Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Мои комментарии включены фиолетовым цветом<br>В некоторых местах я могу ссылаться на номера из "списка критериев", взятого из <a href = "../mist.php"><b>ГЛАВНОЙ ТЕМЫ</b></a>

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ...

Относится к   «Мистические миры»

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ИЛИ...

Сведения об авторах:

Юрий Горный

заслуженный артист РСФСР. Успешно выступает на эстраде уже больше 25 лет, провел свыше десяти тысяч выступлений. В своих выступлениях он наглядно показывает, какие скрытые резервы имеются в сознательной и подсознательной психической деятельности человека и некоторые пути их активизации. На своих выступлениях он демонстрирует такие психологические возможности, которые недобросовестными выступающими выдаются за телепатию, телекинез, ясновидение и другие парапсихологические способности.

Л.В.Лебедев

врач-психиатр.

Посвящается светлой памяти борца за истину

энциклопедиста ученого генетика

Владимира Павловича Эфроимсона

В наше кризисное, переломное время отмечается всплеск мистицизма. Астрологи, экстрасенсы, колдуны стали кумирами миллионов. Они выступают на стадионах и сценах сельских клубов. Им предоставляется телевизионный и радио-эфир. На этом фоне огромной популярностью у нас и за рубежом пользуются книги Раймонда Моуди о "жизни после смерти". В своих книгах автор для доказательства существования потустороннего мира приводит многочисленные свидетельства людей, переживших клиническую смерть и рассказавших о своих переживаниях. Среди многих психопатологических феноменов, наблюдавшихся у людей во время наступления клинической смерти, Моуди ярко описывает феномен аутоскопии. Вот один из примеров описания этого психопатологического феномена: "я тонул, всплывая и погружаясь в воду, неожиданно я почувствовал, что я вне своего тела, я видел своё тело с высоты трех или четырех футов выныривающее и погружающееся в воду. Я видел свое тело со спины и слегка справа. Я ощущал, что я чувствую своё тело, хотя я и находился вне его. Я чувствовал неописуемую легкость, словно я перышко.

Метод доказательства существования потустороннего мира, использованный Моуди не нов. Ещё во времена средневековья для придания церковным проповедям увлекательности проповедники использовали короткие рассказы, составлявшиеся деятелями церкви для придания проповедям максимальной эффективности. Для этих целей издавались специальные сборники. В таких сборниках нередко приводились воспоминания лиц, которые умерли лишь на короткое время и затем возвратившиеся к жизни. Временно скончавшиеся, живые или ожившие мертвецы повествовали о своих переживаниях-странствиях на том свете. Такие мемуары получили специальное название в сборниках - "видения". В соответствии со средневековой церковной концепцией между жизнью и смертью существует ряд градаций и переходов, так что приходится предположить наличие среди людей наряду с вполне живыми и совершенно мертвыми не вполне живых и не вовсе умерших. Ф.М.Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" устами Свидригайлова, так обыгрывает эту идею: "...Приведения - это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стадо быть, должен жить одной здешнею жизнью, для полноты и порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновение с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир. Я об этом давно рассуждал. Если в будущую жизнь верите, то и этому рассуждению можно поверить".

Описанные Моуди переживания у временно умерших не являются для науки чем-то неизвестным или новым. Эти переживания относятся к редко встречающимся, хотя и хорошо описанным феноменам деперсонализационной аутоскопии.

Аутоскопия это галлюцинаторное восприятие образа собственного тела с проекцией во внешнее зрительное пространство. При этом отмечается прямое "столкновение" с собственным образом в форме как галлюцинации так и иллюзии, и что важно, воспринимаемый образ имеет те же очертания фигуры, ту же личность, что и субъект.

Переживания полета, легкости и вида собственного тела как бы со стороны, фиксируются не только у перенесших клиническую смерть, но и во многих других случаях.

