Несмотря на то, что, казалось бы, коммунистическая идеология в нашей стране показала свою несостоятельность в любых аспектах социальной действительности (в экономическом - централизация управления приводила к некомпетентности и волюнтаризму, а уравниловка - к естественном отсутствии мотивации, в социальном - фанатичное следование заветам без возможности понять и принять другие представления и т.п.), советские фильмы вызывают у старого поколения ностальгическое желание опять погрузиться в их наивный, но драматический реализм, а тем, кто смотрит их впервые, открывает совершенно новый мир, во многих случаях и чертах, оказывающийся неожиданно привлекательным. В этом может убедиться каждый, ведь и сегодня есть интернет-ресурсы, бережно сохраняющие это наследие. Особенно сильны военные фильмы и живописующие борьбу вообще со злом: вы можете выбрать и смотреть советские военные фильмы на сайте "Военная хроника".
Так в чем секрет их притягательности?.. Стоит заметить, что не только в этих фильмах, а во всем, где пропагандируется некая система базовых ценностей, возникает неоспоримое сопереживание тому, что с детства мы привыкли считать безусловно хорошим и правильным. Каждый человек мгновенно может сказать: вот это - хорошо, а вот такое - плохо. Это не требует осмысления, хотя при более глубоком размышлении всегда можно назвать в каких случаях это конкретно может быть плохо или хорошо и для кого - так же конкретно. Потому, что добра и зла нет в природе в виде неких объективных сущностей, все это всегда рассматривается относительно какой-то личности, для которой это или хорошо или плохо.
Дело в том, что с рождения у каждого формируется система значимости, позволяющая оценивать результаты собственных поступков так, что негативное заставляет впредь избегать этого, а позитивное - продолжать следовать этому. А в рамкой общей культуры, в которой есть нечто общее во взаимопонимании и оценках, самые общие представления о плохом и хорошем одинаковы, хотя они могут различать для других культур или даже для той же культуры, но в другое историческое время. Вот почему и религиозные заповеди и заповеди коммунистической морали оказались очень схожими. И вот почему вызывают такой острый отклик то, что драматизируется в советский фильмах, в которых не делаются попытки найти и допустить какую-то новую норму морали, а истово следуют только канонически определенным.
С одной стороны это консервирует мораль и возможность адаптивности общества, а с другой максимально долго сохраняет достигнутое, пока новые реалии не доказывают, что стало необходимо переосмыслить старые представления. Что и произошло неизбежно с коммунистической моралью.