edictum УДАЛЕН Сообщений: 3 |
«Я» (или сфера субъективного) с феноменологической (или экзистенциальной) точки зрения. На сайте описаны базовые ощущения и сознание как функции (как мы их описываем с внешней точки зрения), но ничего не говорится о том, как и почему человеку (и не только ему) эти функции даны как ощущения. Однако, вроде ощущения для субъекта (для «Я») вполне реальны и про это пишут в литературе. Кон И. (Социологическая психология) пишет про «…третий модус — переживаемое Я, т.е. чувство Я, складывающееся на основе различных самоощущений, не отливающихся в строгие понятийные и вообще языковые формы». «Какие-то зародышевые формы последнего (самоощущение, чувство Я) свойственны, по-видимому, и животным». Иванов Е.М. (Материя и субъективность) пишет, что «помимо внешней, функциональной стороны, сознание обладает "внутренней" стороной - субъективным миром непосредственно данного, переживаемого. Для описания внутреннего мира субъекта необходимы такие категории, как "чувственное качество", смысл, интенция, "самость" и т.д. “ Указывает, что «Я» следует понимать как дорефлексивное “Я”, а сознание определяет как особую форму организации сферы субъективного (совокупности феноменально данного, переживаемого в той или иной форме), связанную, прежде всего, с наличием такого свойства, как рефлексивность. Субъективное «с внешней точки зрения» понимается как функция "более высокого уровня", как "эмерджентная" сущность или "системное свойство", нередуцируемое к процессам более "низкого" уровня. Конечно, если я рационально представлю модель своей психики, то так и есть, но если я обращусь к своему внутреннему миру, то там нет никаких моделей и функций, там есть прежде всего ощущения. Поскольку с «внешней» стороны базовые ощущения – это функции, то можно ли сказать, что совокупность феноменально данного мне – это «функции изнутри»? По этому вопросу есть различные позиции, вот некоторые: сфера субъективного доступна лишь "внутреннему" наблюдению. Поскольку наука занимается лишь исследованием "объективного", научный подход к решению этого вопроса невозможен, да и сам вопрос некорректен; отрицание по разным основаниям реальности самих субъективных явлений; … В общем, хотелось бы узнать позицию сайта по «функциям именно с внутренней точки зрения», если конечно позиция возможна. Лучшая аналогия, которую знаю о субъективном с феноменологической точки зрения: субъективное – это театральная сцена, на которой отображаются ощущения, эмоции, акты рефлексии. Причём эта сцена может «ощущать», «видеть» саму себя. |
Род: nan - админ Сообщений: 12275 |
>>На сайте описаны базовые ощущения и сознание как функции (как мы их описываем с внешней точки зрения), но ничего не говорится о том, как и почему человеку (и не только ему) эти функции даны как ощущения. Это - не так. Механизмы субъективизации и сама сущность субъективзации опысывается в очень многих материалах, если вообще выделять ее. Специально даже в Гид по механизмам психических явлений вынесено: Пояснение о субъективизации ощущений (добавлено в статью Базовое самоощущение): и т.п. далее. |