Seo продвижение умерло. Нет, на этот раз на самом деле, я клянусь. Возможно... Понимаете, сейчас Seo превратилось словно в …. зомби. Ходят слухи, что Seo пережило несколько смертей за последние несколько лет. Споры о Seo просто сводят меня с ума, с тех самых пор, как Энди Беттс опубликовал замечательную статью под названием «Будущее SEO: изменения, конвергенция, совместная работа».
Как только он начал разговор, он просто оживил Seo, рассказывая о настоящем и прошлом, он дал нам возможность несколько иначе взглянуть на то, что происходит в области нашей индустрии.
После этого, я поговорил с Беттс о реакции на его статью. Обсудив некоторые детали, мы решили провести неформальное голосование, чтобы посмотреть, как другие относятся к конвергенции поиска и социальной индустрии, а также к будущему SEO. Мы связались с несколькими известными людьми в нашей отрасли, которые вам наверняка знакомы: из SEO Training Dojo, Raven, SEOMoz, Bruce Clay Inc., Incisive Media, TopRank Marketing, Outspoken Media и так далее. Нашей целью было узнать, что они думают по поводу следующих пунктов:
Повторная смерть и реинкарнация Seo
Ожидание того, что Seo умрет, размышления по поводу изменения экосистемы поисковой индустрии, об изменении наших ролей продолжаются годами. Обратимся к 2007 году, Марк Джексон заявил, что Seo умерло. Что ж… умерло. Печально, но это утверждение не имело особой силы, тогда Марк решил быть более настойчивым и повторил данное утверждение летом прошлого года.
Снова обратимся к 2007 году. Майк Грехан заключил «Seo мертво. Долгая жизнь или другое Seo». Данная статья появилась после того, как многим специалистам в области продвижения пришлось столкнуться с изменениями в поисковой индустрии, что вызвало массовую панику. Даже тогда, ему просто надоел термин Seo, он предупреждал, что мы достигли критического момента, и что нам придется изменить наши стратегии в области маркетинга. Нужно отдавать приоритет не только техническим аспектам Seo, если мы хотим, чтобы данный вид продвижения выжил. Он пишет: «Мы продвинулись на один шаг вперед в области поискового продвижения, и оно заслуживает нового описания, которое должно быть представлено реальными специалистами в области маркетинга».
Сколько этапов мы прошли с тех пор, иногда с неохотой, сколько раз нам приходилось сталкиваться с нововведениями Google, терпеть поражение и вновь идти дальше? За последние четыре года или около того, можно было наблюдать массовую истерию среди оптимизаторов после того как появилась технология Google Suggest (позже переименованная в Автозаполнение). Появились опции поиска, социальный поиск внизу результатов поисковой выдачи, который позднее был объединен с естественными результатами, поиск в реальном времени, интеграция Google адресов, живой поиск Google, мгновенный предпросмотр, Google+1, Google Plus, расширенные ссылки для сайтов, Schema.org, зашифрованный поиск и Google Search Plus Your World.
Это мир Google. Мы лишь обитаем в нем.
Почему мы все время кричим «Seo больше не работает! Seo мертво!» каждый раз, как Google обновляет свои алгоритмы или вносит изменения, или, иначе говоря, идет на шаг впереди нас? Что ж, как сказал Грехен, было время, когда оптимизация была единственным инструментом продвижения. Но это время прошло. И нам не было спокойно хоть немного времени. У нас, к сожалению, нет хорошей репутации, как индустрии… Можете прочитать пост Симона Хеселтина, который был написан в прошлом апреле. Данный пост посвящен автозаполнению. Я сделал скриншот. Согласно ему видно, что мы до сих пор застряли на этом фронте:
В любом случае, мы знаем, почему происходят споры, мы знаем, в чем проблема. Подобные запросы вбивались и вбивались… до отвращения.
Кажется, что мы просто не может прийти к согласию в вопросе – как лучше всего двигаться дальше. Не обязательно проводить голосование, маловероятно, что если мы дадим «SEO» новое прозвище, то это полностью изменит нашу индустрию. В то же время кажется, что необходима какая-то стандартизация, особенно если придерживаться конечной цели – вернуть потерянное доверие и сделать так, чтобы к нашей индустрии начали относиться положительно.
Дорогой, нам надо поговорить
Прямо сейчас представьте, что вы Джо К. Паблик (обычный человек), ищущий информацию о Seo услугах. Вы все ищите и ищите, натыкаетесь на сайт, где сказано, что их Seo компания гарантирует топовые позиции в поисковых машинах. На другом сайте описаны все те же услуги, но специалисты называют себя маркетологами по внешней оптимизации. Кажется, что услуги те же, если исключить предоставление гарантии, но они говорят, что они эксперты в области онлайн маркетинга. Вы находите еще один сайт, который рассказывает о черных и белых методах продвижения, и в то же время на нем сказано, что Seo продвижение уже не актуально (иначе говоря, умерло). Можно сказать, что создатель последнего сайта просто «Нинзя» в контент оптимизации.
Теперь представьте, что вы вызвали полицию. Через некоторое время перед вами предстает несколько людей, все в формах. Один говорит, что он является специалистом в области обеспечения личной безопасности; другой говорит, что он является офицером, который сможет предотвратить любую опасность; третий заявляет, что является гуру в борьбе со стрессом, а четвертый – что он укротитель драконов.
Кого из выше перечисленных персонажей вы впустите в дом?
Денни Салливан очень хорошо использовал игру с именами в декабре. Он указал на реальную проблему – наша индустрия никогда не стоит на месте, она постоянно меняется и совершенствуется. Он высказал предположение о том, что термин «Seo» может оказаться более не подходящим, поскольку уж больно плохо к нему относятся. Больше никто, черт возьми, не понимает, о чем мы говорим.
Есть те, кто полагает, что Мэтью Макгован был прав, когда говорил, что настало время полностью отказаться от термина «Seo», вместо того, чтобы искать ему какие-либо замены.
«Seo – это термин с негативным подтекстом», - говорит Макгован. – «Более того, термин сам по себе ограничен. Он описывает весьма сложную специфическую маркетинговую стратегию, которую бывает довольно сложно понять, особенно в конце рабочего дня. Такие термины как «Контент стратегия», «Маркетинг по внешней оптимизации», «Контент маркетинг», «Моделирование ключевых слов/поисковых запросов» или даже «Поисковой маркетинг» или «Онлайн маркетинг» - это лучшие способы описать то, чем мы занимаемся в нашей отрасли. Если мы оставим термин «Seo» для исторических книг (вебсайтов), то наша индустрия просто прекратит свое существование».
Неужели Seo умерло и
его нужно оставить позади?
У меня есть один маленький «грязный» секрет: мне никогда не нравилось называть себя seo специалистом.
Насколько я помню, я всегда был писателем. То, что я стал заниматься маркетингом – естественный ход событий, после получения многолетнего опыта и образования. Но так было не всегда, сначала я учился работать онлайн, изучал HTML, изучал принципы электронной коммерции… после этого я решил вступить в сообщество в качестве Seo специалиста.
Что касается меня, то мои сильные стороны – это социальный медиа маркетинг и создание качественного контента. Я предпочитаю работать с другими людьми. При этом каждый будет сосредоточен на том, что у него получается лучше всего: архитектура сайта, построение ссылочной массы, и другие технические аспекты Seo. При этом я могу делать работу, которую делают они, а они могут делать то, чем занимаюсь я, но мы предпочитаем делать то, что у нас лучше всего получается. Так мы помогаем друг другу развивать таланты и предлагать качественные услуги. Каждый из нас делает свою работу, но все мы при этом Seo специалисты.
Быть может, именно это привело к появлению басни о том, что каждый может стать seo специалистом? Быть может, именно поэтому в нашей индустрии появилось так много проблем? Большинство из нас делает свою работу качественно. Однако, есть те, кто желает быть «всем для всех», предлагая огромное количество услуг, каждая из которых так или иначе связана с Seo. Однако, на самом деле, эти люди компетентны лишь в нескольких вещах.
Я знаю, что входит в обязанности доктора. Я смотрю на пожарника, и мне становится ясно, что входит в его дневные обязанности. Также понятно, чем занимается адвокат. Онлайн маркетинг продолжает расти и развиваться, и я не уверен, что могу точно сказать, чем занимается seo специалист. А вы можете?
