Эллинистическая философия, называемая также древнегреческой, является продолжением философии классической, которая претерпела не такие уж глубокие изменения. Связано это с тем, что и общественный уклад изменился достаточно незначительно. В то же время нельзя не отметить, что для эллинистической философии характерны саморефлексия и самосознание, которые воплощаются в толковании старых философских текстов и понятий. В то же время появляются и новые: одним из столпов эллинистической философии стал Эпикур - это философ и ввел в нее понятие эпикурейство (https://extranorm.pro/liki-nepoznannogo/epikureystvo-eto) .
Она занимается в основном рассмотрением этических вопросов, но в них полностью отсутствовала социальная проблематика. То есть на первый план выходит понятие нравственной свободы: философы рассматривают возможность ее существования при тоталитарном режиме. Социальная проблематика остается уделом утопий и антиутопий без связи с реальным миром. Философия утрачивает свою научную часть, что делает ее беззащитной перед комплексом, который состоят из религии и мифологии.
Начав с ренессанса, эллинистическая философия постепенно пришла к декадансу и впала с мистицизм, в результате не сумев устоять перед такой пассионарной религией, как христианство. Философы этого периода возвращаются к старым авторитетам. Так, Эпикур возрождает идеи Демокрита, стоики опираются на натурфилософию, а скептики - агностицизма.
Эллинистическая философия проходит через два периода:
Декаданс полностью подорвал саму суть философской мысли - веру в то, что она может на что-то повлиять. В то же время философия испытывает давление сразу с двух сторон - языческой-античных идей и религии. В период Римской империи эти формы начинают сосуществовать. Но из-за внутреннего сходства между ними мистифицирующаяся философия уступает христианству все больше позиций.
В период эллинизма наука все больше отделяется от философии и начинает активно развиваться. Одновременно с отделением происходит и ее специализация.
Эллинистическая эпоха порождает и новые культурные центры, такие как Пергам и Александрия, в то же время Афины продолжают сохранять свое значение. И тут также происходит разделения: Афины становятся центром философских идей, Александрия воплощает в себе науку. У них были свои покровители:
Причины такого разделения философии и науки, как и причины саморефлексии эллинистической философии заключались в том, что при сохранении рабовладельческого строя господствующим слоем стала военно-землевладельческая артистократия, а общество, также сохраняя черты классического полиса, в то же время приобретает сходство с монархией ближневосточного типа. Все это не могло не повлечь за собой и смену общественных установок.
Философия в период эллинизма утратила свой творческий характер, то есть даже новые идеи по сути представляли собой просто интерпретацию идей старых. Она все больше огладывается на философов прошлого и во многом сосредотачивается на саморефлексии. Сместив центр внимания на этическую проблематику, она сама способствовала выделению наук.