Книги сайта: «Мировоззрение», «Познай себя», «Основы адаптологии»,
«Вне привычного», Лекторий МВАП и «Что такое Я».
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/5789
Вернуться на страницу с топиком от minski

Топик № 271

Palarm, ты, безусловно прав. В некоторых случаях дирижёр соверщенно не нужен. Это касается несложных пьес. В эстрадных и джазовых оркестрах, а также прочих духовых и милицейских, при их репертуаре он нафиг не нужен. Но, в таких случаях, дирижер обычно и администратор, и лицо официально представляющее, и продюсер-сопродюсер, и в кайф ему при его должности просто побыть в центре внимания, он руководил всем процессом, должна же быть какая-никакие моральные ништяки. У дирижёров это называется "танцы под оркестр". Кроме того, некоторые необходимые вещи, типа вместе начали-вместе закончили, равномерно ускорились-равномерно замедлили, а также если кто-то из трубачей заколебался считать 40 тактов, которые он молчит вначале, высока вероятность, что дирижёр справится со своими первейшими обязанностями и покажет ему момент вступления, и другому солисту, и оркестровой группе.

Искусство начинается с жуткой отсидки задницы в консерве, когда сабж в совершенстве овладевает предметом под названием "Читка оркестровых партитур". На высоком уровне это выглядит так. Чел берёт партитуру какой-нибудь зашкаливающей (с точки зрения нас, нормальных любителей Киркорова) музыки современного японского композитора, которая должна исполняться на фестивале японского искусства, и тихонько её листает. После двух часов такого листания маэстро: а) "прослушал" всю симфонию внутренним слухом (т.е. это не шутка - реально услышал всё, что еще не звучало, как мы, глядя на стих, можем внутри себя его прослушать голосом Лукашенко или Путина, например, только там труба и кларнет, соответственно :); б) определил и интерпретировал форму - где накал страстей, где расслабец, где надо ввалить по полной. Это возможно потому, что у него в голове сидит сто возможных аналогий, знание истории музыки, особенностей стилей и т.д., короче, не груши он пинал в консерве и на предыдущих работах; в) с большего запомнил (основные темы, какие-то яркие места). Высший пилотаж обходится без фортепиано и карандаша.

На первой репетиции начинается дрючка оркестра. Это шоу будет сильно депенд от того, насколько музыканты оркестра круты, или же студенты чуть менее, чем полностью. В последнем случае первая попытка будет напоминать вой ветра в водосточных трубах, сдобренный криками бешеных животных. Потом начинается детальная работа. Например, классный дирижёр сразу же указывал музыкантам на ошибки переписчика, и они их в нотах поправляли (ну, звучит в жутко сложном аккорде вместо додиеза до у третьей трубы, нам сто лет бы пофиг было, а маэстро в нотах видит одно, слышит другое, его ломает :), ну ладно, щас комп при перепечатке не ошибается. Вообще, диригент в этот момент один из всех ста знает, про что пестня, потому как остальные в ужосе озабочены только тем, чтобы в нужное время нужным пальцем просто нажать на кнопку, и ни о каком "как" речи не идёт. И так, потихоньку, полегоньку, он незнакомую никому музыку разжёвывает, показывает жестами - вы тут потише, вы тут поотрывистей, словами объясняет, как это надо сыграть флейте свои пассажи с точки зрения интерпретации замысла композитора в общем контексте. Короче, после четырёх часов дрючки народ с сопилками уже расслабляется с большего и начинает слышать, об чём та музыка.

Но это в идеале. Если все такие динозавры поумирают, то все везде сведётся к запасному и наиболее распространенному варианту. Дирижёр обыкновенный (conductor ordinarium) надыбывает запись на пластинке или сиди и слушает, как слабали до него, глядя в ноты и пытаясь не сбиться, где он находится. Если записи нет - хана, будет вешаться у рояля, играя основные темы и пытаясь представить, чё этот японский композитор ваще от него хотел. Дня через два (или через неделю) он с большего представит треть того, как эта музыка звучит, и пойдёт мучить оркестр. Если музыканты еще хуже, чем он, возможно, будет пытаться объяснять, как им надо играть то или иное место. Если умный, а музыканты крепкие - будет показывать, где кому вступать, управлять темпом и, с большего, динамикой (громкостью, акцентами - потому как в нотах всё это и так проставлено). Ну и танцевать для зрителей и для своей души.

Самое смешное, что большинству в зале все вообще будет пофигу, кроме дирижёрских танцев.

Еще надо учесть, что нормальный план нормального оркестра - делать программу (полтора часа игры) за месяц, например, две симфонии. Заучить наизусть такое количество музыки невозможно, если даже гипотетически предположить возможность тщательного выучивания сложной музыки и исполнения ее без общего руководителя - дирижёра.


Дата публикации: 2011-12-23 23:48:50
Комментарии 3 комментов.

Яндекс.Метрика