Короткий адрес страницы: fornit.ru/69231 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Стрессовые реакции

Описаны стрессовые реакции двух видов: обеспечивающие достижение поставленных целей и избавляющие вид от бесполезного индивида.

Под словом "стресс" изначально понимают состояние повышенной общей защитной функции организма, но позже добавилось и другая функция стресса - разрушение организма (феноптоз) - как эволюционная оптимизация всего вида. То, какой именно стресс активировался у вас определить очень легко: первый тип - если есть важна цель и решимость ее достичь (цель в самом широком смысле, от защиты или нападения до поиска и творчества), второй же тип возникает в состоянии депрессивного опустошения и отказа от борьбы (fornit.ru/345).

Эволюционный характер возникновения механизмов говорит о то, что эти реакции очень древние, безусловно рефлекторные и совершенствуются всю историю существования видов. В изначальном понимании стресс выступает как ответ организма на внешний или внутренний раздражитель, мобилизуя ресурсы для преодоления угрозы. Причем в поздних периодах развития привлекается психика. Психика особенно важна для социальных видов, где стресс может влиять на группы в целом, формируя социальное поведение и взаимодействие. Интеграция психических процессов в стрессовые реакции позволила организму более эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе и в контексте социальных взаимодействий.

У стрессовых реакций есть несколько уровней, начиная от базовых инстинктивных ответов и заканчивая более сложными механизмами психики, и организуется целая система их проявления и угасания в соответствующих условиях.

У человека множество факторов могут приводить к стрессовой реакции одного или другого типа, это наблюдается, к примеру, в эффектах плацебо и ноцебо (fornit.ru/69211).

Первый уровень стресса может проявляться на уровне физиологии: повышение частоты сердцебиения, резкое выделение адреналина и кортизола, что подготовляет организм к непосредственной физической реакции. Это инстинктивный ответ "бей или беги", который включается, когда организм чувствует угрозу. Он не требует осознанного анализа ситуации и срабатывает мгновенно. На уровне психики человек может осознанно оценить ситуацию и решить, как действовать.

Непривычные ситуации могут вызывать стрессовые реакции, в то время как знакомые или привычные обстоятельства приводят к хорошо проверенным, автоматическим ответам.

Хотя стрессовые реакции считаются неспецифичными, схожими для самых разных воздействующих факторов, но каждое столкновение с новым источником стресса может вызвать уникальную реакцию на уровне физиологии, эмоций и мышления. Стрессовые реакции на уровне психики зависят от субъективного опыта, развивающегося в условиях культурных и социальных контекстов.

Стрессовые реакции активируются очень быстро на фоне более древней части стрессовой системы и могут затрагивать любой из уровней осмысления (fornit.ru/68516) или реализоваться без осмысления.

В самом общем и широком смысле стресс - это адаптивная реакция субъекта и любой стимул, требующий ответа, и даже важная мысль - вызывает определенную подготовку организма. Так что нет четкой границы, когда стресс начинает проявляться как внешне наблюдаемый эффект, как "стрессовая реакция", различаемая психологами. При этом есть вполне определенные механизмы в виде безусловных рефлексов (отдергивание руки от горячей поверхности) и их ветвлений (инстинктов, инстинкт самосохранения), которые возникли для экстремального реагирования.

Психологи выделяют несколько стадий стресса, начиная от легкого напряжения, которое может быть полезным, и заканчивая серьезным эмоциональным и физическим выгоранием. Считается, что на начальных стадиях стресс может выступать в качестве стимула к действию, мотивируя человека решать проблему или справляться с трудностями.

Но часто не психика модулируется начавшемся стрессом, а осознанное отношение к ситуации активирует первый или второй тип стрессовых реакций (феноптоз). Но и длительная активность первого типа стресса истощает организм, приводя к специфическим заболеваниям.

Общие представления

В статье "Последовательные стадии развития стрессовых реакций":

"Первым, кто обратил внимание на стресс, был Ганс Селье, канадский биолог, его называют «отцом стресса». Его теория, называемая «Общий адаптационный синдром», объясняет, как наши тела реагируют на стресс, и почему некоторые стрессоры могут привести к болезням, в то время как другие укрепляют нашу иммунную систему. Г.Селье в своей работе «Стресс жизни» отметил, что факторы, вызывающие стресс, различны, но биологическая реакция организма одна и та же.
И так все приспособительные механизмы в организме человека, при воздействии стресса, Г.Селье назвал
«общим адаптационным синдромом» или «стресс-реакцией». Существует три стадии развития стрессовых реакций: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Эти этапы являются лишь частью процесса, через который проходит тело, когда возникает стресс, включая психические и физические последствия. Умственные и физические эффекты являются реакцией организма на стрессоры, как форму защиты. Рассмотрим первую стадию стадию тревоги. Происходит немедленная реакция вашего организма, так как у каждого человека есть различные уровни терпимости и чувствительности. Тело входит в состояние гиперактивности, поскольку оно готовится ответить на предполагаемую угрозу. Обратите внимание, что угроза может даже не быть реальной ее можно представить. В этот момент можно заметить такие изменения, как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, нервное возбуждение или чувство напряжения, тревоги, беспокойства или испуга, когда ваше тело реагирует на причину стресса. Стимулируется симпатическая нервная система, и происходят биологические изменения, заставляющие вас действовать. Эта реакция является частью нашей врожденной тенденции к реакции «сражайся или беги», которая приводит к выбросу адреналина через нашу систему. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Вторая стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. Как правило, когда мы входим в эту стадию, мы начинаем чувствовать себя спокойнее. Парасимпатическая нервная система начинает снижать частоту сердечных сокращений, физиологические функции тела возвращаются к норме, и мы можем лучше сосредоточиться на обращении к источнику стресса. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам, организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена. Все изменения, которые происходят на этом этапе адаптационного синдрома, можно считать обратимыми.
И наконец, третья стадия
стадия истощения. Последняя стадия стресса, которая возникает в результате того, что наше тело пытается бороться со стрессом в течение длительного периода, наступает момент, когда мы уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии все энергетические ресурсы исчерпаны, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Как правило, на этой стадии человек чувствуете себя подавленным и с гораздо меньшим количеством энергии, чем обычно. Организм подвергнут заболеваниям, так как иммунная система также ослабла из-за стресса. Также происходят долговременные психологические изменения, которые вызывают депрессию, недостаток сна или хроническую тревогу, все эти изменения могут привести к гибели организма. Помощь может прийти только извне либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора..

 

Одна из самых авторитетных и знаменитых во всем мире книг по психологии и физиологии стресса - книга Роберта Сапольски "Психология стресса", стресс в рамках гомеостаза и аллостаза:

"Сегодня мы по-новому воспринимаем болезни, которые нас поражают. Мы признали связь между телом и разумом, мы выяснили, что эмоции и личностные особенности могут оказывать огромное влияние на функционирование и здоровье буквально каждой клетки тела. Мы узнали, что стресс делает некоторых из нас более уязвимыми к болезням, выяснили, почему некоторые из нас лучше других справляются со стрессорами, и пришли к очень важному открытию: невозможно понять болезнь в вакууме. Ее можно понять только в контексте личности и жизненных обстоятельств больного.
Вот самая важная мысль этой книги: если вы зебра, бегущая изо всех сил, чтобы спасти свою жизнь, или лев, бегущий изо всех сил, чтобы не умереть с голоду, физиологические механизмы реакций вашего тела позволяют прекрасно справляться с такими краткосрочными физическими чрезвычайными ситуациями. Для огромного большинства животных на этой планете стресс
это прежде всего краткосрочный кризис.
После этого кризиса они или живут дальше, или умирают. А когда мы сидим без дела и беспокоимся, у нас включаются те же самые физиологические реакции. Но если эти реакции становятся хроническими, то они могут привести к катастрофе. Научные данные показывают, что стрессогенные заболевания обычно возникают из-за того, что мы слишком часто активируем физиологическую систему, предназначенную для реакции на острые физические чрезвычайные ситуации. Но мы оставляем эту систему
«включенной» в течение многих месяцев, без конца беспокоясь об ипотеке, отношениях с близкими и продвижении по службе.
Стрессор
это любой фактор внешнего мира, выбивающий нас из гомеостатического равновесия, а острая реакция на стресс все то, что делает наше тело, чтобы восстановить гомеостаз.
Стрессором может быть и ожидание стрессора.
Первоначальная концепция гомеостаза была основана на двух идеях. Прежде всего, есть единственно правильный оптимальный уровень или количество для любых параметров в организме. Но так быть не может
ведь когда мы спим, идеальное кровяное давление будет другим, чем когда мы совершаем прыжок с трамплина. То, что идеально при базовых условиях, не подходит во время стресса это основная идея аллосгатического подхода.
(Ученые прибегают здесь к чему-то вроде изречения дзен: аллостаз
это «постоянство через изменения». Вторая идея концепции гомеостаза заключается в том, что идеальное значение тех или иных параметров достигается с помощью тех или иных локальных механизмов регуляции, а концепция аллостаза признает, что любые показатели могут быть отрегулированы с помощью огромного количества разных способов и у каждого из них есть свои последствия.

Предположим, что нехватка воды возникла в вашем теле. Гомеостатическое решение: это замечают почки, они начинают «экономить» и производят меньше мочи, чтобы сохранить воду в организме. Аллостатическое решение: это замечает мозг, он велит почкам начать экономить, отправляет сигнал забрать воду из тех органов тела, где она легко испаряется (кожа, рот, нос) и вызывает чувство жажды.
Гомеостаз касается того, как переделать вон тот клапан или вот эту штуковину. А аллостаз связан с координацией мозгом изменения в масштабах всего организма, в том числе и изменения в поведении.

И т.д.".

Любые реакции индивида, а не только стрессовые, рефлекторные или произвольные, в конечном счете предназначены для регуляции его гомеостаза. Введение понятия аллостаза может быть удобных для некоторых случаев описания, но гомеостаз - более общее понятие и в механизмах адаптивности не нуждается в таком выделении.

Первый тип стресса (целеустремленность)

В статье "Сопротивляемость стрессу, самоэффективность и жизнестойкость у каратистов стиля киокусинкай различной квалификации как фактор психологического обеспечения конкурентноспособности спортсменов":

"Получены и описаны результаты исследования взаимосвязи таких показателей, как жизнестойкость, сопротивляемость стрессу (resilience), самоэффективность, от которых зависит степень конструктивности реагирования спортсменов на стрессовые ситуации.".

В монографии "Защитная система личности и стресс":

"Уровень совладания предполагает полное осознание личностью возникших трудностей, актуализацию опыта по преодолению подобных ситуаций, а также реализацию умений по преодолению. Перечисленные уровни защитной системы последовательно формируются в онтогенезе и одновременно функционируют у взрослой личности (Никольская, 2000, 2007). Уровни мотивации достижения успеха по-разному влияют на стратегии совладающего поведения. Подростки с высоким уровнем проблемно-ориентированного копинга будут чаще ориентированы на мотивацию достижения успеха, старшеклассники же с высоким уровнем копинга, ориентированного на избегание, будут предпочитать мотивацию избегания неудач".

В статье " Эффект плацебо и ноцебо":

"Если человек решает преодолеть экстремальность с какой-то очень важной для него целью, то активируется система соответствующей поддержки. Если же нет такой цели, то экстремальная ситуация ломает человека вплоть до летального исхода.

Есть много известных примеров того, как ситуация, которая была бы смертельной для человека с недостаточной волей к поставленной цели, была преодолена:

• Альпинист Арон Ралстон оказался в ловушке под валуном весом более 300 килограммов, когда занимался скалолазанием в национальном парке Каньонлэндс в штате Юта. Чтобы освободиться, Ралстону пришлось ампутировать себе руку с помощью небольшого карманного ножа. После этого он смог выбраться из-под валуна и спуститься с горы. Этот случай стал основой для фильма «127 часов».

• Яхтсмен Стивен Каллахэн попал в шторм в Атлантическом океане и потерял свою яхту. Он провёл в открытом океане 76 дней, прежде чем был спасён. Во время своего путешествия Каллахэн питался рыбой, пил дождевую воду и использовал самодельный опреснитель для получения пресной воды. Этот опыт лёг в основу книги «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря».

• Итальянский спортсмен Мауро Проспери участвовал в марафоне «Форд Фиеста» в Сахаре. Когда он находился в пустыне, у него сломался автомобиль. Проспери провёл в одиночестве в пустыне девять дней без еды и воды, пока его не нашли бедуины. Этот случай также стал основой для книги «Солнце и тень».

Когда у человека есть важная цель, он активирует свои внутренние ресурсы и стратегии адаптации. Если же у человека нет ясной цели или поддержки, он может испытывать чувство безысходности, которое ослабляет его психологические и физические ресурсы, он начинает, фактически, умирать, что соответствует концепции о "эволюционной функции психосоматогенеза".

Второй тип стресса (феноптоз)

В статье " Что такое «феноптоз» и как с ним бороться?":

"Феноптоз гибель организма, запрограммированная в его геноме. Безусловно, запрограммирована смерть тихоокеанского лосося сразу после нереста. Гибели животного предшествует появление всего за несколько дней биохимических и морфологических признаков вплоть до образования в мозгу амилоидных бляшек, типичных для медленного старения позвоночных. Этот факт и результаты целого ряда других наблюдений свидетельствуют о том, что медленное старение многократно размножающихся животных и растений также запрограммировано, будучи завершающим этапом онтогенеза.
В качестве рабочей гипотезы медленное старение высших животных и человека объясняется увеличением с возрастом количества активных форм кислорода (АФК) в митохондриях, что активирует апоптоз и уменьшает число функционирующих клеток в органах и тканях.".

В статье " Болезнь Альцгеймера: обострение старческого феноптоза":

"Болезнь Альцгеймера характеризуется прогрессирующим снижением когнитивных способностей и памяти, что сопровождается дегенерацией синапсов, массированной потерей нейронов в головном мозге, в резуль" тате наступает полная деградация личности и смерть. К факторам риска развития этого нейроде" генеративного заболевания относят социальную изоляцию, низкую социальную активность, гиподинамию, слабую умственную деятельность и низкое образование, что согласуется с концепцией феноптоза (В.П. Скулачев с соавт.)".

В книге" Социальная геронтология: актуальные проблемы":

"Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста депрессия. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности, потеря интереса к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работе. Снижение умственной работоспособности, в основе которой лежит неспособность сконцентрировать внимание, ухудшение памяти и общая дезорганизация психических процессов, также могут быть проявлением депрессии. Депрессия может иметь и соматические проявления:
потеря или, наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, запоры, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием.".

В статье "Как стресс способствует развитию депрессии":

"Дистресс может запустить развитие депрессии или отяготить ее симптомы. Значимые травматические события, такие как потеря работы или прекращение длительных отношений, могут дать старт депрессивному расстройству. Не каждый, кто переживает стресс, впадает в депрессию. Различные генетические, биологические, личностные факторы объясняют, почему один человек в одинаковой травмирующей ситуации испытывает расстройство настроения, а другой не погрузится в хандру".

Стресс в модели МВАП

Выполнение поведенческих действий поддерживается в организме многими системами, из которых можно выделить:

• механизмы стрессовых реакций первого типа - оптимизация энергопотребления и защитные механизмы;

• мозжечковые координирующие реакции - запуск дополнительных действий, в том числе автоматизмов (моторных и ментальных), обеспечивающих достижение цели;

• осознание сомнительных реакций и/или появление негативной значимой новизны - на всех четырех уровнях (fornit.ru/68364) с обеспечением достижения поставленной цели;

• бессознательное (fornit.ru/68713) обеспечивает уточнение значимости образа для данных условий и нахождение новых возможностей целевых действий.

Это отражает эволюционную последовательность дополнения адаптивных механизмов поддержкой выполнения действий.

Для второго типа стрессовых реакций характерно отсутствие постановки целей и произвольного их достижения, что ведет к углублению общего синдрома депрессии (fornit.ru/345) и запуску механизмов феноптоза.

В непривычных ситуациях, для которых нет заготовленного осознанно решения (привычного автоматизма: fornit.ru/68816, fornit.ru/19819), начинается осмысление актуального стимула (fornit.ru/68516) для выбора ответа, достигающего желаемой цели или пассивного осмысления образа (fornit.ru/68279). Если цель поставлена и начаты действия по ее достижению, то это сопровождается регуляцией дополнительной стрессовой поддержки первого типа.

В любом случае организм активирует те безусловно-рефлекторные механизмы, которые были созданы для таких условий, а также активируются рефлексы мозжечка (fornit.ru/45322, fornit.ru/68661).

Все это составляет сложную систему адаптивных реакций и ее координирующее обеспечение.


Nick Fornit
04 Oct 2024

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.