Если говорить буквально, то роль seo специалиста сводится к оптимизации сайта для поисковых машин. Это определение точно описывает то, чем мы занимаемся? Перечень ответов только в этом посте, да и не только в нем, заставляет меня задаться вопросом, правильно ли мы понимаем значение «SEO»?
Так, Seo умерло или нет? Все это относительно и зависимо. От чего?
Терри Ван Хорн, партнер SEO Training Dojo, потерял счет тому, сколько раз Seo «убивали» за последние годы.
«До тех пор, пока часть работы поисковых машин будет отведена на обнаружение контента, Seo специалисты (по крайней мере, технические), будут делать то, что для поисковых систем невидимо, видимым», - сказал Ван Хорн. – «Большую часть действительно хорошего персонала многим так и не удастся найти. Я 17 лет делал то, что делаю, видел очень много изменений, некоторые из которых были весьма значительны, но ни одно из них не может убить Seo! В большинстве случаев, как только добавляются новые службы, вносятся какие-то изменения, открываются новые возможности для расширения бизнеса».
Seo умерло? Не совсем, согласно Джону Хеджеру, исполнительному партнеру Digital Always Media. «Умерло» - это слово лучше употреблять для объяснения истории Seo, так он сказал.
«Изменение – вот более подходящая метафора, чем «смерть», окраска данного слова более точна, и более финализирована», - говорит Хеджер. – «Вот, что я думаю на этот счет. Seo умрет еще много раз. Только умрут его методы, и появятся новые. Это как со старой шевелюрой. Полагаю, что никто не был полностью удовлетворен термином «оптимизация для поисковых машин», даже в прежние времена».
«Тем не менее, поиск будет постоянно в интернете. Даже в
социальных сетях, где рекомендация – является основным фактором поступления
трафика», - продолжил Хеджер. – «Поскольку всегда будет множество способов
улучшения элементов любого отдельного взятого документа, чтобы сделать его поиск
для различных поисковых инструментов более простым, всегда будет существовать
потребность в индустрии с заданиями и целями – это и есть то, что мы называем
Seo».
Согласно Адаму Эпштайну, президенту/главному операционному директору adMarketplace, фундаментальная проблема SEO очень проста (и всегда была простой): Seo специалисты, использующие эффективные методы, полагаются на стабильность результатов поисковой выдачи, но поскольку поисковые машины стали предавать меньшее значение Seo, у специалистов просто нет стимула поддерживать стабильность результатов.
«Любые инвестиционные средства в Seo продвижение могут оказаться напрасными, благодаря появлению какого-либо нового алгоритма или же его обновлению. Те, кто находится во главе поисковых машин, четко понимают, что любой естественный клик по ссылке – это потеря прибыли», - говорит Эпштайн. – «Практически каждое обновление в результате приводит к тому, что естественные позиции сайтов понижаются, большую эффективность приносят платные объявления. Но до тех пор, пока будет «жить» естественное продвижение, будет существовать и Seo. Но специалисты в области продвижения будут отдавать предпочтение инструментам, которые не так чувствительны к обновлениям поисковых машин».
Мы переросли термин SEO?
Давайте, на некоторое время проведем грань между фразами: «Seo умерло» и «больше нельзя применять Seo». Общее впечатление - которое я получаю от большинства интервью, конференций, личных разговоров (да, и они происходят, как в старые добрые времена), форумов, постов, комментариев и так далее - сводится к тому, что никто не говорит, на самом деле, что практика оптимизации контента и вебсайтов для лучшего ранжирования в поисковых машинах, больше не работает.
Вместо этого, причина того, что многие просто не могут прийти к согласию, заключается в том, что термин SEO не совсем соответствует современным требованиям. Если я что-то не так понимаю, просто дайте мне об этом знать. Я не верю, что кто-то перестанет говорить о технических аспектах Seo или о его традиционной роли. Не верю, что все это станет не релевантным.
Беттс, в своей статье, выделил несколько различных масок (выражаясь образно), которые мы носим. В этом месте, поисковые маркетологи и лидеры поисковой индустрии спорят о том, изжило ли себя seo продвижение.
«Быстрые изменения в мире поискового маркетинга могут привести к тому, что seo специалисты будут хвататься за специфические методы продвижения, только, чтобы увидеть, как технологии, которые работали раньше, теперь трещат по швам», - говорит Ли Одден, автор Optimizebook.com. – «Такие изменения, как Общий поиск, Панда, Зашифрованный поиск и Google SPYW заставляют нас применять новые методы. Я вижу, как многие агентства фактически отдаляются от Seo, они фокусируются на цифровом, медиа или просто маркетинге. В конце концов получается, что многие Seo специалисты – это маркетологи. Маркетинг заключается в том, чтобы связать брендовый контент с покупателем, который жаждит покупок. Сосредоточение на контенте и покупателях – вот что представляет главное изменение, которое подчеркивает конвергенцию в тактике онлайн маркетинга».
Ренд Фишкин с SEOMoz полагает, что аббревиатура SEO никуда не исчезнет.
«Этот термин прочно вошел в лексикон тех, кто занимается поисковыми технологиями, маркетингом и поиском информации. Это касается не только какой-то одной страны, данный термин давно распространился по всему миру, у него есть четкая и ясная дефиниция – технология улучшения естественного/неоплачиваемого трафика, который поступает с поисковых машин», - сказал Фишкин.
Кто-то ищет Urban Spoon (ресторан), он перебирает телефонную книгу и находит ресторан – это поиск. Кто-то ищет Foursquare, смотрит на названия, которые написаны на витринах и, в конце концов находит – это тоже поиск. А Seo, в свою очередь, означает, что вам нужно выяснить, как предоставить естественные результаты в поисковой выдаче. Так сказал Салливан.
«Термин «Seo» никогда не означал для меня «получение трафика с поисковой машины Google». Хотя я повидал большое количество людей, которые считают именно так», - говорит Салливан. – «Для меня это скорее означало, что вам, как маркетологу, нужно определить, где люди осуществляют поиск, узнать, как генерируются результаты и попытаться увеличить видимость этих поисковых запросов. Это означает, как я постоянно повторяю на протяжении нескольких лет, что больше нужно думать о потенциальной аудитории, а не о том, как продвинуть ключевые слова в Google».
Майк Суллаксен из Covario полагает, что термин Seo никуда не исчезнет
«В то время, как мы видим натиск «зарабатываемой медиа оптимизации», которая охватывает неоплачиваемые медиа (например, социальные сети, поиск и так далее), это просто эволюция того, что охватывает Seo».
«Маркетинг внешнего продвижения» - это походящий
термин?
Один термин, в особенности, постоянно появляется в нашей индустрии, вероятно, он является логическим продолжением того, кем стал/становится Seo специалист – маркетологом по внешней оптимизации или просто внешним маркетологом.
Впервые, когда я услышал данный термин, который касался онлайн маркетинга, мне стало тошно, я вспомнил себя в юношеские годы, когда работал в телемаркетинговом офисе.
Говорят, что данный термин придумал Брайан Халлиган, исполнительный директор HubSpot. Если говорить об интернете, то его термин возможно является подходящим. Однако, внешний и внутренний – это как раз те слова, которые используются в терминологии телемаркетинга. На самом деле, сложно отличить внешний маркетинг от внутреннего. Внутренний (исходящий) маркетинг подразумевает холодные звонки со всеми негативными последствиями.
Но наверняка развивается и общественность, верно? Не могу сказать точно, насколько, но был бы не против взглянуть на формальное голосование.
Посмотрите на результаты поисковой выдачи Google и Bing по платно продвигаемым поисковым запросам. Те, что относятся к онлайн маркетингу – это либо объявления самого Наллигана, либо те, что вытесняют термин Seo.
Что же думают другие по поводу внешнего маркетинга?
«Специфическое название индустрии необходимо только для маркетинговых целей, но маркетинг вроде как важен», - говорит Хеджер. – «Быть хорошим seo специалистом частично означает, быть хорошим маркетологом. Я не думаю, что внешний маркетинг очень описателен. Мне не очень нравится данный термин, поскольку я полагаю, что он не может передать всю полноту оптимизации. Я использую поисковой маркетинг, аналитику эффективности, оптимизацию сайта и плачу за клики, чтобы описать услуги, которые предлагает Digital Always Media. Все эти термины можно подвести под общий термин «цифровой маркетинг»».
Фишкин сказал, что его волнует более широкий и интегрированный подход к этим отраслям.
«Я не вижу, чтобы в области маркетинга и технологий пропадал термин Seo, однако я вижу недопонимание в следующем: А) веб маркетинг гораздо больше поискового и В) Seo, в действительности, настолько связан с другими частями веб маркетинга, что рассматривать его отдельно – весьма не продуктивно и может привести к обратным результатам. Контент, поиск, социальные сети и конверсия не могут рассматриваться отдельно. Те же, кто использует все кросс-функциональные навыки, получают большее вознаграждение».
Ван Хорн сказал, что некоторым seo специалистам придется столкнуться с новым названием, поскольку «это проще, чем бороться за термины, которых они не могут завоевать, поскольку у них просто нет авторитета».
«По-моему люди не замечали, что термин «внешний маркетинг» использовался в традиционном маркетинговом лексиконе десятками лет. Так что я думаю, что они просто проверяют, что традиционные маркетологи говорят о нас. Мы доказываем это знанием того, что маркетинговый термин, который использовался очень долго и означает что-то совсем другое, плюс ко всему имеет проблемы с репутацией».
Если не Seo, тогда что?
Если не Seo и не внешний маркетинг, тогда что? Это не значит, что каждый из терминов выходит из употребления. Каждый в праве называть себя так, как ему угодно. Но снова, чтобы завоевать доверие, нужна какая-то последовательность. Крики «Seo мертво!» оставили позади большое количество «мертвых» солдатов на просторах интернета. Именно они разводили сплетни о том, что мы испытываем трудности.
Seo, главным образом, это по прежнему оптимизация и ссылочное продвижение, хотя социальные сети в настоящее время оказывают большое влияние на индустрию», - говорит Джон Хеншоу, исполнительный директор и соучредитель Raven Internet marketing Tools. – «Интернет маркетинг или онлайн маркетинг – это еще более подходящие термины для seo, sem и smm (social media management – социальное медиа управление). Если сосредотачиваться на какой-то одной стратегии, это тоже самое, что и оставить деньги на столе (потратить деньги впустую)».
Брюс Клэй, основатель и президент Bruce Clay Inc., сказал, что он обсуждал интернет оптимизацию почти два года, при этом был изменен дизайн сайта. Об этом он рассказывал каждый раз, как только ему доводилось выступать на подиуме.
«Я верю в то, что на SEO - которое является ключевой методологией и одним из важнейших факторов в интернет оптимизации – большое влияние оказало именно персонификация поиска. Что привело к тому, что Seo очень сильно эволюционировало, теперь онлайн маркетологам весьма трудно, поскольку приходится изучать другие дисциплины», - сказал Клэй.
Эндрю Гирдвуд, директор медиа инноваций в Bigmouthmedia, сказал, что он начал использовать два термина – «современное seo» и «мульти-сигнальное seo» (особенно если он находится в кругу образованных людей).
Обязанности Seo специалистов растут так быстро, что возможно нам лучше всего называть себя онлайн маркетологами, согласно Ри Дрисдейлу, исполнительному директору Outspoken Media.
У Seo есть проблема в управлении репутацией, и такие термины как «внешний» или «внутренний» слишком ограничивают деятельность специалистов в области продвижения», - сказал Дрисдейл.
Неужели в будущем Seo переименуют в «управление видимостью»? Бас ван ден Белд из State of Search думает именно так.
«Менеджер по управлению видимостью – именно таким может быть новое имя seo специалиста, поскольку основа продвижения – это создание видимости для аудитории. Ведь это касается не только поисковых машин, и социального медиа, но и e-mail маркетинга и других онлайн возможностей. Задача seo – объединение различных маркетинговых каналов».
Мэтт Робертс, соучредитель и вице-прездиент Linkdex, сказал, что Seo очень быстро продвигается к «заслуженной медиа оптимизации».
«Медиа, которое нельзя купить, называется заслуженным, с большим количеством определений, на которые оказывают большое влияние социальные каналы контента: блоги, твиты, лайки и рейтинги. Все эти каналы очень сильно повлияли на эволюцию Seo».
Грег Джарбоу, президент SEO-PR и автор SEW, считает, что seo индустрия очень сильно изменилась за последние десять лет. Произошло это после того, как Google вытеснил Alta Vista, чтобы занять лидирующие позиции на рынке поисковых машин. Произошло это в 2002. Драматические изменения в Seo можно было наблюдать пять лет назад, когда Google объявил о запуске универсальной поисковой модели, которая включала видео, новости, карты, книги и сайты – все это в одной совокупности результатов.
«Итак, если нам нужно новое имя для Seo, особенно после обновления алгоритма Панды, благодаря которому сайты с более качественным контентом стали ранжироваться выше, предлагаю термин «оптимизация качественного контента» или просто ОКК», - сказал Джарбоу.
Куда мы движемся?
Все довольно просто, мы пойдем туда, куда будет нужно идти. Как индустрия, поисковая оптимизация всегда открыта для инноваций, креативности, ума и адаптивности. Вопрос заключается в том, как мы может двигаться дальше, в то же время меняя имидж и качество предоставляемых услуг; должны ли мы подстраиваться под каждого индивида или же должны произойти глобальные изменения, которые коснутся всей индустрии?
Эволюция Seo как термина в что-то похожее на «внешний маркетинг» - в добавок к техническим аспектам, не смотря на то, как мы относимся к изменениям в индустрии – может привести к недопониманию и дальнейшей конфузии. Хотя, возможно и нет.
«В нашем агентстве, мы отнеслись к этим изменениям так – нужно сосредоточиться на изменениях относительно того, как покупатели ищут, воспринимают и делятся контентом», - говорит Одден. – «Понимая поведение пользователей, мы можем оптимизировать контент, чтобы сделать его более привлекательным для пользователей, чтобы они покупали, ссылались или делились этим контентом. Адаптивное маркетинговое сосредоточение на клиентах и контенте превосходит специфическую оптимизацию или тактики социального продвижения. Если seo специалисты смогут это понять, то в будущем они смогут заглянуть куда дальше».
В то время как роль Seo становится более расширенной, она становится и более специализированной, считает Дрисдейл.
«Данное обстоятельство вынуждает многих Seo специалистов собирать большую команду или самому становиться более компетентным», - говорит Дрисдейл. – «Поскольку на наши плечи ложится все больше обязанностей, очень важно, чтобы онлайн маркетинг получил лидерство высшего уровня, как собственное учреждение или как сильный компонент в противовес ныне действующим маркетинговым учреждениям».
Адаптируйся или останешься позади, считает Клэй.
В настоящее время, пятикласснику вряд ли удастся заниматься онлайн маркетингом, тонкости оптимизации и другие связанные элементы требуют профессиональной помощи», - говорит он. – «Конечно, благодаря всему этому поднимется цена, и будет нанесен удар по средним компаниям. Но все это в будущем». Никола Штотт, технический директор theMediaFlow и автор SEW, согласен с тем, что Seo продолжает эволюционировать – возможно, в большей степени, чем когда-либо раньше.
«Если дело дойдет до наиболее конкурентных секторов, то нужно будет пересматривать традиционную агентскую модель», - говорит Штотт. – «Если развитие продолжится дальше, агентства, которые предоставляют полный перечень услуг, не смогут обучить или нанять специалистов требуемого уровня. В то время как необходимость в хороших специалистах имеет место быть, многофункциональным агентствам со сложной структурой будет сложно наладить с ними сотрудничество. Полагаю, что это скорее возможность для средних фирм, они могут нанять необходимый персонал, не запутаться и добиться успеха в своей области».
Посетитель – это теперь не просто показатель конверсии, с этих пор он является фактором того, насколько хорошо, когда и где будет ранжироваться поисковой сайт – так считает Дейв Девис, SEO специалист Beanstalk и автор SEW.
«После того, как произошли последние изменения в Google Plus Your World и ремаркетинг функций в Adwords, очевидно, что будущее Seo будет основано на понимании того, кто твои клиенты и на том, как они принимают решения. А не на том, какие ключевые слова они могут ввести», - говорит Девис. – «Это не значит, что Seo умрет, ни в коем случае; это говорит о фундаментальных изменениях в том, как Seo специалистам необходимо подходить к проведению кампаний по продвижению».
А что думаете вы? Термин «SEO» настолько проник в лексикон онлайн маркетинга, что его нужно оставить, возможно, расширив и включив некоторые другие аспекты? Мы приносим себе больше вреда, чем пользы от ведения подобных разговоров? Дайте нам знать, что вы думаете по этому поводу.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||