Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Взывая к Всевышнему

Относится к   «Проза Олега Оранжевого»

Взывая к Всевышнему

  Увидел я однажды: старушка с трудом поднималась по лестнице, цепляясь сухими руками за перила. На площадке остановилась, судорожно вздохнула и еле слышно произнесла:
- Господи, подыми кверьху!
"Кверьху" - то есть выше по лестнице.
- Господи! - говорю я, и кажется, что это слово помогает мне перешагнуть невидимую ступеньку.

С. Тхоржевский


Мне не суждено стать верующим. Я не сторонник и воинствующего атеизма; многолетнее воспитание привело меня к пониманию необходимости уважения к убеждениям человека, будь он верующим или "заблудшею овцой", уважению права выбирать собственную позицию во взаимоотношениях с миром.
Понимаю, что рискую снискать порицание и тех и других, но готов обосновать свою точку зрения.
Допускаю, что может существовать некая высшая (в смысле, более развитая и могущественная) сила, возможности которой по управлению окружающей средой далеко превышают человеческие. Сила, которой человек верующий без колебаний припишет свойства Б-жественности.
Но верующий предполагает в Б-ге прежде всего непогрешимое этическое начало. Вплоть до того, что готов покорно принять любую равнодушную несправедливость судьбы, объясняя ее волей божьей, неисповедимостью путей господних.
Судьбы человеческие нельзя обосновать этически. Лучшие и талантливейшие погибают в страшных мучениях, зачастую оставаясь навсегда неизвестными жаждущему чудес миру. Объяснить высшим промыслом смерть мученика можно, если она становится зажигающим сердца примером, подвигающим выживших на стремление совершенствовать жизнь. Но тогда непонятно, почему эта сила сама не изменяет жизненные обстоятельства, а страшным примером вдохновляет людей на борьбу, возможно, сопряженную с новыми и новыми жертвами.
Верующий скажет -неисповедимы пути…
Но это ничего не объяснит и не оправдает. Это всего лишь может убедить, что Б-г равнодушен к судьбе человека настолько, насколько может быть равнодушна неодушевленная материя.
Каждый человек в глубине души осознает это. Именно в этом лежит причина покаяния и молитвы - в самоуспокоении, чтобы уйти от ужаса осознания неизбежности физической смерти, которая, вероятнее всего* , есть полный конец существования личности со всеми ее надеждами и страхами, знаниями и любовью. Именно поэтому большинство людей, даже верующих, боятся смерти. От ушедшего человека остается только зыбкий отпечаток в памяти окружающих, все более размытый и идеализированный. А с уходом близких исчезает и это. На некоторое время остаются плоды его труда, постепенно старея и растворяясь в "совокупном продукте" созидающего человечества.
Ощущая бессилие изменить что-либо, слабый, обливаясь слезами, молит неведомую силу о снисхождении. Сильный же, сцепив зубы, борется с враждебными обстоятельствами и людьми до последнего, не уповая ни на что потустороннее и высшее.
Я жалею и сочувствую слабому.
Я уважаю и восхищаюсь сильным.
Позиция второго мне более близка, хотя я, имея природными качествами положенный предел сил, могу оказаться слабым и в какой-то жизненной ситуации проиграть. Но при этом я не буду обращаться к неведомой, безликой и равнодушной высшей сущности за помощью. Ибо ожидать ее неоткуда.
И да воздастся каждому по вере его…

***
Многие поколения читателей зачарованы писательским гением Достоевского.
Люди ищут и находят в его мятущихся строках все возможные человеческие чувства и качества, видят след напряженной мысли и страдающей совести. Но мне кажется, что никто еще не объяснил истинных причин его великого поиска.
В скрытой от всех глубине души Федор Михайлович был атеистом - богоборцем и богоискателем.
Он отрицал право на существование такого Б-га, который, призывая к милосердию, проявлял жестокость поистине сатанинскую. Он страдал от бесплодных усилий обрести успокоение в вере. С болезненным сочувствием, завистью и отвращением он наблюдал в людях недалеких проявления слепой веры. И презирал себя и за зависть, и за отвращение, будучи человеком глубоким. Пытался сравняться с людьми, предаваясь мелким порокам, сохраняя в них холодное любопытство наблюдателя.
И более всего страшился всего этого, осознавая и "нетрадиционность" собственной жизненной позиции, и неизбежность конечности бытия. Страдал от невозможности найти успокоение в надежде на вечную жизнь. Страдал от понимания хрупкости этических норм без опоры на их б-жественное происхождение, от собственного существования в "безопорном пространстве" жизни. Страдал от осознания безнадежности достижения светлого будущего. И неистово бунтовал против той картины мира, которая привела его, умного и сильного человека, к неотвратимому атеизму.
Думается, что идеалом, в который он вложил много личного, был противостоящий жестокому миру князь Мышкин с его сверхчувствительной душой, открытой добру и оттого страдающей от столкновения с реалиями мира.

***
Толстой, преданный анафеме, по всей вероятности и не скрывал сложности своих отношений с Б-гом. О нем много написано, но прямо нигде не сказано об отрицании им Б-га как высшего существа, но о признании утилитарности религии для обеспечения равновесия в сообществе людей угнетенных и угнетателей, счастливых и несчастных. Этические установления религии старался он заменить простыми и понятными притчами, следование которым, по его замыслу, подрывало исключительность значения норм религиозных, позволяя людям жить без страха Б-жьего гнева, с верой в себя и и уважением к близким по духу. Поднялся он перед смертью и до понимания тупиковости цивилизации, построенной на имущественных отношениях, но имеющей в этической основе иррациональный религиозный компонент для ограниченного применения.

***
Молитва для верующего человека - в сущности акт отчаяния, результат признания своего бессилия перед непреодолимыми обстоятельствами. Или же результат неверия в собственную способность самостоятельно справиться с трудностями предстоящего предприятия.
Но допустим, Он существует, и в безграничной мощи своей непрерывно занимается судебным разбирательством мириад мириадов жизней на бесчисленном множестве миров. Нелепо и неуважительно отрывать столь невероятно могущественную силу для решения своих мелких повседневных забот. И невероятная наглость и самоуверенность заключена в прямом обращении. И уж совершенно беспочвенна надежда быть услышанным в этом вселенском хоре наступивших на грабли.
А прося у Него что-либо материальное или исправления судьбы, ты зачастую ставишь Его перед неразрешимой дилеммой, прося фактически отнять это у другого, равного тебе. Таким образом, молясь, ты заранее уверен, что Он способен на несправедливость.
Обращаясь к Господу, ты оскорбляешь Его. В чем же твоя вера?





Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:541612

Авторские права сайта Fornit