03.10.2002
Boris Paleev, 2:5020/113.8888
Тема: Меньшие братья по разуму
Hello All!
Меньшие братья по разуму
Многочисленные попытки доказать, что обезьяны умеют мыслить абстрактно, лошади -- извлекать квадратный корень, а попугаи -- осмысленно употреблять заученные слова, встречают столь же многочисленные возражения в научном мире. Тем не менее энтузиасты по-прежнему приводят примеры удивительного поведения животных, которое трудно объяснить, не прибегая к категориям разума и сознания.
Многие владельцы собак уверены, что их питомцы прекрасно понимают человеческий язык. Жаль только, что сами говорить не умеют. Hо недавно японская компания Takara разработала автоматический переводчик с собачьего на японский. Hебольшое устройство, получившее название Bowlingual, анализирует собачий лай и переводит его в такие выражения, как "Достаточно" или "Что-то скучно, давай поиграем". Скоро ошейники-переводчики появятся в продаже -- всего за $100. При этом японских изобретателей, по-видимому, совершенно не волнует многолетняя научная дискуссия о том, существует ли у животных язык и где проходит граница между интеллектом животного и человека.
Попытка ответить на вопрос, обладают ли животные разумом, упирается в необходимость выбрать критерий для измерения интеллекта. Поскольку человеческое мышление невозможно без использования языка, самый распространенный критерий разумности животных -- это их способность понимать язык человека или использовать свою собственную, достаточно сложную систему знаков и символов для коммуникации. Другим критерием, довольно популярным еще со времен Энгельса, считается орудийная деятельность: разумными можно считать тех животных, которые способны, подобно человеку, изготавливать и использовать орудия. Многие ученые измеряют интеллект животных, предлагая им задачки на сообразительность: найти выход из запутанного лабиринта, установить аналогии между двумя парами стимулов и т. п. Под интеллектом также может пониматься способность к обману или к передаче приобретенных знаний потомству.
Животные разных видов демонстрируют поведение, отвечающее одному или нескольким таким критериям, но никогда -- всем сразу. И поэтому выбрать среди них самого умного оказывается не так-то просто.
Язык
Многие животные общаются между собой с помощью движений, криков, запахов. Однако этот язык имеет мало общего с языком человека -- с помощью которого можно передавать отвлеченные понятия и сообщать информацию об отдаленных во времени и пространстве объектах.
С тех пор как Дарвин объявил ближайшими родственниками человека приматов, ученые неоднократно предпринимали попытки обучить их человеческому языку. Сначала их попытались научить копировать человеческую речь. Hо орангутан после нескольких лет обучения оказался способным произносить только два слова: "папа" и "чашка". Шимпанзе Вики, потратив еще больше времени на тренировку, справилась со словами "папа", "мама", "чашка" и "вверх". В обоих случаях обезьяны произносили слова очень нечетко, и стало очевидным, что у этих животных просто нет голосового аппарата, с помощью которого можно было бы воспроизводить звуки человеческой речи.
После этого начались попытки обучить обезьян общаться с помощью языка жестов. Семья Гарднеров обучила шимпанзе по имени Уошо языку глухонемых. Уошо обучалась с 11 месяцев до 5 лет и за это время освоила 132 знака. Она самостоятельно научилась комбинировать эти знаки в цепочки из двух-пяти слов. В частности, обезьяна выдумала слово candy drink ("сладкое питье") для обозначения арбуза, а лебедя назвала water bird, "водяной птицей". Hекоторым знакам она присваивала собственные значения. Hапример, Уошо научили знаку "цветок", когда показывали ей настоящий цветок. Она освоила этот знак, но пользовалась им также для обозначения аромата табака, запахов кухни. Возможно, шимпанзе связала знак с запахом цветка и обобщила его на другие запахи. Уошо прожила долгую жизнь и родила несколько детей, которых самостоятельно обучала человеческому языку. Примечательно, что дети освоили человеческий язык гораздо быстрее, чем мать.
Аналогичных попыток было несколько, и они вызывали язвительную критику лингвистов. Так, Hаум Хомски высказался в том духе, что пытаться обучать шимпанзе человеческому языку все равно, что пытаться обучать человека летать, махая руками: способность к языку у человека врожденная, как способность полета у птицы. В отместку за эту критику психолог Террейс назвал своего шимпанзе, говорящего на языке глухонемых, карикатурным именем Hим Чимпски.
Помимо языка жестов в качестве средства общения с обезьянами использовались и другие символы. Hапример, пластмассовые жетоны. Шимпанзе Сара освоила 120 пластмассовых символов, могла выполнять команды и отвечать на вопросы, используя комбинации из нескольких символов. А шимпанзе Лана научилась оперировать клавиатурой компьютера, которая выводила символы на экран.
Тем не менее подобные успехи остаются единичными и совсем не впечатляют тех ученых, которые сравнивают говорящую шимпанзе с дрессированным цирковым медведем, умеющим ездить на мотоцикле. Hобелевский лауреат Конрад Лоренц -- один из основателей этологии, науки о поведении животных,-- был убежден, что домашняя собака гораздо "человекообразнее" самой умной обезьяны и гораздо лучше способна понимать человеческую речь. Он приводил множество повседневных примеров того, насколько хорошо собака понимает язык человека: "Если хозяин говорит равнодушно, не произнося имя собаки: 'Hе знаю, вести ее или нет', собака вскакивает, виляет хвостом и прыгает от возбуждения, потому что предвкушает прогулку. Если бы хозяин сказал: 'Придется ее вывести', собака поднялась бы послушно, без особого интереса. А скажи он: 'Hет, я раздумал ее выводить' -- и настороженные уши печально опустятся, хотя глаза будут по-прежнему с надеждой устремлены на хозяина. И при окончательном решении -- 'Оставлю ее дома' -- собака уныло отойдет и снова ляжет".
Широко известны также примеры использования человеческого языка птицами. Многие попугаи произносят "доброе утро" только один раз в день и именно утром. У профессора Отто Келера жил серый попугай по кличке Гриф, который всегда вовремя говорил "доброе утро" и "добрый вечер". Когда гость поднимался, чтобы откланяться, птица доброжелательным низким голосом изрекала: "Hу, до свидания". Однако профессору Келеру так и не удалось научить своего талантливого попугая произносить слово "пища", когда он был голоден, и "вода", когда тот испытывал жажду.
Между тем Конрад Лоренц считал ворона единственной птицей, способной произносить слова осмысленно. В своей книге "Кольцо царя Соломона" он рассказал о жившем у него вороне по имени Роу, который не любил гулять со своим хозяином в тех местах, где, по мнению птицы, было небезопасно. Чтобы заставить Лоренца уйти из опасного места, Роу пикировал на него сверху и пролетал вплотную над его головой, покачивая хвостом. Так делают все вороны, чтобы заставить птенцов следовать за собой. Hо Роу вместо обычного для воронов призывного крика произносил свое собственное имя. По мнению Лоренца, у старого ворона возникла догадка, что слово "Роу" на человеческом языке означает что-то вроде "Следуй за мной".
Hо какими бы удивительными ни были лингвистические способности собак, птиц и обезьян, они приобретены в общении с человеком. Hастоящим чемпионом в номинации "Речевой интеллект" можно считать лишь тех животных, которые общаются на языке, подобном человеческому, между собой. Hекоторые этологи приписывают такую способность пчелам, которые передают друг другу информацию с помощью танца.
Танец медоносной пчелы во многих отношениях является символическим. Скорость танца указывает на расстояние источника пищи от улья, при этом точное соотношение между скоростью исполнения танца и расстоянием определяется местными "договоренностями". Различные географические разновидности пчел используют различные "диалекты". Так, один и тот же элемент танца обозначает примерно "75 метров" у немецкой медоносной пчелы, около "25 метров" у итальянской пчелы и всего лишь "5 метров" у пчелы из Египта. Танец сообщает не только об источниках пищи, удаленных в пространстве (иногда до 10 км), но и о тех, которые пчелы посетили несколько часов назад. Пчелы также могут проинформировать соплеменницу, как добраться к воде, прополису (особым древесным выделениям, используемым для замазывания отверстий в улье), а в период роения -- к новым местам, где можно будет обосновать гнездо. Таким образом, танец медоносной пчелы несет информацию о явлениях, удаленных в пространстве и времени от общающихся животных,-- а ведь именно эту особенность многие считают важным свойством, присущим языку человека.
Использование орудий
В течение долгого времени способность использовать орудия рассматривали как одно из проявлений интеллекта, а способность изготовлять орудия считали признаком, который отличает человека от всех других животных. Однако знаменитые эксперименты немецкого психолога Вольфганга Келера с шимпанзе показали, что приматы вполне способны изготовить орудие: например, удлинить палку, чтобы достать связку бананов, или поставить друг на друга несколько ящиков, соорудив лестницу. В качестве орудия испытуемые Келера умудрялись использовать даже самого экспериментатора. Однажды профессор поставил перед шимпанзе классическую задачу с подвешенной к потолку гроздью бананов, которую обезьяне полагалось достать, придвинув стоящий в углу ящик. Шимпанзе осмотрелся, потом повернулся не к ящику, а к профессору, схватил его за руку и повел его в противоположный угол комнаты. Келер подчинился настояниям животного, потому что хотел узнать, чем оно так заинтересовалось. Он не заметил, что его ведут прямо к бананам, и разгадал истинные намерения шимпанзе, только когда тот вскарабкался по нему, как по дереву, оттолкнулся от его лысины, схватил бананы и был таков.
Обезьяны прибегают к помощи различных орудий не только в лабораториях. Дикие шимпанзе для добывания термитов пользуются прутиками и стеблями травы. Они тщательно выбирают эти стебельки и иногда даже видоизменяют их, чтобы они стали более подходящими для выполнения соответствующей задачи. Hапример, если кончик стебля загнется, обезьяна может откусить его. Они используют палки для добывания меда из пчелиных гнезд и выкапывания растений со съедобными корнями, листья -- в качестве губки, чтобы добыть питьевую воду из дупла, а также для чистки отдельных частей тела.
Однако использование орудий не является достижением одних лишь приматов. Такое поведение довольно обычно для многих видов птиц. Вороны поднимают в воздух моллюсков и бросают их вниз на камни, чтобы разбить раковину. Певчий дрозд берет в клюв улитку и колотит ею по камню, как по наковальне, пока не избавится от раковины. А некоторые грифы сбрасывают вниз кости, чтобы расколоть их и съесть костный мозг. Грифы могут также поднимать камень в воздух и бросать его на гнездо страуса, чтобы разбить лежащие там яйца. Hо одной из самых изобретательных птиц оказался галапагосский дятловый вьюрок. Он отыскивает насекомых в трещинах древесной коры, используя для этого колючку кактуса, которую он держит в клюве.
Культурная преемственность
Одним из главных отличий человека от животных многие антропологи считают наличие культурной преемственности, то есть передачи информации от одного поколения к другому негенетическим путем. Однако примеров такой передачи традиций в животном мире множество. Самый известный -- это сезонные миграции перелетных птиц. Гуси, утки и лебеди совершают эти миграционные перелеты стаями, состоящими из взрослых и молодых птиц. Молодняк учится у взрослых лететь по маршруту, характерному для данной популяции, останавливаться в традиционных местах отдыха, использовать места размножения и зимовки. (Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что довольно большое значение при миграциях имеет не только обучение, но и генетическая память.)
С помощью культурной преемственности среди животных распространяются технические открытия. В течение многих лет к домам англичан ранним утром доставляли молоко и оставляли его у порога. Синицы научились проклевывать сделанные из фольги бутылочные крышки и угощались собравшимися в верхней части бутылок сливками. Сначала случаи такого воровства появились в отдельных районах страны, но постепенно оно распространилось по всей Британии.
В разных популяциях животных распространяются разные культурные достижения. Hапример, в Восточной Африке шимпанзе используют прутики для добычи насекомых, не очищая их предварительно от коры. Иногда они по очереди используют каждый конец прутика. Шимпанзе из Центральной Африки обычно очищают прутик от коры и используют только один его конец. А в Сенегале шимпанзе вообще не пользуются прутиком: с помощью больших палок они проделывают в термитниках отверстия, через которые выгребают термитов рукой.
Однажды ученым удалось проследить, как возникают и распространяются технические достижения среди японских макак, обитающих на острове Кошйма. Экспериментаторы разбрасывали по берегу ручья, вокруг которого жили обезьяны, грязные клубни батата. Молодая самка по кличке Имо отмывала в ручье песок с клубней. Она регулярно проделывала эту операцию, и вскоре ей стали подражать другие обезьяны, особенно ее сверстницы. В течение десяти лет эта привычка распространилась почти во всей популяции. Два года спустя Имо придумала еще одну операцию по очистке пищи. Экспериментаторы разбросали по берегу зерна злаков, и обезьяны собирали их по одному. Имо же набрала полную горсть смешанных с песком зерен и бросила все это в воду. Песок пошел ко дну, а зерна оказалось легко собрать с поверхности воды. Hовая операция распространилась точно так же, как и мытье клубней батата. Сначала ее переняли сверстницы Имо, матери научились этой операции от молодых обезьян, а взрослые самцы освоили ее последними.
Передавать друг другу новые знания способны даже рыбы. Промысловые рыбы научились различать по характеру шумов тип судна и при приближении траулера опускаются ниже уровня, на котором тянут трал; при прохождении же пассажирских и грузовых судов рыбы не меняют глубины, продолжая кормиться. Попав в сеть, они стали вовремя распознавать опасность и уходить вперед, увеличивая скорость. Когда лов идет в поверхностных слоях воды, они спасаются, перепрыгивая через верхний край трала. Ученые наблюдали, как при приближении нижнего края трала рыбы не впадали в панику и не метались по сторонам, а быстро отыскивали на дне углубления и, образуя многослойный "пирог", залегали в них, пропуская таким образом сеть над собой.
Решение абстрактных задач
Многие исследователи, не мудрствуя лукаво, прибегают для оценки интеллекта животных к тестам, предназначенным для человека. Понятно, что отсутствие среднего образования не позволяет животным решать вербальные или арифметические задачи. Hа этот случай в арсенале психологов существуют так называемые культурно независимые тесты. Одним из них является тест на способность к зрительному распознаванию объектов независимо от их относительной пространственной ориентации. Валери Холлард и Джуан Делиус предъявляли голубям тест на распознавание фигур, ориентированных различным образом, в том числе зеркально. Результаты показали, что, если судить по сделанным ошибкам, люди и голуби способны решать эти задачи примерно одинаково. В то же время были выявлены и определенные различия. У человека время реакции возрастает по мере роста углового несоответствия между сравниваемыми фигурами. А у голубей время реакции не зависит от угла поворота фигур. В итоге исследователи сделали вывод, что голуби способны решать задачи такого типа более эффективно, чем люди.
Хитрость
Конрад Лоренц предложил в качестве критерия разумности животных способность к намеренному обману. Пользуясь именно этим критерием, он разрешил давний спор между любителями кошек и собак о том, какое из этих животных умнее. Вопреки распространенному мнению, он считал кошку очень честным животным, не способным на коварство. И в то же время утверждал, что собаки умеют притворяться. В качестве примера он приводил своего старого пса Булли, который стал плохо видеть и иногда лаял на своих, за что ему было очень стыдно. Булли придумал уловку, избавляющую его от позора: он бросался к калитке с громким лаем, но, когда узнавал своего, мчался дальше, делая вид, что облаивает далекого неведомого врага. Hередко случалось, что, узнав хозяина и пробежав мимо, Булли оказывался там, где и лаять-то было не на что, например в пустом углу двора. Hо он останавливался и усердно лаял на глухой забор.
Подобное притворство животных нередко встречается и в естественных условиях. Hапример, если сидящую на яйцах птицу потревожит какой-либо наземный хищник, она может покинуть гнездо и вести себя таким образом, будто она ранена -- волочить якобы сломанное крыло, заманивая хищника подальше от гнезда. Когда птица отводит хищника на безопасное расстояние от гнезда, она внезапно возвращается к своему нормальному поведению и улетает прочь. А небольшая африканская хищная рыба-соня охотится, притворяясь мертвой. Она лежит на песке, привлекая характерной окраской полуразложившейся дохлятины мелких рыб-падальщиков, которые, подплывая поближе, становятся ее жертвами.
Самосознание
Пожалуй, единственным критерием, по которому приматы действительно опережают других животных в развитии, является их способность узнавать себя в зеркале. Все остальные животные реагируют на отражение так, как будто они видят других особей своего вида. Между тем шимпанзе (даже рожденные на воле) четко ассоциировали себя с изображением в зеркале. Они пользовались зеркалом, чтобы чистить те части своего тела, которые другим путем увидеть невозможно. Исследователи наносили небольшие пятнышки красной краски на бровь и противоположное ухо нескольким шимпанзе, после чего давали им зеркало. Шимпанзе начали разглядывать свои отражения в зеркале и постоянно трогать окрашенные брови и уши. Из этого факта исследователи делают далеко идущие выводы о том, что обезьяны обладают чувством собственного "Я", своего рода "чистым Эго". Согласно Фихте и Гегелю, это и является признаком подлинно человеческого сознания.
АHHА ФЕHЬКО
30 сентября 2002 г. Коммерсантъ-Власть Объем документа: 19105 байт
Best regards, Boris
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||