Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
July 31, 2024
Отзеркаливание действий авторитета позволяет создавать не только «попугайские» автоматизмы, когда Beast просто повторяет за оператором его стимул, но и учительские, когда Оператор «отвечая» на ответ Beast тем самым показывает, как бы он ответил на такой стимул. Для этого необходимо фиксировать все звенья цепочки диалога. Например, в случае вербальных стимулов это выглядит так (формат записи Оператор - Beast):
Привет – привет, как дела – как дела, все ок – все ок, вот и хорошо – вот и хорошо
В итоге создаются прямые автоматизмы (стимул – ответ):
Привет – привет, как дела – как дела, все ок – все ок, вот и хорошо – вот и хорошо
И учительские:
Привет – как дела, как дела – все ок, все ок – вот и хорошо
Во втором случае мы получаем буквально авторитарный опыт от учителя – как надо отвечать на стимул, поэтому такие автоматизмы и названы учительскими. Но чтобы так вышло, необходимо вести диалог с Beast, а не просто посылать ему стимулы.
Одно время сеть заполонили видео с игрушкой
Однако при таком обучении неизбежно возникают автоматизмы – синонимы. Ведь на один и тот же стимул от Beast оператор может выдать разный ответ. Он же более развитое существо, и произвольно может менять свои действия. При каждом таком ответе, создается новый автоматизм, который становится штатным, а предыдущий уходит на скамейку запасных, где их может накапливать достаточно много. Такое неизбежное по мере контакта с реальностью увеличение числа разных реакций, когда на один стимул допускается несколько вариантов ответа означает, что стимул становится не однозначным и требуется какое-то дополнительное условие, определяющее какой из вариантов ответа нужно активировать. Здесь уже начинает более явно проявляться необходимость учитывать в виде Пускового стимула не статический, а динамический состав информационной среды, учитывать цепочку последовательных стимулов. Для этого уже необходима эпизодическая память, хранящая следы предыдущих действий и откликов внешней среды на них. Что в свою очередь провоцирует создание механизмов по работе с ней, ведь нет смысла что-либо запоминать если нет эффективных механизмов поиска сохраненной информации по какому-то признаку. И чем больше база данных, тем более актуальным становятся вопросы оптимизации поиска в ней.
Поэтому основная цель обучения на 3 стадии – получить достаточно большую базу вариантов автоматизмов на один стимул, чтобы затем появилась возможность разобраться с ними в 4 стадии, когда активируется эпизодическая память и механизмы по работе с ней: в какой теме, в каких ситуациях, для каких целей какой автоматизм можно использовать.
Алексей
2 August 2024