Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/7262
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://22century.ru/biology-and-biotechnology/35338.

Как происходит передача знаний?

 

Мама-шимпанзе с детёнышем и палочкой для ловли термитов. Мама-шимпанзе с детёнышем и палочкой для ловли термитов. Источник.

Считается, что существование и развитие человеческой культуры стало возможным благодаря тому, что члены древнего сообщества могли учиться друг у друга. Собственно, по одному из определений, культура — эта некая информация, передаваемая с помощью социальных, а не генетических механизмов, то есть с помощью обучения.

Как происходит передача знаний?

В самом простом случае молодые особи наблюдают за опытными и перенимают их навыки. Но более сложные формы поведения требуют активного обучения, когда опытный член сообщества целенаправленно делится тем, что умеет, с другими. Активное обучение у животных наблюдается редко, и его сложно зафиксировать в дикой природе. Хотя наши ближайшие родственники — шимпанзе — регулярно делают орудия, приматологам до сих пор мало известно о том, как эти сообразительные приматы учат друг друга. Недавно международной группе учёных удалось наблюдать за этим процессом в естественных условиях. Результаты исследования опубликованы в Scientific Reports.

Парадокс в том, что, с точки зрения опытной особи, учить других невыгодно: ведь то время, в течение которого член сообщества поучает молодых, он мог бы потратить на добывание пищи или на другие нужды. Для того чтобы обучение происходило, выгода, получаемая молодыми членами группы, должна перевешивать энергетические потери «учителей». 

Некая форма поведения считается «активным обучением», если выполняются три условия:

  1. Действие происходит в присутствии неопытного индивида — «ученика»;
  2. Требует затрат от «учителя»;
  3. Способствует приобретению навыков учеником.

Разные формы обучения удалось обнаружить не только у обезьян, но также у сурикатов, у некоторых птиц и даже у муравьёв.

Теперь подобный вид поведения учёные зафиксировали у шимпанзе в «треугольнике Гуалого» (Goualougo Triangle) — заповедном участке в бассейне реки Конго. Шимпанзе в Гуалого умеют удить термитов с помощью специально подготовленных веточек — с них удаляют листья и обкусывают кончик, причём в качестве удочек используют только определённые растения. Этот способ добывания пищи характерен для данной группы шимпанзе, что позволяет говорить о некой «культурной традиции», передаваемой из поколения в поколение.

Добывание термитов — сложный процесс, требующий использования разных орудий. Например, если хочется полакомиться обитателями наземного термитника, шимпанзе сначала специальной веточкой расковыривают вход в термитник, а затем уже применяют травинку в качестве удочки. Если же обезьяна нашла подземное гнездо термитов, она вскрывает его с помощью прочной и острой палки.

Для того чтобы выяснить, как происходит обучение, специалисты установили рядом с термитниками специальные видеоловушки с инфракрасными датчиками движения. Надо сказать, что использование таких устройств произвело настоящую революцию в изучении диких шимпанзе. Теперь приматологам не нужно, подобно знаменитой Джейн Гудолл (Jane Goodall), месяцами находиться рядом с обезьянами, ожидая, когда те привыкнут к человеку и станут вести себя «естественно». Видеоловушки работают 24 часа в сутки и бесстрастно фиксируют всё происходящее. Записав 224 часа видео, учёным удалось поймать те моменты, когда взрослые самки шимпанзе приходили к термитникам со своими юными отпрысками.

Что же происходило?

Когда чадо хотело кушать, оно подходило к мамаше и протягивало руку. В ответ родитель немедленно отдавал отпрыску готовое орудие, и юная обезьянка начинала удить термитов, «как большая». Всего зафиксировано 96 подобных ситуаций, в которых участвовало 13 родителей и 13 детёнышей обоих полов. Передача орудий — одна из возможных форм обучения, но исследователи решили проверить: удовлетворяет ли наблюдаемый процесс строгим критериям. Затратно ли такое поведение для матери, и что приобретает детёныш? Оказалось, что самка, отдав подготовленную веточку «ученику», после этого меньше времени занималась добыванием пищи и в среднем поедала меньше термитов, чем до передачи орудия. Логично, что ученик, вооружившись «удочкой», напротив, получал больше пищи.

Кроме того, учёные обнаружили и вовсе удивительную вещь. Мудрые шимпанзиные мамаши изобрели способы, позволяющие им и молодёжи помочь, и себя не забыть. Некоторые самки приносили к термитнику сразу несколько заготовленных «удочек» про запас — одной они пользовались, а другими делились с детёнышами. Другие пошли ещё дальше: они расщепляли веточку вдоль и отдавали детёнышу половинку, а вторую оставляли себе. Приматологи зафиксировали 11 подобных случаев. Таким образом, самка, поделившись с детёнышем, не теряла времени и продолжала активно добывать еду.

Некоторые скептики, правда, предположили, что мамаши вовсе не хотели учить детёнышей, а просто старались отделаться от попрошаек (это называется «делиться под давлением»). Однако наблюдения показали, что обезьянка, получив орудие, начинала клянчить ещё активней (совсем как человеческий ребёнок — поиграет, бросит и бежит к маме за новой игрушкой). Так что родители делились со своими отпрысками совершенно бескорыстно, зная, на что идут.

Ну и напоследок прекрасные видео:

Детёныш выпрашивает удочку у мамы, и она вынуждена идти за другой

У этой мамы есть запасная удочка

А эта умная самка расщепляет веточку на две

 
Источник: Musgrave, S. et al. Tool transfers are a form of teaching among chimpanzees. Sci. Rep. 6, 34783; doi: 10.1038/srep34783 (2016). http://www.nature.com/articles/srep34783

Обсуждение Еще не было обсуждений.



Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Критерии полноты и верности теории
Об эффективности системного мышления: Критерии полноты и верности теории.
11-12-2017г.

Книга «Мировоззрение»
Обобщены мировоззренческие материалы сайта Форнит в виде электронной Достижения и недостатки при Путине.
03-11-2017г.

Системное мышление и формализация
В статье показано, что такое системная модель и почему не системное исследование дает бессмысленные результаты:
Системное мышление и формализация.
24-09-2017г.

О демократии и либерализме
Надеюсь, что статья не будет красной тряпкой для верных Идее либералов и демократов, а послужит поводом для переосмысления многих интересных социальных проблем: О демократии и либерализме.
12-09-2017г.

Смерть и адаптивность
Более общим, чем естественный отбор, для личности является понятие своевременности и своеместности существования - хронотоп личности:
Смерть и адаптивность.
12-07-2017г.

Дети и политика
Что вырастит из ребенка: носитель чужих идей (робот), просто проживающее свою жизнь быдло или самобытный человек, сформировавший свое личное мнение по самым важным именно для себя вопросам: Дети и политика.
18-06-2017г.

Эвристика вероятности
Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.


27-05-2017г.

Модели понимания и зависимость
В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.
16-05-2017г.

Ненависть к несправделивости
Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении: Ненависть к несправделивости.
19-04-2017г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:44
Всего:202220