Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/7179

Этот материал взят из источника: http://www.booksite.ru/localtxt/pir/ozh/kov/14.htm
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "/adaptologiya/superiority/superiority.php"Распечатать
Добавить в личную закладку.

В.Ф. Пирожков: Криминальная психология

В.Ф. Пирожков: Криминальная психология


      Трудно бывает подчиняться и активистам, хотя и не придерживающимся уголовных традиций, но работой в активе преследующим свои корыстные цели.
      Анализируемый фактор социальной изоляции тесно связан с другими факторами, усиливающими или ослабляющими его карательное влияние на личность. Степень активности самодеятельных организаций, уровень их организованности прямо влияют на морально-психологическую обстановку (социально-психологический климат) в учреждении. Анализ чрезвычайных происшествий, в том числе массовых неповиновений, побегов, неизменно показывает, что одной из главных причин возникновения ЧП является конфликт между активом, с одной стороны, и основной массой несовершеннолетних - с другой. Возникшие неповиновения своим острием направлены, как правило, против актива, и жертвами ЧП становятся активисты. Когда против актива выступают отдельные индивиды из "авторитетов" или небольшая группа лиц, то это понятно и объяснимо. Но при массовых беспорядках против актива выступают почти все несовершеннолетние. Это очень серьезно и опасно и вызвано ошибками, допускаемыми в работе с активом (см. таблицу 12.7).
     
     
      Таблица 12.7. Ошибки и недостатки в работе с активом в местах социальной изоляции
     
Характеристика допускаемых, по мнению экспертов, ошибок Количество ответивших Ранговое место
чел. %
Ошибки в подборе членов актива 61 26,4 1
Предоставление активистам неположенных льгот 53 22,9 2
Наделение самодеятельных организаций административными полномочиями 39 16,9 3
Нарушение принципа сменности и выборности актива 37 16,0 4

     
Характеристика допускаемых, по мнению экспертов, ошибок Количество ответивших Ранговое место
чел. %
Противопоставление секции внутреннего порядка другим секциям 21 9,1 5
Прочие ошибки 20 8,7 6
Итого 231 100,0

      Самый серьезный недостаток - это ошибки в подборе членов самодеятельных организаций (26,4% опрошенных). Либо в активе оказываются лица, систематически нарушающие дисциплину, приспособленцы, двурушники, терроризирующие и запугивающие основную массу подростков и юношей, либо - лица, подобранные по принципу послушания, удобно управляемые, но не пользующиеся авторитетом в среде несовершеннолетних. Указанная ошибка усугубляется предоставлением активистам неположенных льгот, что вызывает в основной массе несовершеннолетних, подогреваемых "авторитетами" разговорами об абсолютном равенстве в общностях, придерживающихся "воровских законов", негативные реакции на требования активистов. 16,9% экспертов видят ошибку в извращении функций актива: наделении членов самодеятельных организаций властными полномочиями, предоставлении больших прав, недозволенной самостоятельности, что способствует превращению самоуправления в самопроизвол. 16,2% экспертов полагают, что все беды - в несоблюдении выборности актива, отчетности перед коллективом, возможности отзыва не справляющихся с работой, что ведет к отрыву актива от основной массы подростков и юношей, возникновению "бугризма", который в свою очередь срастается с "авторитетами". Так произрастают произвол и насилие одной части подростков и юношей над другой в местах социальной изоляции. Например, в бывшей Московской специальной школе члены актива выполняли функции группы поиска и захвата подростков, совершивших побег. За выполнение "задания" им директор школы предоставлял отпуск на сутки. К этой же ошибке присоединяется другая, связанная с противопоставлением секций внутреннего порядка другим секциям, что также способствует возникновению конфликтов, делающих, по мнению несовершеннолетних, "жизнь в спецшколе невыносимой". В той же Московской спецшколе беглецов заводили ночью в туалет, и там их активисты "учили" (избивали, насиловали и т.п.).
      Таким образом, создание и работа самодеятельных организаций и органов самоуправления в местах социальной изоляции - это очень кропотливая и ответственная работа, требующая выверенного и взвешенного подхода, тщательного контроля со стороны воспитателей.
      Моральное переживание уголовного наказания и принудительных мер воспитательного характера. На роль и значение фактора морального переживания наказания обращали внимание многие исследователи, требуя его изучения и анализа. В современных условиях в связи с активизацией исследований механизмов психологической защиты и самооправдания в генезисе преступного поведения открываются новые подходы к изучению анализируемого фактора. Это переживание имеет сложную структуру и включает переживание своей виновности (чувство вины) и переживание своей ущербности из-за принадлежности к определенной социальной группе (правонарушителей). Испытываемые моральные переживания часто становятся важным стимулом исправления несовершеннолетнего. Однако не все несовершеннолетние могут длительное время находиться под морально-психологическим прессом. Многие включают механизм самооправдания.
      Рядом исследований было выявлено, что, находясь в местах социальной изоляции, несовершеннолетние изменяют оценки совершенных ими правонарушений и преступлений и отношение к ним. Возникновение данного феномена может быть объяснено объективными причинами: 1) нестабильностью, например, объявляемых судами приговоров в связи с действием законов об условном и условно-досрочном освобождении; 2) отсутствием единства в определении срока наказания по идентичным делам, в результате чего в одной и той же ВК скапливается значительное количество несовершеннолетних, осужденных по одной статье УК, но имеющих разные сроки наказания (от минимума до максимума). В этих условиях, естественно, осужденные сравнивают и сопоставляют свои сроки, в результате чего у подростков с длительными сроками возникает иллюзия завышения судом им меры наказания, а это в свою очередь порождает стремление к самооправданию и снятию с себя части вины. Следует добавить и то, что часть подростков берет на себя чужую вину на суде, выгораживая по законам преступного мира "взросляков" или лидеров группы. Кроме того, нередко в следственных изоляторах непокорных несовершеннолетних следователи помещают в "пресс-хату" (камеру, где к ним применяется насилие, чтобы они давали показания, выгодные следователю). В колонии они от всего этого, естественно, отказываются.
      Однако только названными объективными причинами нельзя удовлетвориться при объяснении данного феномена, следует учесть также и действие субъективных причин. Совершив преступление, человек стремится каким-то образом объяснить для самого себя это неправомерное действие, оправдаться перед собой и другими. Если рассматривать напоминание о совершенном преступлении в ретроспективном плане как "неприятный" для личности, а точнее - психотравмирующий фактор, то естественно будет увидеть в непризнании себя виновным определенный психологический механизм защиты своей внутренней целостности и внутреннего комфорта.
      Интенсивность действия механизмов психологической защиты и самооправдания зависит от многих факторов (пола, возраста, характера совершенного правонарушения или преступления, срока назначенного наказания, величины отбытой его части и т.п.). Так, замечено, что в зависимости от продолжительности пребывания несовершеннолетних в местах социальной изоляции возникают и нарастают тенденции к самооправданию. Чем больше несовершеннолетние провели в местах изоляции, тем больше среди них доля тех, кто не признает себя виновным полностью или частично. При этом более интенсивно действуют механизмы психологической защиты у лиц женского пола. Объяснить это можно их большей эмоциональностью, проявлением большей заинтересованности в своей судьбе.
      При выборе методов воспитательной работы в местах социальной изоляции и при оценке поведения каждого воспитуемо-го необходимо учитывать действие механизмов психологической защиты, имеющих внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность психологической защиты заключается в стремлении несовершеннолетнего убедить себя в том, что он не настолько плохой, каким его характеризуют старшие, суд или комиссия по делам несовершеннолетних. Это стремление подростка необходимо использовать в воспитательной работе, чтобы побудить его доказать делом, своим поведением, что он не плохой, помочь ему снять с себя груз прошлого и этим вызвать у него чувство внутреннего облегчения и удовлетворения.
      Внешняя направленность психологической защиты состоит в том, чтобы убедить других в своем превосходстве - фактическом или мнимом (по принципу "мы" и "они"). Часто это проявляется в бравировании своим прошлым, в стремлении несовершеннолетних объединиться в местах социальной изоляции в криминогенные и криминальные группировки, объявить себя приверженцами "воровских традиций", создать видимость, что им якобы не страшно пребывание в местах социальной изоляции. Это является одной из причин отклоняющегося поведения в виде симуляции болезней, побегов, членовредительства, половых извращений и т.п.
      Если не снять действие указанных механизмов психологической защиты, не преодолеть психологического барьера между воспитателем и воспитуемым, то трудно добиться успеха в перевоспитании последних. Здесь опасны крайности: постоянное подчеркивание социальной неполноценности и ущербности личности несовершеннолетнею, совершившего преступление или правонарушение, подрывает у него веру в себя, в возможность вернуться в общество достойным человеком, преодолев разобщение на "мы" и "они".
      Морально-психологическая атмосфера в учреждении. Отношение администрации к несовершеннолетним. В качестве синтетического фактора социальной изоляции, играющего роль социально-психологического фона, на котором проявляется действие всех проанализированных факторов, выступает психологический климат (морально-психологическая атмосфера) в учреждении. Как показывает опыт, несовершеннолетние чутко реагируют на его состояние, поскольку он усиливает или ослабляет воздействие других факторов принуждения.
      Наряду с психологическим климатом (морально-психологической атмосферой) несовершеннолетние выделяют в качестве самостоятельного фактора, облегчающего или затрудняющего перенесение ими тягот социальной изоляции, отношение администрации к ним, тем самым подчеркивая его важность и в некоторой степени отождествляя психологический климат со сложившейся системой взаимоотношений администрации и несовершеннолетних. Поэтому оба фактора следует анализировать в единстве и взаимосвязи, поскольку они представляют собой психологическое отражение всего комплекса явлений социальной изоляции непосредственно в эмоциональной сфере несовершеннолетних в виде настроений и психических состояний. При этом особую роль они отводят руководителю учреждения (начальнику ВК, директору спецшколы, спецПТУ), что отражено в уголовном жаргоне и в сложившемся стереотипе группового сознания. Так, на уголовном жаргоне руководителя называют "хозяином", и от него во многом зависит климат в учреждении. Понимая необходимость строгости в этих учреждениях, несовершеннолетние особо ценят такие качества "хозяина", как справедливость, честность, "правильность".
      Несовершеннолетние по-разному понимают, что такое благоприятный или неблагоприятный психологический климат. Одни считают важнейшим его элементом наличие в учреждении защиты от агрессивных проявлений отрицательно настроенных групп, уголовных "авторитетов", другие же - послабления в режиме, отсутствие требовательности со стороны администрации к нарушителям дисциплины и порядка, процветание "авторитетов", с помощью которых администрация держит в повиновении основную массу несовершеннолетних.
      Как правило, несовершеннолетние не обижаются на требовательных воспитателей, педагогов, сотрудников режима ("вертухаев"), если их требования законны, справедливы и разумны. Во многих учреждениях социальной изоляции отмечается неблагоприятный психологический климат: в них идет постоянная скрытая и открытая война между несовершеннолетними и администрацией, причиной которой являются непостоянство требований к подросткам и юношам, их необоснованность, зависимость от капризов тех или иных сотрудников, несоответствие законам и т.п. Все это дезорганизует учебно-воспитательный процесс. В ряде учреждений отмечаются отношения сотрудничества между представителями администрации и несовершеннолетними, что позволяет оптимизировать педагогический процесс.
      Существенно влияют на психологический климат различные организационные, материально-бытовые, производственные и другие недостатки. Несовершеннолетние остро реагируют на недостатки в работе столовой, бани, клуба, библиотеки, на неудовлетворительные условия предоставления свиданий. Особо болезненную реакцию вызывают недостатки в работе медико-санитарной части и врачей ("лепил").
      Неблагоприятный психологический климат, нарушение взаимоотношений между подростками и администрацией могут вызывать не только скрытое или открытое недовольство несовершеннолетних, но и серьезные виды отклоняющегося поведения. Так, в одной из спецшкол на каждого учащегося в год приходилось по 3,6 побега (на 100 человек - 360 побегов). А причина была в том, что "авторитеты" обирали основную массу (отбирали "пайку" в столовой, посылки и передачи, лучшую одежду и обувь и т.п.), притесняли слабых и беззащитных, заставляя их выполнять за себя всю "грязную работу", занимались "вафлерством", прибегали к "парафину", а администрация с этим не боролась.
      Выводы:
      1. Все проанализированные факторы, опосредованные правом, имеют разную личностную значимость, что зависит от пола, возраста, опыта криминальной деятельности несовершеннолетнего, срока наказания и продолжительности пребывания его в изоляции и т.п. Вместе с тем они взаимосвязаны и действуют комплексно на несовершеннолетнего, в каждый данный момент определяя его личностные реакции и актуальные личностные состояния.
      2. Взаимосвязь между исследуемыми факторами не однозначна и не имеет строгой линейной зависимости, как результат прямых причинно-следственных связей одного фактора с другим. Связи между ними и проявлениями личности могут быть: прямыми, непосредственными, и косвенными, опосредованными. Часть из изученных факторов, наряду с позитивным влиянием, на которое рассчитаны законы и другие нормативные акты, стимулирует и специфические для мест социальной изоляции социально-негативные проявления личности (побеги, членовредительство, половые извращения и т.п.), изучение которых необходимо для повышения эффективности применения уголовных наказаний и принудительных мер перевоспитания в отношении несовершеннолетних.
     
     
      4. Динамика личности несовершеннолетнего в условиях социальной изоляции
     
     
      Для разработки наиболее эффективной системы мер перевоспитания и профилактики отклоняющегося поведения необходимым условием является изучение динамики личности несовершеннолетнего и природы происходящих в ней изменений в обстановке мест социальной изоляции.
      Исследование показало, что социальная изоляция вызывает существенные изменения личности несовершеннолетнего. При этом в первый период после ареста (помещения в приемник-распределитель, прибытия в спецшколу, спецПТУ, ВК) несовершеннолетний еще не осознает коренного изменения своего социального статуса и безотчетно продолжает жить и мыслить категориями обычного подростка или юноши, если он до этого не помещался в условия социальной изоляции. У него порой преобладает мысль о прошлом, а не о настоящем и будущем, которое пока туманно и неопределенно. Быстрая и коренная ломка жизненных планов путем помещения несовершеннолетнего в условия социальной изоляции порождает у него комплекс негативных реакций, затрудняющих его исправление и перевоспитание. Выбор стратегии поведения несовершеннолетним в первые дни его пребывания в изоляции во многом зависит от: понимания им самим смысла и необходимости правоо-граничений, которым он подвергается; осознания им своего нового социального статуса и серьезности своего нового положения, которое, естественно, скажется на его дальнейшей жизни и планах; степени включения его в новую среду и принятия ее норм и ценностей; включения в общеобразовательное и профессиональное обучение, в производственную деятельность, которые могли бы "отвлечь" несовершеннолетнего от испытываемых им переживаний, от незаконной деятельности, направленной на нарушения режима, в том числе в форме отклоняющегося поведения.
      Спустя некоторое время, когда все резервы мнимого улучшения своего нового положения оказываются исчерпанными, а социальная изоляция становится реальностью, реакция несовершеннолетнего на правоограничения, изменяющие на долгие годы все его жизненные планы, выступает на первый план. К основным признакам, учитываемым при диагностике личностных изменений и реакций несовершеннолетнего, относятся:
      а) внезапность и большая степень концентрации психотравмирующего воздействия самого факта социальной изоляции;
      б) наличие в психологии личности несовершеннолетнего типических изменений, связанных с отрывом от привычной и помещением в новую социальную среду, для выживания в которой необходимо четко определить стратегию и тактику своего поведения;
      в) устойчивая корреляция между содержанием переживаний, испытываемых несовершеннолетним, и характером воздействия правоограничений, которым он подвергается;
      г) осознание своего нового положения и социального статуса при внутреннем его неприятии;
      д) возможность постепенного привыкания несовершеннолетнего к своему новому положению и условиям жизнедеятельности.
      Для анализа реакций несовершеннолетних на те ограничения, которым они подвергаются, оказывающих на личность психотравмирующее воздействие, можно использовать известную в психотерапии схему, по которой выделяются реакции: 1) адекватные, т.е. нормальные (повышенная, средняя, пониженная и привычная), и 2) неадекватные с элементами патологии (с различными фобиями, депрессивная с элементами тревожности, ипохондрическая, истерическая).
      При классификации реакций несовершеннолетнего на адекватные и неадекватные учитываются следующие объективные признаки поведения:
      - для адекватной реакции: соответствие поведения несовершеннолетнего действительной информации о дальнейших перспективах его пребывания в условиях социальной изоляции; соблюдение им требований режима, распоряжений администрации; способность контролировать свое поведение и эмоции;
      - для неадекватной (патологической) реакции: реакция на факт социальной изоляции с элементами психопатологической симптоматики у несовершеннолетнего, считавшегося по показателям, взятым из личного дела, психически здоровым.
      Адекватная реакция - это реакция на новизну, свойственная всем людям, попадающим в необычную, неизвестную им обстановку. Нормальная реакция с повышенной степенью адекватности характеризуется сосредоточенностью несовершеннолетнего на самом факте социальной изоляции, реальной оценкой своих жизненных перспектив, стремлением найти возможности улучшить их и быстрее добиться выпуска из спецшколы, спецПТУ, освобождения из ВК путем примерного поведения, активной учебы и прилежного труда и т.п. Эти лица ищут друзей среди положительно настроенных подростков и юношей, имеют позитивную установку по отношению к проводимым с ними воспитательным мероприятиям, глубоко переживают свою вину; раскаяние в криминальном поведении у них глубокое и устойчивое. Настроение несколько сниженное, но обладает значительным стеническим эффектом.
      При нормальной реакции со средней степенью адекватности несовершеннолетние разумно относятся к самому событию ареста, следствия и суда, достаточно правильно оценивают свое новое положение в условиях социальной изоляции, возможные перспективы, исходя из той информации, которой они обладают. У них выражена установка на исправление, криминальные установки расшатаны и ликвидированы в процессе следствия, суда (разбирательства в комиссии по делам несовершеннолетних), они испытывают чувство виновности, раскаяние устойчивое и глубокое. Настроение быстро стабилизируется, поднимаясь до нормы. В жизнь школы, спецПТУ, ВК они входят сравнительно безболезненно, особенно если встретили своих знакомых и земляков. К правилам и порядкам, существующим в местах социальной изоляции, относятся как к само собой разумеющемуся факту.
      При нормальной реакции с пониженной степенью адекватности несовершеннолетние производят впечатление недостаточно критически относящихся к своему положению людей. Они переоценивают степень благоприятности складывающихся для них перспектив, свое фактическое положение, свои возможности его улучшить, преуменьшают последствия социальной изоляции для их дальнейшей жизни. Однако при более глубоком анализе можно обнаружить, что за внешней бравадой, дерзким отношением к воспитателям, повышенным настроением скрывается объективная оценка своего положения, но при недостаточно хорошем понимании последствий криминального поведения для дальнейшей жизни. Большинство несовершеннолетних этой группы стремятся жить сегодняшним днем, отбрасывая "мрачные" размышления, быстро привыкают к новой обстановке, входят в различные криминогенные и криминальные группы и группировки. Однако они не желают смириться с правовыми ограничениями, которым подвергаются, и своим новым статусом. Как бы отрицая факт социальной изоляции и ее последствия, они ищут психологическую защиту от психотравмиру-ющих обстоятельств в виде самооправдания, необязательности для них требований режима, установленного порядка и т.п., последствием которых может быть тот или иной вид отклоняющегося поведения.
      Привычная адекватная реакция отмечается у тех несовер,-шеннолетних, на которых социальная изоляция не оказала пси-хотравмирующего воздействия. Они не впервые оказываются "за решеткой", все условия социальной изоляции им известны, требования режима не являются для них новыми. Это относится к лицам, которые последовательно прошли спецшколу, спецПТУ, ВК, неоднократно водворялись в приемники-распределители или неоднократно отбывали наказание в ВК.
      Неадекватные реакции характеризуются возникновением и развитием у несовершеннолетних, ранее являвшихся психически здоровыми, различных психических отклонений. Это прежде всего фобические реакции: клаустрофобия - боязнь закрытого пространства, особенно переживаемая в одиночной изоляции, например в дисциплинарной комнате; сексофобия - боязнь совершения по отношению к себе мужеложества и других половых извращений; фобии, связанные с ожиданием других различных притеснений и надругательств над новичком и т.п.
      Тревожно-депрессивные реакции проявляются в преобладании угнетенного, подавленного настроения, безнадежности, отчаяния, пессимизма. Несовершеннолетние считают свою жизнь "загубленной", испытывают большое внутреннее напряжение, проявляют раздражительность, тревожность, излишнее волнение, что затрудняет проведение с ними воспитательной работы. У них наблюдаются нарушения сна и бессонница, тоска по дому значительно глубже и сильнее, чем у других. Отмечается также двигательное беспокойство, сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой системы.
      Негативно-депрессивная реакция характеризуется наличием всех вышеназванных признаков в сочетании с внутренним негативным отношением к факту социальной изоляции, непризнанием себя виновным, отсутствием раскаяния за содеянное, нарушением режима, игнорированием требований воспитателей, отсутствием установки на исправление при внешне подавленном настроении, апатии и безразличии.
      Негативно-истерическая реакция находит выход в демонстрации негативного поведения, стремлении привлечь к себе как "к невинно пострадавшему" внимание воспитателей и администрации. Такие несовершеннолетние стремятся вызвать у окружающих сочувствие, постоянно пишут письма родным и знакомым, обвиняя их в своих бедах, сутяжничают по поводу якобы несправедливого отношения к ним администрации и воспитателей. Самой существенной чертой их личности является эгоцентризм, проявляющийся в извращенных и искаженных формах на фоне эмоциональной лабильности.
      Для несовершеннолетних с позитивно-истерической реакцией характерны: бравирование своим прошлым, признание своего криминального поведения как "определенной заслуги", отсутствие установки на исправление, стремление своими мнимыми заслугами привлечь внимание других несовершеннолетних, завоевать у них авторитет, подчинить их себе. Эти лица крайне редко задумываются над своей дальнейшей жизнью.
      Дальнейшее развитие личности несовершеннолетнего в условиях социальной изоляции может быть: 1) нормальным развитием с достаточно надежной адаптацией ее к условиям специальной школы (специального ПТУ или ВК), которая может быть повышенной, средней и пониженной эффективности; 2) неадекватным развитием, характеризующимся углублением и проявлением психической дезадаптации с закреплением отрицательных качеств.
      Нормальное развитие личности может протекать в условиях повышенной адаптации к социальной изоляции, когда несовершеннолетний объективно оценивает свое положение, свой статус, прогноз дальнейшего пребывания в колонии или спецучреждении, когда он включен в активную коллективную жизнь, прилежно учится, участвует в различных видах самодеятельности подростков и юношей, у него отсутствует внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям, снят психологический барьер между ним и воспитателями.
      При средней психологической адаптации условия для развития также благоприятные. Несовершеннолетний достаточно критически оценивает себя и свои недостатки, сознает необходимость своего исправления. Он включен в коллективную жизнь, хотя активности в ней может не проявлять; учеба в школе и профессиональное обучение, учебно-производственный труд используются им для отключения от навязчивых мыслей о людях и событиях, находящихся по другую сторону "колючей проволоки". Наряду с коллективной деятельностью, учебой сублимирующую роль играют различные виды самодеятельности, участие в секциях совета несовершеннолетних (учащихся, осужденных), спорте, рационализации и изобретательстве, культурно-массовой работе и др.
      Пониженная психологическая адаптация характеризуется в целом адекватным поведением несовершеннолетнего, позитивной общей тенденцией своего развития, однако при различных случаях быстрого изменения обстановки в местах социальной изоляции у него начинают проявляться специфические психические состояния и реакции, хотя и не достигающие уровня патологических. У этих лиц отмечается повышенный уровень тревожности, недовольство воспитателями, учителями, администрацией, стремление оказать сопротивление воспитательным воздействиям в связи с возникшим психологическим барьером и включением механизмов ложной компенсации.
      Среди лиц с психической дезадаптацией можно выделить несовершеннолетних невротиков, у которых возникают различного рода расстройства в нерезко выраженной форме, чаще всего в виде невротического синдрома: раздражительность, неустойчивость (лабильность) настроения, бессонница, тревога за свое будущее. Такие подростки и юноши пытаются осмыслить свое положение и найти пути его улучшения, часто обращаются к воспитателям, учителям, мастерам производственного обучения по этим вопросам.
      Исправление и перевоспитание лиц с психической дезадаптацией значительно затруднено и требует проведения целой серии психологических и психотерапевтических мер, способствующих снятию у них невротических проявлений. Важную роль здесь должна сыграть психологическая помощь и поддержка.
      Можно также выделить несовершеннолетних с патологическим развитием личности, проявляющимся в снижении уровня критичности в самооценке, утрате критического отношения к возникшим психическим расстройствам. Чаще всего встречается ведущий психопатический синдром - ипохондрический. Все внимание этих несовершеннолетних приковывается к собственной личности, своему самочувствию, чем, по существу, и исчерпываются их интересы. У них укрепляется убеждение в том, что в их злоключениях виноваты другие, а они сами не нуждаются в перевоспитании. Они склонны к аггравации и симуляции болезней, а некоторые из них прибегают к членовредительству. Перевоспитание их связано с лечением и профилактикой патологического развития личности.
      Такова динамика личности несовершеннолетних разных классификационных групп, считавшихся психически здоровыми до поступления в места социальной изоляции. Кроме того, по ряду причин в эти учреждения попадают несовершеннолетние, имевшие психические отклонения, возникшие на свободе (с психопатиями, хронической токсикоманией и сосудистыми заболеваниями мозга, перенесшие родовые травмы и т.п.). Такой контингент существенно осложняет обстановку в местах изоляции, вызывая различного вида отклонения поведения. Поскольку эти психические нарушения могут еще больше обостриться, что требует квалифицированной психиатрической помощи, по закону недопустимо содержание их носителей в местах социальной изоляции.
     
     
      5. Динамика системы отношений несовершеннолетних и переживаемых ими психических состояний
     
     
      Возникновение и развитие отклонений и отклоняющегося поведения в местах социальной изоляции существенным образом связаны с изменениями системы отношений и динамикой переживаемых несовершеннолетними психических состояний. Применение принудительных мер воспитания и уголовного наказания в виде лишения свободы по-разному воспринимается, оценивается и переживается различными группами подростков и юношей (лицами мужского и женского пола, совершившими правонарушения и преступления, действовавшими в группе и в одиночку и т.п.). Однако во всех случаях и у всех несовершеннолетних в системе отношений и психических состояний есть много общего, своеобразного, свойственного только местам социальной изоляции, что дает основание говорить о типических изменениях отношений и психических состояний.
      Прежде всего система отношений и сопутствующие им психические состояния характеризуются определенной динамикой, имеющей свои закономерности. Обращают на себя внимание "поворотные пункты" (критические точки), в которых с неизбежностью изменяется система отношений и сменяются доминирующие психические состояния. Такими "точками" могут быть: вызов на комиссию по делам несовершеннолетних, привлечение к следствию и суду, водворение в приемник-распределитель (или следственный изолятор), начальная стадия пребывания в спецшколе, спецПТУ, ВК, основная стадия, стадия ожидания выпуска или освобождения от наказания.
      Особенно ответственна для новичка первоначальная стадия (стадия адаптации, вживания в новую среду), когда несовершеннолетний сталкивается с многочисленными трудностями, новыми требованиями к его поведению и поступкам и должен выработать свое отношение к ним. Сумеет ли он адаптироваться, найдет ли новых друзей в учреждении, займет ли достойное место в групповой иерархии неофициальных и официальных отношений - все эти вопросы требуют от несовершеннолетнего немедленного ответа, вызывают тревогу, нарушают сон, снижают настроение. Нередко такому состоянию способствуют россказни "бывалых" несовершеннолетних, хорошо знакомых с местами социальной изоляции, стремящихся запугать новичков и подчинить их своему влиянию, настроить их против воспитателей и администрации. Все это может вызвать отклоняющееся поведение, присущее периоду адаптации (побеги, членовредительство, массовое татуирование и др.).
      Через 4-6 месяцев пребывания в местах социальной изоляции у несовершеннолетних наступает основной период, когда психические состояния и личностные реакции на сам факт изоляции нивелируются. Несовершеннолетние приобретают устойчивый синдром "лишенного свободы", делающий их как бы похожими ("все на одно лицо"). В основной период временные реакции, если они были неадекватными, чаще всего исчезают. Психические состояния отличаются устойчивостью, фон настроений выравнивается. При углубленном развитии негативных изменений в личности (особенно у притесняемых в своей среде) неадекватные данному периоду состояния могут сохраниться.
      Основной период - качественно новый этап пребывания человека в местах социальной изоляции. Если в первоначальный (адаптационный) период психологической переработке подвергается сам факт ареста (водворения в места социальной изоляции) и несовершеннолетний стремится примирить свое прошлое и настоящее, то после адаптации к условиям изоляции он начинает жить настоящим с надеждой на будущее. Но поскольку будущее отдалено значительным временем неотвратимого пребывания в спецшколе (спецПТУ, В К), то под влиянием этого фактора могут временно ухудшаться психические состояния несовершеннолетних, что отражает трудности адаптации к развивающейся жизненной ситуации1.
      Период, предшествующий выпуску (освобождению от наказания) начинается у несовершеннолетних по-разному, но обычно за 3-5 месяцев до окончания "срока" изоляции. Он характеризуется стремлением "обогнать" время, подстегнуть его и приблизить заветный день. Эта закономерность обнаруживает себя и в армейских условиях, когда за "100 дней до приказа" "дембеля" начинают подсчитывать оставшиеся недели, дни и часы. Нарастание тревожного ожидания - главная особенность состояния несовершеннолетнего в этот период. Результатом этого может быть побег или еще какой-то вид отклоняющегося поведения. В. Шукшин в рассказе "Степка" описал такой типичный случай, когда осужденный совершил побег за 3 месяца до освобождения, настолько измотало его это состояние ожидания.
      Психические состояния могут изменяться и в промежутках между названными критическими точками в связи со значимыми для несовершеннолетнего событиями (ожиданием свидания, получением письма или посылки, водворением в дисциплинарную комнату, "разборками" между группами и т.п.), которые сами, в рамках определенных стадий пребывания в местах социальной изоляции, становятся "критическими точками".
      Связь между данным и предшествующим психическим состоянием несовершеннолетнего может быть двоякой: или предшествующее состояние сменяется противоположным, или оно сменяется сходным, но более глубоким, что подтверждает общую закономерность динамики психических состояний человека2.
      Для человека, изолированного от общества, характерно, с одной стороны, отставание переживаемых им психических со-
      _________
      1 См.: Глоточкин А.Г., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. Учебник. М.: Академия МВД СССР, 1975, гл. XI.
      2 См.: Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
      _________
     
      стояний от его действительного положения (например, находясь в изоляции, подросток может еще ретроспективно переживать свое поведение в суде или в период совершения преступления), а с другой стороны, переживаемые психические состояния могут опережать действительное социальное положение несовершеннолетнего (например, ожидая освобождения (выпуска), он заранее настраивается на определенную "волну", испытывая состояния, которые возникнут у него при встрече с родными и близкими).
      Вместе с тем на разных стадиях социальной изоляции несовершеннолетний переживает не только разные психические состояния: каждое из них также характеризуется разной глубиной и силой. Для несовершеннолетних, испытывающих изоляцию от общества, характерны повышенная склонность к самоанализу и "самокопанию" в своем прошлом, которые могут углублять и закреплять возникшие тяжелые переживания. При этом для каждой стадии социальной изоляции характерен свой конкретный набор психических состояний, имеющих наибольшую выраженность и интенсивность.
      Типичные психические состояния для несовершеннолетнего, находящегося на определенной стадии пребывания в изоляции, взаимосвязаны, проявляются в виде синдрома, в котором одно из состояний ведущее. Основные состояния (синдромы),, свойственные лицам, изолированным от общества, можно выделить в ряд групп.
      Прежде всего отметим совокупность состояний, связанных с ожиданием наступления важных для личности несовершеннолетнего событий (выпуск, досрочное представление к выпуску и освобождению, предоставление свидания и т.п.). К синдрому ожидания относятся состояния: тревоги, вызываемые недостатком или неопределенностью информации о событии, которое интересует несовершеннолетнего; страха (боязни), вызываемые событием, наступление которого неприятно для подростка; нетерпения, вызываемые событием, наступление которого благоприятно для него.
      Для несовершеннолетних, находящихся в условиях социальной изоляции, характерен также фрустрационный синдром, проявляющийся в виде ломки жизненных планов и проявления чувства безнадежности, незащищенности, отчаяния. "Фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи"1. Во фрустрации несовершеннолетнего объединяется ряд состояний, и прежде всего безнадежность, обреченность. Характерно, что безнадежность у человека, лишенного свободы, всегда выступает в паре с надеждой на изменение своей судьбы к лучшему. Поэтому безнадежность и надежда у человека, находящегося в условиях социальной изоляции, носит "пульсирующий" характер. Ему легко внушить надежду (например, на амнистию), но еще легче вызвать состояние безнадежности. Состояние незащищенности (выступающее в паре с состоянием защищенности) вызывается у несовершеннолетнего не только фактическими притязаниями со стороны администрации, но и притязаниями со стороны ближайшего окружения, особенно со стороны отрицательно настроенных групп несовершеннолетних.
      Типическим состоянием несовершеннолетних является тоска по дому, родным, друзьям, по прежнему образу жизни. Синдром тоски включает повышенную возбудимость и раздражимость, грусть, дискомфорт, вызывает персеверацию - навязчивое повторение одних и тех же образов памяти и воображения, вырабатывает специфическую походку "погибшего человека". Особенно остро тоска проявляется в канун семейных праздников (именин, дней рождения), после получения писем из дома, окончания свиданий и т.п. Тоска настолько тяжелое состояние, что несовершеннолетние сравнивают ее с каким-то чудовищем, терзающим человека (вспомним народное: "грусть-тоска съедает молодца").
      К основным причинам, активизирующим состояние тоски, относятся наличие у несовершеннолетних незанятого свободного времени, однообразие и монотонность "тюремной" жизни, отсутствие непосредственных и дальних перспектив, самоизоляция и одиночество2.
      Тоска обычно соединяется со скукой, которая вызывается не только вышеназванными причинами, но и субъективными особенностями личности, ее психологической неподготовленностью к жизни в условиях правоограничений. Несовершеннолетние прибегают к многочисленным, порой опасным для жизни, развлечениям, нарушающим режим, с помощью которых они пытаются избавиться от тоски и скуки. Еще более тягостно состояние апатии, которое порождает пассивность
      ____________
      1 См.: Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972, с. 30-55.
      2 См.: Там же.
      ____________
      несовершеннолетнего, парализует его волю и интеллект. Апатия может завершать тревожный ряд состояний, пережитых несовершеннолетним на стадиях ареста (водворения в приемник-распределитель, адаптации к условиям спецучреждения и ВК).
      Дальнейшее развитие подавленности личности несовершеннолетнего может привести к ряду пограничных состояний; различного уровня и степени выраженности депрессий, требующих помощи психиатра. Эти депрессивные состояния чаще всего проявляются в бессоннице, других нарушениях сна, раздражительности, растерянности, озлобленности, повышенной агрессивности и аутоагрессивности, которые способны постепенно накапливаться (коммулироваться), требуя определенной "разрядки" в виде драк, побегов, притеснений слабых, членовредительства и т.п. Однако несовершеннолетние стремятся выйти из состояний депрессии, используя свои методы самотерапии:
      - исповедальную терапию - исповедь перед другими, чаше всего перед друзьями-сверстниками, помогающую снять напряжение на основе взаимных сопереживаний;
      - музыкально-песенную самотерапию, выражающуюся в склонности несовершеннолетних к песням с интимным содержанием, печальными мелодиями, жалобами на неудавшуюся судьбу;
      - алкогольную ("чифирную", "токсическую") терапию - стремление алкогольным опьянением, употреблением токсических веществ довести себя до "хорошего настроения" - "кайфа", отключившись от тревожной действительности;
      - развлекательную самотерапию (азартные игры, "прописку" новичков, загадки, групповые нарушения режима и т.п.), отвлекающие от переживаний факта социальной изоляции и монотонности жизни;
      - поделочную терапию - занятия специфическим "тюремным" искусством, различными поделками, изготовлением запрещенных предметов, увлечение порнографией, татуированием и т.п.
      Для понимания психологии личности несовершеннолетнего, находящегося в изоляции, имеет значение соотношение на разных стадиях пребывания там переживаемых им состояний виновности и невиновности. В связи с активизацией механизмов самооправдания, о чем шла речь выше, наблюдается тенденция ослабления чувства виновности и нарастания ложной убежденности в своей невиновности. Эта тенденция усиливается по мере увеличения времени нахождения несовершеннолетнего в условиях изоляции. На динамику указанных состояний основное влияние оказывают актуализируемые механизмы психологической защиты, что позволяет несовершеннолетнему правонарушителю, несмртря на отрицательную оценку его преступного поведения, сохранять удовлетворительное отношение к себе. Все это выражается в синдроме "невинно пострадавшего"". Характерен для несовершеннолетнего и специфический синдром ожидания выпуска (освобождения) досрочно. Важнейшими структурными элементами этих синдромов являются: нарастание состояний тревожного ряда, появление различных фобий, астенодепрессивных состояний, возрастание зависимости личности от внушающих воздействий. Как правило, причиной возникновения тяжелых психических состояний является то, что личность несовершеннолетнего не справляется с психологической переработкой концентрированного воздействия психотравмирующих и фрустрационных ситуаций в связи с ослаблением или "поломкой" механизмов психологической защиты и действием механизмов неадекватной защищенности.
      Появление и развитие указанных в данном параграфе психических состояний часто характеризуется нарушениями сна, такими, как расстройство засыпания, раннее просыпание, неглубокий сон, бессонница, кошмарные сновидения, комбинированные нарушения. Однако для каждой стадии социальной изоляции свойственно свое, отличное от других стадий, распределение показателей нарушений сна. Жалобы на нарушения сна часто встречаются в письмах родным и знакомым, в беседах с врачами, заносятся в дневники. Все это должно использоваться в диагностике переживаемых несовершеннолетними психических состояний.
      Чаще всего сон нарушается в особо ответственные периоды жизни несовершеннолетнего. Расстройство засыпания проявляется в том, что, несмотря на чувство усталости, до которой подростки и юноши стремятся себя довести перед отходом ко сну, им не удается быстро заснуть. Мешают засыпанию навязчивые мысли о доме, родных, знакомых и т.п. Поверхностный, неглубокий сон находится в большой зависимости как от внешних факторов (ночных шумов, света, запахов в жилой комнате, хождения и храпа людей), так и от внутренних установок личности (боязни расправы в период сна со стороны отрицательно настроенных лиц). Ранее просыпание может быть результатом неглубокого сна или самостоятельным его нарушением. Наиболее серьезное нарушение сна - бессонница, которая "растягивает" ночь, психологически и физически изнуряет человека, вызывает у него головные боли, делает его раздражительным, замкнутым, озлобленным.
      Сновидения несовершеннолетних носят беспокойный, тревожный характер. Часть несовершеннолетних, особенно подвергавшихся издевательствам со стороны отрицательно настроенных групп, испытывает кошмарные сновидения, которые сопровождаются страхом, ощущением своей беспомощности.
      Для преодоления психических состояний, негативно влияющих на личность, должны применяться психологические, педагогические, медицинские и режимные меры в комплексе. Это будет способствовать существенному снижению уровня различных видов отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
     
      Выводы:
      1. Социальная изоляция вызывает определенные состояния личности, которые характеризуются типичностью своей динамики. Выделяются психические состояния адаптационного, основного периодов пребывания несовершеннолетних в изоляции и периода ожидания выпуска (освобождения). Для каждого из них свойственен свой круг переживаемых психических состояний, образующих определенный синдром.
      2. Важнейшими синдромами являются синдром ожидания, фрустрационный синдром, синдром тоски и скуки, апатии, а также ряд пограничных состояний тревожного ряда, требующих помощи психиатра и психолога.
      3. Для снятия ряда тяжких состояний несовершеннолетние используют ряд способов самотерапии, таких как исповедь, музыкально-песенная терапия, алкогольно-токсикоманическая терапия, развлекательная терапия, терапия специфическими видами деятельности. Знание этих видов самотерапии подсказывает возможные пути снятия и преодоления негативных психических состояний у несовершеннолетних в условиях социальной изоляции, с учетом внесения в них социально ценных начал.
      4. В профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних важным условием является своевременная и качественная диагностика переживаемых состояний и применение комплекса соответствующих мер.
     
     
      6. Криминальная субкультура и отклоняющееся поведение
     
     
      Наряду с непосредственно правовыми и опосредствованными правом факторами социальной изоляции на возникновение отклоняющегося поведения в специальных воспитательных и исправительных учреждениях влияют нормы, правила, традиции и другие атрибуты уголовной среды, получившие наименование криминальной субкультуры. Криминальная субкультура своими правилами и "законами" весьма жестко регулирует межличностные и межгрупповые отношения и может прямо диктовать несовершеннолетнему те или иные виды отклоняющегося поведения в данной ситуации. В то же время эти нормы и "законы" могут действовать не прямо, а опосредованно, создавая ситуации, в которых несовершеннолетний "волен" сам выбирать тот или иной вид отклоняющегося поведения.
      Сущность, содержание, функции, атрибутика криминальной субкультуры подробно и всесторонне описаны нами в ряде работ, к которым мы и отсылаем читателей1. Здесь же мы рассмотрим лишь взаимосвязь отдельных правил криминальной субкультуры с различными видами отклоняющегося поведения несовершеннолетних в местах социальной изоляции.
      Как известно, в криминальной субкультуре имеется ряд направлений в зависимости от того, каких "законов" и правил придерживаются те или иные подростково-юношеские группировки. Так, выделяют: традиционные группировки "воров в законе", у которых наиболее четко сформулированы "законы" групповой морали; так называемые спонтанные преступные группировки, у которых нет таких четких правил и "законов" межличностного и межгруппового взаимодействия (у них порой соседствуют правила молодежной субкультуры и какие-то отдельные воровские "законы"); группировки преступников-бес-пределыциков, не отягощенных никакими правилами межличностного и межгруппового взаимодействия (у них "правит бал" голая сила, кулак - закон) и, наконец, так называемые цивилизованные группировки, стремящиеся продемонстрировать свою демократичность, чем и прельщают молодежь.
      Из всего многообразия правил и норм, традиций и атрибутов, влияющих на отклоняющееся поведение несовершеннолетних, мы выбирали для анализа такие, которые встречаются почти у всех криминальных группировок. Так, лицам, находя-
      ____________
      1 См.: Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура учащихся - подростков и юношей. Дисс. в виде научи, доклада на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1992; его же: Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Монография. М., 1992; его же. Психологические основы перевоспитания учащихся специальных ПТУ. Монография. М.: Юридическая литература, 1988; его же. Исправительно-трудовая психология. Учебник. М.: Академия МВД СССР, 1975 (в соавт.); Психологические основы перевоспитания осужденных в ВТК. Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1979; его же. Влияние социальной изоляции в виде лишения свободы на психологию осужденного. Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981, вып. 35.
      ____________
     
      шимся в условиях изоляции, свойственно уклоняться от труда на производстве, от работ по самообслуживанию. У членов "воровских группировок" это уклонение от труда "освящено" "воровским законом", в соответствии с которым "вор" не имеет права трудиться (иначе он лишается статуса "вора"), поскольку пропитание и средства для жизни он должен добывать преступным ремеслом. Естественно, этот "закон" непреложен для любого члена группировки. Особенно "воры" избегают хозяйственных и других "грязных" работ по самообслуживанию, для чего у них должна быть прислуга - "шестерки".
      В случае нарушения этого правила несовершеннолетний член воровской группировки должен публично заявить о своем "выходе из закона" или дать согласие на то, чтобы "пройти очищение". Выход "из закона" ведет к потере высокого статуса и тех привилегий, которыми член воровской группировки обладал в местах изоляции, что не очень-то хочется терять. А процедура "очищения" весьма жестока, немногие способны ее выдержать, да и "выбиваться в люди" (т.е. вновь карабкаться вверх по ступенькам групповой иерархии) "запачканному" вору весьма трудно.
      Поэтому несовершеннолетние из этих группировок видят один выход - открыто или скрыто уклоняться от работы. В прошлом такие группировки открыто заявляли администрации, что по своим "идейным" соображениям и принципам они работать не будут. В настоящее время несовершеннолетние реже используют открытое уклонение, а чаще прибегают к симуляции и аггравации болезней, членовредительству, нарушениям режима, за которые они могут быть водворены в дисциплинарный изолятор, только чтобы не трудиться. Когда их насильственно выводят на производство, то они не работают, хотя план выработки у них оказывается выполненным. Этот план они выигрывают в карты, принуждают "низы" отдавать им часть выработки, прибегают к другим способам рэкета на производстве, собирают "налог" со слабых и новичков за покровительство.
      Для несовершеннолетних из воровских группировок, а вслед за ними и для членов других группировок стало нормой уклоняться от хозяйственных и различных "грязных работ" по самообслуживанию. К таким работам относятся прежде всего уборка туалета, чистка овощей в столовой, мытье полов, стирка белья и особенно носков, уборка постели и др. Для выполнения хозяйственных и "грязных работ" вплоть до заправки своей койки "нанимают" за пайку других несовершеннолетних из числа слабых, забитых, лишенных законной пищи или принуждают к этому лиц, проигравшихся в карты, подвергшихся сексуальному насилию. Из данного анализа видно, что само уклонение от работы является серьезным нарушением режима и отклоняющимся поведением, которое неизбежно влечет за собой со стороны уклонившегося от работы другие виды правонарушений: рэкет на производстве, азартные игры, симуляции и аггравации болезней, притеснения слабых и беззащитных. В свою очередь пострадавшие от принуждения прибегают к другим видам отклоняющегося поведения: побегам (самовольным уходам из учреждения), симуляциям и аггравации болезней, а нередко и членовредительству. То же самое можно встретить и в других криминальных группировках, в которых уклонение хотя и не возведено в ранг "закона", но работать никто не хочет, а плодами труда других желают воспользоваться многие.
      Рассмотрим другой "закон" преступного мира - деление уголовников на враждующие группировки по принципу "свой" - "чужой". Суть его - "своих" всячески защищать, "чужих" притеснять и эксплуатировать. Появление в "зоне" враждебных группировок, придерживающихся разных криминальных ценностей, норм, традиций, сразу же ведет к возникновению борьбы за власть. В прошлом, чтобы избежать этого, членов разных группировок (особенно из числа взрослых) направляли для отбывания наказания в "свои" колонии, т.е. в каждой колонии содержалась лишь одна "масть". В современных условиях в связи с активизацией национализма этот "закон" возродился и используется на иной - националистической базе. В "зоне", как и в обычном армейском подразделении, состоящем из лиц разных национальностей, господствовать будут представители той национальности, которая составляет большинство (это - "свои", а остальные - "чужие"). При этом борьба за власть в "зоне" между представителями разных "мастей" или группировок, возникших по национальному признаку, является причиной массовых драк и неповиновений, заканчивающихся тяжкими последствиями: притеснениями побежденных, их групповыми побегами (самовольными уходами). Побежденные прибегают и к членовредительству, аггравациям и симуляции болезней, чтобы хотя бы на время укрыться от притеснений победителей. Массовые драки и неповиновения обычно сопровождаются актами массового вандализма, наносящего существенный материальный ущерб учреждению: бьют стекла, ломают двери и окна, разрушают ограждения, систему освещения и связи, грабят мед-часть, разворовывают продукты на кухне и т.п. Таков неполный перечень последствий массовых нарушений режима, драк между "своими" и "чужими".
      Но если даже в данном учреждении социальной изоляции находятся представители лишь одной группировки ("масти") и нет других враждебных группировок, это не значит, что подобный вид отклоняющегося поведения типа "свой" - "чужой" не будет иметь здесь места. Просто в данном случае будет действовать другое правило - правило групповой стратификации.
      Этот "закон" строго предписывает деление несовершеннолетних на "касты", определяет положение каждой касты в групповой иерархии, ее права и обязанности. При этом "верхи" (уголовная элита) обладают абсолютной властью по отношению к другим, стоящим на низших ступенях иерархии, целым набором привилегий, а "низы" имеют безразмерный объем обязанностей, многие из которых являются унизительными для личности. У представителей "верхов" и кличка благозвучнее, почетнее, место в спальне наиболее удобное, пищу им дают в первую очередь при распределении ее в столовой, да еще и лучшего качества, твою посылку или передачу они должны лично посмотреть и выбрать из нее то, что им понравится; в случае, если пришедшая к тебе на свидание любимая девушка приглянулась "авторитету", ты обязан ее ему уступить и т.п. А у представителя "низов" другие заботы: как бы вовремя выполнить работу за своего "шефа" по уборке помещения, заправке постели, чистке ему обуви, стирке носков и т.п.
      Поскольку возрастной подростковой агрессии, усиленной и аккумулированной тяжестью социальной изоляции, в связи с отсутствием истинно "чужих" (представителей враждующих группировок) разрядиться не на чем, она будет разряжаться на "своих", на время отнесенных к "чужим": ведь они стоят на низших ступенях групповой иерархии. А результат этих агрессивных проявлений тот же самый, что при агрессии против "истинно чужих": унижение, притеснение "низов", принуждение их делать всю "грязную работу", а в случае неповиновения (практически это редко встречается, лишь когда низы самоорганизовались), - "опущение" строптивцев, путем мужеложства, "вафлерства", "парафина", "курения полового члена" представителя "элиты". Униженным и оскорбленным остаются только побеги, членовредительство, симуляции и аггравации болезней, чтобы хотя бы на время избежать насилий и притеснений со стороны "своих" "верхов".
      Возьмем еще один из "законов", действующий среди не только "воровских", но и любых других преступных группировок несовершеннолетних, а также армейской молодежной среды, подросткового населения детских домов и интернатов /- особые условия и порядок приема новичков, называемые "пропиской", которая имеет функции: изучить новичка, выяснить его сильные и слабые стороны, компрометирующие его обстоятельства и исходя из этого определить ему статус в группе и, соответственно, его права, обязанности и т.п. "Старожилы" ("деды") стремятся всеми способами унизить новичков, подчинить их своему влиянию, занизить их статус и подвергнуть суровой эксплуатации. Поэтому "прописка" превращается в суровую и жестокую экзекуцию, учиняемую над новичками, а все ценные вещи и продукты у них реквизируются. В ответ на это следует реакция в виде побегов (самовольных уходов), членовредительства, агграваций и симуляций болезней и т.п. Не случайно большая часть таких видов отклоняющегося поведения, как отмечалось выше, приходится на адаптационный период пребывания несовершеннолетних в местах социальной изоляции.
      Рассмотрим еще один "закон" - закон божбы как причину и условие возникновения отклоняющегося поведения в местах социальной изоляции. "Божиться" на уголовном жаргоне - это давать слово, клятву. Среди несовершеннолетних правонарушителей широко распространена "божба". При этом они строго следят за соблюдением клятвы, требуя от членов своего сообщества верности данному ими слову. Отступники, нарушители данного слова (на уголовном жаргоне - "пробожившиеся") сурово наказываются. "Божатся" несовершеннолетние на все: на "пайку", на посылку, передачу, на деньги, на себя и т.п. Так и звучит клятва: "Божусь на себя", "Божусь на "пайку", "Легавым буду", "Век свободы не видать" и т.п.
      Чтобы избежать расправы, "пробожившиеся" совершают побеги, серьезные преступления, членовредительство, чтобы "скрыться" из данного учреждения и не подвергнуться суровым и жестоким санкциям со стороны сообщников.
      К сходным последствиям ведет и несоблюдение правил азартных игр, заключающихся в несвоевременной уплате проигрыша. Не случайно правила азартных игр и "божба" считаются наиболее действенными причинами и условиями возникновения отклоняющегося поведения в воспитательных колониях и специальных воспитательных учреждениях. Сюда же можно отнести и правило своевременного погашения долга. Долг может возникнуть в случае взятия "кредита" из "общего котла" (общей кассы). Правила возвращения долга суровые: взял на время - верни в срок. Не вернул - кредитор немедленно "включает счетчик", о чем прилюдно объявляет должнику. "Счетчик" неумолим: ежесуточно долг удваивается, и если нет источников его погашения и возможности остановить "счетчик", то остается - побег, совершение какого-либо дерзкого грабежа, разбойного нападения, кражи, чтобы добыть средства для уплаты долга. Просто скрыться от "счетчика" невозможно, должника разыщут за тридевять земель - в другой колонии, в другом спецПТУ и сурово расправятся. Неприязнь к несостоятельным должникам, нарушителям данного слова среди несовершеннолетних правонарушителей возведена в непреложное правило и строго соблюдается. Именно благодаря этому правилу в общей кассе скапливаются огромные суммы денег.
      Ряд видов отклоняющегося поведения вызывается действием социально-психологических механизмов сплочения и функционирования криминальных групп, совместного проведения досуга, позволяющих несовершеннолетним отключиться от обстановки социальной изоляции, "расслабиться", испытать "кайф", "хорошо отдохнуть". Но использование этих средств осуществляется обычно не в одиночку, а в группе, что и ведет к ее сплочению на основе уже не преступной, а специфической до-суговой деятельности. К таким видам отклоняющегося поведения относится групповое употребление одурманивающих веществ. Действительно, по ряду причин в одиночку употреблять в "зоне" одурманивающие вещества (алкоголь, токсические вещества, чифир, наркотики) просто невозможно: во-первых, их трудно в одиночку достать, во-вторых, невозможно в одиночку хранить, в-третьих, невозможно в одиночку создать обстановку для их употребления, в-четвертых, новичку в одиночку страшно пойти на такое потребление (например, впервые сделать себе инъекцию "наркотой"). Поэтому в "зоне" алкоголь, токсические вещества, чифир, наркотики становятся важным группообразу-ющим фактором, а группы, возникшие на основе их употребления, отличаются не только большой сплоченностью, но и строгой корпоративностью и конспиративностью. Источники, пути поступления одурманивающих средств, деньги на их приобретение хранятся в строгой тайне. Конспиративность становится важным средством сплочения таких групп. При этом употребление одурманивающих средств также освящено "законами" преступного мира. Попадая даже в незнакомую среду в "зоне", алкоголики, токсикоманы, чифиристы, наркоманы по им только известным приметам быстро устанавливают контакты со своими собратьями.
      И наконец, коснемся еще одного "закона" криминальной субкультуры; непосредственно влияющего на возникновение отклоняющихся видов поведения. Речь идет о широкой распространенности среди криминогенного подросткового населения тату-ирования. В местах социальной изоляции проблема татуирова-ния становится серьезным нарушением режима. Татуирова-ние - не баловство, не прихоть несовершеннолетних, а строгое правило криминогенной среды. Что такое татуировка? Функции ее многочисленны: художественная, юмористическая, статусно-стигматизационная, тюремная, мифологическая, сексуально-порнографическая, личностно-установочная и т.п. Но все же татуировка прежде всего не украшение, а и статусный знак различия, чтобы по ней можно было видеть "кто есть кто" и отличить "элиту" от "низов", чтобы знать, что и от кого можно ожидать, к кому и как относиться. Татуировкой подчеркивается превосходство одних и ущербность, униженность положения других. Престижная татуировка наносится, естественно, добровольно (например, татуировка "авторитета", "вора в законе" и т.п.), а другие татуировки - по обязанности или даже по принуждению, насильно (так называемые "нахалки"). Клеймению подвергаются (в виде точек, специальных знаков и непристойных рисунков) прежде всего пассивные гомосексуалисты, лица, замеченные в доносительстве ("стукачи"), воровстве у своих, "пробожчики", должники и т.п. Добровольно наносят татуировки художественные, юмористические, мифологические, а остальные - по статусу. При этом процесс татуирования, как правило, является групповым. Нередко татуирование как вид отклоняющегося поведения принимает характер настоящей эпидемии. В "зоне" начинают "колоться" все. Почему "колются" в группе? Во-первых, это интересно; во-вторых, сообща легче подыскать или изготовить инструменты, найти красители; в-третьих, в группе всегда найдется кто-то, кто лучше рисует (свой художник); в-четвертых, одному нанести татуировки на тыльные части тела трудно, а порой и невозможно; в-пятых, одному труднее перенести боль во время татуирования, а в состоянии группового азарта она легче переносится; в-шестых, в группе легче преодолевается опасность неприятных последствий от нанесенных татуировок в виде кожных заболеваний, заражений, крови и т.п. Поэтому в каждой "зоне" имеются свои "художники" по рисункам и созданию "клише", мастера по нанесению татуировок. По этим рисункам и клише можно точно установить ту "зону", где несовершеннолетний отбывал наказание или находился на принудительном перевоспитании. На рисунке
      На рис. 12.1 представлены наиболее характерные виды татуировок: а - дорога в зону (спецшколу); б - мне тогда было 16 лет; в - находился в спецПТУ (спецшколе); г - свободу малолетке.
     
      Рис. 12.1
     
     
      Нанесение татуировок не только самостоятельный вид отклоняющегося поведения, но и порождает лавину других видов такого поведения. Например, на свободе одному из несовершеннолетних, не знакомому с содержанием и функциями наносимых рисунков, на ягодицах были нанесены улей и рой пчел (Рис. 12.2). Когда он прибыл в "зону", эта татуировка была обнаружена при первой же помывке в бане. А вечером он подвергся групповому изнасилованию, поскольку улей с роем пчел означает, что данный человек - пассивный гомосексуалист.
      За нанесенные татуировки, особенно художественного, юмористического, мифологического содержания необходимо платить, причем плата взимается в зависимости от площади и сложности нанесенного рисунка. Так несовершеннолетний может попасть в должники к' мастеру, а в случае просрочки времени выплаты долга его поставят "на счетчик", а затем и нанесут насильно позорное клеймо.
      Бывает, что по ошибке (а нередко и сознательно) некоторые несовершеннолетние, нанося самостоятельно себе татуировку, завышают свой статус. В этом случае следует суровая разборка и жестокое наказание виновного, а татуировка подвергается насильному удалению. Все это ведет к тем же последствиям: побегам, членовредительству и т.п.
     
     
      Рис. 12.2
     
      Выводы:
      1. Важной причиной и условием возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, находящихся в "зоне", служат "законы", правила, нормы и традиции уголовного мира в виде криминальной субкультуры. В преступных сообществах несовершеннолетних, различающихся набором ценностей и норм, существует ряд сходных правил, "законов", диктующих определенные виды отклоняющегося поведения.
      2. К таким правилам относятся: уклонение от производительного труда и труда по самообслуживанию, хозяйственных работ; правило "свой" - "чужой", диктующее агрессию против "чужих"; агрессивное отношение "своих верхов" к "своим низам"; агрессия "дедов" ("стариков") по отношению к новичкам ("прописка" новичков); "закон божбы"; "закон честной игры в карты"; "закон счетчика"; "закон общего котла"; "закон долга" и др.
      3. Ряд видов отклоняющегося поведения зависит не только от "законов" криминальной субкультуры, но и обусловлен социально-психологическими механизмами группового взаимодействия. Сюда можно отнести групповое употребление всех видов одурманивающих веществ.
      4. Проведенный краткий анализ показывает, что профилактику отклоняющегося поведения и правонарушений со стороны лиц, находящихся в "зоне", надо начинать с профилактики проявлений криминальной субкультуры. Если "законы" криминальной субкультуры предписывают несовершеннолетнему определенный тип поведения, то он неизбежно поступит в соответствии с этим предписанием, какой бы контроль над ним ни был.

К титульной странице


Последнее редактирование: 2016-08-09

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:
Этот материал взят из источника: http://www.booksite.ru/localtxt/pir/ozh/kov/14.htm



Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Бессознательное | Голографический принцип | Личность | Наука психология | Организация памяти | Парапсихология | Привлечение вдохновения | Психология личности | Психология творчества | Психология эволюции
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.
Все новости

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
Все статьи журнала
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:33
Всего:3133

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика