Говорят, что каждый человек в той или иной степень - психолог и философ. Причем философствовать любят, как ни странно молодые и те, кто пока еще не приобрели в этой области системных знаний. А психологами становятся, обретая жизненный опыт и мудрость. И это не тот опыт, что получил Диоген, философствуя в бочке и не тот, что просветляет духовность всяких религиозных отшельников, а навыки общения и понимания людей.
Сколько бы времени не проходило обучение на психолога, оно окажется мало эффективным, пока человек не приобретет личный опыт, сопоставляя полученные при обучении сведения с тем, как они оказываются действенны в реальных ситуациях. Это потому, что до настоящего времени психология не может полагаться на теоретические достижения в исследованиях механизмов психики и даже не вполне ясно формулирует такие понятия как психика. Отдельные находки в воспроизводимых реакциях людей и возможностях воздействия на психику приобретались разрозненно, эмпирическими наблюдениями, в ограниченном количестве наблюдений и в ограниченных условиях, что делало эти эмпирические находки недостаточно обобщенными, часто касающимися отдельных частных проявлений. Попытки соткать из этого целостные теории приводили лишь к иллюзии понимания, которые от прагматичного Фрейда дошли до полного мистицизма Юнга и, тем более Грофа.
С появлением научной методологии, позволяющей отсечь субъективные иллюзии и делать корректные, близкие к надежной аксиоматике предположения, возникли направления научной психологии, одно из которых, в области проблемы понимания, развивал А. Брудный.
В целом, для того, чтобы стать хорошим, адекватным психологом сегодня, недостаточно изучить достижения нейрофизиологии потому, что эта дисциплина не может описать системные принципы организации адаптивного поведения индивидуума, которые являются основой организации психики. Именно адаптивность направляла эволюционное развитие приспособительных механизмов, которое в случае высших животных приобрело возможность корректировать реакции для новых условия, добиваясь соответствия желаемого и получаемого. Канал адаптивного внимания, который психологи называли сознанием, воплощает собой эти высшие механизмы, связанные с более древними в целостную систему. Психолог, чтобы освоить то, что представляет собой психика и все ее проявления, должен проследить все эволюционное развитие адаптивных механизмов которое изучает адаптология.