Проявления наглости - мало исследованы с позиций психофизиологии. В статье будет показано, что это - важная метка этапа прохождения процесса формирования любых навыков, побочный эффект пока еще не вполне уверенно развитого навыка в условиях насущной необходимости получения желаемого результата при определенных препятствиях к этому.
Слово "наглость" в обиходе носит явно эпатажный характер, но не должно мешать корректному рассмотрению его психофизиологической подоплеки, и пока нет основания подбирать для него более благозвучный, "научный" термин.
Конечно то, к чему может привести развитие отдельных проявлений наглости в стиль наглого поведения, выходит далеко за рамки первопричин, как это происходит буквально со всеми задатками адаптивных механизмов творчества: искусства и науки, которые, в свою очередь, качественно подразделяются на множество видов. Так что в статье будет рассматриваться только первичный механизм и его проявления.
Бытующее понимание значения слова.
Как правило под словом наглость понимают дерзкое поведение, посягающее на общепринятые нормы, выражение протеста скандальными (эпатажными) средствами.
Кстати, эпатаж свойственен авангардному, и отчасти модернистскому (так или иначе, но любому деструктивному) искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям». С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения.
... Наглость – это что-то вроде бесстыдства и дерзкого самоуверенного нахальства, которое граничит с хамством. Иногда наглость имеет положительный оттенок, когда акцент идет именно на уверенности в совершаемых действиях, а не на их бесцеремонности. В наше время неуверенность в себе часто противопоставляется такой «положительной» наглости.
При всем этом, казалось бы, вполне однозначном понимании, границы явления оказываются достаточно размытыми, а сами проявления наглости спорными, если не рассмотреть то, как и почему наглость возникает, в какое время развития индивида начинает проявляться и что является этому причиной. Мало того, явление почти не исследовано с позиции психофизиологии, хотя во множестве литературы приводится чисто эмпирические исследования проявлений наглости в описании периодизации развития организма. И эти проявления касаются не только человека.
Нейронные сети, отвечающие за социальное поведение, эволюционируют очень медленно
Специализированный комплекс отделов мозга, управляющий социальным поведением, сначала был обнаружен у млекопитающих, затем у других наземных позвоночных и даже у рыб. Американские биологи показали, что у разных групп позвоночных сходна не только структура этого комплекса, но и характер работы ключевых генов в нем. Те различия, которые всё же имеются, в большей степени затрагивают синтез сигнальных веществ (нейромедиаторов) и в меньшей — распределение рецепторов, реагирующих на эти вещества. По-видимому, уже у последнего общего предка лучеперых рыб и наземных позвоночных имелась социально-ориентированная нейронная сеть, основные структурные и нейрохимические свойства которой в ходе дальнейшей эволюции менялись весьма медленно.
... Самое удивительное свойство сети SDM — это ее эволюционный консерватизм, то есть крайне медленный темп эволюционных изменений ... базовые социально-ориентированные задачи у всех позвоночных схожи: привлечь хороших половых партнеров, одолеть конкурентов, повысить свой социальный статус, вырастить побольше здоровых потомков... Это фундаментальное сходство жизненных устремлений, вероятно, и создает предпосылки для развития более или менее универсальных социально-ориентированных нейронных структур в ходе эволюции.
Общность механизмов проявления наглости и существующие фактические материалы позволяет систематизировать и конкретизировать механизм, тем самым более корректно уточнив формальное определение. Что и будет сделано в этой статье.
Вот несколько показательных примеров эмпирических статей.
Да, детям свойственно порой проявлять наглость!... Чаще всего причина такого поведения заключается в том, что маленький ребенок просто проверяет на своих родителях то, что узнал из телепередач или услышал от детей постарше, живущих по соседству.
... Даже если ваш шестилетний ребенок, когда вы укладываете его спать, будет проявлять большие способности в споре, доказывая, что он еще совсем не устал, дайте ему понять, что вы знаете больше. Можете, конечно, похвалить его манеру вести диалог и пообещать, что позже выслушаете его, но при этом укажите, что вы все-таки лучше знаете, когда ему ложиться спать.... Семьи, где дети не стесняются подходить к родителям, чтобы спокойно изложить свои аргументы по тому или иному вопросу, можно считать здоровыми семьями. Однако даже в таких демократичных семьях, где каждый может говорить, что думает, бывают ситуации, когда последнее слово обязательно должно остаться за родителями. Если вы оказываетесь в ситуации, в которой вы должны показать свою власть, то вам нужно сразу же четко определить, что сейчас настал именно такой момент, а затем решительно пресечь всякую дискуссию.
Гиперактивность - одна из самых частых дисфункций поведения, которая оказывает значительное влияние на развитие ребенка... В возрастной группе до 7 лет расстройства поведения в виде гиперактивности с нарушениями внимания сопровождаются задержкой психомоторного развития: отставанием в развитии мелкой и крупной моторики, слухового и зрительного восприятия и т.д. Отмечается легкий переход от слез к смеху. Возрастные интересы, в том числе интеллектуальные (например, к содержанию и иллюстрациям книг), могут быть недостаточно развиты. Наблюдаются нарушения социальных взаимодействий, прежде всего с взрослыми: дети не соблюдают дистанцию, фамильярны, склонны проявлять наглость. Сверстники часто отвергают таких детей из-за их импульсивности и вспышек гнева, не умения придерживаться правил в играх, сеяния раздоров.
Гиперактивность характерна не только для патологий развития, вызванных внутренними факторами, но и как начальный период наработки навыков адаптивности в любой области и в любом возрасте. В этом случае проблемы со вниманием и оценкой значимости воспринимаемого в контексте наработки новых представлений будет обладать спецификой ДВГА. То, что при этом провоцируется проявления наглости - говорит об условиях пока недостаточной искушенности, недостаточной уверенности и неумения в этих новых обстоятельствах быть взвешено рассудительным.
Подростковый кризис не так однозначен, как кажется на первый взгляд. Есть разные варианты проявления, обозначим крайние случаи: подростковый кризис "чрезмерной независимости" (отрицание авторитетов, негативные поведенческие проявления, агрессия, хамство, стремление к независимости любым путем, упрямство, наглость, противопоставление себя другим и т.д.) и подростковый кризис "чрезмерной зависимости" (полная несамостоятельность, зависимость от других людей, инфантилизм во взглядах и поведении, стремление быть со всеми и "как все", лояльность к авторитетам, желание быть "правильным" ребенком, возврат к более детским интересам и т.д.)
Психофизиология явления.
Учитывая, что ребенок проходит критические периоды развития структур мозга, для каждого из которых характерна своя специфика наилучшей сенсорной активности (что рассматривается на параллельном сайте Хронотоп) и возникают специфические проявления психических реакций, можно найти место начала и развитие проявлений наглости.
Период доверчивого обучения сменяется периодом игрового попрания авторитетов [41]. Однако истоки наглости возникают раньше, когда есть насущная потребность (неважно чем обусловленная), точнее есть доминирующая мотивация, определяющая контекст поведения требует выполнения этого поведения во что бы то ни стало.
От общеупотребительного понимания слова "наглость" это состояние отличает то, что действию не мешает никакая противоречащая ему мотивация, и оно выполняется как только возникнет. Конечно, раздосадованный родитель может подумать про ребенка, который испортил буквально только что смененное белье что это - наглость. Но наглость - это активное противодействие кому-то или чему-то, оказываемое субъектом, проявившим такую наглость без достаточно уверенного прогноза последствий. Хотя у младенце нет вообще прогнозов последствий, но он не прилагает осознанного волевого усилия для преодоления внутреннего конфликта, его наглость пока невольна.
В период игрового попрания авторитетов уже есть багаж воспринятых норм поведения, который часто оказывается в конфликте с текущей доминирующей мотивацией и еще нет уверенного прогноза того, чем закончится попытка преступить норму. В случае если мотивация превысит блокирующее воздействие норм, становится возможным проявление наглости в поведении во всех случаях, когда нет времени или умения осмыслить ситуацию более творчески.
В период конца доверчивого обучения на весь период игрового попрания авторитетов личность проявляет более решительные, революционные варианты проверочного поведения при все еще очень малом жизненном опыте, отсекающем многие такие варианты, что, конечно же, кончается плачевно во многих попытках получить опыт экстрима. Эта зависимость плавно корректируется печальным опытом неудачных попыток, оставляя жизненными более консервативные варианты. (см. Революции напрасны в молодых странах)
Итак, наглость - это попытка активных действий 1) в условиях мотивационной доминанты, 2) в конфликте с прежним опытом, при 3) значительной неуверенности (отсутствия уверенного прогноза) и 4) отсутствия времени или навыков осмысления. Если доминанта превышает неуверенность и табу морали, то действие совершается.
Представляется, что такое определение, формализующее выделенные механизмы психики (пусковой стимул в контексте активной мотивации, превышающий доступный осознанию риск прогнозируемых последствий) наиболее полно коррелирует с бытующим пониманием слова "наглость".
Наглость - всегда акт осознанной воли, требующей волевого усилия для превышения сдерживающих факторов предыдущего опыта, если она уже не стала стилем неосознаваемого поведения.
Наглость - шаг, продиктованный не разумом (творческим осмыслением ситуации с нахождением приемлемого в рисках варианта действий), а острой субъективно обусловленной необходимостью действий (см. Про опасности). Это - агрессия, прежде всего, в отношении своего прежнего опыта.
Наглое действие, закончившееся благополучно желаемым результатам, получает позитивную оценку ("наглость - второе счастье") и на этом доминанта исчерпывается, освобождая область осознания.
При неудаче приобретается негативный опыт, блокирующий подобные действия, но мотивационная доминанта может остаться, более склоняя к творческому, а не экстремальному нахождению варианта поведения.
В случае же задержки действия доминанта может существовать годами и развиваться как нерешенная, но очень насущная проблема, обрастая множеством субъективно продуцированных предположений, из которых имеют явное предпочтение те, что сулят желаемый результат. Это - путь нарастания субъективизмов, неадекватностей. Это - путь развития идеи-фикс в условиях конфликта с носителями неприемлемых взглядов, и, соответственно, со всеми атрибутами развития параноидальной шизофрении, с обязательными теориями заговоров и с повышенными шансами невосполнимых психических нарушений.
В попытках оправдать желаемую идею, при недостаточной решимости или возможности ее осуществить, возникает все больше явного со сторонней точки зрения абсурда, пороков мышления, не замечаемых носителем важной идеи.
Примеры проявлений наглости и ее последствий.
Любой, кто воспитывал ребенка, сталкивался с ситуацией невозможности что-то разумно объяснить ему, если у ребенка еще не хватает необходимых для понимания промежуточных понятий, но ему очень что-то хочется до нетерпения. Возникает чувство бессилия, несмотря на всю мудрость взрослого. При настойчивой попытке образумить и что-то пояснить при активной наглости препирательств иногда возникают такие состояния, что к бессилию добавляется ощущение абсурда собственного понимания ситуации, что при накопившейся усталости и нескончаемости попыток объяснить и ответных пререканий может и в самом деле повредить психику.
Ребенок считает, что родитель не прав в каком-то важном для него вопросе, пытается нагло оспорить правоту агрессивными попытками навязать свои наивные представления. При этом, соответственно, любые образумливающие доводы оказываются бесполезны. Две конфликтующие таким образом стороны отличаются тем, что более опытный легко видит суть заблуждений наивного, но не может это объяснить в силу недостаточности промежуточных представлений у наивного. Наглый же с силой своей мотивирующей доминанты отсеивает все, что ей противоречит, усиливает все позитивные для его идеи прогнозы, придумывает доводы в поддержку, не замечая (не желая замечать) противоречащего. Его уверенность оказывается в итоге не меньше уверенности опытного при явной неадекватности, непроверенности идеи на практике.
Множество примеров проявления наглости легко найти в высказываниях наивных оппозиционеров. Так, они горячо убеждают себя и других, что на "Марше миллионов" 12 июня 2012 годя было 200 тысяч участников, не замечая, что вместимость места проведения не превышает 50 тысяч, а указание на неверность вызывает лишь попытки любым способом оправдать, прежде всего, в своих словах эту цифру и перенести порочность наглой логики на оппонентов, приписывая им ровно то, в чем оказываются сами не корректны.
Характерна
наглостью
Можно привести и вспомнить много примеров проявления наглости по отношению не к оппоненту, а неживым сдерживающим факторам. Если очень нужно перепрыгнуть через быстроток, но нет уверенности, что допрыгнешь до другого берега, но очень нужно, то может возникнуть это состояние агрессивной наглости с совершением рискованных действий. Полученный опыт скорректирует представления о возможном, но если не решиться, а развивать эти идеи, например, в сильном желании летать усилием мысли (или что-то такое паранормальное), то возникнет комплекс неадекватностей, провоцирующих множественные проявления наглости уже с трудом поддающиеся коррекции из-за развитой мотивационной доминанты (идеи-фикс).
Почти всегда люди, достигшие каких-то высот в развитии профессиональных навыков, во многом другом воспринимаются как все обычные, непримечательные, даже отталкивающие люди и, к тому же, часто демонстрирующие признаки, воспринимаемые негативно (чудак-профессор, выживший из ума ученый и т.п.), что является достаточными основаниями для того, чтобы их пытались оспорить те, кто в данной области не имеет сколько-то сопоставимых по глубине представлений, но имеют ярко выраженную мотивацию агрессивно оспаривать нежелаемое.
Польза-вред.
Неудовлетворенность существующим, порождающая творчество, - позитивна для адаптивности не только индивида, но и связанных общей культурой других представителей вида, но если это сочетается с мотивационной доминантой, требующей немедленных действий или проявления своего отношения с целью воздействия на окружающих, то возникает агрессивная попытка подчинения своей воли так же как воля уже подчинила доминанте прежний конфликтующий с ней личный опыт. Но неуверенность, порождаемая недостаточностью опыта в таких действиях, несет очень большую вероятность неадекватности, т.е. в большинстве случаев такие действия окажутся во вред общей адаптивности вида. Это несколько напоминает ситуацию с мутациями, подавляющее большинство из которых вредоносно и только отдельные, случайно оказывающиеся удачными, дают эволюционное преимущество.
В виду подавляющего большинства неадекватных исходов наглых действий, наглость в целом воспринимается негативно, поэтому указание на наглость воспринимается как оскорбление, хотя это должно бы быть сигналом образумиться для наглеца.
Революционер - носитель мотивационной доминанты, преодолевший ее конфликты в себе и пытающийся сделать это в отношении других. Результаты революций имеют наиболее тяжкие последствия для всех, кто не разделял убеждения и всех, кто невольно оказался под губительном воздействии от неадекватности идей. Если стремление к новаторству в основном характерно для относительно раннего возраста, но наглость может проявляться в любом возрасте, если соблюдены условия ее возникновения.
В любой стране при любом уровне демократии и благосостояния есть процент людей, которые в определенных ситуациях оказываются в условиях, способствующих проявлению наглости. Называть их полноценными оппозиционерами было бы не корректно. Это - наивные оппозиционеры или наглецы.
Россиян, признанных виновными в хулиганстве, депортируют из Польши с занесением в "черный список" стран Шенгенского соглашения... Массовые беспорядки в Варшаве, по признанию польских властей, были спровоцированы местными хулиганами.... Всего по итогам столкновений до и после матча Польша - Россия задержаны 184 человека: 156 поляков, 24 россиянина, один венгр и один испанец... Среди задержанных россиян находится и человек, которого подозревают в метании файера на поле во время игры Россия - Чехия 8 июня. Тогда из-за неудачной попытки стюардов задержать предполагаемого нарушителя, в подтрибунном помещении возникла потасовка болельщиков с охраной.
Как распознавать у себя и других проявления наглости?
Неожиданные проявления горячности в рассмотрении проблемы, мотивирующей наглость проявлений этой горячности, может удивлять сама по себе человека, проявляющего наглость, заставлять его недоумевать, но не отказываться от идеи.
Как уже замечалось, с точки зрения людей искушенных наивность распознается моментально на основании опыта и, соответственно, распознается наглость. Здесь нет проблем: учитель сразу видит ошибку ученика, как бы тот не оправдывался. И он имеет обычно достаточный навык и возможности преодолеть наглое сопротивление.
А вот распознание этого явления у самого себя часто вызывает затруднения, если вообще возникает такая задача. Особенно, если нет критерия авторитетности оппонента. В таких случаях вообще не следует вовлекать в задачу оппонента, как это бывает в случае наглой решимости перепрыгнуть через быстроток. Достаточно быть честным к самому себе и признаться, что пока нет достаточного практического опыта, подтверждающего желаемый исход осуществления намерения. Или в случае субъективных размышлений, что пока нет достоверных данных, позволяющих делать однозначные и уверенные выводы. Это требует некоторого навыка и заранее осмысленной готовности. В общем, это - вопрос правильного пути формирования своего мировоззрения и методологии познания.
Как противодействовать?
Необходимость противодействия проявлениям наглости обусловливается не только гуманистическими соображениями, но и тем, что стороны, подвергнутые агрессивному давлению методами убеждения, споров, навязывания мнения, оказывается в мире наведенной им субъективной неадекватности, которую в условиях недостаточности времени на осмысление, способна привести к серьезным поражениям психики.
Сайт Форнит имеет четкую мировоззренческую направленность и данная статья внесет необходимые изменения и дополнения в формы представления информации и их обсуждения. В частности, Правила обсуждений будут дополнены соответствующими пунктами и в инструменте показа их нарушений добавится новый признак. В качестве меры по нивелированию проявлений наглости в обсуждениях будет введена рекомендация не ветвить обсуждение в пользу своей идеи, а обсуждать уже высказанные утверждения, при необходимости требуя обоснований. Этого достаточно, чтобы показать несостоятельность или необоснованность. Так что собственные идеи станет возможно проверить на корректность, заводя отдельные темы. Этим будут предотвращаться многие драматически конфликты прошлых обсуждений.
В качестве инструмента прямого оппонирования возможно будет создана площадка "Ринг для спора" с определенными сдерживающими механизмами, обеспечивающими время на осмысления своих и чужих доводов, что прямо будет противодействовать проявлению наглости.
Дополнительно:
· Методология утверждений и этика обсуждений.
· Хакеры.
Статьи по психическим явлениям:Обнаружен организм с крупнейшим геномом Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека. | Тематическая статья: Тема осмысления |
Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания | Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным |
| ||||||||||||