Поиск по сайту

Относится к разделу Философия

Эллинистическая философия: усиление самосознания

Эллинистическая философия, называемая также древнегреческой, является продолжением философии классической, которая претерпела не такие уж глубокие изменения.


Эллинистическая философия, называемая также древнегреческой, является продолжением философии классической, которая претерпела не такие уж глубокие изменения. Связано это с тем, что и общественный уклад изменился достаточно незначительно. В то же время нельзя не отметить, что для эллинистической философии характерны саморефлексия и самосознание, которые воплощаются в толковании старых философских текстов и понятий. В то же время появляются и новые: одним из столпов эллинистической философии стал Эпикур - это философ и ввел в нее понятие эпикурейство.

Основное направление эллинистической философии

Она занимается в основном рассмотрением этических вопросов, но в них полностью отсутствовала социальная проблематика. То есть на первый план выходит понятие нравственной свободы: философы рассматривают возможность ее существования при тоталитарном режиме. Социальная проблематика остается уделом утопий и антиутопий без связи с реальным миром. Философия утрачивает свою научную часть, что делает ее беззащитной перед комплексом, который состоят из религии и мифологии.

Начав с ренессанса, эллинистическая философия постепенно пришла к декадансу и впала с мистицизм, в результате не сумев устоять перед такой пассионарной религией, как христианство. Философы этого периода возвращаются к старым авторитетам. Так, Эпикур возрождает идеи Демокрита, стоики опираются на натурфилософию, а скептики - агностицизма.

Эллинистическая философия проходит через два периода:

  • ренессанс (конец 4 - начало 3 в. до н.э), на который и приходится период возрождения классических философских идей;
  • декаданс (начиная с 3 в. до н.э), который тяготеет к скептицизму.

Декаданс полностью подорвал саму суть философской мысли - веру в то, что она может на что-то повлиять. В то же время философия испытывает давление сразу с двух сторон - языческой-античных идей и религии. В период Римской империи эти формы начинают сосуществовать. Но из-за внутреннего сходства между ними мистифицирующаяся философия уступает христианству все больше позиций.

Расцвет науки как вероятное следствие падения философии

В период эллинизма наука все больше отделяется от философии и начинает активно развиваться. Одновременно с отделением происходит и ее специализация.

Эллинистическая эпоха порождает и новые культурные центры, такие как Пергам и Александрия, в то же время Афины продолжают сохранять свое значение. И тут также происходит разделения: Афины становятся центром философских идей, Александрия воплощает в себе науку. У них были свои покровители:

  • философии покровительствовал македонский царь Гонат, который наиболее известен своей помощью стоику Зенону;
  • покровителями наук в Александрии были первые Птолемеи, которые в той или иной степени повлияли на все научные направления.

Причины такого разделения философии и науки, как и причины саморефлексии эллинистической философии заключались в том, что при сохранении рабовладельческого строя господствующим слоем стала военно-землевладельческая артистократия, а общество, также сохраняя черты классического полиса, в то же время приобретает сходство с монархией ближневосточного типа. Все это не могло не повлечь за собой и смену общественных установок.

Философия в период эллинизма утратила свой творческий характер, то есть даже новые идеи по сути представляли собой просто интерпретацию идей старых. Она все больше огладывается на философов прошлого и во многом сосредотачивается на саморефлексии. Сместив центр внимания на этическую проблематику, она сама способствовала выделению наук.



Опубликовано: 2021-04-05



Яндекс.Метрика