Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Информацией здесь будем считать не биты данных из кибернетики и не мера упорядочности из физики, не сведения из юриспруденции и СМИ и не мистическую Сущность в основе всего, а процесс личной информированности или знание, т.е. это сведения в субъективной интерпретации (знания), сведения, которые позволяют адаптироваться к новому. Но чаще всего именно сведения считают информацией.
Сведения сами по себе всегда являются условной формой знаний (личной информированности), и поэтому сведения доступны для восприятия только тому, кто понимает, что имеется в виду под условными символами информированности. Кошка, видя книгу, никак ею не информируется, для нее книга не имеет никакого смысла (т.е. субъективной значимости).
Значимость - это количественная позитивная или негативная величина, связываемая с тем, какие последствия возникают после появления того или иного образа как стимула или как действия. Значимость - положительное или отрицательное целое число и сама по себе не несет никакой информации без связи с образом и/или последствиями. Древняя форма постоянной исторической памяти работала только с такими связями и поэтому ее назвали семантической. На ранних стадиях развития организма каждый воспринятый стимул или последствия собственных действий просто связываются с числом, отражающим то, насколько плохо или хорошо общее состояние организма. Ноль означает отсутствие такой оценки, а числа около нуля - малую, невыраженную значимость.
Чтобы значимость стала информировать субъект, к ней должно быть привлечено осознанное внимание. Только единственный канал такого внимания позволяет рассмотреть и учесть определенный образ с его значимостью. При этом в мозге могут быть активны сразу множество самых различных образов, но осознается для информированности только тот, у которого наивысшее сочетание значимости и новизны. Понятно, что образы с нулевой значимостью не представляют интереса, так же как образы с нулевой новизной - уже хорошо знакомые и не требующие осмысления. Так что только один, наиболее актуальный образ начинает процесс информированности о сути ситуации с учетом контекста текущих условий (fornit.ru/68516).
Актуальный образ удерживается с помощью циклов активации некоего (неважно) диспетчера обработки образов. Каждый цикл вызывает выявление цели обработки или отсутствия такой цели (это - два главных и взаимоисключающих режима осмысления) и затем делается запрос для получения дополнительной информации, которая изменяет общую информированность и, тем самым, меняет условия нового шага обработки в цикле. Каждый ответ на ментальный запрос инфо-функции (fornit.ru/68522) уточняет информацию инфо-картины (fornit.ru/68540).
Только то, что формирует общую информированность (общую инфо-картину) и будем называть информацией. Вне единственного канала обработки актуального стимула нет никакой информированности, что эквивалентно осознанности, т.к. информированность возможна только при осознании стимула.
Механизм обработки актуального стимула (fornit.ru/68516) дает неограниченную ничем возможность развития адаптивности, развития возможности находить решения, для этого нужна лишь новая информация и уже имеющийся опыт, связывающий образы со значимостью, который хранится в эпизодической памяти.
Без опыта образ оказывается не понимаем и требует исследований. С опытом один и тот же образ для всех условий, когда он оказывается актуальным, в обработке выявляет свою значимость и с каждым новым опытом уточняет ее.
В этом процессе для каждого образа возникает его модель понимания: то, что он означает для субъекта в каждой ситуации, что и позволяет использовать его в дальнейшем для решения - как реагировать на него.
Этот простой механизм дает огромные эволюционные преимущества. В этом механизме нет ничего лишнего кроме процесса циклической итерации информированности. И только очень сильно развившаяся система абстракций, когда актуальным образом оказывается образ самого себя, создает ощущение рассматривания своих собственных свойств (самоощущение, самосознание), что, в принципе, ничем не отличается от рассматривания свойств любых других образов, но возникает эффект взгляда в зеркало, когда в руках держится еще одно зеркало - возникает бесконечная цепь отражений осознания самого себя, что назвали проблемой регрессии гомункулуса (fornit.ru/7353). Конечно же в мозге нет отдельной сущности, которая осознает и управляет, а для этого нужна еще вложенная такая же сущность и т.д. Но философская попытка самосознания приводит к такому эффекту.
Образы, которые способна обрабатывать циклическая информированность или сознание - не имеют никакой связи с объективной реальностью, потому что они являются многократными последовательными отражениями воздействий этой реальности и для психики оказываются полностью во власти произвольной трансформации (https://telegra.ph/Vydelenie-i-predstavlenie-obrazov-vospriyatiya-08-15). Так что в реальности нет ничего, что представлено этими образами. В этом - еще один парадокс: с одной стороны все процессы в мозге материальны и могут быть зафиксированы, а с другой стороны со стороны невозможно представить в виде чего и с какой значимостью субъект воспринимает эти образы. Собственное восприятие образов является настолько же нематериальной формой материальных процессов, насколько форма куба является нематериальна по отношению к его содержанию. Только субъект ясно и понятно видит свои образы и может с ними произвольно оперировать, но это понимание формируется всеми периодами формирования иерархии распознавания образов из элементов (ID), которые уже не похожи ни на что в реальности.
Есть только один путь понять суть такого парадокса субъективизации: составить полную картину, целостную модель всех уровней эволюции механизмов адаптивности, ясно представлять, что происходит с воспринимаемым на каждом уровне и во что это преображается в циклах итерации информированности. Это сложный и трудный процесс, который не удастся освоить простым прочтением поясняющих сколь угодно обстоятельно текстов. Тут необходимы собственные усилия моделирования, которые постепенно развивают понимание. Я прошел этот путь (мне понадобилось несколько десятилетий), хотя есть еще многое, что хотелось бы понять определеннее и, наверное, есть то, о чем я еще не догадываюсь.
Философия идеального
Философы, пытающиеся силой мысли и упорством постичь суть субъективного, придумали много терминов, которые они считали основополагающими независимо от того, каким на самым деле окажется предмет исследования. Всякие "объективные реальности", "субъективные реальности", "объективные истины", "материальное и идеальное" и т.п. Это в их концепциях создает иллюзию понимания и объяснения, но нисколько не приближает к сути явления. А приближение к сути требует уже не общих, а вполне конкретных терминов.
Нет никакой такой физической сущности в дополнение к процессам осознания, которая ответственна за субъективное самоощущение, нет гомункулуса. Это - то, как выглядит восприятие и действия не со стороны наблюдателей за процессом, а самим процессом, т.е. вся та взаимосвязь происходящего, которая информирует об этом в постоянном обновлении такого информирования. Это - циклическая итерация информированности. И на этом - все, никаких дополнительных схем более не требуется. Если есть механизм циклической итерации информированности, значит есть "идеальное" (философический термин, который ничего не значит, но здорово путает, заставляя думать в виде чего же это существует). Мало того, и животные (включая людей) в норме не думают об этом, а просто информируются и отвечают результатами такой циклической обработки, но вот появились философы и возникли новые уровни абстракции, а что такое я? кто я? в виде чего я? которые явно уводят из нормы адаптивной функциональности механизма.
Нормальное животное никогда об этом не думает, а непосредственно использует циклы информированности для нахождения решения проблем, не устраивая им регрессию отзеркаливания самих себя. Нужно очень сильно развить ментальность, чтобы дойти до таких вопросов, а всерьез озадачившись, остается только пойти по пути полного выяснения всей иерархии механизмов индивидуальной адаптивности с формированием полноценной модели.
https://telegra.ph/Znachimost-i-informaciya-08-17
Nick Fornit
17 August 2024