Откуда берется бешенный денежный успех у знаменитых артистов, спортсменов, блогеров, гуру и т.п.?
Феномен состоит в том, что люди, устраивающие зрелища, приносящие сильные позитивные эмоциональные переживания (даже если переживания негативны в отношении других, но для данного зрителя они должны быть позитивны), оказываются в роли наркотика, заставляющего почитателей стремиться снова попробовать это. И за это люди готовы платить так, что в целом заработки поставщиком наркотизирующих зрелищ оказываются настолько большими, что выносят столь успешных фаворитов не только в фокус общественного внимания (а, значит, и влияния), но и на особое качество возможностей дальнейшего усиления своего влияния.
Вся история развития культуры этносов и общей культуры проходит стадии увлечения Новыми Важными Идеями в искусстве, науке, технике, медицине и т.д., например, история развития музыкального исполнения, история рабства, история становления допустимых рамок агрессии в обществе (формализуемых законами государств), идеи анархизма, шовинизма, социализма и т.д.
В феномене зомбирующего влияния фаворитов есть два важнейших определяющих момента.
1. Как развивается отдельный человек, обжигаясь на болезненных последствиях и впредь стараясь игнорировать то, что к ним приводит, и, наоборот, стремясь к тому, что приносит ощущение радости, так развивается и общество, но гораздо более консервативно. Ведь складывается общий результат личных опытов, который становится этической нормой для воспитания.
Но с подростковым периодом попирания авторитарной морали (период личной инициативы) каждый проверяет заново для себя то, что ему кажется самым важным и пытается воплотить собственные представления. С учетом стадного авторитет групп по интересам, от которого избавляются только в гораздо более позднем возрасте, возникают субкультуры, агрессивно альтернативные существующему укладу этических норм.
2. Люди всегда стремятся к тому, что дает ощущение радости (если только не приобретают опыт, что за данной радостью неминуемо следует неприемлемо большое страдание). Это – базовый механизм мотивации выбора целей поведения (именно из-за этого возникают зависимые состояния, в частности наркомания).
Эти два влияющих фактора приводят к том, что развиваются те направления воздействия на публику, которые приводят к главному: получению сильных позитивных переживаний, да еще стадно поддерживаемых такими же со переживаниями множества других поклонников. Становится неважно, насколько полезно данное направление для обеспечения насущных проблем, важен только критерий получения удовольствия.
Но любые действия, направленные как самоцель на получение удовольствия, не как результат личного успеха в чем-то - всегда приводят к неадекватным зависимостям с развитием психопатологии (исключений нет). В природе удовольствие является следствием улучшения жизненных параметров гомеостаза (например, удовольствие утоление жажды) или же на более высоком уровне регуляции – удовольствие сопровождает решение текущей проблемы (а попытки решения - мучительны). В таком случае данный найденный вариант поведения становится удачным и привычным стереотипом, а то, что приносит неудовольствие – избегается.
Но если удовольствие получать просто так, то вся поведенческая регуляция нарушается. Крысы, которым вживляли электроды в центр удовольствия нажимали стимулирующую кнопку бесконечно до полного истощения и погибали. Им больше ничего не было нужно.
Вот такую кнопку и предоставляют поставщики зрелищ.
Это – тупиковые, несущие психические проблемы направления. Даже если взять концерты классической музыки, на которых меломаны тонут в удовольствии восприятия знакомых и приносящих удовольствие музыкальных фрагментов – та самая кнопка, правда ограниченная воздействием по своей приносящей удовольствие силе и не приводящая к истощению. Но когда используются все более низкоуровневые механизмы предоставления удовольствия, то сила кнопки увеличивается, приводя толпы и отдельных фанатов в неистовство.
Есть компьютерные игрушки, в которых игроки играют сутки напролет, истощаясь как та мышь от кнопки удовольствия.
Есть клубы фанатов, доводящие членов до подобного истощения, непрерывными продолжениями приносящего низкоуровневое удовольствие зрелищ.
И только когда начинается серьезные конфликты с обществом, прорывающиеся в публичные случаи, такие направления начинают прикрывать, и они теряют популярность.
Но пока люди не понимают, что их просто разводят с помощью кнопок удовольствия, они остаются на уровне рефлексии подопытной крысы. А молодые люди начинают понимать такое далеко не сразу.