И
официальная наука уже не отказывает животным в способности мыслить
Как
известно, Павлов брал штраф с сотрудников лаборатории за слова "собака
думает". С тех пор "мыслительные способности" животных были
несколько реабилитированы, однако до сих пор наука не может дать ответ на
вопрос о том, что же происходит в головах у наших меньших братьев. Данные
последних исследований, а также гипотезы, прозвучавшие на круглом столе
"Коммуникация человека и животных. Взгляд лингвиста и биолога", в
котором участвовали представители экспериментальных наук вместе с психологами
и философами, - тому доказательство.
Конкретной темой, вокруг которой предполагалось провести дискуссию, стали
широко известные эксперименты по успешному обучению антропоидов человеческим
языкам жестов, описанные в книге профессора МГУ, доктора биологических наук
Зои Зориной и кандидата биологических наук Анны Смирновой "О чем
рассказали "говорящие" обезьяны: способны ли высшие животные
оперировать символами?", вышедшей в издательстве "Языки славянских
культур". Однако разговор вышел за эти рамки. У обозревателя
"МН" создалось впечатление, что большинство участников и даже те,
кто вслух отрицает возможность мышления животных, тем не менее скрыто в нее
верят.
Болтливость - не признак ума
С тех пор, когда более полувека назад известная исследовательница Джейн ван
Лавик-Гудолл, проведшая около 10 лет в заповедных лесах Африки, впервые
увидела, как шимпанзе выуживают из отверстия в термитнике его обитателей с
помощью тонкого прутика, зоологи обнаружили в репертуаре обезьян еще 40
способов целенаправленного применения различных предметов. Например, шимпанзе
используют листья в качестве гигиенических салфеток для очистки своего тела.
"Еще известно, что они пользуются камнями и палками в качестве оружия,
но эта сторона их поведения остается пока совершенно неизученной, -
утверждает Евгений Панов, доктор биологических наук, заведующий лабораторией
сравнительной этологии и биокоммуникации им. А.Н. Северцова РАН. - Однако
высокий уровень развития орудийной деятельности человекообразных обезьян
указывает на их способность рационально планировать длинные
последовательности действий".
К началу 70-х годов ХХ века было получено множество экспериментальных
доказательств наличия у животных зачатков мышления, которые проявлялись в их
способности к обобщению и абстрагированию, экстренному решению новых задач не
методом проб и ошибок, а за счет улавливания причинно-следственных связей
между компонентами. Появились первые данные о том, что у человекообразных
обезьян есть такие абсолютно человеческие черты, как способность к
самоузнаванию. С годами у животных, которые считаются предками человека,
обнаруживали все более и более сложные формы поведения, когнитивные
способности, и возникла гипотеза о том, что они могут овладеть простыми
аналогами человеческого языка. Проверку этой гипотезы предприняли независимо
друг от друга несколько психологов из разных стран.
Обезьяна не может говорить, как человек, используя гортань и губы, то есть
произнося звуки. За эти движения отвечает лимбическая система мозга животных,
обеспечивающая эмоции, и приматы просто не в состоянии осознанно управлять
ими. (В отличие от нас, легко скрывающих эмоции за "непроницаемым"
лицом.) Поэтому исследователи учат их или языку жестов (как глухонемых), или
общению с помощью специальных карточек-иероглифов.
Так, супруги Рамбо практически приняли в свою семью бонобо (карликовых
шимпанзе) и в течение многих лет учили их разговаривать с помощью таких
карточек. Работа была поистине подвижнической, требовавшей практически
непрерывного контакта с обезьянками. И действительно, животные
"заговорили"! Обезьянки достигли уровня развития двухлетнего
ребенка, но больше уже не менялись. Эксперимент продолжается до сих пор:
питомцам Рамбо сейчас около 40 лет, но они так и остались детьми по
человеческим меркам. Ученые пришли к выводу, что язык, усваиваемый
антропоидами, наиболее корректно сопоставлять не с языком взрослого человека,
а с самой ранней стадией его развития - языком двухлетнего ребенка.
Тем не менее обезьяны могут очень многое: упоминать отсутствующий (вне поля
зрения) объект, передавать информацию о прошлых и будущих событиях. Могут
обучать языку своих сородичей и детей - что всегда считалось привилегией
людей. Более того, они могут беседовать на этом языке и друг с другом. У них
присутствует простейший синтаксис.
Эксперименты, проведенные в МГУ, показали, что вороны
прекрасно умеют считать
Однако во время исследований обнаружился неожиданный момент: эти
"говорящие" обезьяны оказались вовсе не умнее тех своих сородичей,
которых Рамбо так и не удалось научить своему языку. А вот, например, с
задачей выковырять орех из дырки с помощью палки те обезьяны справлялись, а "говорящие"
нет. Может быть, действительно болтливость не есть показатель ума?
"Как тут не вспомнить язвительное высказывание Булгакова о том, что
уметь говорить - еще не значит быть человеком", - комментирует доктор
психологических наук профессор МГУ Владимир Зинченко.
Дурное влияние человека
В природных условиях обезьяны проявляют больше сообразительности, они
способны передавать довольно сложную информацию и даже предвидеть будущее.
Например, найдя удобный для раскалывания орехов камень, они не выбрасывают
его, а прячут, понимая (предвидя!), что он еще понадобится. Равно как в
природе обезьяны могут использовать слова "чужого" языка - языка
других животных, подражая их сигналам.
"Вопрос о том, что же дало животным изучение человеческого языка, так и
остался открытым, - считает директор Института мозга человека РАН Святослав
Медведев. - Получили ли они большую информацию, стали ли умнее? Или, будучи
заточенными в иноязычной среде, с грехом пополам выучивали человечий язык,
подобно эмигрантам, попавшим в чужую страну? Могут ли они передать с помощью
нашего языка больший объем информации или уподобляются эмигранту, при помощи
трех-четырех слов совершающему покупку в магазине, а потом дома в деталях
обсуждающему эти покупки с домашними?"
Биолог Кэти Слокомб и ее коллеги из Университета Сент-Эндрю провели полгода в
Уганде, наблюдая за местными шимпанзе. Их интересовало поведение животных,
подвергающихся агрессии со стороны сородичей. Они выяснили, что
человекообразные при нападении начинают громко, пронзительно кричать. Оказалось,
однако, что интенсивность этих воплей в значительной степени зависит от
наличия "слушателей". Звуки эти становились сильнее, когда
неподалеку оказывались свидетели. Эффект еще более усиливался, если это были
особи, занимающие более высокие ступени групповой иерархии, то есть те, кто
предположительно мог вмешаться в ход событий. Неясным опять-таки осталось
главное - шимпанзе в самом деле нуждались в помощи или это просто "игра
на публику". Дети, например, ударившись или поранив сами себя, не
заплачут, если рядом никого нет. Не исключено, что шимпанзе намеренно
обманывают "вышестоящее лицо", делая вид, что им хуже, чем на самом
деле. Зачем? Быть может, дальнейшая работа с ними поможет дать ответ.
Убийственный танец
Итак, сегодня способность к языку уже не считается только человеческой.
Ученые предполагают, что антропоиды, в частности, демонстрируют некий
"протоязык", отражающий наличие у них промежуточной сигнальной
системы, гипотезу о существовании которой высказывал Орбели еще в 1949 г. и
которая, по-видимому, существовала у общего предка человека и современных
обезьян.
К сожалению, современная наука в основном фокусируется на приматах, но ведь
гибкость поведения и когнитивные возможности демонстрируют практически все
виды, начиная с беспозвоночных: память, способность менять поведение в
зависимости от ситуации, читать языки врагов, жертв и друзей, выводить
правила, даже вычислять. В принципе, и "говорить" могут не только
высшие животные. На конференции обсуждались коммуникативные способности
разных видов живых существ. Никто не отрицает, что существует достаточно
сложный язык у пчел - знаменитый "танец пчел". Это символический
язык, используя который пчела может сообщить огромный объем информации о том,
что и где находится.
"Но понимаете, мы даже в шутку не можем сказать "пчела
подумала", а она, может, и не думает, но разговаривает, - говорит
профессор Санкт-Петербургского университета, руководитель лаборатории
когнитивных наук Татьяна Черниговская. - А муравьи! Ведь у них достаточно сложноорганизованное
общество, которое не может функционировать без налаженного обмена
информацией. Но принципиальным отличием этого языка от человеческого является
то, что на формирование их "слов" уходят миллионы лет генетического
отбора, в то время как у человека лексикон приобретается в индивидуальном
обучении. Поэтому можно сказать, что это не язык, а набор определенных
символов, иногда очень сложных и мало зависящих от воли
"говорящего".
И все же, по мнению Черниговской, вопрос "кто победил?" ставить
рано, а может быть, и не стоит вовсе. Варианты ответов малоприятны:
"вирусы", "насекомые". Судя по всему, человечество вполне
может уничтожить себя "вместе со всеми своими достижениями: и галереей
Уффици, и музыкой Моцарта, и открытиями математической и философской мысли".
А простейшие останутся себе жить-поживать, как, например, организмы на дне
океана, живущие при температуре +400 С и обходящиеся без фотосинтеза. Есть о
чем призадуматься...
СПРАВКА
Языковые эксперименты с человекообразными обезьянами показали:
1. Они могут воспринимать и продуцировать незвуковые слова, в форме жестов и
лексикограмм. Могут использовать их в переносном смысле, как шутки и
ругательства.
2. Им доступны высказывания об отсутствующих объектах, в ограниченной степени
- о событиях прошлого и будущего. Они способны преднамеренно передавать
известную только им информацию, поддерживать друг с другом и человеком
активные диалоги.
3. Используют личные притяжательные местоимения, указательные частицы.
4. Понимают синтаксическую структуру речи, влияние порядка слов на смысл
высказывания.
5. Если с самого раннего возраста воспитываются в обогащенном социальном
окружении и постоянно слышат разговоры людей, то могут понимать речь на
уровне 2-летнего ребенка.
6. Обученные языку обезьяны помнят его на протяжении жизни и могут
возобновлять после длительного перерыва
7. Обезьяны, дожившие до 40-летнего возраста, практически не повышают уровень
языка, достигнутый в первые годы жизни - он представляет, по-видимому, предел
их языковых способностей.
(По материалам Зои Зориной, доктора биологических наук, руководителя
лаборатории физиологии и генетики поведения животных кафедры высшей нервной
деятельности биологического факультета МГУ.)
|