Комментарии к работам Давида Ш. Гройсмана

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

(http://www.100magicwords.com)

 

У меня при прочтении возникла несомненная симпатия к Автору, проистекающая, возможно, из честности его попыток разобраться с проблемами, а не стремлением подогнать действительность под свои идеи.

Несмотря на то, что "истина важнее" и сделано немало кардинальных замечаний, это не значит, что сотворенное Автором для меня неинтересно. Тем более, что все сказанное, естественно, всего лишь мое мнение (о чем можно было бы и не напоминать :)

Это мое мнение базируется на представлениях, формализованных в http://www.scorcher.ru/collection/brain.php, http://www.scorcher.ru/collection/Intellect.php, http://www.scorcher.ru/art/lira/lira.php, http://www.scorcher.ru/collection/science.php, http://www.scorcher.ru/collection/world.php, http://www.scorcher.ru/collection/true.php.

 

ПРОЕКТ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Структурированная философская база под методики познания, общения и просвещения

Эта работа посвящена базовой общественно-научной терминологии, систематизированной в табличной форме с целью демонстрации графической наглядности функциональных связей между всеми формами общественного сознания посредством основополагающих категорий и понятий, выражающих собой неистощимый запас духовных общечеловеческих ценностей.

Хочется сразу обратить внимание, что в работе рассматриваются только словесные понятия. Но этнос связан намного большим количеством невербальных сигналов коммуникации, которые делают возможным взаимопонимание в большей степени, чем слова, и даже вопреки произнесенным словам.

Такие невербальные сигналы - полностью доминируют в животных стаях до человеческого уровня развития, у примитивных народов вообще могут быть всего сотни слов в запасе, и мы ушли не слишком далеко в этом отношении.

В последующем тексте будем обращать на это внимание в соответствующих местах.

Появление такой системы стало результатом многолетних раздумий автора, вызванных ощутимым дискомфортом в процессе его познавательной и профессионально-трудовой деятельности.

Свою задачу автор видит в стремлении показать неизмеримо важную роль категорийного мышления в процессе познавательной деятельности, просвещении и во взглядах на общественные идеалы; свою сверхзадачу – практическую – в осуществлении своего рода вакцины от малодушия, результатами которого человечество серьёзно расплачивается на всех уровнях общественных отношений и в отношениях с окружающей средой.

Бытует мнение о различие между "логическим" и "образным" мышлением" - как совершенно различным видам мышления. И вот еще "категорийное мышление". Вообще-то механизмы мышления принципиально одни и те же во всех случаях, несмотря на различия стилей мышления, определяемых эмоциональным контекстом. Категорийное мышление можно понимать как определенный стиль, при котором учитываются некоторые условные принципы, которым следует мыслящий "категорийно".

Желая убедиться в эффективности системы, а так же в её логичности, многомерности и научной и практической целесообразности, автор пришёл к выводу о необходимости в её обнародовании. Однако, при этом автор далёк от мысли считать свою Систему окончательно завершённой и тем более истиной в последней инстанции и допускает возможность обнаружения в ней определённых недостатков, но в то же время усматривает в ней конструктивную готовность и предрасположенность к позитивному развитию.

Автор обращается к специалистам различных областей общественно- и естественнонаучных знаний для принятия посильного по мере заинтересованности участия в жизни новой системы и надеется на доброжелательное отношение к скромному результату своего творчества.

 

 

Sистема (обзорная версия)

Круг принципиальных практических аспектов Системы

 

 Предлагаемая «Система ключевых слов взаимопонимания» даёт представление о картине общественного сознания как единой системе общечеловеческих ценностей, являющих собой исходную понятийную базу, выработанную человечеством и пригодную для всеобщего взаимопонимания независимо от возрастных, этнических или религиозных отличий, и свидетельствующей:

Хочется заметить, что "единая система общечеловеческих ценностей" представляется довольно идеализированной и вот почему. Наблюдения за историей различных культур дает множество примером противоположного отношения к, казалось бы, самом базовым представлениям, вплоть до таких, как библейские заповеди. Даже эти подверглись серьезному переосмысливанию по отношению к первоначальным вариантам. Вообще достаточно легко представить обстоятельства, когда ЛЮБАЯ из "ценностей" станет своей противоположностью. Это еще более осложняется тем, что нет такого объективно-самостоятельного образования как Система общечеловеческих или даже общесемейных ценностей, а есть только личные системы ценностей, которые в той или иной мере схожи между собой. Но они также и разительно различаются от преступников до полных филантропов. Черты какой из них будут преобладать зависит от влияния личностей - из носителей.

1. об описательной однозначности категорий и духовно-практических ценностей*; Надёжность Системы;

 

 

Религия

2. о взаимосвязях между всеми формами общественного сознания через общие для них понятия и категории, которыми обозначены общественные идеалы;

устойчивость Системы;

 

 

 

Мораль

3. о формировании и локализации в общественном сознании и в сознании индивида той или иной формы общественного сознания;

функциональность Системы;

 

 

 

Право

4. о природной неделимости общественного сознания: о невозможности исключения какой-либо формы общественного сознания из общей картины общечеловеческих ценностей без ущерба для гармонии человеческого духа; целостность Системы;

 

 

 

 

Искусство

5. о механизме возникновения тавтологий и демонстрации их абсурдности; стереоскопичность сознания;

 

 

Наука

6. о необходимости и возможности формулирования экологичности сознания и его воспитания;

 

Политика

7. о диалектике как Инь и Янь философского познания; производные категории диалектики; объективность Системы

 

 

Философия

и в дальнейшем призвана сослужить роль того недостающего, базового звена в системе начального философского образования, которого в свое время так не доставало автору, что он решился сам восполнить этот образовательно-мировоззренческий пробел.

Более всего интересно было бы знать, насколько и конкретно в каких слeчаях помогает это знание Автору теперь?

*Ряд очерков о замысле и разработке «Системы ключевых слов взаимопонимания», не вошедших в содержание сайта, остались в первоначальном варианте книги «Ключевые слова взаимопонимания. Очерки экологии сознания», ISBN 965-90742-0-4, контрольные экземпляры которых имеются в библиотеках:

Конгрессов США,

Британского Музея,

Иерусалимского университета,

Российской национальной библиотеки (Санкт-Пб.)

и Библиотеки МГУ.

Человек рождается на свет с готовыми естественными (биологическими) потребностями, направленными на его самосохранение:

Защитный (оборонительный) инстинкт

Ориентировочный (познавательный)

Пищевой инстинкт

Половой инстинкт (направлен на сохранение вида).

При этом «…у человека двойственная сущность. С одной стороны, он как природное существо обменивается с окружающей средой веществом и энергией, им движут инстинкты,…» « Но с другой – у человека есть черты, присущие только лишь ему одному, не имеющие соответствия в природе. Это чувства, абстрактное мышление, способность преобразовывать вещи с учётом своих будущих потребностей, способность к эстетическому восприятию. Да и природные инстинкты преломляются в его поведении через призму социальных установок. (Может, поэтому их не так-то легко разглядеть?) Например, когда хочется есть, то вы скорее пойдёте в магазин за продуктами, чем станете жевать траву с газона». http://radost.us/human/human.htm

Или, что явилось бы для данной темы наиболее актуальным, это ориентировочный инстинкт, который, в силу катализирующих его социальных причин, находит своё выражение в виде насущной познавательной потребности, побуждающей человека активно вступать во взаимодействие с окружающей средой (в том числе, в общение с другими людьми), приобретать опыт реагирования на её изменения и применять этот опыт впоследствии на практике. Но человек – не машина, которой изначально задали программу познавательной потребности с побудительным устройством, включающимся при каждом очередном акте его взаимодействия с окружающей средой. (Тем более, что этот процесс дискретен по определению… по определению понятия жизни). И, как всякая естественная потребность, потребность познания имеет свои, биологически обусловленные, корни.

А состоит эта биологическая обусловленность… в необходимости удовлетворения этой познавательной потребности. В противном случае, без рефлекса удовлетворения этой самой познавательной потребности сам процесс познания не будет иметь по-человечески устроенного, т.е. эмоционально окрашенного, смысла.

В такой этиологии возникновения ориентировочного рефлекса есть серьезные расхождения с имеющимися данными. Этот "рефлекс" - неотъемлемое свойство нервной системы, начиная с простейших птиц и составляет компонент интеллектуальных механизмов. Нейрофизиологически он представлен "детекторами нового", - специализированными анализаторами элементов нового в восприятии. Без таких детекторов было бы невозможно внимание, фокусирующего восприятие. Кроме того, значимость нового для организма всегда высока и в этом плане выполняет сторожевую функцию (и этой ипостаси предшествующие механизмы есть уже у насекомых). Новое непосредственно управляет процессами переключения внимания и долговременной памяти.

Перед тем как продемонстрировать терпеливому читателю предлагаемую систему, которая либо утонет в безбрежном море канувших в лету и ныне здравствующих систем, либо займёт достойное место среди последних,… хотелось бы резюмировать тот «гад морских подводный ход», логически приведший меня к мысли о насущной необходимости исполнения в муках инженерно-философского творчества рождённой конструкции.

Итак,

1. Рождаясь на свет божий существом биосоциальным, человек снаряжается (благодаря врождённым инстинктам) способностью к борьбе за существование и способностью к социальной абсорбции;

2. В процессе эволюции у человека появляются черты, присущие только ему одному и не имеющие аналогов в природе: это чувства, абстрактное мышление, способность преобразовывать вещи с учётом своих будущих потребностей, способность к эстетическому восприятию, в основе которых лежит познавательный инстинкт;

Чувства или рецепция есть уже у улиток. "абстрактное мышление" - есть уже у птиц (любое выделение отдельных свойств воспринимаемого и есть абстракция, а именно с этого начинается любое восприятие. Не абстрактного мышления, т.е. не отвлеченного в чем-то, просто не бывает.). Вообще не найдено ничего у человека такого, чего бы не было у его предшественников и это понятно: человек не возник внезапно, а лишь унаследовал и развил уже имеющиеся механизмы психики. Ничего принципиально нового в этих механизмах за время его существования не возникло.

3. Познавательная деятельность у человека непременно ведёт к выработке научных понятий и художественных образов как потенциальных проводников понимания, самовыражения и осмысленного действия;

Любое приобретение жизненного опыта невозможно без познавательной деятельности :) и научные понятия здесь ни при чем.

4. Венцом познавательной деятельности, творческого процесса является биологически обусловленный рефлекс удовлетворения этой познавательной потребности, который заключается в понимании вновь познанного;

Понимание или, другими словами, чувство определенности отношения, уверенность - присуща не только людям. Точно так же как творческий процесс, который имеет в основе "опережающее возбуждение" и механизм выбора возможных ситуаций. Проблема понимания - намного глубже.

5. Основная социальная цель и обусловливающая её биологическая потребность человека состоит в передачи знаний следующим поколениям. Общефилософски наиболее эффективной и надёжной формой передачи знаний является система. Система предполагает порядок, общую картину изучаемого предмета и ориентацию в нём;

К сожалению, знания или личный жизненный опыт, не передаются от субъекта к субъекту и не формализуются. Это - принципиально индивидуальные приобретения. Передаются сведения в символьной форме, которые становятся знаниями только после обкатки на собственном опыте, познаются на опыте. На попытке формализовать знания прогорели построители "экспертных систем", так и не сумев добиться желаемого.

Однако…несовершенство развития общественных отношений, конфликты и проблемы, возникающие в процессе общественного самовоспроизводства, неизбежно дают сбои в институтах социальных технологий, в т.ч. в вопросах систематизации знаний, которые, в свою очередь, бумерангом отражаются на процессе взаимопонимания в решении проблем, конфликтов — на вопросах общественного развития.

Результаты, или

Чего удалось добиться разработкой

Системы ключевых слов взаимопонимания?

1. Предлагается доказательное подтверждение тому, что форм общественного сознания действительно ровно семь – не более и не менее.

Наверное, нужно определить, что такое вообще "общественное сознание". Ведь как объективно самостоятельной сущности его нет, хотя мистик Юнг и пытался это утверждать.

2. Общественное сознание – целостная, фактически неделимая система форм общественного сознания, подвластных выделению их функций лишь на уровне аналитических свойств индивидуального сознания.

Т.е. существует не одно какое-то "общественное сознание", а 7 его разных форм. Но что же такое, по-сути, каждая из них?

3. Исходя из п.2, каждая из форм общественного сознания, выполняя присущую лишь ей одной функцию, проявляет одно из основополагающих свойств Системы:

РЕЛ. = Устойчивость обусловливает надёжность, субъективную уверенность в системе;

ФИЛ. = Конкретность предполагает определённость в выборе цели, целенаправленность;

МОР. = Утилитарность свидетельствует о функциональной целесообразности системы;

ИСК. = Целостность означает образность, замкнутость, укомплектованность системы;

ПОЛ. = Управляемость означает практическую состоятельность, применимость системы;

ПРВ. = Функциональность предполагает правомерность назначения системы;

НАУ. = Читабельность означает удобство пользования системой (юзабилити)

4. В процессе систематизации категорий в системе координат общественного сознания за ключевые понятия приняты общеизвестные, исходные, базовые категории общественного сознания, в том числе категории общественных идеалов:

Бог, Свобода, Добро, Красота, Власть, Право, Истина

Почему нельзя добавить сюда, к примеру, еще и Этику, Массмедиа, и что-нибудь другое, добавив соответствующие ассоциации с Такт, Мода? Почему только семь? Или почему нельзя использовать всего одно слово Культура, включающее все названное и многое не названное?

Почему Искусство не может быть присуще и политике и науке и любой другой категории по типу искусство политики или искусство философии? Хотя именно это и проделывается ниже в "Перечне ключевых категорий общечеловеческих ценностей". А это - прямой намек на то, что, все же, есть одна культура, лишь очень условно делимая на разные формы.

5. С преобразованием таблицы в ромбовидную форму осуществилась идея рассмотрения ключевых категорий в диалектическом противостоянии, давшем ряд новых парных категорий диалектики. («Каждой твари по паре»).

6. Рассмотрение новых парных категорий диалектики привело к мысли о новых, производных категориях, выраженных через категорию «диалектика»

7. Попытка перенести опыт систематизации высших категорий в сферу общественного бытия на стыке с категориями общественного сознания выявила ряд категорий, явившихся результатом взаимодействия форм общественного бытия и общественного сознания и свидетельствующих об отсутствии необходимости выяснения отношения общественного сознания к общественному бытию на предмет первичности, поскольку по занимаемому в системе месту они совмещают в себе свойства того и другого («Не просто продолжение»).

Перечень ключевых категорий общечеловеческих ценностей

Описание ключевых категорий родительскими категориями ФОС

Философский аспект сознания Ключевые категории

 

1. Философия религии или взгляд на религию глазами философа –

ВЕРА

2. Философия морали или взгляд на мораль глазами философа –

СОВЕСТЬ

3. Философия искусства или взгляд на искусство глазами философа –

ЭСТЕТ. ВКУС

4. Философия политики или взгляд на политику глазами философа

СТРАТЕГИЯ

5. Философия права или взгляд на право глазами философа –

ВЫБОР

6. Философия науки или взгляд на науку глазами философа –

ПОЗНАНИЕ

Нравственное отношение

 

1. Нравственность религии или взгляд не религию с точки зрения морали –

ПОКОРНОСТЬ

2. Нравственность философии или взгляд не философию с т. зрения морали –

ИНТЕРЕС

3. Нравственность искусства или взгляд на искусство с точки зрения морали –

КАТАРСИС

4. Нравственность политики или взгляд на политику с точки зрения морали –

МОТИВ

5. Нравственность права или взгляд на право с точки зрения морали –

ДОЛГ

6. Нравственность науки или взгляд на науку с точки зрения морали –

ОПЫТ

Эстетический подход

 

1. Эстетика религии или взгляд на религию с точки зрения искусства –

ТРАДИЦИЯ

2. Эстетика философии или взгляд на религию с точки зрения искусства

 

или искусство вести спор –

ДИАЛЕКТИКА

3. Эстетика морали или взгляд на мораль с точки зрения искусства

ЛЮБОВЬ

4. Эстетика политики или взгляд на политику с точки зрения искусства –

ТАКТИКА

5. Эстетика права или взгляд на право с точки зрения искусства –

СОГЛАСИЕ

6. Эстетика науки или наукa с точки зрения искусства, иск-во познания –

АНАЛИЗ

Политическая позиция

 

1. Политика религии или взгляд на религию с точки зрения политики –

ДЕСПОТИЗМ

2. Политика философии философия с точки зрения политики –

АРГУМЕНТАЦИЯ

3. Политика морали или мораль с точки зрения политики --

НРАВСТВЕНОЕ ВОСПИТ.

4. Политика искусства или искусство с точки зрения политики –

ЭСТЕТИЧ. ВОСПИТ.

5. Политика права или право с точки зрения политики –

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

6. Политика науки или взгляд на науку с точки зрения политики –

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Правовой аспект

 

1. Правовой аспект религии или взгляд на религию с точки зрения права –

МОЛИТВА

2. Правовой аспект философии или философия с точки зрения права –

ОРИЕНТАЦИЯ

3. Правовой аспект морали или мораль с точки зрения права –

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4. Правовой аспект искусства или искусство с точки зрения права –

ТВОРЧЕСТВО

5. Правовой аспект политики или политику с точки зрения права –

ТРЕБОВАНИЕ

6. Правовой аспект науки или взгляд на науку с точки зрения права –

МЕТОД

Научный взгляд

 

1. Научный взгляд на религию или взгляд на религию с точки зрения науки –

ДОГМА

2. Научный взгляд на философию или философию с точки зрения науки –

СИСТЕМА

3. Научный взгляд на мораль или взгляд на мораль с точки зрения науки –

ЭТИКЕТ

4. Научный взгляд на искусство или искусство с точки зрения науки –

ОБРАЗ, СИНТЕЗ

5. Научный взгляд на политику или политику с точки зрения науки –

ДИПЛОМАТИЯ

6. Научный взгляд на право или взгляд на право с точки зрения науки

ИСПОЛНЕНИЕ

Религиозный уровень сознания

 

1. Религия философии или взгляд не философию с точки зрения религии –

УБЕЖДЕНИЯ

2. Религия морали или взгляд на мораль с точки зрения религии –

АЛЬТРУИЗМ

3. Религия искусства или взгляд на искусство с точки зрения религии –

ПОДРАЖАНИЕ

4. Религия политики или взгляд на политику с точки зрения религии –

УПРАВЛЕНИЕ

5. Религия права или взгляд на право с точки зрения религии –

ТЕРПИМОСТЬ

6. Религия науки или взгляд на науку с точки зрения религии –

ЗНАНИЕ

Следует признать, однако, что в данном Перечне понятийная база общественного сознания систематизирована довольно примитивно.

Такая систематизация страдает отсутствием связей между элементами системы, а следовательно, по большому счёту не удовлетворяет понятию «система» в философском смысле. Можно привести множество оздоровительных систем. Так, по их функциональному характеру это вовсе не системы. Это типичные образцы (и зачастую хорошие), но – программ, а не систем. Система – это пространственная организация в режиме многомерных взаимосвязей. Программа же – технологическая цепочка последовательных действий.

Или возьмём, к примеру, «Систему психологии» К Платонова (М., «Мысль», 1972г.), очень близкую по смыслу к нашей, философской тематике. Она могла бы быть системой, не будь она лишённой элементарной графической наглядности. А так это популярно и добротно прописанный перечень психологических (и философских) терминов. Но он не даёт человеческому разуму ключа к ориентации в таком огромном понятийном пространстве как психология, и уж тем более во взаимосвязи её с другими науками и формами общественного сознания. И чтобы почувствовать себя мало-мальски грамотным в этой науке и в увязке с другими науками, надо быть К. Платоновым, т.е. заново пройти его путь.

Вот это - и есть ключевая мысль! Чтобы приобрести знания, нужно самому пройти путь, обозначенный символами сведений. В этом плане ничто написанное человеком знаниями не является, и этим прощается Платонов :) То же самое можно сказать и про работу Автора.

И выше приведённый Перечень по сути малоинформативен и в смысле получения развития, выхода на новый уровень знания слишком статичен.

 

 

Ключевые категории общечеловеческих ценностей в системе координат общественного сознания

 

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Аспект

Идеал

Религия

Философия

Мораль

Искусство

Политика

Право

наука

Уверенность

Религия

Бог

Убеждения

Альтруизм

Подражание

Управление

Терпимость

Знание

Направление

Философия

Вера

Свобода

Совесть

Эстетич. вкус

Стратегия

Выбор

Познание

Отношение

Мораль

Покорность

Интерес

Добро

Катарсис

Мотивы

Долг

Опыт

Развитие

Искусство

Традиция

Диалектика

Любовь

Красота

Тактика

Консенсус

Анализ

Воздействие

Политика

Деспотизм

Аргументация

Нравст. воспит.

Эстет. воспит.

Власть

Справедливость

Просвещение

Волеизъявл.

Право

Молитва

Ориентация

Ответственность

Творчество

Требование

Право

Метод

понимание

Наука

Догма

Система

Этикет

Образ, синтез

Дипломатия

Исполнение

Истина

 

 

Теология

Философия

Этика

Эстетика

Политология

Правоведение

Гносеология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, выглядит красиво! Хотя многие аналогии неубедительны, а то и вызывают неприятие: Мораль+Наука=Опыт, Искусство+Наука=Анализ, Наука+Религия=Знание, Политика+Религия=Деспотизм и т.п. Многие сочетания позволяют двусмысленность и произвольность выбора. Как таблица определений понятий, она часто вступает в противоречие с общепринятыми представлениями.

Система хороша таким немаловажным качеством как удобство пользования. Поэтому см. Перечень совместно с «Таблицей…», которая, естественно, лишена дефиниций (они ей ни к чему: на то есть Перечень дефиниций), зато она обладает таким преимуществом перед Перечнем как «читабельность», а в совокупности (с некоторым преобразованием таблицы в ромбовидную форму) они действительно составляют Систему и даже создают нечто новое (см. Производные категории диалектики).

«Каждой твари по паре»,

 или Диалектика пропедевтики и другие…

В свете рассмотрения данной темы интерес вызывает возможность и необходимость благодаря графической наглядности системы рассматривать понятия (категории) не в рамках одной лишь «своей» формы общественного сознания, но попарно в диалектической взаимосвязи с противоположными ФОС-понятиями, переводя процесс прямолинейного познания на рельсы поистине диалектического познания действительности. Это навело меня на мысль о преобразовании таблицы в симметричную ромбовидную форму, в которой ещё более наглядно просматривается диалектическое равновесие всех попарно расположенных ключевых категорий общественного сознания, убедительно подтверждающих гармоническое устройство системы.

Схема графической наглядности диалектической взаимосвязанности подкатегорий

общественного сознания

В тот момент, когда передо мной предстала готовая ромбовидная картина в равновесном раскладе взаимообразно дополняющих друг друга ключевых категорий системы, я усмотрел в ней новый диалектический расклад, напрашивающийся на выработку неких совершенно новых понятий. Я составил новый перечень парных, неантагонистических, но взаимно уравновешивающих друг друга категорий, общие определения которым сходу не давались.

Получился перечень парно функционирующих категорий, которому я дал рабочее название «Производные категории диалектики».

Производные категории диалектики

Философия религии

 

 

 

Религия философии

 

ВЕРА

+

УБЕЖДЕНИЯ

 

Диалектика мировоззрения

 

Философия морали

 

 

 

Нравственность философии

 

СОВЕСТЬ

+

ИНТЕРЕС

 

Диалектика взаимоотношений (принцип порядочности; слова и дела

 

Философия искусства

 

 

 

Эстетика философии

 

ВКУС

+

ДИАЛЕКТИКА

 

Диалектика суждений

 

Философия политики

 

 

 

Политика философии

 

СТРАТЕГИЯ

+

АРГУМЕНТАЦИЯ

 

Диалектика целеполагания

 

Философия права

 

 

 

Правовой аспект философии

 

ВЫБОР

+

ОРИЕНТАЦИЯ

 

Диалектика определённости

 

Философия науки

 

 

 

Научный взгляд на философию

 

ПОЗНАНИЕ

+

СИСТЕМА

 

Диалектика усвоения

 

Нравственность религии

 

 

 

Религия морали

 

ПОКОРНОСТЬ

+

АЛЬТРУИЗМ

 

Диалектика самоотверженности

 

Нравственность искусства

 

 

 

Эстетика морали

 

КАТАРСИС

+

ЛЮБОВЬ

 

Диалектика преданности

 

Нравственность политики

 

 

 

Политика морали

 

МОТИВЫ

+

НРАВ. ВОСПИТАНИЕ

 

Диалектика благонамеренности

 

Нравственность права

 

 

 

Правовой аспект морали

 

ДОЛГ

+

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Диалектика обязательности

 

Нравственность науки

 

 

 

Научный взгляд на мораль

 

ОПЫТ

+

ЭТИКЕТ

 

Диалектика умудрённости

 

Эстетика религии

 

 

 

Религия искусства

 

ТРАДИЦИИ

+

ПОДРАЖАНИЕ

 

Диалектика преемственности

 

Эстетика политики

 

 

 

Политика искусства

 

ТАКТИКА

+

ЭСТЕТ. ВОСПИТАНИЕ

 

Диалектика целеустремлённости

 

Эстетика права

 

 

 

Правовой аспект искусства

 

СОГЛАСИЕ

+

ТВОРЧЕСТВО

 

Диалектика принятия решения

 

Эстетика науки

 

 

 

Научный взгляд на искусство

 

АНАЛИЗ

+

СИНТЕЗ, ОБРАЗ

 

Диалектика понимания

 

Политика религии

 

 

 

Религия политики

 

ДЕСПОТИЗМ

+

УПРАВЛЕНИЕ

 

Диалектика авторитарности

 

Политика права

 

 

 

Правовой аспект политики

 

ТРЕБОВАНИЕ

+

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Диалектика правомерности

 

Политика науки

 

 

 

Научный взгляд на политику

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ

+

ДИПЛОМАТИЯ

 

Диалектика пропедевтики

 

Правовой аспект религии

 

 

 

Религия права

 

МОЛИТВА

+

ТЕРПИМОСТЬ

 

Диалектика воздаяния

 

Правовой аспект науки

 

 

 

Научный взгляд на право

 

МЕТОД

+

ИСПОЛНЕНИЕ

 

Диалектика дозволенности

 

Научный взгляд на религию

 

 

 

Религия науки

 

ДОГМА

+

ЗНАНИЕ

 

Диалектика познаваемости

Здесь возникает еще больше непоняток :)

Например, мне трудно согласиться с тем, что мировоззрение складывается из веры + убеждения. В период доверчивого обучения дети, безусловно, строят картину мира, используя авторитет взрослых. Но почти сразу эта картина начинает ими проверяться на вшивость, часто доходя до крайности недоверия. Говорить о вере детей трудно так же как говорить о безусловной вере взрослых. Скорее это - всего лишь начальный этап получения сведений, которые затем начинают превращаться в знания методом столкновения личности с реальностью. У взрослых вера не предполагает измены ей. Она - конечный пункт их убеждения в данной мысли, граница шкалы, где ей предшествует убежденность полученного опыта. Наука дает возможность прийти к убежденности, и исходит не из веры, а из предшествующей, эмпирически проверенной, уверенной убежденности - аксиом. И так двигается, расширяя границы познания.

Совесть+Интерес=Взаимоотношения? Интерес - неотъемлемый атрибут любой психической реакции. Его величина строго пропорциональна произведению новизны воспринимаемого на его значимость для данной личности (из-за модулирующего влияния системы значимости детекторами нового, что является базовым механизмом направленности и ориентации (тормозные и возбуждающие или положительные и отрицательные) всех психических процессов).

Почти все другие сочетания вызывают похожие невольные возражения :)

Я не ставлю вышезаявленные категории своей Системы в противовес общеизвестным категориям диалектики, коими являются «Сущность и Явление», «Причина и Следствие», «Форма и Содержание» и т.д. Напротив, именно благодаря им и в момент их своевременной истины и родились эти производные категории диалектики, которые своим появлением свидетельствуют о неограниченных резервах в развитии Системы. (И возможно – и даже наверняка – профессиональный, научный, философский ум найдёт в ней те возможности, о которых, в силу разных причин, не догадывается автор).

Не просто продолжение…

Однако, вся работа по отысканию и систематизации общефилософских понятий и категорий была бы не только неполной, но и недостаточно оСМЫСЛенной, если бы не имела своей целью выйти на рубежи диалектического освоения понятийной базы основных видов человеческой деятельности, также сведённой в табличную форму на правах логического продолжения ранее разработанной Системы ключевых категорий общественного сознания. Такими видами человеческой деятельности навскидку являются, в первую очередь, ИГРА, ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС и не тек давно возникшая в силу острой необходимости ЭКОЛОГИЯ.

Ключевые ценностные категории в основных сферах человеческой деятельности

 

 

Основные виды человеческой деятельности

ФОС

Игра

Смысл

Бизнес

Смысл

Экономика

Смысл

Экология

Смысл

Религия

Процесс

Практика

Миссия

Лидерство

Стабильность

Уверенность

Сохранность

Спасение

Философия

Победа

Результат

Успех

Прибыль

Владение

Возможности

Комфорт

Благодать

Мораль

Правила

Соблюдение

Труд

Вложения

Распределение

Заслуги

Благоговение

Святость

Искусство

Спорт

Возможности

Учреждение

Производство

Организация

Система

Баланс

Гармония

Политика

Тактика

Выбор

Управление

Осуществление

Распоряжение

Пользование

Саморегуляция

Благоденствие

Право

Участие

Самоутверждение

Планирование

Эффективность

Собственность

Гарантии

Существование

Жизнь

Наука

Теория

Применение

Практика

Опыт

Рачительность

Целесообразность

Мера

Здоровье

 

Теория игр

 

Теория бизнеса

 

 

 

 

 

Для бизнесменов (и не только) можно дать более глубокую смысловую расшифровку базовых понятий любого аспекта занятости. А так же заглянуть осторожно в святая святых …

Понятийно-смысловой анализ БИЗНЕСА

 

Бизнес

Прямой смысл

Снятый смысл

Глубинный смысл

Религия

Миссия

лидерство

Признание

Удовлетворение

Философия

Успех

Прибыль

Потребление

Усвоение

Мораль

Труд

Вложения

Посвящение

Самосознание

Искусство

Организация

Производство

Количество

Качество

Политика

Управление

Осуществление

Результат

Продвижение

Право

Планирование

Эффективность

Выгода

Надежность

Наука

Практика

Опыт

Навыки

Квалификация

 

 

 

Понятийно-смысловой анализ РЕЛИГИИ

Аспект

Религия

Нравственный смысл

Религия

Бог

Религиозный идеал

Философия

Вера

Стойкость, сила духа

Мораль

Покорность

Смирение

Искусство

Традиция

Память поколений

Политика

Деспотизм

Проповедь, пропаганда

Право

Молитва

Инициатива

Наука

Догма

Надежность

 

А теперь, глубоко вздохнув, давайте всё-таки определимся, куда же привёл нас (меня, в частности,) этот «гад морских подводный ход», к чему такому существенному и предельно простому и доступному для нашего современного, местами продвинутого, крутого менталитета,? Где тот природный железобетонный фундамент безотчётности, на котором так прочно восседают выше расписанные первокирпичики нашего рвущегося к неизведанным просторам сознания?

Одна из таких мыслей, на первый взгляд, тривиальных, заключается в том, что все наши формы общественного сознания – это, прежде всего, основные, исходные, взаимосвязанные векторы, функциональные составляющие нашего сознания по отражению и обустройству нашего бытия.

Насчет функциональных составляющих нашего сознания, есть возражения в том смысле, что функционально индивидуальное сознание, как явление психики, вовсе не коррелируют с перечисленными чисто философскими абстракциями. Оно даже не подозревает о них часто :) и, конечно же, сознание первобытных людей вообще было не обременено ими.

 

Форма

Общественного сознания

Функция сферы сознания

 

Сфера подсознания,

определяющая смысл

функции сферы сознания

1

Религия

Уверенность

Самосохранение

2

Философия

Интерес

Потребность

3

Мораль

Взаимоотношения

Корпоративность

4

Искусство

Самовыражение

Подражание

5

Политика

Влияние

Агрессия

6

Право

Выбор

Необходимость

7

Наука

Возможности

Опыт

Понимать (читать) это следует так:

На религиозном уровне – подсознание, отвечающее за инстинкты самосохранения,

предопределяет зарождение уверенности в сфере сознания;

Должен ответственно заявить :) что подсознание вообще не отвечает за каие-либо инстинкты! И вообще принципиально не отличается от сознания, а является лишь временно не осознаваемой областью активных психических процессов. Уверенность же вовсе не имеет отношение к религии, а проистекает из достаточно определенного жизненного опыта, прогнозирующего через механизм опережающего возбуждения достаточно знакомый вариант возможных событий. Религиозная вера имеет другие психические механизмы (очень коротко): блокировку всех не соответствующих аспектам веры прогностических вариантов, и в этом смысле является предельной в шкале убежденности. Любая убежденность - это блокировка или преимущественное подвозбуждение данного прогностического варианта. С приобретением жизненного опыта число таких блокировок все увеличивается, и возникающая косность является платой за адаптацию к конкретным условиям. Преодолеть блокировку веры очень трудно, и дальнейшее развитие жизненного опыта в данных направлениях становится невозможным. Вот почему говорят, что там, где начинается вера, кончается мудрость. Причины блокировки - всегда одни и те же: тормозное влияние отрицательной значимости вследствие невозможности найти выход из данной ситуации собственными силами (собственной поведенческой активностью).

На философском уровне – в спектре потребностей, контролируемых подсознанием,

предопределяется зарождение интересов в сфере сознания;

Потребности контролируются не подсознанием, а определяются системой значимости, имеющий базу из всех рецептивных полей  положительных и отрицательных воздействий на организм.

В дальнейшем- аналогичные претензии к неверной интерпретации функции подсознания.

На нравственном уровне – подсознательная корпоративность

перерастает во взаимоотношения на сознательном уровне;

На эстетическом уровне – подсознательное подражание

развивается в самовыражение на уровне сознания;

На политическом уровне – подсознательная агрессия

преобразуется в психологический фактор сознательного влияния;

На правовом уровне – неосознанная необходимость

ставит нас перед необходимостью осознанного выбора (почти каламбур);

На научном уровне – в закромах бессознательного опыта

сокрыты бесконечные возможности, способные проявиться лишь

при активном участии нашего разума

Я понимаю, что, рассуждая о формах общественного сознания, особенно, о религии и философии, трудно обойти вниманием психологию, как первую и, возможно, главную область практического, хотя и закамуфлированного проявления этих ФОС, но психология всё же наука (о психологии как науке - в http://www.scorcher.ru/mist/psi/psi.htm :), а не будучи профессиональным психологом, я позволил себе лишь высказать догадки о тех точках соприкосновения науки психологии и выше указанных форм общественного сознания, о которых мне подсказало моё философское чутьё и, отчасти, вышеизложенные рассуждения и изыскания.

Думаю, господа психологи и философы меня поправят в тех местах, где по причине невозможности знать всё одинаково хорошо (или недостаточно хорошо) я могу быть непонятым, но я всё же надеюсь, что, в принципе, мне удалось нащупать некий замковый философский камень в основании наших общих многотрудных потуг на пути к интеграции философской мысли в системном подходе к общечеловеческим духовным ценностям.

 

 

Результаты, или Чего удалось добиться разработкой Системы ключевых слов взаимопонимания?

1.                       Предлагается доказательное подтверждение тому, что форм общественного сознания действительно ровно семь – не более и не менее.

Это принципиально для практического иcпользования? Ответ - статье Автора "КаждыйОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан". Разбор - чуть ниже :)

2.                       Общественное сознание – целостная, фактически неделимая система форм общественного сознания, подвластных выделению их функций лишь на уровне аналитических свойств индивидуального сознания.

Однако, делимая на 7 разных форм :)

 Исходя из п.2, каждая из форм общественного сознания, выполняя присущую лишь ей одной функцию, проявляет одно из основополагающих свойств Системы:

РЕЛ. - Устойчивость обусловливает надёжность, субъективную уверенность в системе;

Мои возражения этому, как и нижеприводимым, утверждениям - выше...

ФИЛ. - Конкретность предполагает определённость в выборе цели, целенаправленность;

МОР. - Утилитарность свидетельствует о функциональной целесообразности системы;

ИСК. - Целостность означает образность, замкнутость, укомплектованность системы;

ПОЛ. - Управляемость означает практическую состоятельность, применимость системы;

ПРВ. - Функциональность предполагает правомерность назначения системы;

НАУ. - Читабельность означает удобство пользования системой (юзабилити)

3.                       В процессе систематизации категорий в системе координат общественного сознания  удалось найти ключевые, т.е. исходные, базовые категории общественного сознания, в том числе категории общественных идеалов:

Бог, Свобода, Добро, Красота, Власть, Право, Истина

4.      С преобразованием таблицы в ромбовидную форму осуществилась идея рассмотрения ключевых категорий в диалектическом противостоянии, давшем ряд новых парных категорий диалектики.

6.      Рассмотрение новых парных категорий диалектики привело к мысли о новых, производных категориях, выраженных через категорию «диалектика»

7.      Попытка перенести опыт систематизации высших категорий в сферу общественного бытия на стыке с категориями общественного сознания выявила ряд категорий, явившихся результатом взаимодействия форм общественного бытия и общественного сознания и свидетельствующих  об отсутствии необходимости выяснения отношения общественного сознания к общественному бытию на предмет первичности, поскольку по занимаемому в системе месту они совмещают в себе свойства того и другого.

 

 

Некоторые выдержки из работ Автора, опубликованные на его сайте.

 

«Зри в корень», или Диалектика усвоения

...Может быть, вы знаете, в каком отделе нашего сознания сидит эдакий шишок-самодур и ежесекундно решает за нас: «Это хочу, а это не хочу; могу – не могу; буду – не буду», в общем, беспощадно треплет нам нервы, то и дело дёргая нас поочерёдно за все извилины, как девчонку за косички? Вы и тут угадали. Этот – правовой – аспект в составе: молитва, ориентация, ответственность, творчество, справедливость, метод, в идеале проявляющийся в праве и выражается жизнеутверждающей функцией В О Л Е И З Ъ Я В Л Е Н И Я. Что и говорить, это первая форма общественного сознания, с которой человек рождается на свет божий. Ибо право на жизнь – первое и главное условие существования человека как живого существа (что даже юридически закреплено в международной Декларации прав человека) и осуществление своего независимого выбора.

 

Эволюционно, начиная с птиц, эту функцию выполняет система значимости личности, базирующаяся на рецепторах отрицательного и положительного воздейтсвия на организм, и по этому признаку определяющая знак эмоционального контекста ответных реакций. Предопределенная часть таких реакций восходят к насекомым и передаются наследственно. Приобретаемая часть формируется в виде жизненного опыта (интеллекта).

 

...А какая область нашего сознания занимается владением, контролированием ситуаций, тактикой общения и поведения и стратегией намерений? Я думаю, это несложно. Это политический аспект в составе понятий: деспотизм, аргументация, нравств. воспит., эстетич. воспит., требование, просвещение, в идеале проявляющийся в виде мотивированного В Л И Я Н И Я или В О З Д Е Й С Т В И Я , способствующего превращению желаемого (или планируемого) в действительное.

 

Наше сознание не делится на подобные области :)

 

КаждыйОхотникЖелаетЗнатьГдеСидитФазан

 

...подумал я, а имеет ли – и какое – значение для нас численность форм общественного сознания? Что нам от того, будет ли их семь или двадцать семь? К ответу на эти вопросы я не был готов, хотя интуиция подсказывала мне, что разница должна быть и немалая. Даже, я бы сказал, стратегическая. Так, в чём же дело?

... зримее всего эти чудеса злого умысла проявились не в чём ином как в семи смертных грехах.

... выражаясь общефилософским языком, грех есть суть попрание общественных идеалов.

... Я не знаю, насколько убедительно прозвучали доказательства в пользу семи добродетелей – общественных идеалов. Но если наглядно выстроить и систематизировать приобретённый в пути по ухабам общественного сознания конгломерат человеческих слабостей, пороков и прегрешений – Гордыню, Скупость, Разврат, Зависть, Гнев, Чревоугодие и Лень -- и противопоставить им драгоценные перлы общественных идеалов – Бог, Свободу, Добро, Красоту, Власть, Право и Истину, то можно с удовлетворением отметить, что задача по отысканию диалектических основ общественного сознания и доказательству их взаимообразного единения выполнена на 100%

... Формы общественного сознания – это вечные, постоянные и закономерные условия реализации общественных отношений.

... только и именно ФИЛОСОФИЯ, не имеющая аналогичной парной категории, объединяет собой ВСЕ остальные Формы Общественного Сознания, рассматривая их в свете противоречий, диалектически заложенных в соответствующих им парных категориях, ибо все парные категории, рождённые в недрах философской мысли, предназначены для функциональной диагностики общественного сознания с точек зрения каждой формы общественного сознания и для диалектической взаимосвязи с ними, а диалектика противоречий – это прерогатива только ФИЛОСОФИИ.

 

Резюме. Идя от произвольно выбранных в библии семи грехов и сопоставив их семи добродетелям (власть и право всегда добродетели?), определяем их как философские категории: формы общественного сознания, то, что соответствует общественным отношениям. Заодно, для надежности, утверждаем, что никто кроме философов не вправе покуситься на данную епархию. Вот таковы философы? :)

Но что мешает мне посчитать, например, массмедиа не менее значимой, чем даже религия, формой общественных отношений? Автором не представлены какие-либо ограничивающие критерии.

 

Комплект помех к вечному двигателю

...было непонятно, отчего, зачем и почему до сих пор существует множество философских теорий, причём сторонники каждой из которых уверены в истинности именно своей.

... проблема состояла в том, что смысл, который вкладывался в иные немаловажные, хотя одни и те же, слова, тоже оказывался различный.

 

Стоит обратить внимание на то, что эта беда касается не только философских теорий, а вообще любых теорий, которые, в отличие от научных, развивают свои представления не из системы четко определенных понятий (аксиоматической уверенности предыдущего опыта, проверенного эмпирически), а исходя их так называемых виртуальных шаблонов понятий. Т.е. таких понятий, которые не являются определенными во многих своих свойствах, а лишь в некоторых абстракциях.

Подобные понятия бывает и невозможно определить, например, мистические понятия заведомо даже объявляются неисповедимыми. Поэтому в каждой голове формируется своя модель этих понятий, что приводит к сугубо личностным представлениям. Сколько людей - столько и представлений о Боге. Естественно, что даже внутри каждой из таких теорий начинаются разнопонимания и споры, которые не могут ничем закончиться вследствие невозможности окончательной проверки понятий. Вот почему вместо уверенности от эмпирического опта используется вера - как необходимое условие некоего примирения. Картины мира, начинающиеся с его сотворения - мистические по своей сути основаны на вере и не могут быть определенными, в отличие от картины уверенного эмпирического знания, развивающегося с противоположной мистическому направлению: от известного к неизвестному.

 

Курица – не птица, или Общение с понятием

...цитата д.ф.н. А. А. Брудного: «Для того, чтобы главное, о чём думаешь, перешло в труд мыслей, нужен спорт размышлений». Конечно, это красивая метафора, но её образность настолько точно объясняет технологию осознанного нарабатывания убеждений, что не воспользоваться ею как основанием, толчком к формированию, обновлению своего мировоззрения посредством уяснения необходимых понятий и категорий было бы, по меньшей мере, недальновидно...

Прекрасно сказано! Полностью согласен.

 

О стереоскопическом зрении сознания

...В работе сознания происходит непрерывный процесс попеременного диалектического сопоставления смежных, попарно взаимодействующих сфер взаимного осмысления, каковыми в нашем примере являются Философия и Мораль.

...

Философия морали – это совесть.

Нравственность Философии – это интерес.

Это уж слишком наивно :) Как политически обоснованные лозунги годится, но только не как предмет истинного понимания явлений психики. Подобные философские определения общественного и индивидуального сознания политичны, но не гносеологичны.

 

Открытие ДЛЯ СЕБЯ

...Таким образом, первейшей и исходной общечеловеческой ценностью условимся отныне и впредь считать Жизнь; и все Слова, мудростью и милостью Божьей слетевшие со священных уст, так же наречём общечеловеческими ценностями: тут и твердь, и вода, и живность, и растительность (в миру «Материя»); тут и свет, и разделение твердей, и произрастание семян и корней, и размножение зверей и прочей… «каждой твари по паре»    (в миру «Диалектика»); и «Божий Дух (в миру «Сознание») носился  над водою» (в миру «Движение»);  «и был вечер, и было утро» (в миру «Время»)… И дадим теперь возможность прочим ценностям собраться под сенью выше перечисленных священных ипостасей – под перекрёстным взаимноизучающим обзором вышеприведённых ФОС.

Вот елки... Что бы это значило??

 

Плоды откровения, или Диалектика мировоззрения

... Что бы ни говорил человек, как бы ни пытался убедить меня в том, что он верит в Бога, или убедить меня в обратном – в любом случае я отнесусь к этому с подозрением в неискренности.

... совершенно бессмысленно спрашивать ближнего о его религиозных пристрастиях – это вопрос сугубо интимный...

... не будем сбрасывать со счетов библейское «Слово изреченное есть ложь»...

... коллективная вера – всё равно что коллективная любовь. Во всяком случае, история свидетельствует, что и то, и другое, в конечном счёте, приводит к массовым человеческим страданиям.

Мне это на самом деле нравится. Чем не хороший ответ на непонятки для Комплекта помех к вечному двигателю?

... Неверие человека ни во что – прискорбно и где-то страшно...

Хочется добавить, что и противоположность неверию - безусловная вера - не менее прискорбное и страшное ограничение.

 

 Реакция на раздражители, или Диалектика познаваемости

... на форуме Известий.ру появилась статья по поводу научного доказательства некоего учёного о существовании Бога.

... Я бы на Его (Бога, естественно) месте… обиделся бы… «Это что же получается, подумал бы я, что Я – великий и всемогущий, существующий в веках и пребывающий в небесах, на земле и на море, за весь отчётный период своего безукоризненного существования и за тот, когда профессор ещё пешком под стол ходил, не смог (подумать только: Я – не смог?!!!) убедить этих несчастных, которых сам же породил, в том, что Я – есмь!!! А этот …как бишь его … профессор доказал!? Так кто же из нас после этого Бог – он или Я?»

Классно сказано!

... Вы выбиваете у ближнего почву из-под ног, не давая ничего взамен.

Веру невозможно выбить другой верой. Можно только - настолько серьезными фактами, очевидными в новом жизненном опыте, с которыми уже невозможно считаться. Кто сказал, что боль, получаемая в ходе приобретения жизненного опыта - зло? Боль не менее важна, чем радость. Она не позволяет совершать опасное. И если вера была сметена жизненным опытом, причинившим боль, значит это вера была опасна, что чаще всего и есть на самом деле. Лечение, как и похмелье всегда болезненны. Но это - возможность идти дальше, а не оставаться в тупике.

 

 

Вот таковы мои непринужденные и непосредственные реакции на прочитанное :) Я получил немалое удовольствие, читая работы Автора, несмотря на то, что со многим не могу согласиться. И повода для размышлений было достаточно!