Относится к разделу Игры

Игры-конструкторы

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.
Игры-конструкторы: роль и влияние


 

Особую роль в формировании навыков широкого профиля у детей играют детские конструкторы. Интересно то, что они своей организацией повторяют принцип иерархического усложнения распознавателей примитивов восприятия: сначала самые простые элементы, затем, на этой основе - более сложные. Хотя поля первичных и вторичных распознавателей у детей уже сформированы к моменту, когда они могут играть конструкторами, но ведь все последующие структуры мозга следую в точности той же логике, формируя самые сложные символы восприятия их элементов простых. Этот принцип, позволяющий при необходимости адаптации к новым условиям формировать новые, адекватные этим условиям элементы, по-видимому, является настолько фундаментальным, что в теории нейросетей ему нет альтернативы даже в самых новых и смелых попытках выйти за рамки природной реализации.

 

В соответствии с возможностями восприятия и действия детей разного возраста, конструкторы, которые доступны сегодня в огромном количестве, например, представленные на ресурсе http://igriz.ru/igry-konstruktory/, так же имеют соответствующие возрастные особенности: для самых маленьких - наиболее простые и примитивные кубики, из которые в таком возрасте чаще непроизвольно получаются новые сочетания, но и могут закрепляться как показанные взрослыми, так и полюбившиеся детям собственные творения. Это развивает использование базового метода передачи сведений от взрослых особей к потомству через имитацию с сопутствующей активностью в третичных зонах мозга (ассоциативных зонах) так называемых "зеркальных нейронов", представляющих собой нарабатываемые цепи навыков такого рода преемственной деятельности.

 

Более взрослые игрушки в большей мере рассчитаны на создание осмысленных, произвольных, а не случайных сочетаний базовых элементов конструкторов, с участием целенаправленной модели предполагаемого результата, что включает всю системы организации индивидуальной адаптивности, использующей эмоциональный отклик (получилось ли в результате попытки желаемое?) и формирование субъективных образов (по А. Иваницкому), замыканием этих образов с выхода на вход структурами гиппокампа для удержания во внимании даже с уходом первоначальных стимулов, т.е. - в субъективном поле осознания.

Эта модель с помощью мотивирующих стимулов образует доминанту нерешенной задачи в поставленной цели и с попытками ее решения оценивает успешность результата: соответствие желаемого и получаемого. При этом развиваются творческие навыки решения задач в виде нарабатываемых автоматизмов мыслительных операций.



Опубликовано: 2015-11-06