Здесь будет говорится о возможности освоения верного произношения английского языка, - как относительно простого в этом отношении и не создающего дополнительных трудностей по сравнению с некоторыми другими языками, очень различающимися фонетически от русского.
Освоение фонетики языка предполагает произношение, максимально схожее с произношением носителей языка, отсутствие акцента.
Однако, даже носитель языка может обладать не той идеальной фонетикой, на которую ориентируются в оценке верности произношения. Часто люди с рождения или в силу особенностей воспитания приобретают дефекты речи, которые “портят” языковую фонетику. Это может происходить по той же причине, что и дальтонизм в случае дефекта слухового аппарата, искажающего равномерность восприятия различных частот, что компенсируется до какой-то степени последующим обучением так, что фонетические нарушения слуха становятся незаметными, но влияют на речь. Искажения типа афазии может возникать на уровне формирования первичной слуховой коры, что приводит к тем же дефектам речи в виду невозможности услышать неверность своей фонетики, так же возможны моторные нарушения выполнения базовых элементарных речевых движений. И, наконец, невосполнимое нарушение фонетики бывает при значительном отклонении в анатомическом строении горловых элементов звуковоспроизведения.
Однако многие приобретенные нарушения речи выправляются специальными тренировками так, что курсы фонетики английского языка способны обеспечить желаемое качество произношения даже в случае, если фонетика родного языка была нарушена.
Чтобы тренировка верности произношения дала желаемый результат, достаточно заранее исключить возможность “фонетического дальтонизма” и афазий, предварительным тестированием возможности воспроизвести на слух некоторых характерных для английского языка звуков. Если человек без особых затруднений способен воспринимать такие звуки и воспроизводить их, то наработка навыков безупречной фонетики станет делом тренировки по определенным методикам. Если же возникает проблема и человека никак не может воспринять особенности звучания и приемлемо воспроизвести их, необходимо включить этап наработки таких более элементарных навыков. Как правило, даже если давно прошел критический период развития первичной коры и навсегда отсутствуют сенсорные распознаватели и эффекторные основы звуковоспроизведения, то их можно наработать в области третичной, ассоциативной коры, что потребует намного больших усилий и будет не так естественно и эффективно, как использование первичных примитивов распознавания, но для определенных условиях фонетического поведенческого акта могут быть наработаны компенсаторные, “обходные” навыки вполне приемлемого качества.
Понятно, что чем в более раннем возрасте будет проведена такая работа, тем она буде легче, успешнее и более надежно, надолго закреплена. Поэтому курсы английского языка для детей в этом отношении намного эффективнее, чем для взрослых.
В любом случае задача формирования корректных фонетических навыков в английском языке решаема, но требует разных индивидуальных усилий и времени - в зависимости от того, насколько достаточными оказываются наборы наработанных уже неосознаваемых автоматизмов вербальных поведенческих актов.