Относится к разделу Социум

Исторические личности

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Давно обсуждается философский вопрос о роли личности в истории. Кто-то поджигает храм чтобы оставить пусть злую, но память в веках, кто-то выходит в фокус интереса общества своими деяниями, идеями, примером. Понятно, что если бы не было того, человека, который оставил историческую память, то и не стало бы всего того влияния, которая эта память оказывает, а во многих случаях это невосполнимо потому, что самобытность оставленной памяти очень высока и нужно еще много всяких других схожих следов памяти, чтобы выровнялось ткань общества и его культуры в этом.

Исторические личности (http://reshebniki-online.ru/taxonomy/term/1196) имеют настолько большое познавательное значение, что их изучают в школе. Это - дополнение к культурной преемственности, обеспечивающей социализацию человека так, что он оказывается не просто винтиком в социуме, а занимает свое место в общей системе взаимовлияния и взаимоиспользования. Все стадные животные в развитии проходят период доверчивого обучения, когда полезные знания, приобретенные взрослыми особями, передаются развивающимся для того, чтобы им не нужно было начинать свой жизненный опыт с нуля, а за одну жизнь многое не достигнешь.

Исторические личности и та деформация в привычном, что они творят своими выдающимися примерами, оказывает наиболее сильное и массовое влияние в культурной преемственности. Это то наиболее новое и значимое, что удерживает на себе фокус общественного актуального интереса. Вклад исторических личностей привносит то позитивное, к чему люди начинают стремиться и то негативное, чего люди станут избегать, а ошибки более важны, чем удачи потому, что они способны перечеркнуть жизнь и вовремя понятая ошибка ставит нерешенную проблему ее преодоления, которая становится целью не отдельных людей, а целого общества.

 

Этот уровень общественного сознания отражает наивысший достигнутый природой уровень индивидуальный адаптивности к новому, вместо рефлекторного механического алгоритма в зависимости от удачности или болезненности ошибки - осознанную произвольность преодоления привычного для новых условий. В социуме же этот уровень порождает способность преодолевать ретроградные, выжившие за рамки применимости в новых условиях старые догмы, передающиеся авторитарно. В этом смысле исторические личности оставляют след старых, но чрезвычайно значимых моментов решений проблем и составляют совокупный жизненный опыт общества. Один мудрый человек сказал: стоит уничтожить 100 лучших умов на земле и прогресс надолго будет отброшен назад, во многом уже невосполнимо.



Опубликовано: 2016-12-26