Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2438
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/608808/.

Осознание себя у шимпанзе

Трём самкам шимпанзе предложили сыграть в видеоигру. С помощью сенсорного экрана животные должны были управлять движениями курсора на мониторе; если курсор достигал какой-то определённой точки, обезьяны получали награду. Шимпанзе быстро сообразили, в чём дело, и начали резво гонять стрелку по экрану.

Для проверки самосознания у шимпанзе учёные предложили обезьянам сыграть в видеоигру, где им надо было управлять курсором. Как показали эксперименты, шимпанзе сумели найти связь между собственными действиями и движениями курсора по экрану.

 

Шимпанзе за видеоигрой (фото Primate Research Institute, Kyoto University).

 

Вопрос о том, обладают ли животные самосознанием, беспокоит учёных давно. Долгое время считалось, что смотреть на себя со стороны — исключительно человеческая способность. Потом выяснилось, что некоторые животные способны узнавать себя в зеркале и на изображениях; такими «умницами» оказались дельфины, слоны и, конечно, обезьяны. И, хотя эксперименты с зеркалами и фотографиями демонстрировали наличие представления о самих себе, оставалось неясным, как именно животные получают информацию о том, что они — это они?

Двое японских исследований из Института изучения приматов в Киото подвергли нескольких шимпанзе тесту, который был разработан для наблюдения за развитием шизофрении у человека. При шизофрении больной часто чувствует, что не может контролировать свои действия, так как «им управляет кто-то другой». Учёные предположили, что контроль над собой, осознание собственных действий могут лежать в основе самосознания у приматов.

Трём самкам шимпанзе предложили сыграть в видеоигру. С помощью сенсорного экрана животные должны были управлять движениями курсора на мониторе; если курсор достигал какой-то определённой точки, обезьяны получали награду. Шимпанзе быстро сообразили, в чём дело, и начали резво гонять стрелку по экрану.

Тогда условия эксперимента были изменены. На экране появились два курсора, при этом один был управляемым, а второй просто повторял движения животного, записанные во время предыдущего опыта. Задание осталось прежним: с помощью управляемого курсора получить награду. Если бы обезьяны запутались в курсорах (тем более что один из них повторял их же старые ужимки), это говорило бы о том, что они не понимают связи между своими действиями и перемещением курсора, а в игре реагируют только на «картинку» и совпадения.

Но шимпанзе сумели-таки отличить «свой» курсор от автоматического, и частота верного «умозаключения» составляла 90%. А когда обезьянам предлагали управлять курсором при отключённом сенсорном экране — животные теряли интерес к происходящему, поскольку ни один из курсоров не откликался на их усилия.

Наконец, самым «одарённым» был предложен последний вариант, когда «интерактивный» курсор имел погрешности в управлении, то есть не слишком точно повторял движения шимпанзе либо реагировал с запозданием. Но обезьяны и в этом случае сумели осознать связь между собственными движениями и метаниями стрелки по экрану.

По словам японских учёных, чья статья на эту тему опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, их эксперименты ясно свидетельствуют о том, что люди и приматы разделяют некие базовые когнитивные процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. В общем, наши родственники становятся нам всё ближе...

Подготовлено по материалам Франс Пресс и LiveScience.


Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Субъективные модели действительности
Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
30-11-2016г.

Словарный запас, используемый в тексте
Словарный запас, используемый в тексте, сколько раз используются слова (по убыванию числа): Статистика слов в тексте
25-11-2016г.

Книга по психологии
Книга по психологии - в поддержку проекта публикации.
30-09-2016г.

От рефлексов к произвольности
Переход рефлекторно сформированного действия в произвольно организованные автоматизмы:
От рефлексов к произвольности.
03-09-2016г.

Психическое явление Интерес или Инициатива наказуема?
Психическое явление Интерес или Инициатива наказуема?
17-08-2016г.

Психическое явление Превосходство
Об адаптивной роли явления превосходства, начиная с базовых механизмов реализации осознанного внимания: Психическое явление Превосходство.
09-08-2016г.

Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов
Про уход от реальности или пренебрежение активной адаптивностью: Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов
20-06-2016г.

Как правильно выйти замуж
Вопрос: как не продешевить с замужеством - один из актуальных.
Как правильно выйти замуж.
30-05-2016г.

Тестирование личных представлений о системной нейрофизиологии
Самопроверься перед участием в дискуссиях об интеллекте и разуме: Тестирование личных представлений о системной нейрофизиологии.
24-05-2016г.

Очевидность
О роли очевидности в психике: Очевидность.

Pokemon GO скачать  1  2  (3)  4  5  6  



15-05-2016г.

Активность
Главная
Темы
Показы
Полезное
О сайте
Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:44
вчера:22
Всего:12361386