В российской предпринимательской деятельности понятие аутсорсинг распространено не столь широко, как в американской или европейской в силу особенностей развития и становления отечественного бизнеса. Преимущественно аутсорсингом пользуются крупные производственные компании, но для малого и среднего бизнеса в аутсорсинге тоже есть определённый резон. Что же такое аутсорсинг?
Википедия о нём пишет так: "От английского OUTSOURCING (outer – source – using) — использование внешнего источника/ресурса — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания".
Иными словами, аутсорсинг — способ оптимизации деятельности предприятия за счёт сосредоточения усилий на основном предмете деятельности и передаче непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.
Одним из первооткрывателей аутсорсинга считается всемирно известная фирма KODAK.
Бухгалтерское обеспечение
Бухгалтерский аутсорсинг — один из вариантов бухгалтерского обеспечения функций учёта и отчётности предприятия. Формы сотрудничества могут быть разнообразны, начиная от формирования «нулевой отчётности» и до регулярного сотрудничества на ежедневной основе. Теоретически и практически, бухгалтерская компания-аутсорсер может полностью выполнять все функции бухгалтерии предприятия, вплоть до исполнения банковских платежей и выставления первичных документов контрагентам. При этом не исключена возможность построения достаточно сложных и гибких схем бизнес-процессов с использованием внешних компаний и собственных сотрудников для достижения максимальной эффективности. Всё зависит от производственной необходимости.
Не стоит путать аутсорсинг бухгалтерии с привлечением внештатного бухгалтера. Аутсорсингу присуща, главным образом, передача регулярных функций. Привлечённый внештатный бухгалтер выполняет эпизодический объём работ и ответственность по договору несёт только за этот конкретный объём, а не за весь процесс в целом.
Выгода от передачи бухгалтерского учёта на аутсорсинг очевидна. Все, кто имеет штатную бухгалтерию, состоящую хотя бы из одного сотрудника, хорошо понимают, сколько затрачивается средств на его содержание. Хорошая зарплата, соцпакет, оборудованное рабочее место, программное обеспечение (и его надо обслуживать!), вплоть до канцелярии — без всего этого можно обойтись, передав бухучёт на аутсорсинг. Если компания небольшая, то минимизация количества сотрудников фирмы приносит существенную экономию, даже на налогах. К тому же, с передачей бухучёта на аутсорсинг, из компании уходит огромная головная боль.
Но и недостатки аутсорсинга финансовых процессов и бухучёта тоже очевидны — сохранность принадлежащей заказчику финансовой информации остаётся под вопросом.
Обеспечение взаиморасчётов с персоналом
Аутсорсинг взаиморасчётов основывается на бизнес-модели информационных технологий SaaS. Она хорошо себя зарекомендовала на нашем рынке, ею широко пользуются аутсорсинговые агентства в России. Туда включено не только осуществление выплат, как таковых, но именно расчёт заработной платы, премиальных, командировочных, пособий, компенсаций и всего того, что находится в ведении и на обеспечение бухгалтерии.
Любая компания вынуждена решать задачи, связанные с управлением персоналом, - наймом сотрудников, расчётом компенсаций и налоговой отчётностью. Подобная деятельность является профильной лишь для кадровых агентств, поэтому практика аутсорсинга управления персоналом приобрела значительную популярность. Чаще передают процессы, связанные с подбором и поиском сотрудников (а также лизингом персонала и аутстаффингом), реже — процессы кадрового администрирования.
Использование внештатного персонала
При помощи аутсорсинга можно с пользой для компании провести аутстаффинг — выведение персонала за штат. Кадровое агентство или иная структура оформляет сотрудников компании в свой штат, при этом сотрудник остаётся на своём рабочем месте и выполняет свои прежние обязанности. В зависимости от формы налогообложения, это может существенно снизить реальную стоимость найма или позволит получить специальные льготы для компаний с малым штатом. Развитием этой ситуации является направление временно свободного персонала на работу в разные предприятия (лизинг персонала).
Правовое обеспечение
Нередко компании предпочитают передавать на аутсорсинг юридическое сопровождение. Как правило, это обходится значительно дешевле, чем содержание штатного юриста. Юридические услуги, как и бухгалтерские, нужны любому предприятию, учреждению или общественной организации, но в большинстве случаев нагрузки просто недостаточно, чтобы сделать выгодным использование собственного специалиста.
Логистический аутсорсинг
Он выглядит, как приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем, связанным с этими операциями, бизнес-процессом.
