Серый попугай прославился благодаря тому, что понял "ничто" и "ничего". На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что "птичий Эйнштейн" обладает подобным нолю понятием.
Алекс – самый старый из них. Он с самого рождения под пристальным
наблюдением учёных живёт в лаборатории университета Брендейса (
Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг
и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в
"Журнале сравнительной психологии" (
Статья называется "Понимание чисел серым попугаем, включая подобное
нолю понятие" (
Как сообщают исследователи, Алекс недавно "начал спонтанное использование" слова "none" ("ничто", "никто", "ни одного"), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)".
Ирэн Пепперберг и Алекса связывают давние и тесные отношения (фото с сайта avianadventures.com). |
Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция "ничто" — не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов.
Несколькими годами ранее Алексу "вдалбливали" другое значение "none" — нехватка информации. Однако попугай сумел перенести слово в контекст, включающий в себя числа.
Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса — первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно.
История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа — от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа "какого цвета четвёрка?".
Поначалу Алекс даже без обучения хорошо справился с несколькими испытаниями, но потом начал "выделываться": игнорировать вопросы или намеренно давать неправильные ответы — казалось, он наслаждался огорчением экспериментаторов.
По-видимому, птица заскучала из-за однообразия положенных ей в случае успеха призов и наград. Алексу предложили более интересные игрушки, и он после двух недель "обструкционизма" неохотно вернулся к игре, иногда всё же сознательно саботируя эксперименты.
Один из случаев такого саботажа удивил учёных. Перед Алексом положили наборы из двух, трёх и шести объектов — все наборы были разных цветов — спросили "какого цвета три?". Попугай ответил "пять" и продолжал настаивать на этом.
| ||
Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них "нулевой" вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово "none" корректно.
"Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, — признаются учёные. — Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей".
Между тем, Пепперберг подчёркивает, что "none" и "zero" — не одно и то же. Но так как Алекс не знал "zero", исследователи полагают, что он начал использовать другое, известно слово, чтобы обозначить отсутствие количества.
Однако неясно, что именно подразумевал попугай под своим "none" — никаких цветов, никаких объектов или что-то ещё.
"Сейчас мы начали ещё одну серию экспериментов, чтобы узнать, можно ли его заставить понять, что "none" не может использоваться для истинного обозначения ноля, — сообщила исследовательница. — Пока слишком рано делать окончательные выводы".
Так или иначе, Алекс не в лишний раз показал, что
Но Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности "полного обучения": "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания "больше" против "меньше".
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на статью | Топик ТК: Системные исследования механизмов адаптивности |
| ||||||||||||