Нервная система виноградной улитки

Относится к   «Обзор книг и статей по исследованиям психических явлений»

Нервная система виноградной улитки

Андрианов Вячеслав Вадимович. Исследование мембранных механизмов долговременной сенситизации у виноградной улитки при истощении серотонина и дофамина: Дис... канд. биол. наук /Казанский государственный педагогический университет (КГПУ) . - Защищена 2000.07.19.
УДК 612.822.5. 121 с. : 3 таб.} , 23 ил.} - Библиогр.: 213 назв.
Впервые обнаружено, что у виноградной улитки после выработки долговременной сенситизации сдвиги в мембранном и пороговом потенциалах командных нейронов оборонительного проведения сохраняются в течение двух недель. Впервые установлено, что процедура выработки долговременной сенситизации у улиток с дефицитом серотонина и дофамина не приводит к изменению мембранного и порогового потенциалов командных нейронов. Впервые определено, что при инъекции 6-гидроксидофамина нарушается выработка долговременной сенситизации.

Гайнутдинова Татьяна Халиловна. Мембранные корреляты ассоциативного обучения в командных нейронах виноградной улитки: Дис... канд. биол. наук /Казанский государственный педагогический университет (КГПУ) . - Защищена 2000.07.19. УДК 612.822.5. 132 с. : 4 таб.} , 30 ил.} - Библиогр.: 224 назв.
Показано, что выработка условных рефлексов у интактных и сенситизированных улиток ведет к снижению мембранного и порогового потенциалов в командных нейронах. Найдено, что эти изменения сохраняются в течение месяца после обучения. Обнаружено, что инъекция 5,6-дигидрокситриптамина вызывает длительные деполяризацию и уменьшение порога генерации потенциала действия.

Направления и результаты исследований Лаборатории биофизики. Казанский государственный педагогический университет (КГПУ)
Исследование мембранных механизмов долговременных модификаций командных и моторных элементов нейронных сетей при воздействии на ее состояние (ассоциативное обучение и долговременная сенситизация).
Показано, что одним из основных механизмов как выработки условного оборонительного рефлекса, так и формирования долговременной сенситизации является снижение порогового потенциала и деполяризационный сдвиг мембранного потенциала командных нейронов, но не мотонейронов. Отсутствие аддитивности может свидетельствовать о частичном, но не полном перекрывании путей, по которым идет сигнал от сенсорных нейронов к моторным, при выработке долговременной сенситизации и условного оборонительного рефлекса. Полученные результаты говорят о большой значимости таких характеристик, как мембранный потенциал покоя и пороговый потенциал, которые и определяют изменение возбудимости нейронов.

Исследование динамики и мембранных механизмов длительного сохранения модификаций нейронных сетей.
Впервые обнаружено, что длительное сохранение поведенческих феноменов при долговременной сенситизации и ассоциативном обучении является следствием изменений электрических характеристик интернейронов оборонительного рефлекса. Это означает, что в процесс обучения вовлекаются длительные изменения мембранных процессов в определенных элементах нейронной сети, зависимые от метаболизма клетки. Долговременный характер исследованных изменений при ассоциативном обучении, несомненно, показывает возможность поддержания длительных пластических модификаций поведения за счет мембранных механизмов нервных клеток.

Исследование воздействий на эффективность межнейронных связей при модификациях нейронных сетей.
Найдено, что применение ингибиторов для некоторых сигнальных молекул, определяющих эффективность межнейронных связей, ведет к нарушению формирования долговременной сенситизации и ассоциативного обучения. Впервые было выявлено достоверное снижение величин мембранного потенциала и порога генерации потенциалов действия в командных элементах нейронной сети при использовании этих ингибиторов, а дальнейшая процедура долговременной сенситизации на этом фоне не приводит к дальнейшему увеличению возбудимости.

Создание и исследование композиций для ионоселективных (Na, K, Mg, Ca) электродов на основе самоорганизующихся супрамолекулярных ионофоров.
Совместно с группой химического синтеза лаборатории молекулярной радиоспектроскопии ведутся работы по разработке композиций ионоселективных мембран, исследованию характеристик ионоселективных электродов, полученных на их основе, и внедрению этих методов в практику. В настоящее время получены первые варианты пластифицированных мембран, селективных к ионам К, чувствительностью до 0,0001 М/л, пригодных для медицинской диагностики и в экологических целях. Ведутся также работы по получению мембран на другие ионы (в частности, ионы Na), повышению чувствительности, селективности разработанных мембран и по повышению технологичности их получения.

Никитин В. П., Козырев С. А. Долговременное синаптическое облегчение у нейрона оборонительного поведения улитки при выработке сенситизации зависит от синтеза РНК
Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2004. - Т. 54, N 2. - С. 260-268
На командном нейроне оборонительного поведения ЛПл1 полуинтактного препарата виноградной улитки изучено участие процессов транскрипции в обеспечении механизмов нейронной пластичности при выработке ноцицептивной сенситизации. У контольных улиток обнаружено, что нанесение ноцицептивных стимулов на голову приводило к увеличению возбудимости мембраны нейрона, а также двухфазным изменениям ответов на тактильные и химические сенсорные раздражения - депрессии реакций в кратковременную стадию сенситизации. Выработка сенситизации в условиях поведения ингибитора синтеза РНК актиминоцина Д (20 мкм) к нейрону ЛПл1 приводила к полному подавлению синаптического облегчения в ответах на сенсорные раздражения в долговременную стадию сенситизации, не оказывая действия на кратковременную депрессию ответов. Кроме того, в этих условиях не обнаружено влияние ингибитора на изменение возбудимости мембраны.

Дата публикации: 2003-01-28

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

В предметном указателе: К. Вили Нервная система | КЛЕТОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В.В. Жуков, Е.В. Пономарева | Нервная система и органы восприятия пчел | Общее нервной системы насекомых и позвоночных | Норбеков | Путь дурака | Источники электропитания для д... | Базовые понятия теории адаптивных систем | Гомеостаз и Система значимости | Диссипативные системы | Зоны Системы значимости | Цнс виноградной улитки | Медиаторы виноградной улитки | Пластичность нейронных сетей в цнс виноградной улитки | Нейроны и синапсы виноградной улитки по Е. Н. Соколову | Нейронная сеть оборонительного поведения виноградной улитки | Улитки разговаривают со своими личинками