Информационные технологии
При всеобщей, прямо-таки тотальной компьютеризации всего и вся, вопрос о передаче на аутсорсинг обеспечения информационными технологиями просто не возникает у большинства компаний. Если при передаче на аутсорсинг финансовых бизнес-процессов ещё могут возникать сомнения в силу особенностей национального бизнеса (прозрачность, полупрозрачность бизнеса, и, как следствие, при предаче третьим лицам — утрата конфиденциальности), то при передаче на аутсорсинг информационных технологий сомнений возникать не может. Тратить огромные средства на изобретение по сути велосипеда, на обслуживание программных обеспечений просто ни к чему. Рынок ИТ насыщен, разнообразен, остаётся только выбрать необходимый продукт сообразно своим потребностям и возможностям, и аутсорсеры ИТ отлично с этим справятся.
Совершенно понятно, что идеальных бизнес-схем не существует, и аутсорсинг тоже не идеальная схема оптимизации бизнеса. Скептики говорят, что понятие аутсорсинг не ново, и что при социалистической экономике всё это прекрасно работало под названием подряд и субподряд. Да, схемы действительно похожи, но вот только понятие «откат» укрепилось на нашем рынке не при капитализме, а при социализме, и именно в области подряда и субподряда. Какая уж тут оптимизация и сокращение расходов!
Критикой аутсорсинга, заслуживающей внимания, может служить то обстоятельство, что при передаче любого процесса на аутсорсинг, в компании должен работать человек, коммуницирующий с аутсорсером и отслеживающий полноту, качество и стоимость оказываемых услуг. Это, конечно же, касается в первую очередь финансовых бизнес-процессов. Но дело тут не только в возможной потере конфиденциальности и утечке информации. Ответственность перед государством, налоговыми и другими контролирующими службами за ведение бизнеса и отчётность несёт владелец бизнеса, а не аутсорсинговая компания, поэтому при недобросовестном исполнении аутсорсером договора могут возникнуть проблемы, и весьма серьёзные.
Однако это никак не меняет сути аутсорсинговой компании — оптимизация вашего бизнеса и сокращение расходов. В конце концов, наблюдать за процессом и его контролировать гораздо дешевле, чем этот процесс производить.
Есть также мнение критиков, что при предаче ключевых бизнес-процессов на аутсорсинг, компания постепенно утрачивает ключевые компетенции и по сути, за свои деньги создаёт себе же конкурентов на рынке. Неоднозначный вопрос. Во-первых, конкуренты имеют тенденцию возникать сами по себе, а не только при передаче бизнес-процессов на аутсорсинг, и тут задействованы совсем другие механизмы. Во-вторых, практика ведения бизнеса с передачей ключевых бизнес-процессов на аутсорсинг компанией NIKE как раз говорит об обратном. В любом случае, рассматривать этот критический аспект или не рассматривать — дело хозяина бизнеса.
Надо также отметить, что аутсорсинг на мировом рынке — дело давно решённое. Для компании, готовящейся к выходу на международный рынок, использование независимой внешней бухгалтерии, например, служит своего рода декларацией о намерениях построить прозрачную финансовую систему, и это, несомненно, является дополнительным аргументом в пользу компании в глазах иностранных инвесторов и партнёров.
Одним из специфических видов аутсорсинга является выполнение творческих работ, в том числе дипломных, курсовых работ и даже диссертаций, например, здесь. В данном случае этическая сторона вопроса вполне понятна: это из области того, что может быть использовано как на пользу, так и во вред и то, как именно будет использоваться такая заказная работа остается привилегией заказчика. Польза их в том, что они позволяют получить пример выполнения работы для тех, кто пока не имеет достаточного опыта и просто нуждается в таких живых примерах, максимально соответствующих нужной теме.
Одной из положительных сторон применения аутсоргсинга можно отметить уже нарастающую на российском рынке труда здоровую конкуренцию.
В крупных и средних российских компаниях принято устраивать тендеры на передачу
некоторого объема услуг или операций на аутсорсинг. Заказчик теперь может выбирать аутсорсинговую компанию, предоставляющую более высокий уровень надежности и качества.
Соответственно, заказчики вынуждены повышать качество исполнения работ, особенно по
регулярным и долгосрочным контрактам, т.к. именно таковые делают им лицо.
На сегодняшний день на российском рынке аутсорсинговые компании вполне успешно работают, их, может быть, не вполне достаточно, но выбрать есть из чего. Если возникнет желание или необходимость оптимизировать бизнес путём передачи одного или нескольких бизнес-процессов на аутсорсинг, то проблемы выбора не будет.
посетителей | заходов | |
сегодня: | 0 | 0 |
вчера: | 0 | 0 |
Всего: | 1486 | 1692 |