Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6169
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список теоретических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Датировка времени написания исторических ветхозаветных книг

Установление времени написания книг Ветхого Завета - труднейшая проблема, успеха в решении которой, казалось бы, может достичь лишь глубокий специалист. Автору - по сути невежде, удалось решить целый ряд труднейших вопросов простейшими средствами.

Относится к разделу Библейская критика

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

Крупин С.Ю.

 

Датировка времени написания исторических ветхозаветных книг

 

   Хронология написания "исторических" книг Ветхого Завета - более столетия является для учёных мудрецов ареной гладиаторских битв, которым, кажется, не видно конца. Однако, эта, казалось бы вечная тайна открывается очень просто - ключиком "сыны Израилевы" - так обыкновенно именуются евреи в книгах моисеева Пятикнижия (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Вот например, отрывок из Книги Чисел, глава 5:
2. повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,
3. и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.
4. И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.
5. И сказал Господь Моисею, говоря:
6. скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех...
  А вот другой пример: фрагмент из Второй книги царств, глава 10:
17. Когда донесли об этом Давиду, то он собрал всех Израильтян, и перешел Иордан и пришел к Еламу. Сирийцы выстроились против Давида и сразились с ним.
18. И побежали Сирийцы от Израильтян. Давид истребил у Сирийцев семьсот колесниц и сорок тысяч всадников; поразил и военачальника Совака, который там и умер.
19. Когда все цари покорные Адраазару увидели, что они поражены Израильтянами, то заключили мир с Израильтянами и покорились им. А Сирийцы боялись более помогать Аммонитянам.
   Здесь евреи зовутся Израильтянами, а не сынами Израилевыми. И так не только в этом отрывке - во всех судьях-царях богоизбранников почти всюду кличут либо Израильтянами, либо просто Израилем и очень редко сынами Израилевыми.
      Что с того? - следует недоумённый вопрос. У Библии много авторов, у каждого свой вкус. Одни предпочитали "сынов Израиля", а другие - "Израильтян", ведь в Пятикнижии кой-где встречаются всё же "Израильтяне", а в царских книгах иногда - "сыны Израиля". Фишка, однако, в том, что  "сыны Израиля" не рассыпаны однородно по книгам судей-царств. "Сыновние" текстовые фрагменты чересполосятся с фрагментами "Израильтян", что весьма странно для письма одного автора. При более дотошном анализе обнаруживается, что в Книге судей "сыны Израилевы" идеологически обрамляют блоки "Израильтян". Суть идеологии такова.
    При изуверском захвате Ханаана ордой Иисуса Навина  евреи поленились в выполнении божьего приказа о поголовном геноциде всех его народов. Разгневанный Господь решил, что может оно и к лучшему. Можно использовать остаток хананеян для совращения евреев, чтобы был повод их наказать. Хананеи совратят евреев в грех идолопоклонства, а затем станут орудием божьего наказания, учиняя избранному народу военный разгром и порабощение. Евреи вынуждены будут забросить идолов, раскаиваться и молить Господа об избавлении. Тогда милосердный Бог пошлёт им полководца-судью, который освободит божий народ, разгромит поработителей. Но по смерти судьи инородцы вновь совратят евреев и история повторится. Богоизбранный народ будет получать назидание, а заодно упражняться в военном деле.
    В соответствии с этой генеральной установкой Книга судей состоит из повторяющихся блоков. В состоянии мира и благополучия евреи грешат, бог гневаясь, насылает полчища врагов, разгромленные и порабощённые евреи, стеная, разбивают идолов, вопят Господу об избавлении. Всемилостивый Бог воздвигает покаянному народу спасителя-судью, возвращающего мир, и евреи опять за старое - блудно ходят вослед другим богам. Структура блока проясняется из следующего примера:
Книга судей глава 10:
5. И умер Иаир и погребен в Камоне.
(примечание: Иаир - предыдущий судья, обеспечивший мир на текущий момент)
6. Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему.
7. И воспылал гнев Господа на Израиля, и Он предал их в руки Филистимлян и в руки Аммонитян;
8. они теснили и мучили сынов Израилевых с того года восемнадцать лет, всех сынов Израилевых по ту сторону Иордана в земле Аморрейской, которая в Галааде.
9. Наконец Аммонитяне перешли Иордан, чтобы вести войну с Иудою и Вениамином и с домом Ефремовым. И весьма тесно было сынам Израиля.
10. И возопили сыны Израилевы к Господу, и говорили: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Бога нашего и служили Ваалам.
11. И сказал Господь сынам Израилевым: не угнетали ли вас Египтяне, и Аморреи, и Аммонитяне, и Филистимляне,
12. и Сидоняне, и Амаликитяне, и Моавитяне, и когда вы взывали ко Мне, не спасал ли Я вас от рук их?
13. А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас:
14. пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время.
15. И сказали сыны Израилевы Господу: согрешили мы; делай с нами все, что Тебе угодно, только избавь нас ныне.
16. И отвергли от себя чужих богов и стали служить [только] Господу. И не потерпела душа Его страдания Израилева.
17. Аммонитяне собрались и расположились станом в Галааде; собрались также сыны Израилевы и стали станом в Массифе.
18. Народ и князья Галаадские сказали друг другу: кто начнет войну против Аммонитян, тот будет начальником всех жителей Галаадских.
    Это идеологическое вступление, нашпиговано "сынами Израилевыми". Далее следует повествовательная конкретика о том, как новый судья Иефай Галаадский разгромил полчища аммонитян (отблагодарив Господа за победу жертвоприношением собственной дочери). В этом повествовании нет ни единого "сына Израилева". Но вот умер судья Иефай и снова идеология с теми же "сынами":
Судьи глава 13:1    Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.
     Сакраментальный вопрос "что было раньше, курица или яйцо?",т.е. кто писал раньше "сын Израилев" или "Израильтянин" в данном случае вовсе не вопрос. Конечно, идеологическая рамка "сынов" не могла существовать  без самого повествования "Израильтян". Первичным, безусловно, был "неидеологизированный" рассказ "Израильтянина". Через десятилетия другой писарь - автор "Книги Иисуса Навина (в которой, как и в Пятикнижии, евреи - это "сыны Израилевы"), переработал  Книгу судей, внеся в неё идеологию циклов отступничества и раскаяния. Из этого простого замечания следует важнейший для библеистики вывод о хронологии написания "исторических" книг  Ветхого Завета".  Первыми явно были написаны книги судей и царств, а затем уже Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) и Книга Иисуса Навина.
      Кроме идеологических рамок "сын Израилев" дописал в Книгу судей три концевые главы 19-21, повествующие о поголовном надругательстве со смертельным исходом жителей Гивы Вениаминовой над наложницей проходящего левита (жители Гивы желали самого левита, но потом согласились на наложницу), приведшую к братоубийственной войне сборной Израиля против Вениаминова колена с почти полным истреблением последнего. Сюжет явно навеян главой 19 книги Бытие, где повествуется о том, как содомляне поголовно желали познать трёх ангелов. Главы 19-21 Книги судей - явно поздняя вставка, поскольку всего через несколько десятилетий из колена Вениамина был миропомазан первый израильский царь - Саул. Столь нелепой ситуации, чтобы в цари был избран отпрыск почти уничтоженного гомосячьего колена изначальный автор судейской книги допустить не мог.
      Установление относительной датировки (Пятикнижие и Книга Иисуса после судей-царств) определяет также и время начала Пятикнижия. Царско-судейские книги в начальной редакции писались в годы царя Иосии почти впритык к Вавилонскому плену, значит Пятикнижие с Книгой Иисуса писались в плен и послеплен. Столь радикальный вывод, изущий вразрез с традиционным взглядом, подтверждается, однако, целым рядом других отрывков с "сынами Израиля", вкраплённых в книги судей-царств. Наиболее показательно в этом отношении описание строительства храма царём Соломоном, описанное в главах 6-8 третьей книги царств, в котором "сыны Израилевы" выдают его позднее происхождение. 
Третья книга цврств, глава 6:
1. В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.
11. И было слово Господа к Соломону, и сказано ему:
12. вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему,
13. и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля.
глава 8 (той же книги):
1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
9. В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
63. И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
   И в самом деле, разве мог автор исходного текста про строительство храма расписать его как величайшее чудо мировой архитектуры, облицованное золотом как изнутри, так и снаружи, если современники видели храм воочию собственными глазами. А вот после разрушения храма Навуходоноссором можно было уже сочинять всяческие небылицы.
   Всё вышеизложенное разрешает противоречивость "молитвы" царя Давида из 7 главы Второй книги царств. Вот стих 23:
Вторая книга царств, глава 7

23. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ и прославить Свое имя и совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
    Из этого стиха, вроде бы, следует, что Давид (вернее автор 7-го дорождественского века, писавший судебно-царские книги) ничего не знает об Исходе из Египта, Моисее и патриархах, поскольку связывает начало божьего покровительства над еврейским народом вовсе не с гипотетическим Исходом из Египта, а напротив, с реальным уходом египтян из Палестины, происшедшем века за полтора до давидова правления вследствие нашествия народов моря. Однако, следующие стихив начале той же 7 главы как будто бы показывают обратное - отличное знакомство Давида (вернее, опять же, автора) с   традиционной историей Исхода:
Вторая книга царств, глава 7:
5. пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
6. когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7. Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"?
    Однако, присутствие в этой цитате "сынов Израилевых" предательски выдаёт руку позднего редактора. Так что на самом деле вплоть до самого плена у евреев и в самом деле не было никаких легенд об Исходе, моисее и патриархов - всё это более позднее сочинение пленного и послепленного периода.
     Все, неоднократно встречающиеся в книгах судей-царей Исходы, Моисеи и патриархи - поздние вставки, которые выявляются либо наличием рядом с ними "сынов Израиля", либо смысловым контекстом, либо однообразной штампованностью. Например, часто встречается замызганное клише "бог Авраама, Исаака, Иакова", которое поздние фальсификаторы навставляли в текст, чтобы создать иллюзию знакомства допленных евреев с Моисеем, Авраамом, Исааком и Иаковом-Израилем. На самом деле все эти персонажи - литературные герои, не имеющие реальных прототипов.
     Всё вроде бы получилось гладко и складно. Но имеется один, казалось бы, убийственный аргумент, в мгновение ока разрушающий авторские умозаключения - Книга Закона Моисеева, "найденная" в соломоновом храме в 621 г. до н.э. в царствование Иосии. Сама по себе эта книга, конечно, жреческий подлог, но ведь она свидетельствует о допленной известности Моисея.
     Это, казалось бы, безвыходное противоречие разрешается, тем не менее, весьма просто. Книга, "найденная" при Иосии была не законом Моисея, а законом царя Давида (несохранившемся). Ведь тогда в допленную эру Давид был необычайно авторитетен, поскольку его династия (на момент Иосии) правила в Иерусалиме уже 4 столетия - фантастически невероятный срок для тех бурных времён. Современникам Иосии столь длительный династический период казался вмешательством покровительствующего династии могучего Бога, заключившего с царём-основателем вечный завет. Этим обстоятельством и воспользовались жрецы соломонова храма, сочинившие "Давидов" закон.
     Но всего через три десятилетия после "находки" Иерусалим и Храм были разрушены халдеями, уведшими евреев в Вавилонский плен и последний давидид умер на чужбине. Миф о вечном завете, а с ним и авторитет царя Давида оказались сильно дискредитированы, зато на сцену вышел "оживший" в народном сознании сказочный Моисей. За десятилетия или даже столетия жрецы плавно перетянули закон с давида на Моисея, сочинив сначала параллельный моисеев закон - книгу Второзаконие, одни статьи которого совершенно не противоречили  закону Давида, а другие дополняли его. Некоторое время оба закона сосуществовали , но о давидовом законе поминали всё реже и реже, а потом и вовсе "утеряли" за ненадобностью, а закон, найденный в Храме приписали Моисею.
      И наконец, откуда взялся термин "сыны Израиля"? На каком-то этапе создания Пятикнижия в нём появился персонаж Израиль - отец родоначальников двенадцати израильских колен (племён). Через некоторое время сынами этого патриарха Израиля (Иакова) стали именовать всех его гипотетических потомков, а не только непосредственно сыновей. Скорее всего это произошло уже после возвращения из евреев на родину из семидесятилетнего вавилонского пленения.



Автор Крупин Сергей
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Возможные концепции бессмертия в современной культуре | Восприятие времени в космическом пространстве | Восприятие пространства и времени | Временная связь в нейроннах | Исследование хронобиологических особенностей восприятия времени и пространства у спортсменов | Кавитационные и вихревые теплогенераторы. Проблема измерения кпд. Свободная энергия. Современный вечный двигатель. Perpetuum Molibe | Кратчайшая история времени | Мистическое влияние в современном обществе | Момент времени | Московский исторический музей
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:484612

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика