Относится к разделу Самостоятельное обучение

Саморазвитие

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Многие люди, понимающие необходимость совершенствования для адаптивности в мире современной высокотехнологической культуры, обращаются к различного рода ресурсам, посвящённым методам самосовершенствования и посещают семинары, где их учат как можно самому развивать свои способности и возможности.

На странице www.poznaysebia.com/category/development размещаются топики по отдельным тематикам развития и декларируется использование современных методов и технологий в этом.

Обычно люди нацеливаются на достаточно быстрый и необременительный процесс своего возвышения, и поэтому стараются выбрать предложения, сулящие за приемлемую цену легко и быстро подтянуть свои возможности. Но человек - не гаджет, в котором можно обновить прошивку, и те или иные способности требуют предварительной подготовки. Нет возможности сразу объяснить ребенку теорию графов и начинать практически ее применять без того, чтобы он не освоил очень немалую цепь последовательно усложняющихся понятий. Однако феномен неискушенности создает иллюзию уверенности, которая названа Эффектом Даннинга – Крюгера: "Чем больше у человека навыков, практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает".

Совершенствование навыков начинается с раннего детства - с формирования коллекций примитивов распознавания, и в соответствующие критические периоды их образования необходимо предъявлять ребёнку все разнообразие раздражителей, которые можогут быть востребованы в его жизни для личной адаптивности. Исследования показывают, что если в такой период изъять из восприятия котенка вертикальные линии, то он не сможет их распознавать в течение всей жизни и будет натыкаться на стоящую швабру. Отсутствие распознавателей такого уровня оказывается невосполнимым, и они определяют способности.

С развитием механизмов осознания становится возможным выделять наиболее актуальное их окружающего, формируя субъективные модели свойств и поведения объектов внимания. Это определяет диапазон осведомленности об окружающем, его базовое мировоззрение.

Параллельно и постепенно формируются специализированные навыки, в том числе навыки исследования и творчества. Главная особенность этого процесса - конкретность необходимого навыка. На всех уровнях организма действует принцип дезадаптации всего, что не используется, вплоть до органической редукции. Это важнейшее свойство позволяет оптимизировать то состояние организма и его поведенческие навыки, которое максимально подходит к востребованной деятельности. Вот почему самосовершенствование впрок не только абсурдно, но и невозможно.



Опубликовано: 2016-01-24