Поиск по сайту
Изданы 4 книги сайта Форнит (бумажные и электронные версии).
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии».
Литературно-художественная интерпретация: двухтомник «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2202
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/611586/.

Амазонские индейцы обходится без времени

Амазонское племя амондава не владеет абстрактным понятием времени — в его языке не хватает структур, с помощью которых можно было бы выразить, скажем, наше привычное «работать всю ночь».

События, о которых говорят индейцы, протекают во времени, но отдельных понятий для времени не существует. «Это не значит, что они люди без времени или вне времени, — подчёркивает соавтор исследования Крис Синья из Портсмутского университета (Великобритания). — Они, как и любой другой народ, говорят о событиях и последовательности событий. Но в их языке отсутствует представление о времени самом по себе, не зависящем от происходящих событий. Они не имеют понятия о времени как о том, в чём происходят события».

 

 

 

 Амондава трубят в трубы. Просто трубят в трубы. (Здесь и ниже фото adnilson.unir.)

В языке амондава нет ни слова «время», ни слов, обозначающих периоды времени (например, «месяц» или «год»). Индейцы не ведут счёт годам своей жизни, предпочитая называть себя разными именами на разных этапах жизни или при достижении другого социального статуса в общине.

Но, пожалуй, самое удивительное — это отсутствие в языке связи между ходом времени и движением в пространстве. Мы привыкли сравнивать время с пространством: говорим о событиях, которые прошли или находятся впереди. В языке амондава нет таких конструкций.

«Из этого не следует, что народ отстаёт по своим когнитивным способностям от других наций», — отмечает г-н Синья. После того как амондава связались с внешним миром в 1986 году и узнали о существовании португальского языка, у них не было проблем с использованием его временных конструкций.

Исследователи полагают, что отсутствие понятий о времени в языке индейцев — следствие отсутствия технологий измерения времени (календаря, часов), а это в свою очередь может быть связано с ограниченностью числовой системы, которая, кстати, характерна для многих примитивных племён.

Эти аргументы не убеждают лингвиста Пьера Пикá из Национального центра научных исследований Франции, который специализируется на родственном языке под названием мундуруку: «Попытка связать число, время, грамматическое время, настроение и пространство одной причинно-следственной связью мне кажется безнадежной, если судить по тому языковому разнообразию, которое мне знакомо».

Учёный отмечает, что малые языки, как правило, пользуются абсолютным выражением пространственных отношений, то есть говорят о конкретном месте реки вместо того, чтобы выработать некое общее слово для всех рек. В языках, обслуживающих небольшое количество человек, живущих к тому же одной общиной, это общее слово не требуется — все могут понять, о каком месте какой реки идёт речь.

Разумеется, такую конкретику невозможно превратить в метафору и адаптировать для выражения временных представлений. Исследователям остаётся одно — вернуться в амазонские джунгли и ещё раз поискать «время» в языке амондава, пока он окончательно не включил в себя португальские конструкции или не вымер.

 

 

 

 На то, чтобы это построить, время не нужно, нужен труд и материал.

Подготовлено по материалам Би-би-си.


Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Системное мышление и формализация
В статье показано, что такое системная модель и почему не системное исследование дает бессмысленные результаты:
Системное мышление и формализация.
24-09-2017г.

О демократии и либерализме
Надеюсь, что статья не будет красной тряпкой для верных Идее либералов и демократов, а послужит поводом для переосмысления многих интересных социальных проблем: О демократии и либерализме.
12-09-2017г.

Смерть и адаптивность
Более общим, чем естественный отбор, для личности является понятие своевременности и своеместности существования - хронотоп личности:
Смерть и адаптивность.
12-07-2017г.

Дети и политика
Что вырастит из ребенка: носитель чужих идей (робот), просто проживающее свою жизнь быдло или самобытный человек, сформировавший свое личное мнение по самым важным именно для себя вопросам: Дети и политика.
18-06-2017г.

Эвристика вероятности
Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.


27-05-2017г.

Модели понимания и зависимость
В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.
16-05-2017г.

Ненависть к несправделивости
Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении: Ненависть к несправделивости.
19-04-2017г.

КПД политических революций
Насколько приемлемой для социума является политическая революция, суть которой многие апологеты ее необходимости для развития маскируют в самые различные формы:
КПД политических революций.
06-04-2017г.

Система произвольной адаптивности
Ясно и просто показываются принципы образования и взаимодействия функциональных элементов, присущих сознанию: Система произвольной адаптивности.
01-04-2017г.

Изданы две книги сайта Форнит
Издательский дом "Библио-Глобус" издал первый тираж книг "Основы адаптологии" и "Познай себя":
Изданы две книги сайта Форнит.
28-03-2017г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:33
вчера:11
Всего:15381661