edictum
УДАЛЕН
Сообщений: 3
!!!
список всех сообщений clons
Сообщение № 21246 показать отдельно Январь 16, 2011, 03:58:04 AM ответ -только после авторизации
«Я» (или сфера субъективного) с феноменологической (или экзистенциальной) точки зрения.
На сайте описаны базовые ощущения и сознание как функции (как мы их описываем с внешней точки зрения), но ничего не говорится о том, как и почему человеку (и не только ему) эти функции даны как ощущения. Однако, вроде ощущения для субъекта (для «Я») вполне реальны и про это пишут в литературе.
Кон И. (Социологическая психология) пишет про «…третий модус — переживаемое Я, т.е. чувство Я, складывающееся на основе различных самоощущений, не отливающихся в строгие понятийные и вообще языковые формы». «Какие-то зародышевые формы последнего (самоощущение, чувство Я) свойственны, по-видимому, и животным».
Иванов Е.М. (Материя и субъективность) пишет, что «помимо внешней, функциональной стороны, сознание обладает "внутренней" стороной - субъективным миром непосредственно данного, переживаемого. Для описания внутреннего мира субъекта необходимы такие категории, как "чувственное качество", смысл, интенция, "самость" и т.д. “ Указывает, что «Я» следует понимать как дорефлексивное “Я”, а сознание определяет как особую форму организации сферы субъективного (совокупности феноменально данного, переживаемого в той или иной форме), связанную, прежде всего, с наличием такого свойства, как рефлексивность.
Субъективное «с внешней точки зрения» понимается как функция "более высокого уровня", как "эмерджентная" сущность или "системное свойство", нередуцируемое к процессам более "низкого" уровня. Конечно, если я рационально представлю модель своей психики, то так и есть, но если я обращусь к своему внутреннему миру, то там нет никаких моделей и функций, там есть прежде всего ощущения. Поскольку с «внешней» стороны базовые ощущения – это функции, то можно ли сказать, что совокупность феноменально данного мне – это «функции изнутри»?
По этому вопросу есть различные позиции, вот некоторые: сфера субъективного доступна лишь "внутреннему" наблюдению. Поскольку наука занимается лишь исследованием "объективного", научный подход к решению этого вопроса невозможен, да и сам вопрос некорректен; отрицание по разным основаниям реальности самих субъективных явлений; …
В общем, хотелось бы узнать позицию сайта по «функциям именно с внутренней точки зрения», если конечно позиция возможна. Лучшая аналогия, которую знаю о субъективном с феноменологической точки зрения: субъективное – это театральная сцена, на которой отображаются ощущения, эмоции, акты рефлексии. Причём эта сцена может «ощущать», «видеть» саму себя.
|