Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/1238

Этот материал взят из источника: http://woman.upelsinka.com/modern/youth.htm
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Блаженные"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Религиозные ориентации молодых россиян
(Возрастной и гендерный аспекты проблемы)
Варзанова Т.И.


! Обратите внимание, что этот документ используется в сборнике "Мистические миры" в качестве иллюстрации творений мистических авторов - как пример некорректного, абсурдного подхода к затронутым вопросам.

В марте 1997 г. Центр социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова совместно с Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологиии и антропологии им.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук провел социологическое исследование «Молодежь России: три жизненные ситуации», в ходе которого методом формализованного интервью по анкете было опрошено около 4 тысяч человек трех возрастных групп: 17 лет (1100 чел.) и по 1400 чел. в возрасте 24 лет и 31 года (то есть возрастной интервал — 7 лет).

Это не был специализированный опрос по религии, но в анкету был включен блок вопросов об отношении молодежи к религии. Определялся уровень и характер религиозности, конфессиональная принадлежность, значимость веры для личности, религиозный стаж (устойчивость веры), развитие знаний о религии, содержание религиозного сознания и поведения (посещение церкви, чтение молитв), религиозная мотивация социального поведения, и в частности, отношение к браку, оформленному в соответствии с религиозными нормами.

От того, как молодежь относится к религии, зависит перспектива развития религиозной ситуации в России. «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию», — писал выдающийся немецкий социолог и философ Карл Манхейм. Проведенный опрос показал, что мировоззрение молодежи эклектично, поверхностно, а в силу возраста — еще и неустойчиво, ее религиозность скорее потенциальная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими, православными, соответствовать распространяемому в обществе, СМИ стереотипу духовности, вести себя как верующие, отмечать церковные праздники, венчаться, крестить детей. Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере и церкви, стать глубоко религиозными молодые люди не намереваются. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде в настоящее время предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм. Это, в свою очередь, означает, что молодое поколение, вступающее в жизнь на пороге XXI века, окажется более восприимчивым и лояльным к религиозной идеологии.

Изучение и сравнение религиозных характеристик разных возрастных групп молодежи позволило выявить различия в отношении к религии в зависимости от пола и от возраста. Некоторое увеличение религиозности наблюдается в группе юных — 17-летних, в сравнении с молодежью более зрелого возраста. В то же время уровень религиозности 24-летних и 31-летних одинаков. Так, среди 17-летних верующими себя признали чуть больше половины опрошенных (52%), а среди 24-летних и 31-летних верующих оказалось меньше почти на 10% — по 43-44% в каждой возрастной группе.

Данные обследования свидетельствуют о том, что религиозное самоопределение молодежи в основном складывается в 20-25 лет. По достижении этого возраста сознание молодых людей, как правило, обретает черты мировоззренческой устойчивости. На таком фоне повышенная религиозность 17-летних выглядит скорее как детская доверчивость, наивная вера в Бога или в колдунов, гороскопы, и т.д., что объясняется открытостью незрелого, некритичного разума, только начинающего познавать мир, ко всему новому, таинственному, необъяснимому.

Соответственно безразличие к религии и неверие юным свойственно меньше, чем более старшим представителям молодого поколения. Так, неверующих среди юных 17-летних оказалось на 10-15% меньше, по сравнению с 24-х и 31-летними (соответственно 22:33:37%). Соотношение верующих и неверующих среди юных превышает соотношение 2:1 (на 52% верующих приходится 22% неверующих), среди 24-летних (44:33), т.е. примерно 1,5:1; а среди 31-летних — почти 1:1 (43:37).

На первый взгляд, кажется что религиозность у молодежи с возрастом убывает (с 52% среди 17-летних до 43% у 24-х и 31-летних), а неверие, атеизм — соответственно возрастают (с 22% — среди 17-летних до 37% — у 31-летних). Но надо учитывать изменившуюся за последние годы религиозную обстановку в России. В таком случае вернее будет сказать, что новое, совсем юное поколение, которое формировалось в атмосфере возрождения религии и которое только вступает в жизнь, становится более религиозным, или, по крайней мере, среди них больше тех, кто считает себя верующими. По-видимому, дело не только в возрастном отличии разных групп молодежи, а в том, что возрастной интервал в 7 и 14 лет разделил молодежь и в качественном смысле на тех, чье интеллектуальное развитие и духовое созревание происходило в разные исторические отрезки времени — до перестройки, во время нее и после перестройки. Перестройка, как известно, ознаменовалась возрождением интереса к религии, когда в Россию хлынул поток христианских и иных проповедников, появились религиозные передачи на радио и ТВ, началось массовое распространение Библии, стали открываться воскресные школы при храмах и даже появились элементы религиозного обучения в некоторых школах, гимназиях, лицеях.

Очевидно, что для тех, кому сейчас 24-31 год (а 10 лет назад — исполнилось 14 или 20 лет) все это было открытием нового, необычного и потому требовало осмысления и в итоге принималось или отвергалось их сознанием. Для той части молодежи, которой сейчас 17 лет (а в начале перестройки только исполнилось 5-7 лет), — все это — и священники на телеэкране, и трансляция богослужений в дни церковных праздников, объявленных всенародными, и другие приметы религиозного возрождения — уже стало привычной реальностью их жизни, и им кажется, что так было всегда, сколько они себя помнят. Для них — «детей перестройки» — это не мода, а норма, принимаемая без удивления и сомнений, так же, как прежде, наверное, их предшественники без особых раздумий принимали атеизм.

Анализ полученных данных и социальной ситуации позволяет утверждать, что увеличение численности группы 17-летних, верующих на 8-10%, по сравнению со старшими молодежными группами и есть результат изменившейся духовной атмосферы общества. Такие результаты — плоды процесса возрождающегося интереса к религии и церкви, реакция массового сознания на то, что религиозность приветствуется, поощряется государством, СМИ, значение религии, особенно православия, всячески подчеркивается, а атеизм — безоговорочно отвергается.

Взрослые люди к этому относятся по-разному, зачастую в силу своих сложившихся убеждений: одни – скептически, другие — с радостью. Дети же воспринимают такую ситуацию как должное, так как они доверяют тому, что видят на телеэкране, а благодаря телевидению в их сознание с детства закладываются религиозные образы и впечатления. Как показало наше исследование, такое воздействие на восприятие детей через десять лет принесло закономерный результат.

Также надо отметить, что существенные различия в религиозном мировоззрении молодежи прослеживаются не только в зависимости от возраста, но в еще большей степени в зависимости от пола респондентов. Однако такие различия — уже традиционные особенности отношения к религии мужчин и женщин: то есть гендерные особенности религиозности.

Как и следовало ожидать, вера и все связанные с ней проявления оказались значительно выше среди женской половины молодежи, по сравнению с мужской. Такое различие сохраняется во всех возрастных группах: от 17 лет до 31 года. Однако среди 17-летних традиционный разрыв между верующими и неверующими мужчинами и женщинами сокращается. Это также указывает на то, что религиозное сознание юных в наши дни формируется не только и не столько индивидуально и в семье, где под влиянием верующих мам и бабушек к религии приобщаются в основном девочки, сколько тотально — обществом, СМИ, ТВ.

Соотношение численности мужчин и женщин в различных мировоззренческих группах наглядно демонстрирует следующая таблица (в % от численности групп опрошенных определенного пола и возраста):

Возраст
верующие
колеблющиеся
безразличные
неверующие
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
17 лет
43
62
11
11
17
6
24
20
24 года
33
54
7
8
16
8
38
27
31 год
26
52
6
8
13
6
42
32

Различия в изучаемых возрастных группах сохраняются и по признаку конфессиональной принадлежности. Так доля православных составляет: 42% среди 17-летних юношей и девушек и по 36% среди 24-х и 31-летних, а всех христиан — 52% от числа 17-летних и по 43-44% среди 24-х и 31-летних. Христиане состоят в основном из православных (основная масса респондентов) и «просто христиан» (7-8%), в то же время приверженцы других религий и конфессий не превышают 1% опрошенных, за исключением ислама — 3% (однако по поводу ислама следует оговориться, что опрос не проводился в «горячих точках», где наиболее активно происходит исламизация, тем не менее отсутствие значительных признаков возрождения ислама среди самых юных опрошенных представителей «этнических мусульман» можно объяснить тем, что ТВ, СМИ в основном пропагандируют христианство). Рассмотрение конкретных групп православных приводит к выводу о том, что процентный рост приверженцев православной веры происходит за счет прихода к православию 17-летних юношей при сохранении неизменного, но более высокого процента православных девушек и женщин.

Впрочем, гендерные различия наблюдаются не столько в уровне религиозности юношей и девушек, сколько в ее характере: церковном поведении, соблюдении обрядов, совершении молитвы, содержании веры.

Так религиозное самосознание, православная самоидентификация свойственны больше юным, чем молодежи старшего возраста. То активное, реальное проявление религиозности во внешнем поведении (а именно в посещении церкви) у 17-летних находится на одном уровне со старшими. Так, посещают церковь в течение года соответственно 45% 17-летних и 24-летних и 47% — 31-летних, то есть почти одинаково. Для сравнения отмечу, что дискотеки и вечеринки посещают вдвое больше 17-летних (84%), а церковь находится на одном уровне с посещением ресторанов и кафе — 45%, а также театров и музеев — 43%, но посещаемость церкви выше, чем кино (25%). И такой порядок сохраняется во всех возрастных группах: на 1-м месте — дискотека, на 2-м — рестораны или театры и одновременно церковь.

Гендерные различия религиозного поведения

Посещают церковь: 

возраст
в течение года
1 раз в месяц
мужчины
женщины
мужчины
женщины
17 лет
39,3%
50,9%
3,5%
8,6%
24 года
37,4%
52,4%
5,5%
8,0%
31 год
41,3%
54,6%
4,5%
8,2%

Как видно из таблицы, процент женщин, посещающих церковь в течение года, примерно одинаков в разных возрастных группах, возрастает в интервале от 51% до 55% пропорционально возрасту. Процент мужчин, посещающих церковь в аналогичный период, колеблется на уровне 40%.

Численность постоянных прихожан (посещающих церковь раз в месяц и чаще), также примерно одинакова во всех возрастных группах. Каждую неделю посещают церковь — лишь 1,5%, поэтому не бить эту малочисленную совокупность на половозрастные группы. Как видно из таблицы, среди постоянных прихожан женщин больше, чем мужчин, но при этом их почти одинаковое количество в каждой возрастной группе (около 8%). Таким образом, надо отметить, что гендерный фактор в церковном поведении имеет определяющее значение по сравнению с возрастным.

Приведенные данные исследования говорят о том, что более широкое распространение православия среди самой юной части молодежи по данным опроса не подтверждается соответствующим церковным поведением. Это позволяет предполагать, что религиозность молодежи отчасти носит формальный характер, а в ряде случаев, возможно, что и более личный, внутренний, индивидуальный, а не церковно-общинный и не обрядовый характер.

Кстати, общая черта религиозности всей опрошенной молодежи — это равнодушие к повседневной церковной обрядности (исключением является обряд венчания). Так, соблюдают обряды лишь 3-3,5% опрошенных во всех трех возрастных группах. При этом девушки в большей степени привержены обрядам, и особенно самые молодые, те, которые еще находятся под влиянием семьи. Среди девушек самой молодой возрастной группы, соблюдающих обряды в 4 раза больше, чем среди юношей (5,5% : 1,5%), тогда как среди 24-х и 31-летних женщин-«обрядоверов» лишь в 1,5-2 раза больше, чем среди мужчин соответствующих возрастных групп.

В пользу внутреннего, скрытого, непроявляющегося внешне, характера религиозной веры свидетельствуют данные о таком виде индивидуальной культовой деятельности, как молитва. Обращение человека к Богу в молитве является глубинным признаком религиозности, затрагивающим его сознание и психологию, оно может носить как мистический, так и рациональный характер. При анализе ответов на вопрос: «Как часто Вы молитесь Богу?» (а он задавался только верующим и колеблющимся между верой и неверием), выяснилось, что лишь 26% 17-летних от общего числа опрошенных и 21-20% молодежи 24-31 года молятся Богу более или менее регулярно. От числа верующих и колеблющихся они составляют в среднем 42%. А это означает, что такие черты религиозной психологии, как — надежда на помощь Бога, благодарность ему или чувство вины перед ним, которые находят выражение в молитвах, присущи только четверти всей опрошенной молодежи, или 40%-м верующей молодежи.

Гендерные различия в проявлении этого вида эмоционально-коммуникативной религиозной деятельности гораздо заметнее, чем возрастные. Так, девушкам молитвенное общение с Богом присуще значительно больше, чем юношам, что соответствует их большей религиозности. Особенно велика разница между мужчинами и женщинами в численности наиболее активных «богомольцев»: 8-10% — среди мужчин разного возраста и 15-19% — среди женщин.

Повышенная женская религиозность обусловлена преобладанием в сознании женщин таких качеств, как интуиция, образность, эмоциональность, что делает их более восприимчивыми к религии, раскрывающей возвышенный мир божественных существ и явлений, священной истории, полной чудес. Мужчинам в большей степени, чем женщинам свойственны рассудочная логика, здравый смысл, которые вызывают недоверие к религиозной информации, способствуют критическому отношению к символам, образам, догматам религии, что проявилось в меньшей религиозности опрошенных молодых мужчин. Вместе с тем повышенную религиозность 17-летних юношей можно объяснить именно незрелостью этих качеств мужского сознания.
Значительное расхождение в данных о таких традиционно взаимосвязанных видах религиозной деятельности, как посещение церкви и индивидуальное совершение молитвы (ежедневно молятся 9-7% опрошенных в возрасте 17-31 года, а посещают церковь хотя бы ежемесячно 6-7%, еженедельно — лишь 1,5%), свидетельствует о существовании внутренней, внецерковной религиозности, которую немецкий социолог Т. Лукман называет «невидимой» религией. В наших условиях она проявляется в том, что молодежь, выросшая вне церковных традиций, верит в возможность личного общения с Богом и получения от него помощи даже без знания «правильных» молитв, без посредничества церкви и священников.

Поскольку мировоззренческие процессы не статичны, а находятся под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов, немаловажно было выяснить динамику религиозного сознания молодежи и его подвижность. Этой цели служил вопрос анкеты: «Изменилось ли за последние 5 лет Ваше мнение о Боге?».

Влияние возрастного и гендерного факторов на изменение религиозности показывает следующая таблица (в % от числа опрошенных в каждой поло-возрастной группе):

возраст
"Никогда не верили"
"Всегда верили"
"неофиты"
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
17 лет
22,1
11,3
28,3
48,0
11,9
10,7
24 лет
30,6
15,9
18,2
32,9
11,2
16,7
31 год
29,3
16,6
19,1
32,3
10,6
15,7

Как видно из таблицы, возрастной фактор проявляется в интервале между 17 и 24 годами, где численность «всегда веривших в Бога» возрастает в 1,5 раза, а процент «никогда не веривших» в такой же мере убывает. В возрасте от 24 до 31 года отношение к Богу уже не меняется, процент постоянных верующих, неизменных атеистов и даже неофитов стабилен в каждой поло-возрастной группе опрошенных старше 17 лет. Вероятно, на внутренний, возрастной фактор накладывается влияние внешнего — временного (темпорального) фактора, характеризующегося изменением религиозной ситуации, в которой воспитывалось подрастающее поколение. При этом влияние гендерного фактора остается неизменным, независимо от возраста: мужчин вдвое больше, чем женщин среди «никогда не веривших», а женщин — в полтора раза больше среди «всегда веривших в Бога», и эти соотношения сохраняются во всех трех возрастных группах. Уменьшается значение гендерного фактора только среди 17-летних неофитов, число которых почти одинаково среди мальчиков и девочек.

Поскольку изменения в отношении к Богу происходят в основном в среде 17-летней молодежи, рассмотрим влияние на них только возрастного фактора.

возраст
"никогда не верили"
"всегда верили"
"неофиты"
17 лет
16,9
37,9
11,3
24 года
22,9
25,5
14,0
31 год
22,9
25,7
13,2

Как видно из таблицы, среди юных оказалось больше всего тех, кто «всегда верил в Бога», по сравнению с более старшими группами. Но среди юных чуть меньше «неофитов», то есть поверивших в Бога в течение последних 5 лет. Соотношение «постоянных верующих» и «неофитов» среди юных составляет 3,5:1 (38%: 11%), а среди более старшей молодежи 2:1 (26%: 13%). «Никогда не веривших в Бога» — меньше всего, напротив, среди 17-летних — 17%. Равное количество респондентов, не имевших религиозного опыта, оказались среди 24-х и 31-летних — по 23%. Если соотношение «всегда веривших» и «никогда не веривших» среди 17-летних составляет 2:1 (38%:17%), то среди старшей молодежи 1:1 (26%:23%). Таким образом, обнаруживается, что среди самых юных все соотношения — в пользу религии.

