Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/7262
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://22century.ru/biology-and-biotechnology/35338.

Как происходит передача знаний?

 

Мама-шимпанзе с детёнышем и палочкой для ловли термитов. Мама-шимпанзе с детёнышем и палочкой для ловли термитов. Источник.

Считается, что существование и развитие человеческой культуры стало возможным благодаря тому, что члены древнего сообщества могли учиться друг у друга. Собственно, по одному из определений, культура — эта некая информация, передаваемая с помощью социальных, а не генетических механизмов, то есть с помощью обучения.

Как происходит передача знаний?

В самом простом случае молодые особи наблюдают за опытными и перенимают их навыки. Но более сложные формы поведения требуют активного обучения, когда опытный член сообщества целенаправленно делится тем, что умеет, с другими. Активное обучение у животных наблюдается редко, и его сложно зафиксировать в дикой природе. Хотя наши ближайшие родственники — шимпанзе — регулярно делают орудия, приматологам до сих пор мало известно о том, как эти сообразительные приматы учат друг друга. Недавно международной группе учёных удалось наблюдать за этим процессом в естественных условиях. Результаты исследования опубликованы в Scientific Reports.

Парадокс в том, что, с точки зрения опытной особи, учить других невыгодно: ведь то время, в течение которого член сообщества поучает молодых, он мог бы потратить на добывание пищи или на другие нужды. Для того чтобы обучение происходило, выгода, получаемая молодыми членами группы, должна перевешивать энергетические потери «учителей». 

Некая форма поведения считается «активным обучением», если выполняются три условия:

  1. Действие происходит в присутствии неопытного индивида — «ученика»;
  2. Требует затрат от «учителя»;
  3. Способствует приобретению навыков учеником.

Разные формы обучения удалось обнаружить не только у обезьян, но также у сурикатов, у некоторых птиц и даже у муравьёв.

Теперь подобный вид поведения учёные зафиксировали у шимпанзе в «треугольнике Гуалого» (Goualougo Triangle) — заповедном участке в бассейне реки Конго. Шимпанзе в Гуалого умеют удить термитов с помощью специально подготовленных веточек — с них удаляют листья и обкусывают кончик, причём в качестве удочек используют только определённые растения. Этот способ добывания пищи характерен для данной группы шимпанзе, что позволяет говорить о некой «культурной традиции», передаваемой из поколения в поколение.

Добывание термитов — сложный процесс, требующий использования разных орудий. Например, если хочется полакомиться обитателями наземного термитника, шимпанзе сначала специальной веточкой расковыривают вход в термитник, а затем уже применяют травинку в качестве удочки. Если же обезьяна нашла подземное гнездо термитов, она вскрывает его с помощью прочной и острой палки.

Для того чтобы выяснить, как происходит обучение, специалисты установили рядом с термитниками специальные видеоловушки с инфракрасными датчиками движения. Надо сказать, что использование таких устройств произвело настоящую революцию в изучении диких шимпанзе. Теперь приматологам не нужно, подобно знаменитой Джейн Гудолл (Jane Goodall), месяцами находиться рядом с обезьянами, ожидая, когда те привыкнут к человеку и станут вести себя «естественно». Видеоловушки работают 24 часа в сутки и бесстрастно фиксируют всё происходящее. Записав 224 часа видео, учёным удалось поймать те моменты, когда взрослые самки шимпанзе приходили к термитникам со своими юными отпрысками.

Что же происходило?

Когда чадо хотело кушать, оно подходило к мамаше и протягивало руку. В ответ родитель немедленно отдавал отпрыску готовое орудие, и юная обезьянка начинала удить термитов, «как большая». Всего зафиксировано 96 подобных ситуаций, в которых участвовало 13 родителей и 13 детёнышей обоих полов. Передача орудий — одна из возможных форм обучения, но исследователи решили проверить: удовлетворяет ли наблюдаемый процесс строгим критериям. Затратно ли такое поведение для матери, и что приобретает детёныш? Оказалось, что самка, отдав подготовленную веточку «ученику», после этого меньше времени занималась добыванием пищи и в среднем поедала меньше термитов, чем до передачи орудия. Логично, что ученик, вооружившись «удочкой», напротив, получал больше пищи.

Кроме того, учёные обнаружили и вовсе удивительную вещь. Мудрые шимпанзиные мамаши изобрели способы, позволяющие им и молодёжи помочь, и себя не забыть. Некоторые самки приносили к термитнику сразу несколько заготовленных «удочек» про запас — одной они пользовались, а другими делились с детёнышами. Другие пошли ещё дальше: они расщепляли веточку вдоль и отдавали детёнышу половинку, а вторую оставляли себе. Приматологи зафиксировали 11 подобных случаев. Таким образом, самка, поделившись с детёнышем, не теряла времени и продолжала активно добывать еду.

Некоторые скептики, правда, предположили, что мамаши вовсе не хотели учить детёнышей, а просто старались отделаться от попрошаек (это называется «делиться под давлением»). Однако наблюдения показали, что обезьянка, получив орудие, начинала клянчить ещё активней (совсем как человеческий ребёнок — поиграет, бросит и бежит к маме за новой игрушкой). Так что родители делились со своими отпрысками совершенно бескорыстно, зная, на что идут.

Ну и напоследок прекрасные видео:

Детёныш выпрашивает удочку у мамы, и она вынуждена идти за другой

У этой мамы есть запасная удочка

А эта умная самка расщепляет веточку на две

 
Источник: Musgrave, S. et al. Tool transfers are a form of teaching among chimpanzees. Sci. Rep. 6, 34783; doi: 10.1038/srep34783 (2016). http://www.nature.com/articles/srep34783

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Путь решения проблемы сознания
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.
07-02-2024г.

Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем
Последовательность формирования субъективных абстракций в механизмах произвольности выбора: Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем.
20-12-2023г.

Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия
Политические элиты все в большей степени паразитируют на обществе: Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия.
13-11-2023г.

Система децентрализованного управления обществом
Какой может быть эффективная система децентрализованного управления обществом: Система децентрализованного управления обществом.
08-09-2023г.

Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания
Для верификации: Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания.
07-08-2023г.

Коротко и ясно про мозг человека
Организации механизмов мозга человека: Коротко и ясно про мозг человека.
08-07-2023г.

Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума
Анонсирование Beast: Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума.
06-02-2023г.

О программной реализации живого существа
Анонс отчета: О программной реализации живого существа.
01-01-2023г.

Жизнь - Самоощущение - Разум
Терминологические определения понятий Жизнь, Самоощущение и Разум на основе выявленных механизмов реализации этих явлений в прототипе системы индивидуальной адаптивности: Жизнь - Самоощущение - Разум.
06-12-2022г.

Эссе «Одушевление»
Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление».
20-03-2022г.

 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:499566