Относится к разделу О психологии

Про IQ тесты

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

С 1912 года с подачи немецкого психолога В. Штерна появились тесты на интеллект, определяющие условный коэффициент интеллектуального развития - IQ. Тесты договорились составлять так, чтобы среднее число людей показывали статистически наибольшие результаты на уровне 100 условных единиц IQ, а остальные по закону нормального распределения оказывались по обе стороны спадающих сторон колокола зависимости.

Ни в то время, ни сегодня не существует общепринятого понимания и соответствующего корректного определения того, что такое, собственно, интеллект. Поэтому в тестах использовались те задания, которые авторами считались отражающими уровень умственного развития. Но оказалось, что для разных культур и для разных умственных способностей пик в 100 IQ перестаёт совпадать с большинством людей, и, кроме того, адекватность соответствия полученного результата оказывается неприемлемой. Несмотря на это тесты на IQ широко распространены для оценок предположительных кандидатов в разных сферах деятельности.

Сегодня не сложно каждому пройти такой тест. Бесплатный IQ тест (http://tvoiiq.ru/) декларирует определение способности человека "логически" мыслить. В данном случае, на ресурсе по ссылке тест состоит всего из 40 вопросов и предполагает затрату 30 минут на прохождение. Всякий раз этот тест следует одному порядку вопросов и тот, кто пройдет его, в следующий раз окажется более подготовленным так, что при некоторой тренировке начнет показывать высокие результаты.

Если условно разделить ту часть психики, что соответствует уже приобретенному опыту, и ту часть психики, что корректирует этот опыт для новых условий, формируя новый (психологи разделяют это на бессознательное и сознательное), то, судя по ограничению времени на тестирование, важным оказываются уже наработанные автоматизмы решений. Но это никак не отражает то, насколько человек способен находить новые решения, что требует исследовательский и творческих навыков и требует неопределённых затрат времени. А ведь тестируя людей, предполагается оценка именно творческих навыков, способности к анализу, сопоставлению, обобщению, проверки адекватности предположений. Всего этого нет в уже сформированных стереотипах реакций, который и тестируются всеми тестами на IQ.

Но и в самом деле, именно уже наработанные стереотипы и навыки составляют то, что в известных профессионалу ситуациях проявляется как его интеллектуальные навыки, они уже сформированы им и не требуют осознания для использования. И если бы тесты были ориентированы по типам таких навыков, то они стали бы наиболее адекватными индикаторами профпригодности. Они бы показывали насколько человек обладает профессиональными навыками и может их реализовать. Совсем другое требуется от людей, которые призваны находить новые решения и существующие тесты на IQне позволяют это оценить в должной мере.

 

Это требует понимать, что за оценку дают такие тесты для того, чтобы верно ее использовать.



Опубликовано: 2016-03-27