Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2187
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/675889/.

Представление о числовом ряде не является врождённым

Автор: Кирилл Стасевич

У аборигенов Папуа нет геометрического представления о числовом ряде, когда разница между числами соотносится с пропорцией между разновеликими отрезками, и время для них выглядит не как прямая, а как трёхмерный «холм», у которого будущее наверху, а прошлое — в «долине».

Представления о числовом ряде у жителей Калифорнии, у аборигенов Папуа, учившихся в школе, и у обычных аборигенов Папуа, школу не посещавших (здесь и ниже фото авторов исследования).

Представления о числовом ряде у жителей Калифорнии, у аборигенов Папуа, учившихся в школе, и у обычных аборигенов Папуа, школу не посещавших (здесь и ниже фото авторов исследования).

Мы так давно имеем дело с измерительной линейкой, что воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся. Сантиметр, штангенциркуль, датчик заряда батарейки в гаджете, манометры и спидометры — все они опираются на представление о числовом ряде, где слева находится нижняя граница шкалы, а справа — верхняя. Это совмещение абстрактного понятия числа с пространством настолько пропитало наше мышление и культуру, что многие убеждены в природной предзаданности такого представления. То есть, грубо говоря, любой человек рождается с таким математическим приспособлением, с измерительной линейкой в голове.

Ко всеобщему удивлению, антропологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) опровергли этот постулат. Как легко догадаться, они обратились к числовым представлениям людей другой культуры, а именно племени юпно в Папуа — Новой Гвинее. Исследования проводились в сотрудничестве с немецкими специалистами, 25 лет изучающими эту этническую группу. Племя численностью в пять тысяч человек рассеяно по множеству маленьких деревень; в некоторых из них есть школы, но в целом юпно живут, не слишком соприкасаясь с западной цивилизацией. У них нет собственной письменности, но есть понятие о числах: в их языке существуют слова для обозначения чисел до 20 и выше. При этом у юпно нет измерительных систем, они не пользуются ни линейками, ни даже частями тела, вроде «локтя» или «стопы».

Представление о числовом ряде проверяют относительно просто: человеку показывают отрезок, у которого один конец соответствует единице, а другой, например, десяти (или ста, тысяче и т. д.). То же самое предложили и юпно. Поскольку большая часть из них не владели грамотой, то вместо числовых символов исследователи использовали точки, звуки или произнесённые слова. То, что испытуемые понимают, сколько точек нарисовано или сколько звуков они услышали, проверялось с помощью апельсинов: если человек видел, например, три точки, он брал три апельсина. Но представления о числах у аборигенов не совмещались с пространственным воплощением в виде числовой линейки. Точнее сказать, для них на отрезке существовало только две точки: крайняя левая и крайняя правая. Когда им предлагали сравнить на отрезке два числа, то меньшее всегда было на одном краю, большее — на другом. При этом аборигены, учившиеся в школе, демонстрировали схожий с «европейским» результат, то есть могли соотнести отношение между числами с разными длинами на отрезке.

Жесты аборигенов юпно, соответствующие «завтра» и «вчера».

Жесты аборигенов юпно, соответствующие «завтра» и «вчера».

Другая серия экспериментов касалась представлениям о времени. Мы привыкли говорить о будущем как о чём-то, что находится впереди, а прошлое для нас обычно стоит позади. Эти представления глубоко укоренены в языке: мы говорим «два дня назад» или «на предстоящей неделе». Но аборигены Папуа отличились и тут. Настоящее для них, как и для нас, ассоциируется с положением их самих: говоря о «сейчас», они показывают на землю под ногами. Но будущее и прошлое существуют без такой привязки к человеку: когда они говорят о будущем, то как бы показывают на вершину холма, а упоминая прошлое, указывают на долину. Время для них не прямая, а некая трёхмерная изогнутая субстанция, напоминающая окружающий их ландшафт.

Статью с результатами экспериментов учёные опубликовали в PLoS ONE.

Некоторое время назад эти же исследователи показали, что у южноамериканских индейцев, живущих в Андах, представления о времени тоже отличаются от европейских: для них прошлое находится как раз перед ними, а будущее — за спиной. Иными словами, приходится признать, что какие-то базовые математические и физические понятия, образы количества, пространства и времени, вовсе не являются универсальными, вложенными в человека тысячелетней эволюцией. Это отнюдь не означает, что аборигены живут в хаосе чисел и без осознания времени, просто для операций с этими понятиями у них другие инструменты, отличные от пресловутого числового ряда. В этом смысле было бы интересно узнать, представляют ли себе обычные европейские дети время и количество ещё до того, как им на глаза попадётся линейка.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Сан-Диего.


Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Книга «Мировоззрение»
Обобщены мировоззренческие материалы сайта Форнит в виде электронной Достижения и недостатки при Путине.
03-11-2017г.

Системное мышление и формализация
В статье показано, что такое системная модель и почему не системное исследование дает бессмысленные результаты:
Системное мышление и формализация.
24-09-2017г.

О демократии и либерализме
Надеюсь, что статья не будет красной тряпкой для верных Идее либералов и демократов, а послужит поводом для переосмысления многих интересных социальных проблем: О демократии и либерализме.
12-09-2017г.

Смерть и адаптивность
Более общим, чем естественный отбор, для личности является понятие своевременности и своеместности существования - хронотоп личности:
Смерть и адаптивность.
12-07-2017г.

Дети и политика
Что вырастит из ребенка: носитель чужих идей (робот), просто проживающее свою жизнь быдло или самобытный человек, сформировавший свое личное мнение по самым важным именно для себя вопросам: Дети и политика.
18-06-2017г.

Эвристика вероятности
Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.


27-05-2017г.

Модели понимания и зависимость
В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.
16-05-2017г.

Ненависть к несправделивости
Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении: Ненависть к несправделивости.
19-04-2017г.

КПД политических революций
Насколько приемлемой для социума является политическая революция, суть которой многие апологеты ее необходимости для развития маскируют в самые различные формы:
КПД политических революций.
06-04-2017г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:00
Всего:442562