", в том числе понятие "коэволюция" - одно из ключевых в его концепции
       развития, и введенные им понятия "Коллективный Интеллект", "Коллективный Разум".
          
         Отношение Моисеева к проблеме ноосферы было достаточно сложным. Он писал: "вступле-
       ние в эпоху ноосферы, т. е. в тот период истории, когда биосфера и общество будут развиваться как
       единый организм, как кооперативная система, эволюция которой следует целенаправляемому нача-
       лу, стремящемуся (но не гарантирующему) обеспечить гомеостаз(38) человека и биосферы, как мне
       представляется, в принципе возможно. Но оно будет означать качественное изменение характера
       эволюции общества и человека . И не только общества, но и биосферы как системы."(39)
          
         Проводившиеся им и его коллегами компьютерные эксперименты, при всем их несовершен-
       стве (по оценке самого Моисеева - Е.П.), показывали, с одной стороны, огромные трудности, которые
       необходимо преодолеть, чтобы вступить в эпоху ноосферы, а с другой - принципиальную возможность
       этого.                  
                   Произойдет ли указанное событие (явление бесспорно общекосмичекского значения) - заранее
       сказать нельзя. Переход к ноосфере вовсе не предопределен. Эту же мысль, но более категорично,
       Моисеев высказал в одной из своих последних работ - в статье
"Системная организация биосферы и
       концепция коэволюции": "Авторы теории ноосферы (Э.Ле-Руа, П.Тейяр де Шарден и В.Вернадский -
       Е.П.
) полагали, что формирование ноосферы неизбежно, а Вернадский говорил даже о начале нашего
       вступления в ноосферу. Я категорически отвергаю подобные утверждения. Ноосфера как состояние
       биосферы желательна, она гарантирует дальнейшее развитие рода человеческого, но нельзя утверж
      
дать, что ее наступление столь же неотвратимо, как и экологический кризис."(40)
       ---------------------------
                    (38). Гомеостаз - в экологии - состояние динамически подвижного равновесия экосистемы,
       поддерживаемое сложными приспособительными реакциями, регулярным возобновлением основ-
       ных ее структур, вещественно- энергетического состава и внутренних свойств, а также постоянной
       функциональной саморегуляцией во всех ее звеньях. Гомеостаз направлен на максимальное огра-
       ничение воздействий внешней и внутренней среды, сохранение относительного постоянства струк-
       туры и функций в системе. Греч.
Homos - похожий + Stasis - состояние. - Яndex/ГлоссЕст (EDI - Press).
          
         
(39). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. - М.: Языки русской культуры, 2000. -
       224 с. - С. 86-90.
          
          (40).  Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции. - Обществен-
      
ные науки и современность. 2000, N2. - см. библиотеку сайта.
 
          
          
А теперь об основных понятиях, содержание которых раскрывает Моисеев:
          
           Искусственный интеллект (его не следует путать с понятием Коллективный Интеллект (Ра-
       зум)) - появился сравнительно недавно, и означает он техническую систему, "создаваемую человеком
       для упрощения его взаимодействия с компьютером и вообще с информационными системами. Ис-
       кусственный интеллект делает доступным использование компьютера лицам, не имеющим профес-
       сиональной подготовки в области информационной техники."
                     Коллективный Интеллект - природное явление, результат сложнейшего эволюционного про-
 
     
цесса человека и общества. Его корни - в необходимости думать и действовать сообща, т. е. обмени-
       ваться информацией. В процессе совместной целенаправленной деятельности формируются общие
    
  знания, коллективная память, возможность коллективных действий и способы их реализации. Ско-
      
рость развития Коллективного Интеллекта непрерывно возрастает, особенно в эпоху компьютериза-
   
 
  ции и становления искусственного интеллекта, который служит важнейшим техническим средством
    
  развития Коллективного Интеллекта; использование последнего формирует положительную обрат-
       ную связь.
Коллективный Интеллект - "это система, объединяющая людей информационными свя-
       зями, благодаря которой им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. В
    
  результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и
    
  действий."
           
           Коллективный Разум  возникает вместе, одновременно с индивидуальным разумом; они раз-
    
  виваются параллельно и вместе с развитием человека, общества, ростом потребности в обмене ин-
       формацией и принятии коллективных решений. Коллективный Разум развивался значительно быст-
    
  рее разума индивидуального и его роль в жизни сообществ все время возрастает. Вместе с ним со- 
       вершенствуется язык, кодирующий информацию и средства ее передачи. Существует положительная
    
  обратная связь развития Коллективного Разума и сложности человеческой деятельности, интесив
       ность этой обратной связи также возрастает; ее главная составляющая в настоящее время - обмен
    
  идей, гипотез, предположений, интерпретаций тех или иных феноменов. "Коллективный Разум
    
  объективно становится неким инструментом, управляющим (целенаправляемым) действиями лю-
       дей." Вооруженный техническими новшествами информационных технологий последних десятиле-
      
тий, он приобрел удивительное могущество.
                  
 Коллективный Разум и коллективная память - единственные формы коллективной собствен-
       ности , использование которых в нормальных демократических условиях, не допускающих "инфор-
       мационного тоталитаризма", ведет только к ее накоплению.
          
         Н.Н. Моисеев указывал, что Коллективный Разум - достаточно традиционное понятие.
По его
       мнению, существование Коллективного, или Общечеловеческого, Разума людьми было уже давно
       замечено и понято, что именно он определял наше общее развитие последние тысячелетия. В древ-
       них учениях о познании выделялось достигнутое людьми коллективное знание. Пришло время прев-
       ратить эти вопросы в предмет интенсивного научного анализа. По Моисееву Коллективный Разум
       является не только источником творчества, но формирующим началом духовного мира человека,
       среди продуктов которого - религии. Он предложил явно спорный тезис о том, что многие восточ-
       ные религии прямо отождествляют Коллективный, или Мировой , Разум с божественным началом.
       В западноевропейской философии подобные представления в той или иной мере просматриваются
       у Огюста Конта.
                  
 В тоже время Коллективный (Мировой, Общечеловеческий ) Разум (Интеллект) выступает у
       Моисеева в качестве некоего природного явления и имеет информационную, кибернетическую сущ-
       ность.
          
         Лавиноообразное развитие средств связи, и такой же процесс накопления и обработки ин- 
       формации и компьютерных технологий создает, по убеждению Моисеева, совершенно новые воз-
       можности для развития Коллективного Разума. Весьма привлекательна своей конкретностью гипо-
       теза Моисеева: увеличение числа нейронов в мозге живого существа привело однажды к появлению
       сознания, свойства которого никак не являются следствием свойств отдельных нейронов, и которые
       практически идентичны у всех живых существ. Почему же нечто похожее не может произойти с Кол-
   
   лективным Интеллектом, где роль отдельных нейронов играют индивидуальные разумы и отдель-
       ные информационные системы? "Если моя гипотеза верна, - писал Моисеев, - то однажды неизбеж-
       но произойдет качественное изменение места Коллективного Разума в планетарной организации
       человечества."(41)
                   Моисеев выразил надежду на то, что Коллективный Интеллект уже в ближайшие годы смо-
       жет не только отслеживать происходящие события, но и формировать систему необходимых дейст-
       вий, обеспечивающих гомеостаз человеческого общества. Однако для их реализации нужна еще и
       коллективная воля, а значит, и соответствующая организация общества. Потребуется качественное
       изменение социальной структуры последнего. и что еще важнее - системы нравов. Превращение
       "четвертой власти" (СМИ) во властителя мыслей остальной части населения должно быть исключе-
       но. Изменение системы нравов должно вести к превращению СМИ в составную часть Коллективно-
       го Разума, более того  - в важнейший механизм самоорганизации общества, направляющий его раз-
       витие на формирование нового гомеостаза.(42)
 
       ----------------------------
                  
 (41). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации.., с. 89.
          