В то же время преобладание среди 17-летних «всегда веривших», говорит о том, что самому юному поколению свойственно в большей степени не то сознательное обращение к религии, которое происходит (или, наоборот, бессознательное — через мистическое откровение, призвание, «прозрение»), путем изменения мировоззрения от неверия к вере. Нет, нынешнему поколению, в частности, девушкам 17 лет (48% верующих более присуща привычная, чуть ли не врожденная вера в Бога. Такой вывод также подтверждает значение изменившейся религиозной ситуации в стране, благодаря чему уже ничто не препятствует формированию религиозной веры у молодежи еще в детском возрасте одновременно с пробуждающимся сознанием. И в самом деле, дети теперь читают не только сказки или книги о войне, но и «Детскую Библию», рассказы об Иисусе Христе, пророках, святых, Богородице, смотрят о них передачи, мультфильмы и художественные фильмы.

Но придают ли молодые люди значение своей религиозности, религиозной принадлежности? Как выяснилось, несмотря на довольно высокий уровень декларируемой религиозности (52% — среди группы юных, 43% — среди старших), «очень значима» религиозная принадлежность лишь для 4-5% опрошенных от их общего числа. Для сравнения отметим, что национальная принадлежность осознается значительно, втрое большим числом опрошенных — «очень значима» она для 14-15% опрошенных.

Малое значение религии для молодежи подтверждается также ответами на другие вопросы, например, о том, какими хотели бы видеть себя молодые люди через 5-10 лет. Ответ: «человеком глубоко религиозным» выбрали из 15 предложенных вариантов всего от 1 до 1,5% опрошенных. И на вопрос: «О чем Вы чаще всего разговариваете с друзьями?» ответили: «беседую о религии» столько же респондентов 0,5-1,5% .
Наша анкета содержала только 3 вопроса, выявляющих особенности религиозного сознания. Тем не менее полученные данные дают представление о направленности веры молодежи. Как известно, возрождение религии сопровождается оживлением магии, оккультизма, неоязычества. Результаты опроса показывают, что сознание молодежи подвержено этим разноречивым духовным влияниям. Так, среди опрошенных соотношение верующих в христианские догматы и верующих в оккультно-магические явления среди самой юной части молодежи одинаково — 1:1, поскольку численность верящих и в колдовство, и в астрологию, и в Божий суд почти одинакова и приближается к 50%-ному уровню (47-49%).

Причем, чем определеннее выражена религиозность у опрошенных, тем больше среди них верящих в колдовство. Так, среди верующих и соблюдающих обряды, верят в колдовство — 78%, а среди не соблюдающих — 56%, среди колеблющихся — 50%, среди безразличных — 30%. Но и среди неверующих верят в колдовство 41%, то есть около половины не являются материалистами. Среди православных — верят в колдовство 56%, не верят — 29%, затруднились ответить — 14%. Интересно, что вера в колдовство, в отличие от игры в Божий суд и астрологию — не имеет резких возрастных отклонений и распространена одинаково во всех молодежных возрастных группах, причем она свойственна почти половине опрошенных, что наглядно иллюстрирует таблица распределения утвердительных ответов на вопрос: «Верите ли Вы в такие явления, как...?» (в % от числа опрошенных в каждой возрастной группе)

верят в:

возраст
колдовство
астрологию
Божий суд
17 лет
48,6
48,7
47,1
24 года
46,5
35,1
32,2
31 год
45,0
32,2
44,1

Как видно из таблицы, возрастной фактор существен только относительно веры в астрологию: среди 17-летних верят в гороскопы почти половина респондентов (49%), а среди тех, кто постарше, их численность убывает до одной трети (35-32%).

Тем не менее, если возрастные различия молодежи мало влияют на содержание веры, то гендерные — очень существенны с этой точки зрения.