Переживания раздвоения и аутоскопии отмечаются при некоторых формах мигреней. Временами, у некоторых людей, страдающих мигренями, спонтанно возникает ощущение физического раздвоения. На какое-то время такие психические качества, как способность к наблюдению, суждению, восприятию и т.д. переходят к "другому" или к "другому телу. Во время появления этого расстройства больные остаются в сознании о собственном теле, его позиции в пространстве. Обычно два тела кажутся, разделенными дистанцией в несколько футов. Случается, что пациент испытывает только частичное отделение от "другого", от реального тела. Процесс разделения не ощущается пациентом. В первый момент он один, следующий момент появляется ощущение раздвоения. Иногда "второе тело" ощущается как холодное или прохладное. Обычно, в момент появления такого феномена появляется ощущение, что больной как бы вышел из своей физической оболочки и смотрит на свое физическое тело со стороны, чаще сверху. Эта галлюцинация физического раздвоения обычно длится не больше нескольких секунд. Приведем пример само описания, раздвоения у женщины 37 лет, страдающей приступами мигреней. "Я находилась на кухне, сервируя завтрак для семьи” внезапно появилось чувство, словно я стою на наклонной плоскости, глядя с небольшой высоты, как я готовлю завтрак. Это состояние продолжалось несколько секунд". У другого больного 48 лет чувство раздвоения появлялось незадолго до приступа мигрени. Перед приступом его психическое или "астральное тело" парило над физическим телом и казалось более реальным. У некоторых, страдающих мигренями больных, патологические явления наступали во время сна и заключались в том, что больные совершенно ясно, как бы находясь в полном сознании, испытывали состояние "ясновидения", проскопии или "deja vu*. Двое видели свое спящее тело со стороны, третья ощущала себя в своем теле, но видела свой двойник позади себя. Все трое имели ощущение одновременного пребывания в себе и вне себя.

Феномен аутоскопии может появиться и у обычного здорового человека, если он специально занимается тренировками по вызыванию особых состояний сознания. Кеннеди описал появление спонтанных аутоскопии у преуспевающего 37 летнего бизнесмена, занимавшегося йогой с целью самопознания. Однажды вечером он проводил серию упражнений дыхательной гимнастики йогов. Внезапно у него появилось чувство, что он раздвоился, что он находится вне своего тела и смотрит на себя сверху. Напуганный этим, он прекратил упражнения и необычные ощущения исчезли. На следующий день он вновь проделал те же упражнения и получил тот же результат. В последующие дни он вновь стал проводить дыхательные упражнения, и каждый раз во время их выполнения появлялось чувство, что он "вышел" из своего тела и смотрит на себя со стороны. Занятия йогой были прекращены только после того, как необычные состояния стали появляться спонтанно и бесконтрольно. Временами у него спонтанно стало появляться чувство, что он не реален, что окружающее нереально. После того, как в зеркале он увидел, что раздвоился, последовало обращение за помощью и госпитализация в психиатрический стационар. Лечение транквилизаторами эффекта не дало, а от курса эдектросудоржной терапии пациент отказался и обратился за помощью к инструктору по йоге. После того, как он провел несколько дней с инструктором по йоге, он смог вернуться к работе, считая, что он достаточно ознакомился с йогой и больше никогда ей не занимался. Как показал катамнез, проведенный 16 месяцев спустя у обследуемого спонтанно продолжали появляться эпизоды аутоскопии, но несмотря на это он был в состоянии успешно вести свои дела.

Феномен аутоскопии нередко наблюдается у альпинистов, когда они находятся высоко в горах и испытывают кислородное голодание. Известный альпинист Нойс приводит такое само описание этого феномена: "Я нередко думаю, что, и многие альпинисты также испытывают во время восхождения внезапное раздвоение личности, особенно в одиночестве. Одна половина моего "я" высматривает и критикует неуверенность и некомпетентность второй половины и сама устраняется от физического конфликта. Как я заметил, в 1945 году на Пахунури, эти шизофренические явления при высотных восхождениях становятся более резко выраженными. Я думаю, что подобное же состояние вызвало Смайса на Эвересте в 1933 году на странный поступок, когда, будучи один на высоте 8540 метров, он отломил кусок мятного кекса и повернулся, чтобы протянуть половину воображаемому спутнику. На Контрфорсе одна половина моего "я" парила на крыльях над склоном, удивляясь, почему она привязана к этому замученному задыхающемуся существу. Когда мы повернули налево, к гребню, она даже восхитилась близким чудом - вершиной пирамиды Эвереста, свободной в этот момент от –снежного флага. Вторая половина в этот момент мучительно трудилась, стонала и тяжело дышала, проклиная ужасную дыру, которую рюкзаки просверлили, казалось, в моей пояснице; спорила со старшим партнером: “Не могу, не могу идти быстрее!” - и, тем не менее, испытывала трепет радости оттого, что не шла медленнее".

Подобные выше перечисленным феноменам болезненные состояния сознания наблюдаются при органических поражениях головного мозга и инфекционных тяжелых заболеваниях. Так, больной 46 лет с менингеальной геморрагией, имел в течение 4 дней иллюзию двойника. Первое появление двойника привело к значительному страху с ощущением близости смерти. Двойник следовал по пятам больного по всем помещениям, не произнося ни слова. Сам больной, культурный и интеллектуально развитый человек, несмотря на живость и яркость двойника, сохранил критику и связывал появление этой галлюцинации с нарушением работы мозга. Другой больной с менингиальным синдромом туберкулезной этиологии, лежа на кровати, начал ощущать двух двойников. Один лежал над ним, а другой под кроватью в таком же положении, как и он. Больной утверждал об их реальности. Указанный феномен появился при повышении температуры тела и исчез через 4 дня.

Служащий 45 лет. В 1945 г. заболел сыпным тифом. В течение заболевания у него дважды наблюдался феномен появления двойника. В моменты появления двойника больной испытывал страх с опасением смерти. В последующем больной рассказывал: "Я видел другого "я", который умирало Он меня спрашивал: он или я сейчас умрет о Я ясно видел его и твердо верил в его наличие. В конце концов, я пришел к сомнению о его идентичности мне. Двойник был хуже, чем я, и казалось, что он умрет. Он не говорил. Он лежал очень близко от меня, так же как и я. Повторял все мои движения. Это продолжалось почти полчаса. Примечательно, что при появлении двойника больной на фоне помраченного сознания спрашивал самого себя кто из них двоих реальный субъект, а кто проективный образ.

Больной 43 лет, в период реконвалесценции после тифа у него появилась депрессивное состояние с суицидальными мыслями. На фоне депрессии появилось ощущение двойника. Как он впоследствии рассказал: "я имел ощущение, что я себя видел, как в зеркале. Я видел себя таким, “ каким был в каждый конкретный момент. Двойник был объективным и автономным, он воспроизводил все мои действия. Иногда он делал зовущие жесты, но ничего не говорил. У" меня было желание убить двойника". Чувство тяжести этого состояния и страх смерти частично объясняют эту галлюцинацию, против которой, защищаясь, больной, старался перенести смерть на двойника.

Психопатологические состояния о кажущимся выходом из телесной оболочки отмечены у летчиков, космонавтов, такие нарушения при изменении состояния весомости у лиц, пользующихся скоростными лифтами описали Паркер и Шильдер. Они наблюдали, что при движении лифта вверх внезапная остановка вызывает у человека ощущение, будто тело, продолжая подниматься, внезапно становится легче и выходит из самого себя, становясь двойником. Испытуемым казалось, что одно тело, пустое, почти не ощутимое оставалось на месте, а другое, "действительное", поднимается вверх.

Подобные перечисленным выше состояния так же нередко отмечаются у людей принявших фармакологические препараты, относящиеся к группе дизлептиков. Так, один из испытуемых после принятия псилоцибина созерцал самого себя как актера, играющего комедию, причем он сам являлся одновременно актером и зрителем. При принятии мескалина часто отмечается нарушение восприятия собственного тела, происходит изменение схемы тела. Нередко появляется ощущение легкости, невесомости всего тела иди отдельных его частей. Весьма характерным является расщепление личности испытуемый как бы состоит из двух человек, один ив которых погружен в созерцание ярких и изменчивых картин, разговаривает с врачом, испытывает блаженство, а другой хладнокровно наблюдает за ним со стороны, ‘ регистрируя все изменения и критически их оценивая. Нарушения восприятия, эмоций, мышления переживаются как собственные, но в то же время как не зависящие от "я" испытуемого, он не может их изменить иди остановить, но может их регистрировать и правильно оценивать. При приеме производных лизергиновой кислоты иногда возникает ощущение полета или падения. Более сложные нарушения отмечаются реже - при этом тело кажется чужим, существующим отдельно от личности испытуемого, который как бы со стороны наблюдает за своим собственным телом.

Состояния парения и уменьшения чувства собственной тяжести по Вернике относятся к нарушениям пространственной схемы тела и общему восприятию физического состояния. На основании клинических наблюдений русский психиатр В.А.Гиляровский пришел к выводу, что представления человека о том, в каком положении находятся его туловище, голова и конечности, возникает на основе ощущений, идущих от всех переферических частей двигательного анализатора (от мышц, сухожилий и суставных поверхностей). Большое значение для формирования "образа тела" имеют ощущения ребенка при прикосновении руками к собственному телу. Вживание в собственное тело происходит в процессе развития ребенка в послеутробном периоде.

Для ориентировки в пространстве я времени необходим акт рефлексии: "я" должен поставить самого себя в связь с системой пространственных или временных отношений. Для успешной адаптации к внешнему миру человек должен обладать способностью как бы "выступить из себя", взглянуть на себя извне с некоторого расстояния и оказаться в мире, который он делит с другими и в котором он представляет лишь незначительную частицу. По Клаусу Конраду такая возможность для здорового человека "взглянуть на себя со стороны" обозначается термином "выйти из себя", он же обозначает такую возможность, как "коперниковский поворот" по аналогии с открытием Коперника, когда тот в центр вселенной поставил не землю, с которой люди наблюдают за звездами и планетами, а солнце. В соответствии с концепцией Конрада, во время нарушения сознания по типу помрачения человек теряет способность "вернуться к себе" или совершить, по его терминологии, "птоломеевский поворот", т.е. поставить себя в центр мироздания.

При действии патогенных факторов будь то гипоксия, как это бывает у умирающих и альпинистов, или под действием фармакологического препарата нарушается ясность сознания, что и приводит к необычным психопатологическим переживаниям. Эти переживания, неразрывно связаны с нарушениями схемы тела, и зачастую трудно определить, что вносит больший вклад в развития состояний, описанных Моуди у умирающих - нарушения схемы тела или нарушения ясности сознания.

С психологической точки зрения генез аутоскопии может быть объяснен из теории Выгодского развития высших психических функций. Согласно его теории, всякая высшая психическая функция была раньше своеобразной формой социального сотрудничества и лишь позже превратилась в индивидуальный способ поведения, перенеся внутрь психологической системы личности имевшиеся социальные взаимоотношения. В процессе социального развития ребенок начинает применять по отношению к себе самому те формы поведения, которые обычно применяют взрослые по отношению к нему. В литературной форме этот процесс социализации по Выгодскому, отражен в автобиографической повести Сартра "Слова". Сартр так описывает свои детские переживания: "Мое "я", мой характер, мое имя - все было в руках взрослых; я приучился видеть себя их глазами, я был ребенок, а ребенок это идол, которого они творят из своих разочарований. В отсутствие взрослых я чувствовал на себе их взгляд, разлитой в лучах света; под этим взглядом я бегал, резвился, он не давал мне выйти из образа примерного внука и определял мои игры, мой мир". По Выгодскому, первоначально ребенок ведет себя желаемым для взрослых образом только в присутствии взрослых, в дальнейшем он усваивает предъявляемые ему требования и ведет себя желаемым образом в отсутствии взрослых, как бы продолжая ощущать их контроль. Фрейд этот процесс социализации описывал как "принятие внутрь образа родителя". Сартр приводит следующее самонаблюдение: 'Уходить от взрослых в чтение - значило ещё теснее общаться с ними; их не было рядом, но их вездесущий взгляд проникал в меня через затылок и выходил через зрачки, подсекая на уровне пола сто раз читанные ими фразы, которые я читал в первый раз. Выставленный на обозрение, я видел себя со стороны: я видел как я читаю, подобно тому, как люди слышат себя, когда говорят." С возрастом, ощущение того, что за ребенком даже в отсутствии взрослых они продолжают наблюдать за ним, проходит. Но это ощущение наблюдения со стороны может появиться в экстремальной ситуации. У Сартра можно найти такое самонаблюдение: "Играя со спичками, я прожег маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, господь бог вдруг меня увидел - я ощутил его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках; я заметался по ванной комнате, до ужаса на виду - ну просто живая мишень."

Таким образом, феномен аутоскопии может быть объяснен и как результат распада высших психических функций, вследствие чего усвоенные в процессе социогенеза психологические образования начинают действовать как более или менее самостоятельные психологические структуры.

Феномен аутоскопии не всегда свидетельствует о дезадаптации личности. Он успешно

используется в медицине для проведения психотерапевтической работы и для обезболивания, Крогер дает название "диссоциация" для искусственно вызванной аутоскопии в состоянии гипноза. Диссоциация по Крогеру проявляется в способности субъекта вычленить себя из текшей ситуации. Этот феномен подобен состоянию, когда мы впадаем в мечтательность, фантазируем, "смотрим" сновидения. Субъект "видит" себя выполняющим те или иные акты. Гипнотик может "выйти из себя", "оставить свою оболочку" и наблюдать себя со стороны, "находясь" в другом месте и в различных внушенных ситуациях. Феномен диссоциации иногда используют для вызывания гипноанальгезии. Например, загипнотизированному пациенту, сидящему в кресле стоматолога говорится: "Вы не хотели бы сходить на стадион? Сейчас такая прекрасная погода для игры в бейсбол, не так ли? И пациент не ощущает боли, так как он "отделенный от тела, находится на стадионе". В результате он становится нечувствительным к манипуляциям стоматолога. Отдельные члены тела так же могут быть обезболены с помощью диссоциации, т.к. пациент не чувствует "отделенную" часть тела. Например, погруженному в гипнотический транс пациенту внушают, что он ощущает и видит свои руки, лежащие на коленях, хотя в это время на одной из рук проводится хирургическое вмешательство. "Диссоциированная" рука автоматически становится нечувствительной к боли, без единого упоминания об анастезии.

И так, как было показано выше, переживания "отделения души от тела" встречаются не только у людей, перенесших клиническую смерть, такие переживания вполне объяснимы с позиций современной науки и не могут рассматриваться как бесспорные доказательства существования души и жизни после жизни.

На протяжении двух десятков лет один из авторов (Ю.Горный), вводя себя в состояние каталептического моста одновременно входит в состояние искусственной аутоскопии. При глубоком продолжительном процессе наблюдается замедление ударов пульса. "Мне удается вызвать у себя видение образа своего "Я" со стороны и как бы наблюдать стоящих на мне людей. При этом я не чувствую их веса. Ранее вход в это состояние достигался за счет депривации. Я предварительно затыкал уши, на голову надевал непроницаемый мешок, на руки-перчатки, все это блокировало доступ импульсов по сенсорным каналам, и способствовала ускоренному вхождению в измененное состояние сознания. Даже такой фактор, как температура воздуха в зале, имел определенное значение. Тысячи раз вводя себя в это с стояние, мне удалось автоматизировать этот процесс, который в определенной степени влияет на химиоархитектонику и нейроархитектонику, на систему нейронов с определенными интервально-селективными параметрами. Этими приемами мне удается управлять тормозной функцией механизмов избирательного внимания. "Фильтруя" сенсорную импульсацию на разных уровнях нервной системы, давать большую свободу для гештальной саморегуляции, с помощью которой и удается наблюдать за собой со стороны. Но что характерно, если на меня становятся люди, которых я перед вхождением в это состояние видел, то видение образа этих людей ярко и четко, но если вдруг на меня встает человек, которого я не видел, а могу лишь предполагать, то у меня никогда не было, чтобы совпадали образы человека, который стоял на мне и образ, который мне виделся со стороны в состоянии аутоскопии. Через этот опыт мне удалось отследить некоторые пространнственно-временные закономерности функциональной специализации больших полушарий. После выхода из этого состояния я всегда чувствую особую бодрость и ясность сознания, что дало повод американскому обозревателю журнала "Калейдоскоп" сообщить своим читателям в I983 г.: "Душа Горного уходит на тот свет, очищается и возвращается обратно". Так что все сообщения Раймонда Моуди о "Жизни после смерти" могут найти объяснения с позиции психофизиологии, нейропсихологии, психиатрии, что подкрепляется и данными практики наших реаниматологов, возвративших к жизни не меньше людей, чем врачи Запада. Субстратом сознания и регулятором всех жизненных процессов в организме является головной мозг, существо лишенное его является трупом. Однако для многих это равенство не очевидно. Поэтому описание случаев загробной жизни Моуди можно рассматривать лишь как факт возможности осмысленных переживаний человеком, внешне лишенного сознания.



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Бог | Жизнь после смерти | Критика Тихоплавов | Мистические теории | Непознанное | Потустороннее существование | тайное знание | Тихоплавы | Жизнь с велосипедом | Вживленные чипы могут облегчить жизнь человека | Журнал Достижения науки, техни... | масару эмото вода | масару эмото послание воды | Новости науки и техники | Послания воды Масару Эмото | Бессмертие | Возможно ли бессмертие | Победа над смертью | Поиск смысла жизни | Свободнорадикальная теория
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Целевая мотивация

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:577611266

Авторские права сайта Fornit