Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Сущность творчества

Относится к   «Список теоретических статей»

Данная работа – это стремление целостно осмыслить и описать феномен творчества, понять его генезис, а так же разобраться – что представляет собой творческий человек, какие личностные особенности ему присущи, что именно дает ему возможность творить и почему большинству людей творчество мало присуще. В работе мною делается попытка найти взаимосвязь между творческой способностью человеческого ума и эволюционными процессами, присущими природе в целом. Выдвигается позиция о двух противоположных принципах, обусловливающих творческий процесс.

Относится к разделу Философия, психология

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

Сущность творчества


Творчество – одно из самых удивительных и загадочных явления в нашем мире. Откуда бы казалось что берется! Казалось бы, еще недавно каких-то мыслей, идей, действий, явлений и предметов просто не существовало, а теперь они уже сосуществуют рядом с нами, и мы можем убедиться в их бытии.
Данная работа – это стремление целостно осмыслить и описать феномен творчества, понять его генезис, а так же разобраться – что представляет собой творческий человек, какие личностные особенности ему присущи, что именно дает ему возможность творить и почему большинству людей творчество мало присуще. 
В работе мною делается попытка найти взаимосвязь между творческой способностью человеческого ума и эволюционными процессами, присущими природе в целом.
Выдвигается позиция о двух противоположных принципах, обусловливающих творческий процесс.
Так же вводиться новое понятие: Хаотический потенциал личности (ХП), через который описывается процесс творчества, производимый человеческим разумом, а так же описывается сама творческая личность, ее особенности, проблемы, формирование.


На мой взгляд, рассуждение о каком-либо феномене непременно должно начинаться с определения. Практически каждое слово нашего языка обладает в той или иной степени многозначностью, значение слова порой очень тонко, едва заметно, меняется в зависимости от контекста, но и этой небольшой разницы бывает достаточно для возникновения непонимания. Феномен творчества на сегодняшний день мало изучен и понят, мало того этот феномен всеохватен, а так же часто осмысливается людьми скорее эмоционально, нежели логически – что создает почву для появления великого множества определений. И что бы избежать разночтений далее творчество будет пониматься как абсолютно любое произведение умственной деятельности человека, вне зависимости от его осмысленности, способности приносить пользу, соответствия тем или иным нравственным канонам, способности реализоваться в современной действительности или от чего либо еще, творчество в рамках данной концепции не предполагает ничего кроме зарождения новой мысли или идеи в голове конкретного индивидуума, мысли или идеи, которой до сих пор для него не существовало.

ТВОРЧЕСТВО КАК ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОГО


  • Как было сказано выше, творчество – это возникновение новой мысли или идеи, которой не существовало до сих пор. Данная концепция стоит на том, что все новое возникает в природе по одним и тем же законам на всех уровнях ее организации.
    В самых разных источниках встречается идея о том, что все в нашем мире возникло из хаоса. Согласно теории детерминированного хаоса возникновение нового связанно со способностью природы к неупорядоченному движению. В хаосе свобода. Хаотическая система способна продуцировать бесчисленное множество вариантов, осуществлять движение по неограниченному количеству траекторий.
    Творчество сравнимо с эволюционным процессом в живой и неживой природе. Хаотические системы, составляющие наш мир, создают возможность для возникновения в нем самых разнообразных изменений.
    Неживая природа куда более хаотична по сравнению с живой, вариабельность здесь выше, зато эволюция ( т.е. направленное изменение параметров системы в какую либо сторону, под влиянием условий) происходит много более медленно. Это связанно с тем, что появление направленного процесса, в котором задействованы многие хаотические подсистемы, обусловлено возможностью синхронизации их движения, когда подсистемы движутся хоть и хаотически, но в едином направлении. В том случае, если хаотические подсистемы связаны друг с другом, может произойти их спонтанное упорядочение , в результате чего они обретут черты единого целого. Элементы неживой природы как раз таки во многом разупорядоченны. Конечно же нельзя сказать что элементы неживой природы не составляют цельного единства – естественно составляют, влияя те или иным образом друг на друга 
    Живые системы, напротив, куда более упорядочены, живые организмы – это организованные системы, имеющие вполне определенную цель своего существования, а именно самосохранение и размножение. Каждый компонент живой системы работает до определенной степени нерегулярно, хотя его работа, в целом, всегда соответствует определенной схеме, что делает для них возможной оптимальную саморегуляцию в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Основное отличие заключается в том, что в живых системах обязательно имеется элемент, упорядочивающий работу входящих в нее подсистем, направляющий ее по какому-либо определенному пути. Что касается жизнедеятельности конкретной особи, то здесь хаотичность помогает скомпенсировать изменения окружающей среды, наилучшим образом под них подстраиваясь. Теперь рассмотрим генетическую эволюцию. Процесс генетической эволюции всегда начинается со спонтанного изменения генетического материала особей в популяции, с его перекомбинации. Далее, благодаря воздействию факторов окружающей среды происходит отбор признаков, полезных для выживания популяции.
    Из вышесказанного следует, что эволюцию обеспечивают два основных противоположно направленных процесса: это процесс хаотической перекомбинации исходного материала, разупорядоченного движения элементов системы и процесс синхронизирующий, упорядочивающий работу элементов системы, направляющий ее по некому пути. Хаос способен генерировать неограниченное множество вариантов изменения, упорядочивающий процесс же обеспечивает отбор вариантов согласующихся с неким ограничивающим параметром, движение системы в заданном направлении, неотобранные варианты элиминируются, хотя подчас некоторые потенции системы просто не могут проявиться.
    Теперь посмотрим на творчество с этих же позиций.
    Доподлинно не известно как именно работает наше мышление, электроэнцефалограммы мозга записывают случайный сигнал, что, по- видимому означает, и это на мой взгляд не удивительно, что хаос неотделим от процесса мышления. На самом деле наше мышление крайне хаотично. Человек постоянно совершает множество мелких движений – непредсказуемых и будто бы ничем не обоснованных: человек может ни с того ни с сего пошевелить рукой, перевести взгляд с предмета на предмет и т.п. В нашем уме постоянно возникают мысли желания или побуждения к действиям не связанные с предметом наших размышлений на данный момент. Иногда верная, нужная мысль, которую до того не удавалось найти, рождается именно таким образом – случайно. Но самое важное, что нужно понять, и что часто скрыто от нашего внимания, хаос принимает непременное участие так же и в процессе сознательного размышления над каким-либо предметом. В процессе размышления над предметом наш ум создает неповторимый конгломерат мыслей, который никогда не возникнет при других обстоятельствах, далее мы отбираем то, что нам подходит, отбрасывая побочное. И чем туманнее предмет, чем более избирательного и нестандартного подхода он к себе требует, тем очевиднее это явление. Т.е мы приходим к той же схеме, что описана выше: наш ум генерирует хаос мыслей, желаний, идей и т. п., отбирающим же звеном является вся та информация, которую накопила в себе наша личность за время жизни. Отличие творчества от эволюционного процесса заключается в том, что в отличии от эволюции, из хаоса новообразований отбираются лишь признаки адекватные внешней среде, т.е. способствующие выживанию, в творческом процессе из хаоса зарождающихся мыслей отбор может происходить по абсолютно любым критериям, в зависимости от того какой продукт человек намерен получить, т.е. критериями отбора могут быть: логика, личностные качества, желания, предпочтения, ассоциации с внешней средой и т.п. 
    Приведу пример. Скажем если нам предложено решить задачу с единственно возможным решением, выводящимся из условий, может показаться, что хаос в процессе ее решения просто неуместен. Действительно альтернативы здесь нет и действовать следует лишь по алгоритмам, но нам тем не менее предстоит составить верную стратегию решения из из имеющихся у нас в арсенале формул. Возможность просмотра различных вариантов и комбинаций, а так же время появления решения как раз определяет хаотичность. Это то же творчество. А теперь рассмотрим другой пример, противоположный. Допустим, перед нами задача изобразить на бумаге свое настроение или предположить каковы будут последующие события , когда для точного прогноза нет оснований. Здесь наши хаотические возможности проявятся куда более полно. Возможно множество вариантов, могут использоваться самые разнообразные способы отбора, и мы выбираем что-то одно, часто нам самим непонятно почему, в другой ситуации наше решение вполне могло быть иным. Это больше похоже на творчество в привычном значении этого слова, когда перед нами огромное пространство для выбора, минимум ограничивающих условий, когда мы создаем что-то, как может показаться из ничего. 
    Само собой, чем больше мыслей способен породить человеческий ум тем более он способен к творчеству. Чем больше хаоса в голове у человека, тем больше он творит, ибо все, что порождает хаос есть информация, а вся информация, которую порождает человеческий ум есть творчество. 
     Здесь, я думаю следует ввести новое понятие.
    Хаотический потенциал – разнообразие мыслей, которое способен продуцировать человеческий ум, как на вербальном уровне, так и на уровне ощущений. 
    Кто-то постоянно видит в очертании облаков образы причудливых предметов или животных, а прочитав роман не может не придумать ему продолжения. У кого-то дом завален собственными изобретениями. Чьи-то мысли и действия кажутся окружающим слишком странными, непонятными возможно даже смешными, настолько они самобытны. Приблизительно таков со стороны человек с высоким хаотическим потенциалом. Хотя вариантов может быть сколько угодно. В хаосе свобода! Далее я более подробно остановлюсь на портрете такого человека.
    А кто-то стремится жить как окружающие его люди, особенно не выделяясь не помышляя о самовыражении, для кого-то первая и главная ценность – быть не хуже других, для чего необходимо к примеру, носить модную одежду, непременно купить дорогую машину, посещать популярные места, обзавестись девушкой (парнем) и т.п., кто-то сделал фундаментом своей жизни модный журнал, а есть и такие, которые способны удивленно хлопая глазами вопрошать: как это вообще можно выдумать что-то новое? Где-то так со стороны смотрится человек с низким хаотическим потенциалом. Вариантов здесь куда меньше, все они определяются нормами и ценностями того сообщества, с которым данному гражданину повезло сношаться. Такой человек не способен создать ничего заметного, он может быть лишь исполнителем, ретранслятором мировоззренческих принципов социальной группы, к которой он принадлежит.
    Большинство, в данном случае, к сожалению, не составляет как обычно золотую середину – основное большинство людей имеет довольно низкий хаотический потенциал. Однородная серая масса – так выглядит «с высоты птичьего полета» наше общество, радует, что иногда попадаются вкрапления цвета – те самые люди, о которых я и хочу говорить в этой статье – творческие люди. Естественно знания необходимы для творчества не менее чем ХП, знания дают возможность шире увидеть этот мир глубже проникнуть в его устройство, чем больше человек знает, тем больше перед ним альтернатив, тем больше комбинаций он может составить, тем больше у него возможностей для творчества, отдельно можно выделить знание о том как систематизировать материал, приводить его в соответствие некой схеме. Хотелось бы еще сказать, что человек с высоким хаотическим потенциалом способен творить основываясь на небольшом по объему материале, человек же имеющий маленький ХП даже с большими знаниями «творчески бесплоден». 
    Ну а теперь я хотела бы как можно более подробно рассказать о ХП
    Психодинамическое направление в теории личности содержит идею о том, что хаос является порождением подсознательных структур личности, функцией же сознания напротив является адаптация к условиям окружающей среды, при помощи рациональных механизмов. У разных теоретиков данная схема представлена по разному. Так в модели личности по Фрейду существует такая структура личности как «Ид», сущностью которой является иррациональность. «Ид означает исключительно примитивные, инстинктивные, врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном, и тесно связаны с инстинктивными биологическими побуждениями… Согласно Фрейду, ид – нечто темное, биологическое, хаотическое, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.», так же существуют такие аспекты личности как эго и суперэго, которые вносят в существование индивида рациональность, заставляя его поступать «по уму» и «по совести». Так же здесь стоит вспомнить теорию архетипов, созданную Юнгом. Так в теории Юнга существует архетип «тень» «Архетип тень представляет собой темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума». Противостоит тени архетип персона, обозначающий множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.
    У здорового бодрствующего человека, большая часть хаоса, рождающегося в его подсознании – в сознание не пропускается, зато во сне, когда контроль сводиться к минимуму, разум человека способен создавать множество, как может показаться с точки зрения здравого смысла, бредовых идей, непривычных образов, будто бы согласованные сюжеты, на самом деле представляющие собой бессмыслицу, что демонстрирует истинные способности человека к хаотичности.
    Можно сказать, что ХП – это разнообразие идей, способных отобраться в сознание. Из этого следует, что величина ХП зависит от того, какая часть подсознательного хаоса способна проникнуть в сознание.
    Мало того, что ХП различен у разных людей, он так же способен варьироваться у конкретного индивидуума, в зависимости от самых разных обстоятельств. Причин может быть масса, как известно хаотические системы способны чутко реагировать на изменение многих параметров окружающей среды, а посему практически любые изменения в нашей внутренней, либо окружающей нас жизни, так или иначе, сказываются на нашем ХП. Обозначу более подробно возможные причины понижения, либо повышения ХП, как мне кажется наиболее значимые для нас.  
    1. ХП понижает отсутствие веры в свою способность создавать. Массовое мировоззрение регламентирует все сферы нашей жизни, начиная с морально-нравственных норм и заканчивая мелочами, на вроде того, что чай нужно пить из чашки, а не из рюмки или какого цвета одежду сейчас нужно носить. Очень многие люди на подсознательном уровне считают, что у них нет другого выбора, кроме как стараться как можно точнее следовать всем этим стереотипам или хотя бы большей их части, перекрывая себе таким образом доступ к творчеству. Напротив люди, уверенные в своей способности творить, убежденные в своем праве делать то что отлично от массовых стереотипов, одним лишь этим убеждением значительно увеличивают свой ХП, открывая себе возможность для оригинального анализа этого мира, себя и своего места в нем.
    2. Как мы уже знаем, накопленные нами знания ограничивают нашу хаотичность, не давая ей выйти за определенные рамки. Рамки эти конечно же всегда существуют, человеческий ум не способен производить хаос в чистом виде ( собственно хаос в чистом виде вообще себе представить невозможно), однако чем жестче эти рамки, тем, соответственно ниже ХП. Т.е ХП понижает устойчивость, ригидность взглядов, установок и пр. стереотипов. Чем меньше для человека значат его убеждения, чем охотнее он пересматривает и изменяет их, тем выше его ХП.
    3. Редко когда человек способен никак не попасть под влияние непосредственно воздействующих на него побуждающих факторов окружающей среды, будь то один человек, группа людей или же любой другой источник, несущий побудительную информацию. Т.е., к примеру, когда у нас чего-то просят, требуют или же мы просто читаем какую- либо книгу с ярко выраженным авторским мнением или смотрим рекламу и т.п. Не стоит считать проявлением свободы возможное в таких случаях желание сделать все на оборот, это не есть автономность. Воздействие побуждающих факторов понижает ХП, т.к. направляет мышление в заданное русло. Чем меньше контактов с подобными факторами, тем выше ХП. Чем равнодушнее человек относиться к тому или иному побуждающему фактору, тем меньшее влияние тот на него оказывает.
    4. Возраст. Как же влияет на ХП возраст? Ребенок рождается с минимально развитой личностью, он еще не приобрел ни убеждений, ни установок, он может стать на любой путь развития, двигаться в любом направлении, куда бы ни подтолкнула его жизнь. Ум ребенка максимально хаотичен, т.к. почти ничто не ограничивает его в проявлениях. И несмотря на то что ребенок вынужден подчиняться взрослым, он нередко как только может противится их диктату и изо всех сил стремиться сделать все по своему, что еще раз указывает, на то что хаотический потенциал ребенка огромен ( чем выше ХП, тем сложнее человеку вписаться в какую-либо систему) По мере взросления хаотичность прогрессивно уменьшается. Наименьший ХП имеют, само собой, старики, и не только потому что их знания и жизненный опыт больше чем у представителей других возрастных категорий, а в большей мере от того, что нервная система к старости теряет пластичность, что на практике оборачивается значительным уменьшением способности воспринимать новое.  
    Хотелось бы еще отметить, что к подростковому возрасту человек, как правило, имеет багаж знаний, достаточный для того что бы разбираться в жизни, понимать ее в широких пределах, выйти за рамки детского миропонимания, тем не менее ХП подростка очень высок, хоть и без сомненья уступает ХП маленького ребенка. Психика подростка лабильна и восприимчива к новому, он не обременен семьей и детьми, над ним в меньшей степени довлеют нормы приличия, принятые в обществе, у него есть естественное желание лучше познать и понять этот мир, себя и свое место в нем, все это играет на пользу ХП. А если подросток еще и верит в свои творческие силы и не считает для себя высшим благом быть как все, а напротив выделяет себя из массы, стремиться быть индивидуальностью, его ХП очень велик. Очень многие подростки занимаются какой-либо творческой деятельностью: пишут стихи, рисуют, придумывают оригинальное оформление своей комнате, разрабатывают свой индивидуальный стиль и т.п. , имеют всевозможные хобби, читают литературу по самым разным интересующим их вопросам. Стоит ли говорить о том, что те подростки, которые высоко ценят в себе индивидуальность и верят в свою способность создавать производят больше идей их идеи необычнее, произведения оригинальнее, чем у прочих, и само собой идей и, рождающихся в след за ними произведений больше.
    Став взрослыми, подростки, как правило забрасывают подобные увлечения либо значительно сокращают их место в своей жизни, т.е. хаос уступает место предопределенности, творчество достижению общепризнанно-значимых целей, жизни типичного взрослого человека, где главное- это дом, семья, карьера и т.п., а все остальное, что не вписывается в общепринятые рамки нужного и полезного, либо отклоняется, либо задвигается на задний план. Конечно существуют люди, которым удалось пронести высокий ХП во взрослую жизнь, но таких меньшинство. Это люди высоко ценящие в себе индивидуальность и убежденные в своем праве и способности создавать, часто творчество необходимо таким людям потому, что они не могут найти себя и свое место в жизни. Они творят что бы понять себя – увидеть свои мысли со стороны, осознать их и опереться на них.
    Вот на мой взгляд основные причины уменьшения ХП во взрослом возрасте.
    Осознание бесполезности творчества. Человек полагает, что творчество не дает ему никаких преимуществ.
     Исчезновение или уменьшение потребности в осознании себя и своего места в жизни
     Наиболее полное "вхождение в обойму". Существует такой стереотип массового сознания, что взрослый обладает меньшей свободой, чем ребенок или подросток, что перешагнув определенный возрастной рубеж необходимо вести себя «как взрослый человек», заниматься «важными делами», а не неизвестно чем.
     Накопление знаний, в частности узкоспециализированных, уменьшение способности сомневаться в себе, самоуверенность  
     Увеличение занятости

    5. Стрессовые ситуации, ситуации, провоцирующие внутренний конфликт, а так же подверженность этим состояниям. В качестве такой ситуации всегда выступает стечение обстоятельств, к которому человек психологически не готов. Ощущая свою несостоятельность разрешить сложившуюся проблему известным и понятным ему способом, человек ищет выход, он может быть различным. В некоторых случаях реально сбежать от ситуации или убедить себя в том, что ничего не происходит, что многие и делают, здесь увеличения ХП не происходит, т.к. для человека ничего не меняется, и он остается при тех же взглядах и позициях, которые он и имел. Но часто стрессовая ситуация все же заставляет человека задуматься, попытаться разобраться как же все таки разрешить образовавшуюся проблему, пересмотреть привычные стереотипы, свои взгляды на себя и на жизнь. Когда человек находиться в состоянии, когда старые, ранее сложившиеся взгляды необходимо отвергнуть, а новые еще не найдены и человек находиться в активном поиске – его ХП значительно увеличивается, т.е он открыт для восприятия самых разных точек зрения и желает поскорее найти ту самую, подходящую лично ему. Насущная необходимость что-либо понять, осознать, переосмыслить потенцируемая ясно ощущаемой угрозой – один из лучших стимулов к творчеству. И чем значимее для человека произошедшая в его жизни проблема, чем принципиальнее позиции, которые теперь придется заменить другими, тем больше негативных эмоций человек испытывает по этому поводу, ибо изменять себя всегда тяжело и болезненно – внутренний конфликт есть в некотором роде саморазрушение.
    Как известно, люди, которых принято называть творческими, часто бывают эмоционально неустойчивы, для них характерна подверженность стрессам и депрессиям, 
    такие люди нередко любят заниматься самокопанием, которое вполне может спровоцировать внутренний конфликт. Т.е. состояние потребности пересмотра старых взглядов и поиска новых (внутренний конфликт) характерно для творческих людей - из него они выносят новые мысли и идеи.

     
    Конечно, это далеко не все факторы, которые способны оказывать влияние на ХП. Напротив сложно даже, назвать какой –либо элемент нашей жизни, ни коим образом не способный сказаться на ХП, и как я думаю уже понято, влияние, оказываемое фактором на ХП человека, зависит не только от сущности самого фактора, но и от человека, на которого он непосредственно воздействует, его личностных особенностей, эмоционального состояния в данный момент и т.п.



    Субъективная оценка: недостатки высокого ХП

    О роли ХП в творческом процессе уже было сказано немало, но как опять же видно из вышесказанного, высокий ХП амбивалентно связан с определенными личностными качествами и опосредует определенное поведение.
    То есть мне хотелось бы сказать о некоторых возможных особенностях личности с высоким ХП, которые, как правило, имеют место быть, и которые с точки зрения средних по массе представлений могут быть оценены как недостатки. Не обязательно, конечно что бы творческая личность обладала всеми этими качествами, она может иметь лишь часть из них, степень проявления так же варьируется :
    1. Непонятность для окружающих. 
    Человек с высоким ХП, как правило, во многом самостоятельно строит свое мировоззрение и решает как себя необходимо вести в той или иной ситуации. Естественно окружающим людей трудно принять самобытную личность, способную пересматривать то, что для большинства кажется само собой разумеющимся. 
    2. Неприятие системы, неспособность себя организовать. 
    Человеку с высоким ХП подчас бывает крайне трудно заставить себя подчиняться каким-либо правилам и законам. Можно сказать, хаос, наполняющий его, требует свободы действия, свободы самовыражения. Проявляться это может практически во всех сферах жизни – это и неорганизованность и стремления во что бы то ни стало сделать все по –своему, даже если это вредит конечному результату и неспособность вести себя «как положено», соблюдать субординацию. Такому человеку в детстве и юности тяжело стабильно хорошо учиться, но вовсе не из-за недостатка способностей, ему может просто наскучить нудное однообразие учебного процесса, такие люди очень часто покидают учебное заведение, так его и не окончив. Став взрослыми, люди с высоким ХП нередко, помногу раз меняют места работы и профессию. Человека с высоким ХП часто как бы растягивает по разным увлечениям, ему сложно определиться и выбрать для себя цель – ему довольно быстро все надоедает. Разочаровавшись - направляясь на поиски, чего-то более интересного и как поначалу может казаться более важного, правда потом ощущение обретения нового смысла часто вновь сменяется разочарованием, заставляющим вновь искать- находить- разочаровываться – бросать и искать вновь… Если человек с высоким ХП так и не определяется с направлением своего жизненного пути участь его может быть довольно печальной, не смотря на, возможно, множество потраченных сил, идей и энергии - он не добивается ничего существенного. Он может стать философом бутылки, эрудитом, в сущности, ни в чем хорошо не разбирающимся, изобретателем бесконечных «велосипедов» которые и без него уже существуют и. т.п.…………
    Многие изначально творческие люди так и заканчивают, возможно, даже большая часть из них.
    3. Эмоциональная неустойчивость, подверженность стрессам  
    Почему данная особенность может наличествовать у человека с высоким ХП подробно сказано выше, добавлю лишь более подробно об ее возможных отрицательных проявлениях.  
    Эмоциональная неустойчивость и подверженность стрессам тесно связаны с пунктом 2, их крайне трудно отделить друг от друга. Бесконечные разочарования и неспособность определиться порождают тяжкие эмоциональные переживания. Такие люди часто недовольны собой или миром либо и тем и другим вместе взятым, их нередко преследует ощущение бессмысленности своего существования и никчемности бытия. Примириться и жить как все для человека с высоким ХП крайне сложная задача, ведь это означает для него сломать себя( понизить свой ХП), со многими именно так и происходит, особенно по прохождении подросткового периода, но чем выше изначальный ХП человека, тем сложнее ему стать частью стада и жить по его законам. Что же отсюда вытекает на практике? Это постоянные эмоциональные страдания и депрессии, вплоть до склонности к суициду, антисоциальное и криминальное поведение, склонность к конфликтам, ранимость, склонность к алкоголизму, не способность жить по законам системы, опять же.  
    4. Завышенная/ заниженная самооценка 
    Человеку с высоким ХП нередко приходиться замечать, что его творческие способности выше чем у большинства, что ему доступно то, что другим не под силу.  
    Для человека с высоким ХП это часто становиться поводом для формирования завышенного самомнения , а так же презрения к тем или иным личностям, якобы не дотягивающих до его уровня.
     А бывает и наоборот: человек с высоким ХП может порой очень болезненно переживать свою неспособность вписаться в систему, найти свое место в жизни, нормально общаться с большинством людей, жить простыми и понятными ценностями итп, что вполне может стать поводом для формирования заниженной самооценки.
    Так же для человека с высоки ХП нередко характерно колебание самооценки в той или иной амплитуде, порой от фанатичного восхищение собственной персоной, до ненависти и презрения к себе, собственной жизни и собственн6ым достижениям.



    ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИ

    Как уже ни раз говорилось – творчество это результат взаимной слаженной работы двух механизмов: хаотической перекомбинации исходных посылок и рационального отбора мыслей и идей по некоторым заданным критериям.
    Когда хаотичность оказывается слишком выражена, а механизмы рационального мышления недостаточны, формируется неадекватность. Т.е. в этом случае человек неспособен делать правильные выводы, соответствующие тем посылкам, которые имеются в наличии. Это может проявиться как неспособность оценить окружающую обстановку и выработать правильную стратегию поведения, так же это может проявиться появлением бессмысленных, невоплотимых идей, основанных на извращенном или даже самопроизвольным пониманием действительности. Это и есть психопатология по типу чрезмерно завышенного ХП.
    Помимо самой по себе неадекватности, в некоторых либо во всех областях жизни, для нее так же характерно изобилие всевозможных идей, причем как совершенно бредовых и не выдерживающих абсолютно никакой критики, так и вполне имеющих право на существование, при этом под час отличающихся нестандартностью и своеобразностью подхода. Человек с патологией по типу завышенного ХП - это человек с огромными творческими возможностями (если понимать творчество так как мы его условились понимать в самом начале, те лишь как способность производить многообразие идей), рациональный отбор здесь недостаточен, а потому подсознательные импульсы (потенции идей), которые у среднего человека не могли бы проявиться, здесь выходят в сознание, суммарное производство идей здесь велико. Попробуем подробнее остановиться на механизмах отбора, в данном случае, какими бы они небыли, они существуют и их влияние имеет место быть в каждой мысли, рожденной в голове человека с данной патологией ибо чистый хаос человек не производит. Сниженный уровень отбора по степени логической обоснованности, по видимому может компенсироваться другими видами отбора, которые сами по себе более вариабельны и менее осознанны, это к примеру: отбор по степени индивидуальной приязни, отбор, зависимый от мировоззрения, настроения в данный момент, ассоциаций с внешней средой, предшествовавших событий, логически не связанных с объектом размышлений и.т.п. Так же вполне вероятно нарушение механизмов отбора лишь для определенных типов рассуждения, например, при извращенном и парадоксальном практическом мышлении, делающим человека фактически беспомощным, перед реалиями жизни, абстрактно-метафизическое мышление может осуществляться на очень высоком уровне ит.п.
    Очень любопытно здесь то, что огромный ХП дает таким людям возможность мыслить крайне нестандартно, их мысль можно сказать, более свободна, чем у обычного человека, т.к. она ближе к состоянию хаоса и менее, чем у прочих людей сована общественными стереотипами. Такой человек вполне способен создать свою персональную реальность, где действуют иные законы, отличные от законов нашего мира, сформировать свою уникальную мораль, свои ценности, у такого человека подчас формируется совершенно уникальное представление о себе, порой далекое от адекватности. 
    Здесь мы, на мой взгляд, подходим к пониманию еще одного загадочного феномена, связанного с творческими людьми: часто говорят, что гениальность граничит с безумием, порой даже утверждают, что все гении сумасшедшие, действительно, многие люди, известные своим творчеством имеют психиатрический диагноз, прочие же в большинстве своем необычайно странны в быту, оригинальны в действиях и образе жизни и тяжелы в общении. Объяснение здесь, на мой взгляд, такого: огромный хаотический потенциал дает этим людям возможность мыслить новаторски, смотреть на мир под исключительным, непривычным углом, вырабатывая смелые гипотезы, создавая уникальный творческий продукт, такие люди легко ступают на нехоженые тропы, открывая миру новый взгляд на суть вещей, этот же громадный ХП является основой для так часто присущей им психопатологии.
     Ниже хотелось бы привести отрывок из одной статьи, на мой взгляд, подтверждающий мои слова:

    По поводу связи шизофрении и творческих способностей: 
    «Шизоидность позволяет психике оперировать информацией без опоры на прежний эволюционный и жизненный опыт. Это качество дает возможность шизоидной личности рассматривать те стороны вещей и явлений, которые при ином складе психики просто не рассматриваются и не анализируются. 
    Помимо научных изысков, результаты которых говорят об эволюционной целесообразности шизоидии и шизофрении, есть огромный патографический материал, свидетельствующий о том же. Я имею в виду целое созвездие имен ученых, мыслителей, великих творцов искусства, создателей шедевров мировой культуры. Жизнеописания многих из них переплетены с указаниями на психические аномалии и клинические расстройства, явно и косвенно отражающие наличие у них шизоидной конституции и шизофренического процесса, связь болезненных отклонений и творчества. 
    Здесь философы Гегель и Фридрих Ницше, писатели Н.В.Гоголь и Ференц Кафка, драматург Август Стринберг, поэты Велимир Хлебников и Фридрих Гёльдерлин, художники Поль Гоген и Михаил Врубель, художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис, композитор и светомузыкант Александр Скрябин, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, выдающиеся психиатры В.Х.Кандинский, В.А.Гиляровский и мн. др. 
    Клиницистам известен факт, что инициальный период шизофренического процесса часто совпадает с обнаружением необычайной талантливости, поразительной нетривиальности в выборе направления, формы и содержания интеллектуальной деятельности, с неким "высвобождением" личности из уз общепринятого стандарта, стереотипа мышления, восприятия и чувствования.» (И.Я.Лагун "Причинность шизофрении" http://ijlagun.chat.ru/) 
    Другой автор (Волков П.В. "Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств)". - М.: Аграф, 2000. - 528с.): 
    «При шизофрении происходит расщепление, раскол души (это отражено в самом названии болезни), но когда это выражено только в намеке, то проявляется характерологической мозаикой. Поясню. В человеке одновременно причудливо сочетаются разные характеры. Этим объясняется особая сила шизофренического творчества, так как оно черпает свое богатство из характерологической многогранности автора [68, с. 7-8]. И тогда в произведении можно одновременно увидеть напряженную атмосферу и склонность к детализации эпилептоида, застенчивость и аналитичность психастеника, яркую демонстративность истерика, циклоидное земное полнокровие, символическую неземную гармонию шизоида (например, в картинах К. Васильева). Это соединение обычно несоединимого (предположим, гиперреалистичности и абстрактности или светлых чувств и любви со страхом) часто несет себе ощущение какой-то таинственной инопланетной" зловещести, но не всегда. Так, в отдельных картинах Густава Климта, Ван Гога, М. Чюрлениса, М. Эшера смесь земного и неземного (сказочного, мистического) одухотворенно высветлена, полна движения и тишины одновременно. Работы М. Эшера показывают, как можно разом видеть мир сверху, снизу, сбоку, изнутри, что невозможно и несоединимо со здравым смыслом, который удивленно замирает и сдается перед его работами-парадоксами. 
    Это же мы видим в великих сюрреалистических произведениях, суть которых не только в соединении несоединимого. Жизнь состоит из обычной реальности, грез наяву, сновидений, галлюцинаций и бреда психотиков. Все это части одной реальности, вложенные одна в другую. Изобразить их вместе и тем самым дать по-своему более точный и полный образ действительности - грандиозная полифоническая задача сюрреализма. Это не просто дезинтеграция, а своеобразная интеграция дезинтеграции. (Стр.443-444.) 
    Имеются мягкие варианты шизофрении, без разрушения личности и психоза, когда болезнь наряду со страданием вызывает потребность в творчестве, которым больной это страдание осмысляет и тем самым побеждает или наполняется ярким светом вдохновения, вытесняющим мрак болезни. Мягкая шизофрения, порой уводя мышление от приземленного здравомыслия, делает его более оригинальным, объемно многоплановым, способным интересно оценивать события с самых разных, неожиданных точек зрения одновременно. 
    Случается и так, что больной переносит психотические приступы шизофрении и выходит из них иным человеком, но без грубого дефекта личности, вынося из бездны психоза стремление исследовать неведомые ему до того глубины. 
    Возможно, приступы болезни по-своему помогли творчеству Леонида и Даниила Андреевых, Н.В. Гоголя, Ф. Гойи, М. Булгакова, Карла Юнга и многих других». (Стр.443.) 

    Итак, о роли высокого ХП в творческом процессе я, на мой взгляд, высказалась достаточно, но как понятно из вышесказанного не ХП единым существует творческий процесс и при, казалось бы, равном ХП конечный творческий продукт у разных людей может существенно отличаться по всевозможным показателям, и не только по направленности: музыка, живопись, литературное творчество, наука тип., но и по таким как, например: адекватность, логичность, применимость, социальная необходимость, ориентированность на некий контингент, так же возможна и количественная оценка творческого продукта, те. грубо говоря, сколько книг написал, сколько картин нарисовал итп., я конечно же признаю что оценивать творчество подобным образом- это пошло, хотя бы потому что автора изредка выпускающего шедевры и автора, создающего малоценный и банальный продукт в большом количестве, не поставить рядом, тем не менее, многие талантливые люди ленятся работать или же не находят для этого времени, иные же стремятся любое свободное время употребить на творчество, а потому я думаю, такой критерий все же имеет право на существование, пусть относительный и никогда не способный стать довлеющим.
    То есть на творческий процесс, как мы видим, помимо ХП должно влиять еще множество самых разных факторов (факторов отбора, как я уже говорила выше), определяющих те или иные характеристики как самого творческого процесса так и итогового творческого продукта, назовем их органзующими факторами творческого процесса, о них я бы хотела поговорить в следующем разделе своей работы, а так же о том что есть продуктивная творческая личность

    ОРГАНИЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    ПРОДУКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

    Что ж, переходим на новый уровень осмысления проблемы, о том каким образом происходит творческий процесс, я думаю, Я сказала все что могла. Теперь мы поговорим о материальном выражении творческого процесса, о возможностях оценки его продуктивности, и о том, чем профессор отличается от философствующего бомжа, а признанный гений от очарованного странника 
    Для начала введем кое, какие новые понятия
    Творческий продукт – любое материальное выражение творческой работы индивидуума, все то новое чем творческий человек способен поделиться с миром
    Продуктивная творческая личность – это в общем смысле личность, производящая творческий продукт, имеющий ценность. А вот под ценностью можно понимать очень много что. Не хотелось бы здесь поддаваться общественным стереотипам и говорить, что ценность творческого продукта определяется исключительно его общественной значимостью либо же значимостью для некоей большой социальной группы в позитивном ключе, т.к «вредительство»– это то же влияние на мир, способное направить его развитие в иное русло, да и в конце концов что есть вред, а что польза?, врядли мы в праве отвечать на этот вопрос, что хорошо для одних, может считаться плохим другими, с тех позиций опять же, которые они приняли для себя сами. Творческий продукт, направленный на аспекты жизни природы, но мало касающийся жизни людей ( как возможно кажется на первый взгляд), продукт, являющийся выражением принципа «искусство для искусства», автор в этом случае творит, как ему кажется прекрасное, не задумываясь о применимости того, что Он делает; открытия, мало применимые в науке ( на сегодняшний день) - все это по- своему ценно и Я думаю можно приводить еще немало примеров – ценность вообще понятие относительное, Она может определяться относительно отдельных личностей, социальных групп, мира, природы, прекрасного, дальней перспективы развития мира итп. 
    Тем не мение, не смотря на невозможность радикального разделения творческих продуктов на ценные и не имеющие ценности, тк граница между ними размыта, если мы условно представим себе континуум одна сторона которого будет стремиться к абсолютной ценности творческого продукта, а другая к абсолютной бесценности творческого продукта, сфокусировавшись в области его краев мы увидим примеры радикально ценных творческих продуктов и радикально несущественно ценных творческих продуктов.

    Не смотря на идеализированность и все же субъективность такого подхода( не смотря на то что здесь следует стремиться делать выводы исходя из общечеловеческих и общемировых позиций) Он на мой взгляд имеет значение для понимания той проблемы, которую Я в дальнейшем постараюсь раскрыть.
    Теперь точно так же определим различие между продуктивной и непродуктивной творческой личностью. Т.е. продуктивная творческая личность – это человек, создающий продукт, способный иметь существенную значимость для многих людей, мира в целом, науки, искусства ит.п., ценный то бишь продукт.
    Непродуктивная творческая личность – это личность, хотя и обладающая творческими способностями, но по тем или иным причинам не создающая ценного творческого продукта.
    Ну и наконец, что бы быть совсем точной, нетворческая личность – личность не обладающая развитыми творческими способностями и не способная генерировать творческие идеи.
    Все это опять же крайности способные переходить друг в друга, не стоит думать конечно же, что существуют лишь эти крайние типы, даже примерные крайности встречаются очень редко, абсолютные – никогда.
    Теперь мы рассмотрим генезис творческой личности, а потом, с позиции уже того, что будет описано мною ниже, вновь взглянем на показатель продуктивности творческой личности.


    ГЕНЕЗИС ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


    Итак, что формирует личность человека? Однозначно наследственные и приобретенные факторы, те это генетическая предрасположенность, родительское воспитание и общественное влияние в разные возрастные периоды его жизни человека.
    Начнем генетической предрасположенности. Существует немало примеров, когда люди в одной семье обладают творческими возможностями выше среднего, часто родственники имеют предрасположенность к определенному виду творчества, в истории так же известно множество творческих династий, например, династия семьи Бах, откуда вышел великий композитор, которого все мы знаем . Так что творческий потенциал однозначно определяется генетически.
    Теперь поговорим о возможностях формирования творческого потенциала в процессе жизни личности, посредством ее взаимодействия с миром и людьми, отдельно остановимся на взаимоотношениях с родителями.
    Любая творческая работа начинается с потребности в ней, а потому необходимо, что бы возникло некое обоснование этой потребности. Существует два противоположных взгляда на человеческую мотивацию:
    1. Гомеостатический:
    Предполагает, что 
     Все действия личности, обусловлены ее стремлением к равновесию и покою, т.е. отсюда: цель работы личностного аппарата – достижение максимально возможного в данных условиях покоя и его поддержание. Нарушение равновесия вызывает внутреннее напряжение, которое субъективно проявляется в виде дискомфорта, побуждающего к принятию мер по его устранению. По этой теории, равновесие личности достигается, когда все естественные, инстинктивные, потребности удовлетворены, отсюда получается, что все действия человека направлены на удовлетворение своих инстинктов.
    Каким образом инстинктивные потребности опосредуют потребности социальные можно подробнее узнать, обратившись хотя бы к Фрейдизму. Мне же отсюда нужна лишь та идея, что все устремления личности направлены на достижение равновесия и уменьшение напряжения. Таким образом, личностная динамика, при данном взгляде на личность, достигается за счет противоречия м/д потребностью в равновесии и реальном его, в той или иной степени, нарушении.  
    Что же касается интересующего нас творческого процесса, то с этих позиций, смысл творчества для человека заключается в том, что бы обеспечить ему возможность наиболее адекватного взаимодействие с окружающей реальностью. Творческий процесс необходим для человека, когда имеющиеся у него знания и умения недостаточно для решения имеющихся у него проблем.
    2. Гетеростатический подход.
    Данный подход напротив
    исходит из того, что основная мотивация личности направлена на развитие, поиск новых идей, самореализацию. Т.е имеется в виду, что человек самостоятельно стремиться попасть в ситуацию, дающую ему возможность применить свой творческий потенциал, разыскивает себе препятствия, которые ему хотелось бы преодолеть и с радостью их преодолевает. Получается, что исходя из данного подхода, творчество ценно само по себе, потому что творческая работа и самореализация, которая является ее результатом, не опосредованно приносят удовлетворение человеку. Данная теория так же постулирует, что по-настоящему счастлив, может быть лишь тот, кто сумел найти себя в любимом деле, занимается тем, что ему действительно интересно и соответствует запросам его личности. Напротив же, человек, не имеющий возможности для творческой самореализации, принужденный заниматься тем, к чему Он не расположен, к чему так сказать не лежит душа всегда несчастлив ( в роли любимого дела не обязательно должна выступать основная работа, это может быть хобби, семья, общение с людьми ит.п., главное что бы отдушина для самовыражения имела место)

    От сюда можно выделить два пути формирования творческих способностей в детстве:
    1. Исходя из гомеостатического подхода, человек существо ленивое и просто так тратить свои силы не станет, принудить его к труду способны лишь проблемы, стоящие на пути приближения к состоянию равновесия. Одним из способов решения таких проблем как раз является творчество. Повторюсь, Я имею в виду не только уход от обыденных проблем в свою творческую деятельность, но и творческий подход в решении проблем житейских, а так же построения своей системы взглядов на мир.
    Здесь могут сыграть свою роль разного рода психологические проблемы в семье и трудности в построении отношений со сверстниками. Достаточно выраженные проблемы в детстве - довольно частые эпизоды в биографиях известных творческих людей, что естественно не случайно.
    Ситуации могут быть самые разные, со множеством всевозможных тонкостей, основные из них: сложность взаимоотношений в семье может заставить ребенка искать путь наилучшим образом подстроиться под ситуацию, что бы получать на себя наименьшее негативное воздействие, так же это может побудить ребенка замкнуться в себе и своих мыслях, так же возможно, что ребенок, не найдя опоры в семье, отправиться искать ее вне семьи, например на улице. Вы скажете: «Это ужасно!», действительно негативная составляющая здесь очевидна, а позитивная относительна, ведь совершенно необязательно, что значительные творческие способности при таких обстоятельствах сформируются. Психологическая травма, тем не менее останется. И все же реалии жизни таковы, что данный фактор часто имеет место, и неправильно было бы его не рассматривать. Таким образом, подстройка под сложные, подчас противоречивые обстоятельства развивает фантазию, замкнутость в себе при определенном стечении обстоятельств может способствовать поиску себя, мало зависящему от окружающих, поиск себя и психологической опоры вне семьи опять же развивает навыки адаптации, фантазию, такой опыт может давать ощущение отсутствия стабильности, приучает к переменчивости, постоянному ощущению опасности. 
    Травматичные семейные отношения в первые годы жизни приводят к наработке индивидуальных качеств, не соответствующих средним качествам ребенка данного возраста. Это может быть и замкнутость и повышенная агрессивность, и ранняя склонность к самостоятельному чтению, истеричность и плаксивость, садистские наклонности, необычная самостоятельность, нетипичный для ребенка скепсис в суждениях ит.д. ит.п. 
    Семейные проблемы в первые годы жизни способны опосредовать сложные отношения ребенка в среде сверстников, т.к такой ребенок отличается от большинства других детей – тех кто вырос в более типичных условиях. Если дети, сформировавшиеся в атравматичных, гармоничных условиях, как правило, оказавшись вместе, образуют довольно гомогенное сообщество, то ребенок, получивший психологические травмы и сложный/ противоречивый опыт отношений со взрослыми, часто неспособен гармонично влиться в коллектив сверстников. Такой ребенок нередко становиться одиночкой/изгоем либо лидером. Понятно, что одиночки и изгои формируются из замкнутых, привыкших жить в своем мире и зашуганных детей, лидерами становятся агрессивные, убежденные в своей вседозволенности дети, хотя опять же возможны варианты. Если даже такой ребенок занимает свою нишу среди «середнячков», все равно Он будет ощущать некоторую отчужденность из-за того, что его жизненный опыт не совпадает с опытом окружающих его детей, не совпадает, соответственно и мироощущение.
    А дальше происходит самое интересное, ребенок начинает осознавать себя среди других людей и в частности в коллективе сверстников, осознает Он и то место, которое ему там отводиться, так зачинаются основы для его будущего мировоззрения. 
    Мышление детей очень схематично, то, что нравиться ребенку одновременно хорошее, доброе, красивое и нужное, то, что ему по каким-то причинам неприятно – напротив плохое, уродливое, злое. В массе сверстников маленьких детей критерии «плохого» и «хорошего» образуются довольно быстро и вполне четко определены, это, можно сказать примитивное массовое мировоззрение, его зачаток. Ребенок одиночка или тем более изгой имеет, как правило, не высокий социальный статус среди сверстников, Он неясен своим стремлением к уединению, выбивается своим одиночеством, возможно, он морально слаб, а дети уважают силу, соответственно на такого ребенка коллективом сразу навешивается ярлык «плохой» со всеми вытекающими последствиями. Чувствовать себя хуже других – тяжкая ноша для психики, а потому у такого ребенка есть выбор, либо найти способ таки подстроиться под коллектив, либо согласиться со сверстниками в оценке себя, либо выдумать свою систему миропонимания, а это уже и есть творчество, творчество необходимое для выживания. Помимо развития фантазии такая ситуация заставляет ребенка отказаться от авторитета общества, утвердиться в негативном отношении к его законам. Таким образом, развивается умение нестандартно мыслить, объяснять мир по-своему, а не с помощью готовых постулатов, это соответственно повышает ХП.
    С ребенком лидером происходит несколько иначе. Такой ребенок, благодаря занимаемому им социальному положению, может позволить себе большую свободу в выборе стратегий поведения. Он может позволить себе издеваться над теми, кто ниже по рангу, чинить произвол, за это ему ничего не будет, коллектив все равно будет его уважать, подлизываться и даже любить, в глазах коллектива лидер всегда остается « хорошим» мало того он сам может формулировать критерии «хорошего» и «плохого» в коллективе. Такая ситуация, опять же, способствует ( в дальнейшем) к формированию неуважения к авторитету общества и пониманию того, что систему всегда реально переделать под «себя». А вот середнячки привыкают подчиняться социальному авторитету, они как правило либо адаптируются, либо притворяются, чувствуя себя, при этом, не на своем месте. Тем не менее ощущение отчужденности может заставить человека работать «на 2 фронта»: притворяться на людях, но тем не менее иметь собственное видение мира. По мере взросления такого ребенка, развитие личности идет по тем же схемам, правда с некоторым их усложнением, что связано с усложнением социальной ситуации. Развитие мировоззрения и творческих способностей, по большей части, завершаются в подростковом возрасте или по его окончании. В дальнейшем эти аспекты личности могут быть подвержены небольшим изменениям, кардинальных перемен уже, как правило, не происходит.
    Подведем итог: достижением нестандартного детского опыта и, в последующем, психологической конфронтации с окружающими, может явиться развитие самостоятельного мышления, собственной системы взглядов на мир, собственного мировоззрения, наконец. Человек, прошедший через это, неосознанно, а бывает и осознанно, не боится выходить за рамки массового мировоззрения и вообще за рамки приемлемых позиций, на что бы то ни было. Такого человека часто напротив тянет зарамки, все это само собой опосредует повышение ХП. Морально-нравственные принципы могут быть здесь самыми разными: от преувеличенного чувства нравственности до отказа от нее. Само собой отказ от упертости в каких-либо принципах дает намного большую свободу разума (ХП), а следовательно расширяет поле для творчества.
    Создание собственной системы взглядов – это основа продуктивной творческой деятельности. Только «создав себя», поняв для себя этот мир, человек способен производить творческий продукт во вне. Хотелось бы еще сказать, что, конечно же, не следует провоцировать гомеостатический путь формирования личности в воспитании ребенка, ибо, помимо, творческой личности, можно получить асоциальную личность, разгильдяя, да и просто неуверенного в себе человека.
    2. Рассмотрим ситуацию гетеростатического пути. Не всегда легко сказать, почему гетеростатичность одной личности больше другой. Тем не менее, некоторые обстоятельства могут способствовать наибольшему проявлению гетеростатичности. В отличие от гомеостаза все что связано с гетеростазом как правило не травматично для личности. По этому, можно рекомендовать методы способные повысить гетеростатичность как для воспитания ребенка, так и в некоторых случаях для работы с собой. Здесь имеет значение то, что способно провоцировать любознательность, вызывать интерес к самостоятельному выбору, с целью получения удовлетворения от самого процесса познания и выбора. Соответственно какие-либо ограничения устанавливаемые средой либо самостоятельно на любознательность и свободный выбор могут понижать гетеростатичность. Для воспитания ребенка имеют значение творческие способности окружающих, в частности родителей, атмосфера, которую создают вокруг себя творческие люди, подталкивает ребенка к проявлению и развитию у себя творческих способностей. Соответственно, если есть цель повышения гетеросатичности у ребенка, желательно поощрять любые проявления его творчества, мягко направлять в нужное русло, всегда оставляя за ним возможность выбора, не в коем случае не побуждать его к чему–то насильно, необходимо показать ребенку, что творчество - это то, что дает радость само по себе, а не только то, что опосредованно приводит к получению некоторых благ, имеет смысл определить его таланты и дать ему возможность с удовольствием их развивать. 
    Во взрослом возрасте для повышения гетеростатичности имеет смысл осознание того, что творчество самоценно и способно само по себе приносить удовольствие, избавление от навязчивых идей кому-то что то доказывать.


    Практическое резюме


    И так, любая теория, как бы она не была красива сама по себе, должна быть способна приносить пользу. Не боясь повториться, постараюсь рассказать о том, как данная информация способна помочь в решении тех или иных задач.
    Работа над собой. Повысить творческие возможности во взрослом возрасте крайне сложно, если вообще возможно повысить их существенно, тем не менее 
    можно рекомендовать обратить внимание на факторы, повышающие ХП и по возможности смоделировать их в своей жизни, например, постараться поверить в свое право на творчество и поменьше прислушиваться к чужому мнению в ущерб своему, так же желательно обратить внимание на гетеростатическую составляющую творческой мотивации, самодеструкцией, конечно же, желательно не заниматься.
    Воспитание ребенка. Если у вас есть желание воспитать творческую личность, то необходимо, по возможности как можно меньше ограничивать ребенка запретами, он должен чувствовать, что у него есть право выбирать самостоятельно, желательно опять же обратить внимание на факторы повышающие ХП. Если у вас дома напряженная обстановка и ее нельзя нейтрализовать, то нужно хотя бы постараться помочь ребенку пережить это и не прогнуться под общество, такая ситуация может способствовать развитию, но психически неблагоприятную атмосферу, на мой взгляд самостоятельно моделировать не стоит, ни в коем случае. Нужно поощрять желание мыслить отлично от остальных, формирование собственного видения мира. Нужно так же обратить внимание на гетеростатическую составляющую творческой мотивации.
    Анализ и прогнозирование. 
    В данной работе я изложила достаточно материала, описывающего возможный внешний вид и поведение творческой личности. Могу сказать, что мне, после того как я создала базис данной теории и научилась с этим работать, выделить творческую личность довольно несложно, порой достаточно одного взгляда, бывает нужно несколько минут наблюдения или небольшое время для общения.
    Самоанализ. Самоанализ - это, пожалуй, самая интересное для меня, из всего того, что может дать эта теория. Я искренне верю, что если вы решили потратить время на чтение данного текста и дочитали до этого места, то ваши творческие способности как минимум выше среднего. Я убеждена, что эта работа дает творческой личности возможность разобраться в себе и лучше понять себя, увидеть свои проблемы, если они имеются, и найти способ их решения. 


    Заключение

    Данная работа претендует на целостное понимание творчества, однако мне более всего хотелось раскрыть именно иррациональную составляющую творчества, являющуюся неотъемлемым элементом создания нового как в природе на всех ее уровнях, так и, соответственно, на уровне индивидуального личностного творчества. В моей теории иррациональная составляющая человеческой личности получила название – хаотический потенциал. О рациональной составляющей творчества написано немало. Не трудно встретить информацию о социальной пользе, которую способно приносить творчество, немало говориться о том, что для продуктивного творчества необходимы большие знания, а так же искусное владение ремеслом, говориться и о том, что творящий обязан обладать моральными принципами, дабы не наплодить того, что вредно и опасно для социума. Все это без сомнения важно и заслуживает внимания, тем не менее, такой взгляд поверхностен и не раскрывает многих аспектов, связанных с творчеством: как правило, очень абстрактно разъясняется понятие таланта, толком не объясняется что это такое, не дается никакого объяснения странности и неорганизованности творческих людей, имеют место в основном удивленные восклицания и ссылки на психопатологию, которую, как известно даже специалисты не всегда способны объяснить, ну и само собой не дается объяснения от куда именно творческие люди добывают новые идеи, как именно у них это выходит. Рекомендации по воспитанию детей и работе с собой то же в основном на уровне рационализма, т.е. детей предлагается старательно обучать, водить по секциям, в плане работы с собой, советуют в основном больше читать, а так же изучать тонкости того или иного ремесла. Своей работой я хотела показать, что это далеко не все, что можно сказать о феномене творчества. Эта ниша оказалась свободной и я как могла, постаралась ее занять. Эта ниша оказалась свободной естественно не просто так, виной всему как всегда человеческие комплексы и нежелание заглядывать в глубины собственного бессознательного. 
     Ведь, согласитесь, так неприятно осознавать, что мотивации великих творцов далеко не всегда благовидны, что то, что мы называем безумием может служить подспорьем для вполне появления вполне адекватного творческого продукта, что невозможно ничего создать, не пойдя против системы, что невозможно новаторски и нетривиально мыслить на работе и быть типичным обывателем (основой стабильности общества) все остальное время – природа просто не терпит таких противоречий. Ведь личность – это цельная система, сходно проявляющая себя в самых разных жизненных ситуациях, и человек с высоким ХП остается таковым во всех сферах его жизни; ит.п. Но, несмотря на человеческие комплексы, и проистекающее от сюда нежелание думать, я со всей ответственностью заявляю, что сфера иррациональной составляющей творчества существует, значимость ее сложно переоценить. Надеюсь, мне удалось раскрыть эту проблему достаточно полно и подробно 




Автор Astarta
Список публикаций >>

Обсуждение Сообщений: 5. Последнее - 25.11.2014г. 18:50:50



Оценить работу >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Без веры нет духовности | Безусловная вера | божестевенный акт творения | Виртуальные шаблоны понятий | Механизм прогноза | Непознаваемое | О мистике, ее сути и свойствах | Опережающее возбуждение | Сказочные мечты | Сознание - телевизионный прием... | Привлечение вдохновения | Психология творчества | Развитие гениальности | Творчество во сне | Творчество и нарциссизм | Fornit Творчество и вдохновение | Восприятие художественного творчества | Замятин Е.И. Психология творчества
Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Как образумить Beast?

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:1624519238

Авторские права сайта Fornit