Таблица гендерных различий веры у молодежи
(в % от численности каждой поло-возрастной группы)

верят в:

возраст
колдовство
астрологию
Божий суд
муж.
жен.
муж.
жен.
муж.
жен.
17 лет
36,6
61,2
40,2
57,6
37,7
57,0
24 года
37,0
56,1
29,4
40,8
37,3
54,8
31 год
34,9
55,0
24,4
40,1
32,8
56,3


Как видно из таблицы, девушек, верящих в колдовство, в 1,5-2 раз больше, чем юношей, особенно среди 17-летних (61%:36%). Отметим также, что почти две трети девушек (61%), декларируют веру в магию, колдовство, и это — не уходящее поколение суеверных старушек, а будущие матери, которые передадут свою веру детям — тем, кому жить в XXI веке.

Гендерные различия сохраняются и по отношению к астрологии Так, юношей, верящих в предсказания по звездам, оказалось в 1,5 раза меньше, чем девушек, причем во всех возрастных группах. Девушек 17 лет, верящих в гороскопы — 58%, что в 1,5 раза больше по сравнению со взрослыми девушками и женщинами, где их число одинаково — по 40%. Таким образом, как среди девушек, так и среди юношей, тех, кто верит в гороскопы, больше самых юных. Это дает надежду, что с возрастом и к молодым придет здравомыслие. Но при этом надо помнить, что у нынешних 30-летних была заложена материалистическая основа мировоззрения.

Критерием религиозности и морального сознания верующих был вопрос о вере в христианский догмат о Божьем Суде, наказании за грехи. Оказалось, что вера в Божий суд почти одинакова во всех молодежных возрастных группах (соответственно 47% : 46 : 44 — среди 17-ти, 24-х и 31-летних). Цифры дают основание полагать, что такие черты религиозной психологии, как надежда на божественную справедливость или же страх перед Богом, а следовательно, и понятие греховности свойственны почти половине молодежи. При этом оказалось, что девушек, верящих в наказание за грехи, больше половины и почти одинаково во всех возрастных группах (54-57%), а юношей — в 1,5 раза меньше чем девушек — только одна треть, и эта вера убывает у них с возрастом (с 38% среди 17-ти и 24-летних до 33% — среди 31-летних). Таким образом, на веру в Божий суд большее влияние оказывает гендерный фактор, чем возрастной.

Полученные данные дают основание для вывода о том, что сознание молодых верующих является не столько православным, сколько синкретичным, дуалистическим, включающим в себя наряду с христианскими образами также и оккультно-магические элементы веры. Должно быть, в немалой степени формированию такой стихийной, всеядной, противоречивой религиозности способствуют, с одной стороны, СМИ, рекламирующие и распространяющие веру в магию, астрологию и другие суеверия, а с другой стороны, пассивное отношение молодежи к церкви, (не говоря уже о пассивности церкви по отношению к молодежи), которая могла бы направить спонтанную религиозность, романтический мистицизм молодежи в русло христианского учения. Но молодежь редко посещает церковь, поскольку равнодушна к ее обрядам (за исключением обряда венчания). Вместе с тем, само это отсутствие интереса к церковному богослужению свидетельствует о том, что большинство молодых верующих, хотя и признают существование Бога и свою приверженность православию, но не ориентируются на церковь, а верят в Бога и молятся «в душе», сами по себе. Такую религиозность, характерную и для западного секулярного общества, Т. Лукман называет «приватной».

Одним из важнейших социальных показателей религиозности является религиозная мотивация поступков. Как же соотносится религия и жизнь молодежи? Оказывает ли влияние религиозная вера на события личной жизни, в частности, на такое важное, как бракосочетание? Согласно полученным данным, численность верующих и желающих вступить в брак по религиозному обряду примерно совпадает, причем у самой юной молодежи больше, чем у тех, кто постарше. Так, в группе 17-летних среди опрошенных 52% верующих и 50% желающих вступить в религиозный брак, а в старших молодежных группах — по 43% верующих и по 32-36% желающих венчаться Таким образом, среди юных в 1,5 раза больше желающих заключить брак по религиозному обряду, чем среди более взрослой молодежи, которая еще не состоит в браке.

Однако если рассматривать по отдельности мировоззренческие группы верующих и неверующих, то оказывается, что все не так однозначно. Так, среди 17-летних верующих, соблюдающих обряды, хотят венчаться — 80%, среди верующих, но не соблюдающих обряды — 65%, но и среди неверующих хотели бы венчаться 30% опрошенных, т.е. чуть ли не каждый третий. Последнее обстоятельство позволяет предположить, что зачастую интерес молодежи, особенно ее женской половины, к религии и церкви ограничивается обрядом венчания или даже объясняется им.

Среди православной молодежи хотели бы венчаться — 65%, а среди мусульман желающих заключить брак по религиозному обряду — немного больше (71%). .
Но это все — пока еще мечты молодых, а реальность складывается не совсем так, как им хотелось бы. Среди тех, кто уже состоит в браке, только 12% 24-летних респондентов и 7% в возрасте 31 года заключили брак по религиозному обряду. Однако и противящихся религиозному браку не так уж много — 17%-10% в разных возрастных группах, то есть в 3 раза меньше, чем желающих венчаться (например, их соотношение среди 17-летних — 50%: 17%).

Как и следовало ожидать, девушек 17 и 24 лет, мечтающих о венчании, оказалось больше чем юношей, особенно среди самых молодых (53% девушек и 43% юношей среди 17-летних и 37%:30% среди 24-летних), а респондентов в возрасте 31-года, не состоящих в браке, но желающих вступить в брак по религиозному обряду, одинаково среди мужчин и женщин (36%:37%). Последнее свидетельствует о том, что мужчины более зрелого возраста относятся к женитьбе серьезнее, чем 17-летние и 24-х летние, и наравне с женщинами готовы придать браку смысл христианского таинства.

Итак, опрос выявил тенденцию увеличения церковных браков и в перспективе, и в реальности. Это позволяет ожидать изменения представлений молодежи не только о свадебном ритуале, но, вероятно, и о значении религиозного брака, а главное — создает условия для большей вовлеченности молодежи в церковную среду (не только самих венчающихся, но и их гостей, свидетелей). Кроме того, хотя о венчании мечтают больше девушки, чем юноши, религиозность которых значительно ниже, но поскольку отрицающих религиозное бракосочетание совсем немного, то и неверующие могут оказаться под венцом, а в торжественный момент совершения таинства брака даже атеисты могут пережить «религиозное обращение». Следует учитывать и то, что религиозное бракосочетание расширяет перспективы церкви на будущее — на следующее поколение, т.к. венчавшиеся родители скорее других приведут крестить своих детей и захотят дать им религиозное образование и воспитание.

В связи с этим, выходит на первый план гендерный аспект проблемы возрождения религии. Как показал опрос молодежи, именно женщины по-прежнему составляют «массовое поле религиозности», опору и резерв церкви. Мало того, женщинам принадлежит особая роль в распространении религиозного опыта. Часто, даже не осознавая этого, они являются активными проводниками религиозных знаний и чувств на уровне межличностных отношений, в семье, способствуя сохранению и передаче религиозных традиций из поколения в поколение. Какие традиции будут воспроизводиться: народных суеверий, новомодного оккультизма или христианского гуманизма, зависит не только от самих девушек, которым сейчас 17 или 20 лет. Ответственность лежит на всех, кто их воспитывает, влияет различными средствами на формирование их мировоззрения, а это не только семья и школа, но и СМИ, церковь, учреждения культуры, все общество в целом.

Примечания:

1. Левина В.Н. Ценностно-психологические аспекты женской религиозности. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г). В 7 томах. Т.5. Философия в мире знания, техники и веры. СПб. 1997.
2. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
3. Религиозность молодежи // Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб., 1996.
4. Лукман Томас // Современная американская социология. Под ред. Добренькова В.И. М., 1994.

Источник: Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. В 2-х тт. - М., 1999. С. 274-286.



Последнее редактирование: 2014-12-18

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://woman.upelsinka.com/modern/youth.htm



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Базовые представления о мире | Бессмертие | Научная картина мира | Научная религиозная картины мира | О картине мира и чем они обосн... | окружающий мир | Привлечение вдохновения | Развитие гениальности | Религии мира | Религиозное мировоззрение
Последняя из новостей: Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:55
вчера:66
Всего:59496941

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика