Каким бы ни был гениальным правитель и его советники, в одной человеческой голове невозможно сформировать полноценную модель общества и менять ее адекватно изменению ситуаций и условий. Это значит, что решения, принимаемые на основе неполноценной модели, будут приводить к ошибкам там, где проявляется недостаточность модели. Учитывая, что многие компоненты модели взаимосвязаны, ошибки будут распространяться и на всю систему взаимосвязей. Способы устранения последствий таких ошибок – отдельная тема проблем сегодняшней власти и здесь ее не будем рассматривать.
Следствием ограниченности числа людей, принимающих участие в решениях, является принципиальная возможность их лоббирования, оказания давления и убеждения.
Ангажированность правителей, пусть даже святой заботой о своем государстве по своим личным понятиям, приводит к разобщению и учету только локальных интересов. Способом достижения локальных интересов становятся экономическое, политические и военное давление. Чем более развито общество, тем больше ресурсов приходится выделять на эти цели за счет более эффективного прогресса. И неизбежно наступает момент, когда таких ресурсов требуется там много, что благосостояние народа данного государства критически ухудшается, а в случае войн становится вообще невозможным.
Становятся необходимыми и неизбежными изощренные средства обмана народов других стран (информационные войны) и своей страны в виде фашизма, патриотизма, религий и других объединяющих идей. Нарастает угроза уничтожения человечества в глобальной ядерной войне. То, к чему может привести принципиальная нерешаемость проблем управления в современных условиях, живописуется в рассказе-антиутопии Путь.
Если бы не было противостояний политического, экономического и военного характера, имеющиеся ресурсы позволили бы не только максимально возможно удовлетворять потребности народа, но и обеспечивали бы огромный потенциал для развития уровня научного, технического, культурного, медицинского и т.д. направлений развития. Мошенничество как способ паразитирования теряло бы смысл. Прямым злом в современном мире оказываются политики, банкиры и содержащиеся ими СМИ, а паразитизм всех других видов оказывается вторичен.
Такая ситуация требует необходимости переформатирования методов управления с качественно иным принципом. Прежде всего управление не должно быть централизованным, какой бы гибкой и отлаженной ни была вертикаль власти, но ни о какой анархии, демократии или либерализме речь не идет потому, что все это – разные виды (само)обмана (fornit.ru/7585, fornit.ru/24645).
Какими принципиальными свойствами должно обладать управление обществом, способное учитывать все факторы условий и способное эффективно приспосабливаться к новым?
Оказывается, нет необходимости изобретать такую систему “с нуля” потому, что природа уже сделала это, развивая адаптивность миллионы лет для триллионов самых разных видов и особей живых существ. Каждый живой организм обладает выверенной системой управления поведением локального контроля с учетом всех уже известных ему условий и с возможностью адаптации к новым. Это – децентрализованная система (даже на уровне организации управляющих функций в мозге) высочайшей надежности, организованная на основе датчиков воздействия и состояний во всем организме, эффекторов управления всеми органами и внешне направленными реакциями, между которыми и функционирует система управления.
Самый необходимый список адаптивных функций включает:
· cбор данных на всех значимых местах;
· получение оценки эффективности пробных решений на всех значимых местах;
· формирование правил типа причина-следствие-эффект по результатам пробных решений и цепочек таких правил для их использования методом GPT;
· формирование моделей понимания ситуации в контексте текущих условий;
· функции определения целей и решения доминирующих проблем;
Более обстоятельно с функциональностью индивидуальной
адаптивности живых существ можно ознакомиться на примере действующего прототипа живого существа, созданного на основе теории
Чтобы перенести принципы адаптивного управления с особи на целое общество особей, необходимо организовать все вовлеченные в систему взаимодействий атрибуты для управления таким обществом. Такое может произойти только технологическим путем, с результатом, описанным в Общество будущего.
Аналоги нетехнологических решений самоуправления общества уже заложены природой на уровне воспитания: существуют этические правила поведения, которые становятся основой для принятия решений. Чем более “культурен” человек, тем большей базой этических правил он обладает, и они составляют основы его жизненного опыта. Такая культура обладает большой инерцией, но может исчезнуть при кардинальных революционных преобразованиях общества любой этиологии.
Технологически организованная система управления обществом должна иметь на всех значимых местах распознаватели специфических условий, достаточно эффективные терминалы управляющих воздействий и распознаватели новых условий для ориентации в возникшей ситуации и нахождения адекватных новизне решений.
В мозге есть только один канал обработки актуальной новизны и решения проблем связанной с ней реакции. В обществе каждый человек может начать выполнять такую роль для формирования локальных решений, которые могут выноситься в фокус общественного внимания, точнее во все актуальные фокусы общественного внимания, активные для всех возникающих новых проблем.
Каждая живая адаптивная система обладает гомеостазом и базовыми стилями поведения для обеспечения нормы жизненных параметров. Чем более общий участок системы поведения активируется новой проблемой, тем более общий “гомеостаз” ее регуляции должен обеспечивать баланс нормы жизненных показателей.
Ничто не мешает кроме живых людей включить в систему искусственные организмы, гомеостатические “жизненные параметры” которых будут отражать необходимость поддержания их в норме. Например, поддержание красоты и выразительности городской площади. Чем больше таких включений будет, тем более полноценным окажется управление.
Это – самая общая картина для того, чтобы создать представление о возможностях техногенной системы управления обществом.
Проблема децентрализованного управления была сформулирована во второй половине прошлого века. Начали появляться книжки вроде “Оркестр играет без дирижера” Д.Поспелова и В.Варшавского, которые попытались создавать базы знаний на пока еще очень зыбких теоретических основах.
Во многих статьях описываются преимущества и недостатки децентрализации управления. Но стоит иметь в виду, что такие “недостатки” являются принципиальными элементами осуществления адаптивного управления в новых ситуациях, что в случае авторитарного управления приводит к бОльшим ошибкам, чем варианты решений, сгенерированные экспертными звеньями децентрализованной системы.
Децентрализация управления для всего человечества на Земле, а вовсе не всемирное правительство, решила бы все накопившиеся острые проблемы и освободила бы огромные ресурсы для позитивного развития.
Хотя в последнее время во многих странах проводятся крупномасштабные реформы государственного управления, но во всех моделях присутствует иерархия власти. Какими бы расширенными полномочиями ни обладали отдельные звенья, это ограничивает эффект незначительными локальными улучшениями на местах, сводясь к освобождению от ответственности центральных властей, которые остаются основой общей государственной власти.
Никакие другие решения кроме полной децентрализации без какой-либо центрального координирования, не способы изменить качество системы управления обществом.
Пока все это выглядит как фантастика далекого будущего, и в
таком как бы несерьезном стиле появляются авторские статьи, например
Каждую из этих задач можно еще подразделять по разным спецификам, а их – еще более детализировать, получая дерево общей децентрализации, которое имеется у каждого из нас в голове и может быть реализовано технологически как система децентрализованного управления обществом.
Каковы реальные шаги, способствующие внедрению децентрализованного управления обществом?
Как и во всех живых существах, между распознавателями и анализаторами входной информации и терминалами реализации решений, необходимо разместить схемы управления так, чтобы изменения входных данных определенным образом вызывали адекватные ситуациям реакции.
Входная информация детектируется самыми разнообразными способами в зависимости от специфики получаемых данных. В самом общем плане входная информация разделяется на внешнюю по отношению к системе (обществу) и внутреннюю – данные текущего состояния всех значимых элементов общества.
Второй вид данных – прямая аналогия с рецепторами жизненных параметров гомеостата, позволяющими регистрировать их состояние в виде нормы, выхода из нормы и возврата в норму. Выход из нормы дает базовый сигнал для восстановления показателя. Возврат в норму дает сигнал об успешности действий по возврату в норму. Ухудшение параметра дает сигнал о неверности предпринятых действий.
В привычных, хорошо известных ситуациях регуляция гомеостата общества осуществляется полностью автоматически, но для каждого регулирующего автоматизма проверяется, насколько его применение прогнозирует позитивный эффект.
При появлении новых данных в массиве анализаторов входных данных, активизируется опыт возможных последствий такой новизны, который корректирует привычную реакцию системы и, если новые данные делают неприемлемой привычное реагирование, то возникает проблема, которую необходимо решить сначала путем использования базы данных известных правил, а если это не дает приемлемый результат, то проблема решается экспертным путем. В случае, если специализированные эксперты не смогут решить проблему оперативно, то такая проблема записывается как долговременная и решается всем арсеналом научной методологии.
Это отражает уже отработанную природой систему индивидуальной адаптивности.
Отличие могут быть в том, что в организме проблемы решаются только одним каналом удержания актуального стимула значимой новизны (только одна ориентировочная реакция в данный момент из-за наличия только одной префронтальной лобной коры), а в системе управления обществом может быть организовано неограниченное число экспертов – как в виде живых специалистов, так и массива специализированных компьютерных модулей. Причем, в решении актуальных проблем эксперты конкурируют между собой и с экспертными модулями так, что их решения, как инсайт, выходят на передний план фокуса внимания общества и рассматриваются общим компаратором решений проблем для выбора наиболее эффективного решения по прогнозам имеющегося опыта.
Общий компаратор для каждого вида регуляции также состоит как из экспертного персонала, так и вспомогательных компьютерных систем предварительной подготовки данных о решениях. Подразделение на виды отслеживающих решения каналов по числу равно количеству экспертных модулей, т.е. числу адаптируемых проблем.
Техногенность организации описанной системы управления заключается в том, что все зарегистрированные эксперты оперативно получают информацию о возникшей проблеме, а часть общества, занимающаяся реализацией решений (как люди-специалисты, так и автоматы), оперативно получает задания по необходимым действиям и выполняют их не тупо, а со своим жизненным опытом специалистов данного дела. При этом оптимизируется число автоматических модулей решения проблем. Мало того, вовсе не обязательна строгая специализация: человек может быть экспертом в одних вопросах и исполнителем – в других.
Никакого вида властных структур нет в такой организации. СМИ так же теряют свою информирующую функцию потому как вся информация оказывается доступной всем людям непосредственно в рамках техно-организации данного общества.
Если система управления включает собой все человеческое общество на Земле, то отпадает необходимость во множестве государственных образований, как политических, так и финансовых. В противном случае становятся необходимыми дипломатические терминалы регуляции, т.е. выдающие документацию для взаимодействия с другими государствами и получающими документацию или иные виды сведений от них.
Вряд ли возможно построение описанной системы управления в рамках только одного или нескольких государств из-за множества нерешаемых вопросов обеспечения секретности и уязвимости. Система должна охватывать все человечество.
Дополнительно:
Фасеточный разум
Факторы деструктивного влияния в обществе
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||