         (42). Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации.., сс.77-81, 86-90 др.
                
           
         Постепенно в Рунете увеличивается  число публикаций, авторы которых так или иначе вы-
    
  ражают свое понимание глобального и планетарного сознания. Некоторые из них носят вполне на-
    
  учный характер, но большинство - тексты, самые разные по форме и содержанию, представляющие
       собой в лучшем случае философские декларации об определенных позициях. Авторы публикаций
    
   затрагивают множество проблем современной жизни в области экологии, политики, культуры (43),
    
  объединяясь в одном - проблемы увязываются с процессом формирования глобального или плане-
       тарного сознания.                  

                   С большим трудом углубляется понимание значения сознания в планетарном развитии как
       особого феномена всеобщего существования, а не только его функции - мышления, причем исключи-
       тельно научного. Хотя и последнее имеет место. Так, в статье Т.Андреевой "Антропоцентризм и био- 
       сфероцентризм - две линии развития человечества" делается попытка разобраться в современной ме-
       тодологии понятий "глобальное" и "планетарное" сознание.
                   В понимании
планетарного сознания Андреева предлагает выделить два аспекта: "1.В узком
      
смысле - это индивидуальная способность человека осмысливать универсальные параметры своего
      
особенного существования. 2.В широком - это такая рефлексия, при которой всеобщее превращается 
       в предмет философского исследования, т.е. осуществляется самосознание человечества." (44)
                   Мне представляется, что в случаях, когда осмысливается "универсальное " и "всеобщее", пра- 
       вильнее было бы говорить о действии космического сознания.
                   Психология рассматривает самосознание как образ собственного "Я" и установку по отноше-
       нию к самому себе. Но для так называемой "Я-концепции" самосознание еще и представленность ин-
       дивида в себе, как в другом. Достаточно ли этого для понимания сути общечеловеческого самосозна-
       ния? Думается, возникает необходимость в более глубоком философском исследовании обозначив-
       шегося вопроса.
                   Продолжим прерванную цитату из статьи Т.Андреевой: "Думается, что употреблять термин
       "глобальное сознание" можно и нужно лишь в смысле "общественное сознание, отражающее глобаль-
       ные проблемы". И далее: "Таким образом, "глобальное сознание" - это осмысление проблем экзистен-
       ции индивидуального "Я" в неразрывной связи с бытийностью всех людей, что на высшей ступени
       рефлексии обозначается как новая диалектическая взаимосвязь "я - человечество"."  Но Т.Андреевой
       все же не удалось провести ясного разделения между понятиями глобального и планетарного созна-
       ния.
                   Интересно, что Т.Андреева, а также Э.Платонова (см. выше) обращаются к идее П.Флоренско-
       го о пневматосфере, изложенной им в письмах к В.Вернадскому. Речь идет об "
особой части вещест-
       ва, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа", которая, по мысли Флоренско-
       го может существовать в биосфере или даже на биосфере (45). Называются еще гипотезы
Ю. Лотмана
       о "семиосфере", Й. Левина и В. Налимова о "пневмобиокосмосе", Э. Ильенкова о "космологии духа". (46)
       ------------------------
                    (43). См. тексты в библиотеке сайта (раздел "Глобальное и планетарное сознание") и др.
          
         (44). Андреева Т.А. Антропоцентризм и биосфероцентризм - две линии развития человечест-
       ва. - см. в библ-ке сайта.
          
         (45). См.: Платонова Э. Ноосфера и информационное пространство ...
          
         (46). Андреева Т.А. Антропоцентризм и биосфероценризм ...

                   На мой взгляд, позицию Андреевой ослабляет привязанность к ноосферной теории В.И.Вер-
       надского и упрощенное понимание природы сознания. Мы снова встречаемся со старой ошибкой -
       сознание отождествляется  с его функцией - мышлением. Рефлексия, как известно, - главным обра-
       зом акт осознаваемого отражения. Но разве бессознательному нет места в нашей проблеме? Кроме
       того, Андреевой упускается роль техники (о которой говорил тот же Вернадский).       
                   Совершенно другое видение проблемы читатель найдет в статье (скорее философском эссе)
       В.Папкова "Путь к планетарному сознанию", которое представляется ему
вырастающим из религиоз-
       ного сознания, синтезирующим позитивное содержание каждой религии и принимающим во внима-
       ние все достижения современной науки. (47)

          
        
Суть вопроса, как всегда, в методологии подхода.                  
                    Естественно, что у идеи глобального и планетарного сознания есть противники, и их немало.
       Кроме обыкновенного подсознательного страха, существуют, очевидно, неявные, но сознательные мо-
       тивы их позиции. У заметки
"Планетарное сознание искажает сознание" более, чем красноречивое
       название. Хотя в самом тексте вы не встретите ничего, что оправдывало бы его. (48)
                  
 Готов согласиться с версией автора статьи "Потрясение светлым будущим-2": "Концепция
       единого мирового сознания отпугивает современного человека прежде всего тем, что в центре его
       нам представляется некий всевидящий и всемогущий Большой Брат, контролирующий и направляю-
       щий каждый шаг отдельных индивидов. Но так ли необходим Большой Брат для единого сознания?
       Как мы знаем, у человеческого мозга нет единого центра, так же как нет единого центра у вселенной
       или у вездесущего бога." (49)
                    Что бы там ни было, энтузиастов глобального мировоззрения можно найти всюду.
                    Достаточно популярное в США движение "New Age" развивает принципиально иное направле-
       ние в понимании глобального сознания и путей его формирования. Возьмем проект "World ViewZ"  и
       деятельность Друнвало Мельхиседека, "всемирно известного лектора и автора книг
", которого многие
       знают по семинарам "Цветок Жизни". Например, в интервью, напечатанном на сайте "Глобальное
       Видение", он поднимает экологические проблемы планеты. Он исходит из того, что внешний мир
       (физический) и внутренний (духовный) взаимосвязаны, и потому призывает "войти" в свое сердце, "бла-
       годаря которому мы можем привести мир в гармонию и исцелить его... мир спасёт не технология, а че-
       ловеческая суть." (50) Проект же предусматривает глобальные молитвы и медитации во имя исцеления
       планеты; там же можно найти пророчества и послания Мира от группы "новых детей-экстрасенсов". (51)
       ---------------------------
                    (47). Папков В. Путь к планетарному сознанию. - см. в библ-ке сайта.
                    (48). Планетарное сознание искажает сознание. - см. в библ-ке сайта.
                    (49). Алекспрома. Потрясение светлым будущим-2. - см.в библ-ке сайта.
                    (50). Земля и Небо - Путь Сердца. Репортажи о переходе планеты Земля на новый уровень
       сознания - уровень Сознания Единства. - см. в библ-ке сайта.
                    (51). Там же.

                   
Таким образом, наличествующие представления о глобальном и планетарном сознании пре-
       дельно разнообразны, как и представления о путях движения к ним, средствах и способах их дости-
       жения. Наиболее реальной и перспективной, вне сомнения, выглядит концепция Н.Моисеева о Кол-
       лективном Разуме.


Последнее редактирование: 2014-12-18

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.abc-globe.com/globplansozn-6a.htm



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Голографический принцип | Как найти смысл жизни | Концепции фантазии | Концепция личности | Космический разум | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Может ли нейробиолог понять микропроцессор?
Нейробиологи, вооружившись методами, обычно применяемыми для изучения живых нейроструктур, попытались использовать их чтобы понять, как функционирует простейшая микропроцессорная система — «Мозгом» был процессор MOS 6502.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:33
Всего:84379982

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика