Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6432

Этот материал взят из источника: http://www.camps.ru/association/children/difchildren/difchildren-dosug/207-vospitanie-narkozavisimykh-podrostkov-v-voenno.html
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Дети"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Воспитание «трудных» подростков в военно-спортивном лагере

Павел Беспаленко,
начальник управления по делам молодёжи Белгородской области


Наталья Никулина,
заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Белгородской области


Белгородчина всегда была форпостом Российского государства, защищала его от набегов иноземцев. И в войне с наркоманией и наркоторговлей наша область также защищает рубежи России. Однако ситуация в области выглядит не лучшим образом. За последние 5 лет число больных наркоманией и потребляющих наркотики увеличилось более чем вдвое. Причём из зарегистрированных на 1 октября 2003 года 1546 наркоманов 205 человек — несовершеннолетние. Особенно вызывает тревогу то, что за последние два года число употребляющих наркотики среди учащихся школ и колледжей области выросло в 5 раз, а среди студентов — втрое.

Дети и подростки не имеют определённых жизненных навыков, которые позволяли бы им самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый эффективный стиль без употребления наркотиков и других дезадаптивных форм поведения. Они не готовы противостоять постоянно усиливающемуся социальному давлению. Им проще включиться в общий человеческий поток и делать так, как другие, как модно и принято, вместо того чтобы решать самому, как поступать в определённых ситуациях.

В нашей области разработаны нормативно-правовые акты и областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2005 годы». В рамках этой программы управлением по делам молодёжи администрации Белгородской области, Белгородско-Старооскольской епархией, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Старый Оскол и Старооскольского района создан профилактический военно-спортивный лагерь «Феникс» для детей и подростков с делинквентным поведением, который действует уже второй год.

За три смены почти 200 «трудных» подростков и юношей (имеющих условную судимость, привлекавшихся к административной ответственности и состоящих на учёте в органах милиции) прошли школу «Феникса». Название выбрано не случайно: в древней мифологии птица Феникс — символ возрождения, она способна переносить большие испытания и выходить из них невредимой и обновлённой.

В лагере работают специалисты различных профилей: военные, инспекторы из подразделения по делам несовершеннолетних, психологи, педагоги, священники. Они стараются, чтобы воспитанники успешно прошли социальную адаптацию, оказывают психологическую помощь, способствующую развитию социальной и психологической компетентности личности подростка, его самоопределению в социуме.

Проанализировав опыт лагеря в прошлом году, специалисты решили разработать комплексную программу работы с воспитанниками. В 2004 году деятельность всех специалистов была ориентирована на помощь подростку в осознании, что он сам несёт ответственность за путь, по которому идёт. Каждый человек способен развить в себе возможности и обучиться навыкам здорового образа жизни (уверенного поведения, эффективного снятия напряжения, преодоления проблем, бесконфликтного общения и т.д.), справляться с собственными проблемами.

В зависимости от тактики профилактической работы в программе использованы следующие подходы: информационный, основанный на аффективном обучении, формировании жизненных навыков, учёте роли социальных факторов, на альтернативной наркотикам деятельности, укреплении здоровья.

В рамках программы проводились психологическая диагностика и коррекция, пропаганда правовых знаний, оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия с элементами военно-технической подготовки, у подростков развивали навыки взаимодействия в коллективе, здоровые, адекватные формы поведения, способствующие решению возрастных и психологических задач.

Программа состоит из трёх тематических модулей и предполагает работу с подростками и сержантами срочной службы, которые выполняли функцию воспитателей:

1-й модуль — диагностический

Цель диагностического модуля — изучение личностных особенностей (сбор информации, отражающей целостную картину психологического развития личности курсанта на конкретном этапе его жизненного пути).

2-й модуль — информационно-просветительский

Цели информационно-просветительского модуля: предоставление достоверной, разноплановой и объективной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления; создание условий для эффективного взаимодействия специалистов с подростками (ознакомление со статьями Административного и Уголовного кодексов Российской Федерации, предусматривающих ответственность и наказание за совершение административных и уголовно-наказуемых деяний, антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними; изучение основ православной веры).

3-й модуль — коррекционно-реабилитационный

Цель — развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни, привлечение подростков к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи модуля:
- осознание собственного поведения, позитивное развитие личностных ресурсов и стратегий;
- формирование здорового жизненного стиля, поведения, препятствующих злоупотреблению наркотическими и психоактивными веществами;
- создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы;
- осознание личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля: самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей и установок; умения общаться с окружающими, понимать их поведение.

Решать эти задачи помогают программы «Познай себя», «Взгляд в будущее», «Со спортом на ты».

Программа «Познай себя» разработана медицинским психологом И.И. Супониной. В процессе работы по этой программе подростки обучаются навыкам ответственного принятия решений, конструктивного общения и поведения, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами.

Программу «Взгляд в будущее» составила педагог-психолог Е.И. Хлебникова. Цель программы — создать условия для жизненного самоопределения подростков, формирования социально-личностной рефлексии.

Необычно проходили в «Фениксе» профилактические дни, подготовленные специалистами лагеря. В атмосфере соревнования воспитанники закрепляли знания, полученные на занятиях, учились применять их на практике. Конкурс антирекламы, проходивший в рамках одного из профилактический дней, способствовал раскрытию творческих способностей подростков. Обращаясь к депутатам Белгородской областной Думы, воспитанники выражали свою гражданскую позицию по вопросам молодёжной политики и профилактики злоупотребления ПАВ среди подростков.

Участие в больших психологических играх позволило воспитанникам попробовать себя в новых, не свойственных им социальных ролях и способах взаимодействия. «Трудные» подростки писали письма своим сверстникам о вреде психоактивных веществ и пропагандировали здоровый образ жизни, выступали с концертами перед солдатами срочной службы.

Вся профилактическая деятельность психологической службы в лагерях была ориентирована на развитие системы здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению возрастных и психологических задач. Всё это помогает подростку осознать собственную ответственность за путь, по которому он идёт.

Военная дисциплина, многочисленные спортивные мероприятия, занятия по правовой грамотности, беседы со священниками, знакомство с культурно-историческими памятниками не способны сразу изменить человека. Но могут показать другой мир! Мир без наркотиков, мир, где сам человек представляет ценность, новые пути и новые возможности в жизни.

В 2004 году лагерь «Феникс» располагался на базе воинских частей в городе-герое Севастополе и городе Богучар Воронежской области. Выбор этих мест не случаен: Севастополь славен своими боевыми подвигами в защите рубежей и чести России, памятниками архитектуры, незабываемым ландшафтом. Эта земля полита кровью русских воинов, атмосфера пронизана духом мужества и патриотизма. Экскурсии по памятным местам города-героя останутся надолго в памяти подростков. Посещения севастопольской диорамы, панорамы, музея Черноморского флота вызвали живой интерес к истории Отечества и боевой славе русских и советских солдат. Воспитанники лагеря смогли познакомиться с мощью российского флота, посетив большой десантный корабль «Саратов» и пообщавшись с экипажем корабля.

Ребята много узнали об истории православия, совершив паломничество по святым местам: Инкерман, Мариамполь, Херсонес-Таврический. Посетили ханский дворец в Бахчисарае.

В г. Богучар расположена танковая дивизия со славным боевым прошлым, и сейчас сохранившая боевую мощь российского оружия. Здесь ребята увидели и даже «потрогали» современную боевую технику: танки, самоходные орудия, зенитно-ракетные установки, инженерно-сапёрное оборудование, а также научились стрелять из автоматического оружия.

Инструкция к игре «Следопыт»

Глаза и уши армии. Так службу разведки называют недаром. Даже самые талантливые полководцы, принимая победоносные решения, ориентировались на разведданные. Разведгруппа — слаженный военный организм, и мастерство каждого её бойца определяет успех всего задания.

Сегодня в роли разведывательных групп придётся выступить отделениям лагеря «Феникс». Каждый получит задание по сбору данных. Побеждает та группа, которая быстрее доставит точные разведданные в ставку командования. Но не забывайте, что кроме скорости важна точность. За каждый верный ответ на вопрос задания группа получает десять баллов. Если вам не удалось найти ответ на один из вопросов задания, то за каждый пропущенный вопрос с группы снимается пять баллов. Самый большой штраф — 20 баллов накладывается за дезинформацию — неправильный ответ. Дополнительные баллы группа получает за оперативность. Разведчики, первыми представившие сведения, получают дополнительно 30 баллов. Пришедшие вторыми — 20 баллов, третьими — 10 баллов. Лучшая разведгруппа определяется по сумме баллов.

Результаты учебной разведывательной игры-операции «Следопыт»

Первыми доставили оперативное донесение в штаб разведчики 4-го отделения. Однако это не помогло им занять первое место по сумме баллов. Бойцы сумели найти ответы на все поставленные вопросы, кроме одного. Но ценность доставленных разведданных оказалась не самой высокой из-за большого количества неверных ответов. Общая сумма баллов 4-го отделения — 95.

Вторыми принесли информацию разведчики 2-го отделения. Они сумели найти ответы на каждый поставленный вопрос. К сожалению, в их донесении оказалось 4 неверных ответа. Это снизило ценность разведданных на 80 баллов. Общая сумма баллов 2-го отделения — 130.

Третьими на командный пункт прибыли бойцы 1-го отделения. Результаты их разведывательной работы оказались очень низкими — на один вопрос разведчики не сумели найти ответ, потеряв 5 баллов, 11 ответов признаны неверными, штрафная сумма за дезинформацию составила 220 баллов и превысила сумму баллов, полученных за правильные ответы. Общая сумма — 105 баллов. Согласно правилам игры, разведрота не справилась с заданием и "погибла".

Последним на командный пункт прибыло донесение 3-го отделения. Максимальное время, затраченное на сбор информации, не помогло бойцам тщательно проверить данные: 11 ответов признаны неверными, штрафная сумма составила 220 баллов. Общая сумма — 100 баллов. Согласно правилам игры эта разведрота также "геройски погибла".

(Беспаленко П., Никулина Н. «Трудные» подростки проходят школу возрождения в лагере «Феникс»


Последнее редактирование: 2015-09-30

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.camps.ru/association/children/difchildren/difchildren-dosug/207-vospitanie-narkozavisimykh-podrostkov-v-voenno.html



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей | Депрессия в детском и подростковом возрасте | Роберт Пломин. Наследственность и воспитание | Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье | Концентрационный лагерь Суцзятунь потрясает и вызывает гнев у международного сообщества | Обсуждение статьи Правило Лагерквиста. Физико-химическое обоснование симметрий и соотношений Румера. | Правило Лагерквиста. Физико-химическое обоснование симметрий и соотношений Румера. (LUCA)
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:44
Всего:113129

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика