Эта статья - об источниках и проявлениях ошибок с позиции механизмов психики. Здесь дается системное понятие слова "ошибка" и функциональное назначение этого психического явления.
Ошибка (
Здесь необходимо уточнение: неправильность не объективна, хотя может быть формализована. Неправильность оценивается или самостоятельно тем, кто совершил действия - по неожиданности и нежелаемости результата или другими - по несоответствию собственной модели поведения. Она всегда кем-то оценивается, а не возникает вне личной оценки.
Ошибка (Википедия): - несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон (материальный объект, решение задачи, действие, которое привело бы к желаемому результату), и объектом/явлением, сопоставленным первому.
Цена ошибки. К чему могут приводить ошибки знают многие на жизненных примерах. Но важно так же понимать что послужило причиной того, что дело дошло до летальной, непоправимой ошибки.
...в понедельник прямо в здании школы убил из винтовки учителя и полицейского.
... пообещал только, что никого не тронет. «Не бойтесь, я вас не обижу», «Мне просто интересно, что будет дальше», - передают ребята слова одноклассника.
... недели две назад на уроке истерику закатил. Ему за реферат
поставили пять с минусом. Гордеев сначала ничего не сказал, прошел к своей
парте, а минуты через две расплакался. У него часто такое случалось, поэтому
одноклассники не реагировали.
... над Гордеевым в школе часто издевались. Помешанный на
учебе зубрила, очкарик со своеобразным образом мышления.
... одноклассники школьного стрелка уже сообщают, что тот был плохо социализирован и увлекался компьютерными играми... сам расстрел произошел по классическому американскому сценарию, когда наигравшийся в «стрелялки» школьник приносит в альма-матер отцовское ружье.
В данном случае школьник жил больше в мире своих субъективных представлений, чем в реальном. А в реале у него возникло множество блокировок, не позволяющих ему соприкасаться с действительностью, что порождало истерические реакции - несоответствие самомнения мнению окружающих. Накопления ошибок в виде психической неадекватности привело к фатальному исходу на фоне серьезной психопатологии.
Люди, подверженные влиянию предельно важных для них идей всегда склонны предпочитать значимость этих идей самой реальности. В силу предельно высокой значимости Идеи-фикс нет ничего что могло бы превысить их значимость так, что все, что им противоречит и их попирает становится вражеским.
На этот раз мать Олесю не пожалела
Интернет - как один из массовых путей в неадекватность
Но нужно ли всячески избегать возможности появления ошибок?...
В Казахстане введут уголовную ответственность за врачебную ошибку
в законодательстве Казахстана до сих пор нет четко сформулированного понятия «врачебная ошибка». Как отмечают юристы, существует несколько определений, в каждом из которых речь идет о «добросовестном заблуждении» медицинского работника.
Цена
безошибочности. Казалось
бы, чем меньше ошибок, тем - лучше. Но это - не так. Ошибки нужны для того,
чтобы обратить внимание на неожиданное несоответствие предполагаемого и
реальности и после этого выработать варианты с более желаемым исходом. Ошибки
дают обратную связь от результата к программе поведения, выполняют роль
учителя. Если стараться избегать любых ошибок, то не получится научиться чему
бы то ни было, начиная с простых движений. Бояться совершать ошибки, означает
избегать поиска верного пути в данных условиях.
Упрекать кого-то в ошибках имеет смысл только если тот явно не делает ничего для корректировке реально мешающих кому-то своих ошибок, в противном случае возникает параноидальный синдром, описанный в статье О правописании. Если человек не замечает своих ошибок, значит они не вызывают у него достаточно непримиримой с ними негативной реакции и, возможно, он вообще их не замечает. В критических случаях очистки продукта его деятельности от мешающих качеству ошибок выполняется профессионально подготовленными "тестерами".
Поэтому две крайности: 1) совершенно игнорировать ошибки или 2) панически избегать их - ведут к проблемам с психикой. Ошибки в точности так же необходимы, как удачные действия и вот почему.
С позиции механизмов психики, ощущение ошибки, своей или чужой, возникает в ходе осознания несоответствия модели в голове реальному положению вещей. Модель здесь - субъективированный образ восприятия-действия, имеющий наработанные жизненным опытом варианты возможного развития в разных условиях, которые при осознании дают прогностические [33] картины возможных последствий. Ощущение ошибки, в виде негативной оценки, проявляется при несоответствии ожидаемого прогноза и реального его воплощения, настолько сильно, насколько желаемое не соответствует получаемому. Это - нормальное состояние постоянного приспособления к окружающему, позволяющее видоизменять модели представлений при ошибке в новых условиях или еще более укрепляться в уверенности правильности своего представления.
Если ощущения ошибки нет, то несоответствие может пока остается скрытым, не замеченным, - это еще не проявившаяся, потенциальная ошибка. Если кто-то что-то не замечает, то это может заметить другой, - наблюдатель, у которого данная модель уверенно показывает несоответствие. Модель наблюдателя может быть то же неадекватной реальности, но в личном прогнозе показывать для него несоответствие, т.е. наблюдатель сам может ошибаться.
Здесь важно заметить, что ошибки проявляются только при личном осознании, т.е. ошибка - феномен именно субъективного представления (и ничего не имеет общего с чем-то объективным, хотя наличие ошибки может быть формализовано). Ошибки в поведении, на которые не обращается внимание в виду их недостаточной новизны и важности [35], остаются незамеченными.
Чем более важное происходит вокруг, тем больше это маскирует мелкие нежелательные последствия неосознаваемой части поведения. Вот почему, чтобы сделать какую-то модель поведения достаточно желательной по результатам, "безошибочной", нужно привлечь к ней как можно более глубокое внимание.
Источники ошибок многообразны. Самые прмитивные локализуются в первичных зонах [223] мозга, в которых не оказывается распознавателей [26] примитивов восприятия для того, чтобы в нужной полноте отразить действительность.
Так, если в определенный период созревания лишить восприятие всего, что содержит вертикальные полосы, то детекторы вертикальных элементов не образуются, и особь будет натыкаться на стоящие швабры и т.п. в упор их не видя, пока не обратит на это внимание в виду ощущаемых нежелательных последствий, - ощущения ошибок в своем поведении. Для обнаружения ошибки ситуация должна быть такова, чтобы последствия от натыкания были новее и важнее, чем другое происходящее (чтобы не было более актуального и безотлагательного). Тогда возникнет осознание ошибки, необходимость что-то этим сделать, возникнет исследовательское поведение, поддерживаемое доминантой активности [9] нерешенной проблемы. При натыкании на швабру будут восприняты доступные признаки швабры (кроме невидимых вертикальных полос), по которым она начнет распознаваться и избегаться, совершенствуясь до тех пор, пока результат не станет достаточно желаемым.
Но там, где вертикальная составляющая будет самым важным признаком, распознавание без него окажется затруднено потому, что в разных условиях второстепенные признаки могут оказываться не доступными (при освещения, при разном материале швабры и т.п.), что всякий раз при неудаче заставит корректировать распознавание с учетом новых признаков условий, сознавая все новые ветвления поведенческому автоматизму.
Конечно, даже те, кто прекрасно распознает вертикальные линии, в каких-то условиях может оказаться лишенным своих преимуществ, например, в темноте, и тогда те, кто научился распознавать, скажем, на ощупь или по запаху, получат преимущества. Так что наличие ошибок в восприятии, как, впрочем и любых других ошибок - относительно.
На каждом уровне иерархии распознавателей мозга, возникают такого рода ошибки, поддающиеся коррекции при осознании их негативных последствий.
Чтобы минимизировать ошибки, эволюционно было организовано поочередное созревание слоев примитивов восприятия и примитивов действия (участвующих в программах действия) - в типичных условиях существования данной особи, чтобы выделить наиболее существенное, что есть в ее окружении. Сроки развития этих зон так же оптимизируются для того, чтобы учесть все то, что с наибольшей вероятностью влияет на жизнь. В конечном счете, любые изменения условий, при которых выявляются негативные последствия ранее привычно-уверенных действий, мотивируют исследование ситуации и нахождение новых вариантов с желательным исходом, что дополняет базу наработанных поведенческих программ для вариантов условий их выполнения.
Можно сказать, что последний критический период созревания длится всю оставшуюся жизнь, пока есть мотивация неудовлетворенности существующим, т.е. пока не возникнет общая установка: "Я уже все знаю, ничего нового и интересного для меня в этой жизни". Такая установка - очень частое явление и, бывает, что еще нет и тридцати, а человек выводит сам себя из рамок возможности адекватной адаптивности, оставаясь ретроградом на всю жизнь.
Если результат поведения (в том числе мысленного ожидания итогов происходящего, мысли - тоже поведение) оказывается неожиданным и нежелательным, то возникает проблема адаптивности, где неожиданность проявляется новизной [35], а значимость желаемого определяет, с какой настойчивостью будет решаться проблема или легче ее просто проигнорировать. В случае достаточной актуальности и решимости возникает доминанта нерешенной проблемы, поддерживающая ее актуальность и возвращающая к ней [279] когда минует что-то превышающее по актуальности. В этом случае формируется новый эмоциональный контекст поведения - для условий, в которых прежнее поведение показало ошибочность.
Доминанта будет возвращать осмысливание в этот контекст пока не найдется вариант поведения (вариант новой мысленной модели ситуации) с предположительно желаемым исходом. После ее проверки, если получаемое в достаточной мере окажется желаемым, в новом контексте, укрепляется новое ветвление поведенческого автоматизма.
Если же вместо решения проблемы выбирается ее игнорирование, то при наличии признаков условий, в котором была обнаружена ошибка, поведенческий автоматизм блокируется негативной оценкой последствий и может вызвать прерывание действий для осмысления, когда опять решается вопрос о том насколько приемлемо исследовать проблему или забыть про нее до следующего раза. Если же прерывание не происходит или даже эта фаза поведенческого автоматизма не осознается в виду меньшей актуальности, чем другие проблемы, то возникает все большее скрытие ошибки вплоть до полного забывания о ней с потерей жизненного опыта обнаружения неверного поведения.
Гигиена против досадной ошибочности предполагает большее внимание к моментам обнаружения ошибки и необходимость выработки верного варианта. Накопление ошибок в результате игнорирования может достичь такого качества, когда возникнут в самом деле серьезные трудности в обнаружении их первоисточника, давно ушедшего в неосознаваемые реакции.
Ошибки часто воспринимают как зло потому, что они сопровождаются негативной оценкой результата. Особенно показательна боль - как результат повреждения тела при ошибочных действиях, не достаточной внимательности или недостаточного учета опасности. Негативное переживание - сигнал к тому, что в поведении было что-то не так, необходимость блокировки неверного поведения, приводящего к боли, и роль негативной эмоции этим исчерпывается. Негатив необходим для возможности приспосабливаться к новым обстоятельствам с желаемым результатом, а позитив - лишь как оценка желаемости найденного решения.
Придание этим двум полярностям какого-то еще смысла всегда приводит к неадекватности представления (модели), т.е. к потенциальным ошибкам. Ни боль, ни радость не могут являться самоцелью без того, что этими эмоциональными состояниями оценивается. Стремление просто к радости вне зависимости от оценки какого-то удачного поведения приводит к неадекватности реальному положению вещей вплоть до серьезных психопатологий. См. Состояния «хорошо» и «плохо».
Ошибки в социально-зависимом поведении не имеют непосредственной корреляции с реальностью потому, что относятся к субъективным представлениям о том, что допустимо в обществе, а что - нет. Общеразделяемые представления об этот составляют этику культуры. Например, пукнуть в приличном обществе - совершенно недопустимо, хотя этот акт всего лишь чреват неприятным запахом. А вот намекнуть на взятку - вполне может быть допустимо, хотя это - куда как большее зло, и в шутку его не обратишь.
Ошибки социального поведения выявляются по результатам того, как окружающие отреагируют на действие. А это - вполне реалистично и позволяет точно так же как в любом другом случае корректировать ошибки для данных условий. Если общество "приличное" - одно, а если вокруг "свои" - другое.
Поскольку бывает легче исправить свое поведение, чем реальность приспособить к себе, такие социальные явления как коррупция невозможно искоренить, не изменив общеразделяемые представления об этом так, чтобы недопустимость коррупции была не меньшей, чем недопустимость пукнуть в приличном обществе. И любые революционные методы тут не дадут ничего, кроме бед.
В социальном аспекте есть характерное явление, непосредственно связанное с феноменом ошибки - совесть.
Совесть (БСЭ): категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживании (например, "угрызений С.").
Таким образом, совесть просыпается при осознании добросовестной ошибки.
Условно можно выделить два вида поведенческой активности:
1. Хорошо отработанные до безошибочной уверенности действия: выступления на сцене, всяческая ловкость рук и ума, наработанные профессиональные навыки, особенно бойцовские и все то, что не требует контроля сознания и выполняется автоматически в хорошо известных, изученные ранее условиях [29]. Такая деятельность приносит удовольствие потому, что все успешные действия ранее были связаны с позитивной оценкой их результата, и эта оценка образовывает позитивно окрашенный эмоциональный контекст.
2. Не уверенные, плохо прогнозируемые действия, новые особенности условий - при достаточно высокой значимости действий: появление ошибок, появление новых обстоятельств и явлений, вызывающие привлечение осознанного внимания [126]. Такие обстоятельства требуют исследовательского поведения, мотивируют быть готовым преодолевать трудности и опасности познания нового (Неудовлетворенность существующим) и преодолевать сопротивление привычного стереотипа (Воля), а, значит, в данных условиях негативной оценкой неприемлемости старого способа реагирования, устанавливается блокирующий эмоциональный контекст негативного переживания.
При разных обстоятельствах люди склонны индивидуально предпочитать тот или иной стиль этих двух видов реагирования: стиль "боец" и стиль "исследователь".
Для эффективных результатов исследования необходимо, чтобы оценка результата вариантов реагирования не обманывала (многие склонны успокаивать себя, чтобы ошибки не расстраивали), верно отражала случившееся, точно и вовремя показывала ошибку. Ошибки должны проводить границу применимости действия и направлять его в желательную сторону. Если, в самом деле, удачный вариант будет оценен позитивно, то он не подведет в дальнейшем при этих обстоятельствах.
И, наконец, после нахождения верного решения, необходимы определенные усилия, чтобы вместо привычного поведения сделать нечто противоречащее ему, необходимо "волевое усилие", которое требует определенного навыка в преодолении привычного стереотипа, умения заставить себя сделать нечто неординарное.
Первый стиль сопровождается позитивным настроем, второй - типично негативным. Так, что если в бой идти страшно, есть неуверенность, - значит, нет достаточно выверенного опыта, четко отработанного навыка для данных обстоятельств, и стиль "боец" оказывается невозможным.
Далее, в контексте сказанного, рассмотрим несколько интересных статей.
Ошибки, допущенные экспертом в ходе проведенных исследований, детерминируются в ошибки следственные и судебные и в конечном итоге ведут к нежелательным, негативным последствиям, затрагивают интересы многих граждан, разрушая их веру в возможность защиты прав и свобод человека.
... Экспертные ошибки - это не соответствующие объективной
действительности суждение эксперта или его действия, не приводящие к цели
экспертного исследования, являющиеся результатом добросовестного
заблуждения. Осознание
ложности своих выводов или неправильности действий исключает заблуждение как
такое психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности
своих суждений или действий. Такое заблуждение является добросовестным. Эксперт
искренне полагает, что он мыслит и действует правильно.
Здесь
подчеркивается именно нежелательность такого результата, осознание его
ошибочности, в отличие от намеренного введения в заблуждение, обмана.
Умеем ли мы учиться на своих ошибках и что про это говорят исследования мозга?
Совершив ошибку или не добившись желаемого результата, одни из
нас опускают руки, считая, что если у них что-то не получилось с первого раза,
то им не хватает на это способностей, и незачем даже продолжать попытки. Другие
оценивают свои ошибки, стараются их исправить или восполнить пробелы в знаниях,
и затем, со второй или третьей попытки достигают цели.
... По результатам исследования Мозера обнаружилось, что... те,
кто не только замечал свои ошибки, но и умел на них учиться, имели большую
амплитуду ERN (негативность, связанная с ошибкой). Мозер полагает, что за этим
скрывается механизм, помогающий нам адаптироваться к изменяющимся условиям
среды за счет исправления собственных ошибок. В будущем они становятся более
внимательны, что позволяет им точнее реагировать на происходящее.
Детские ошибки помогают понять эволюцию разума
Годовалые дети регулярно совершают одну и ту же ошибку. Если несколько раз подряд положить игрушку или другой интересный предмет в один из двух контейнеров (например, в правый), позволяя ребенку достать игрушку и поиграть с ней, а потом на глазах у малыша спрятать игрушку в левый контейнер, ребенок всё равно продолжает искать желанный предмет в правом контейнере.
... маленькие дети — существа в высшей степени социальные.
Сознание малыша настроено на то, чтобы извлекать общую информацию об устройстве
мира не столько из наблюдений за этим миром, сколько из общения со взрослыми.
Дети постоянно ждут от взрослых, что те поделятся с ними своей мудростью. Когда
взрослый передает ребенку какую-то информацию — словом ли, интонацией, мимикой
или действием — ребенок прежде всего пытается найти в ней некий общий смысл,
объяснение правил, порядков и законов окружающего мира. Дети склонны
генерализовать, обобщать информацию, но не любую, а прежде всего ту, которая
получена от взрослого человека при прямом контакте с ним.
Исходя из этой теории, ученые предположили, что причина детских ошибок при
поиске игрушки кроется в том, что дети неправильно интерпретируют начальный
этап эксперимента — когда экспериментатор несколько раз подряд кладет игрушку в
правый контейнер. Возможно, дети воспринимают это как сеанс обучения некому
общему правилу. Дети думают, что экспериментатор своими действиями хочет
объяснить им что-то важное. Может быть, он хочет сказать: «У нас принято
хранить игрушки справа, вот в этой коробочке» или: «Если тебе понадобится
игрушка, смотри, где ее искать».
И в довесое еще несколько статьей, расширяющих понимание явления.
Дофаминовые нейроны нужны мухам, чтобы учиться на ошибках
Склонность к наркомании и азартным играм связана с неспособностью учиться на своих ошибках
Уверенность в правильности ошибочных решений растет со сложностью задачи
Хотя ошибки при любом виде адаптации, обучении, неизбежны, их может быть слишком много настолько, что исправление начнет затенять первоначальную проблему и вообще не сойтись на желаемом решении.
Методология минимизации ошибок.
1. Исходные данные восприятия могут привносить критические ошибки тем, что упускается в восприятии нечто важное. Речь идет о всех видах иллюзий восприятия. Еще при раннем развитии у ребенка нужно нарабатывать примитивы восприятия, которые могут быть характерны для его предполагаемой деятельности. Прослушивание разных звукосочетаний, музыки и т.п. - для развития музыкального слуха, фигуры разной формы и расцветки, игра света и тенью, - для дизайнера, рассыпание и собирание предметов, разной формы, перебирание рассыпанного - для формирования целостного распознавания количества предметов, числе и т.п. В более позднем возрасте эти занятия окажутся уже совершенно бесполезными [32].
Точно ту же роль играют и распознаватели примитивов действия, которые необходимы акробатам, бойцам, танцорам и т.п..
2. В более позднем возрасте необходимо формировать навыки критического отношения к воспринимаемому, чтобы обеспечивать максимально качественный и очищенный от ошибок поток воспринимаемых данных. Ложные данные, содержащие чужие ошибки или свои ошибки неадекватного восприятия, будут порождать неудачи. В этом плане любые свои предпочтения могут исказить воспринимаемое, в большей степени обращая внимание на предпочитаемой и не замечая нежелательное. Умение быть непредвзятым - навык, вырабатываемый личным опытом до уровня достаточно желательных результатов. Это способно оградить от ошибок предвзятости.
Сюда же относится умение не обманывать самого себя в оценках эффективности найденного варианта поведения (об этом говорилось выше).
3. Чтобы сделать какую-то модель поведения достаточно желательной по результатам, отшлифовать до "безошибочности", нужно привлечь к ней как можно более полное внимание. Только осознание каждой фазы совершаемого действия способно модифицировать ее, скорректировать так, как это желательно. Поэтому любое действие, которое показывает недостаточность навыка, необходимо производить настолько медленно, чтобы осознать все его включающие стадии, и те из них, что совершаются недостаточно хорошо, нарабатывать до желаемого уровня. Это касается не только телодвижений, но и мыслительных действий.
Гигиена против досадной ошибочности предполагает большее внимание к моментам обнаружения ошибки и необходимость выработки верного варианта. Всегда нужно иметь в виду и быть готовым к тому, что даже при большой уверенности в успешность навыков, в новых обстоятельствах они могут потребовать корректировки. Стремиться научиться чему-то окончательно и насовсем - способ оказаться ретроградом и перестать соответствовать желаемости результата. Установка: "Я уже все знаю, ничего нового и интересного для меня в этой жизни" - пагубна для гибкости приспособляемости и превращает особь в биоробота с накрепко укрепившимися поведенческими стереотипами.
4. Ошибки запоминания: зубрежка, мотивация выучить на короткое время. Если в самом деле что-то нужно запомнить, необходимо создать такую ситуацию, чтобы запоминаемое оказалось неподдельно высоким по значимости. Вместо бездумной зубрежки иностранных слов - живое общение с носителем языка в важных ситуациях. В таких случаях запоминание происходит с первого же раза и именно в нужном контексте условий. Можно десятилетиями зубрить слова и правила, но так и не продвинуться в языке, а за пару недель актуального общения в значимых ситуациях с носителем - преодолеть целую пропасть в этом.
5. Вследствие накопления при обучении многих второстепенных ошибок разного происхождения, существует наиболее продуктивное время для обучения новому навыку: непосредственно перед сном. Результат оказывается очевидно более успешным.
Другим способом является перерыв на несколько дней после интенсивного научения. Если не удается наработать какой-то не поддающийся навык, то, в случае перерыва, забываются ошибки, и навык чудесным образом оказывается свободен от них.
6. Необходимо укрепление "воли", т.е. умение быть готовым приложить достаточные усилия, чтобы при необходимости сделать нечто непривычное, то, чему противится уже привыкший к обычному реагированию организм, но что в новой специфике показывает ошибочность. При отсутствии такого навыка практически оказывается невозможным научиться чему-то новому, если только оно непосредственно не мотивирует очень важными и заманчивыми перспективами. Так же становится более проблематичным вообще пойти по пути исправления замеченной ошибки, предпочитая ее игнорировать. Волевой навык вырабатывается реальной практикой его применения тогда, когда осознается его нужность. Для облегчения возможно заранее искренне убедить себя в том, что "если очень нужно, я могу сделать что угодно!" и когда осознается момент такой нужности, исполнить эту заготовку. Уверенность в своих способностях превозмочь себя в актуальные моменты нарабатывается опытом таких ситуаций.
6. Наилучшие результаты, как в обнаружении ошибок, так и в их преодолении, дает методика, наработанная веками исследователей, которую называют научной методологией. Здесь сформулировано все те самые важные принципы, которые нужны. По ссылке можно ознакомиться с этими рецептами в популярной форме.
7. Общая тактика поведения в критических ситуациях была ярко проиллюстрирована в статье Про опасности.
Опасные ситуации нужно проверять в игровом режиме, не прокручивать только в голове (это не может породить в самом деле адекватный вариант), а обязательно проверять в реальности, сначала не всерьез.
8. Многие собственные ошибки не замечаются потому, что они никак сразу не проявляют себя негативом и в принципе не распознаются. По причине не распознавания до совершения они и совершаются. Только какой-то другой человек (в профессиональной деятельности - это выполняется специально подготовленными "тестерами", которые совершенно необходимы на любом производстве с участием человека) может заметить такие ошибки и помочь их исправить.
Дополнительно:
Научная методология против иллюзий восприятия
О правописании - в пику непримиримым менторам.
Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||