Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles
Бессознательное не занимается выбором (fornit.ru/68713). Выбор - это сознательный целевой процесс нахождения предпочтительного из возможных альтернатив, если не говорить о привычной реакции, не требующей осознания. Такой выбор делается с помощью ментальных запросов на получение информации к инфо-функциям (fornit.ru/68522), процесс работы которых не осознается, и они выдают уже готовую для осознания информацию (fornit.ru/68540). При этом инфо-картина обновляется, и мы резонно считаем, что принимаем решение сознательно.
Словосочетание "Бессознательный выбор" надежно приводит к чисто психологическим, несистемным интерпретациям. Процесс выбора - это процесс принятия решения из альтернатив доступных для рассмотрения возможностей.
В
"...наше детство оказывает большое влияние на нашу личную жизнь, на наш бессознательный выбор, который мы делаем. Наши детские переживания, травмы, наша семья, информация, которую мы получаем - все остается в нашем подсознании. Далее эта информация, которая может содержать в себе непрожитые чувства и переживания, внутренние конфликты оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь и отношения.
В широком смысле понимания бессознательное - это область психического, в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Бессознательное не видится психикой (является неосознаваемой областью психического). Мы не осознаем влияние одних элементов нашей психики на другие элементы и в целом на наше поведение. З.Фрейд говорит о влиянии неосознаваемых внутриличностных конфликтов, создавшихся в неблагополучном детстве. Дианетика говорит о неосознаваемых влияниях заякоренных эмоциональных реакций".
После упоминания религиозно-мистического творения мошенника Хаббарта Дианетики, как говорится, дальше можно не читать. Эта "научная" статья говорит о приемлемости Дианетики для психологов, при том, что большинство из них придерживается мнения, что дианетика не является эффективным или рекомендуемым методом лечения психологических проблем.
Но утверждение о том, что с самого детства закладывается опыт отношения на основе различимых признаков, который влияет на выбор - совершенно верен. Можно условно относить к бессознательному - это все, что не осознается и тем самым нивелировать термин из-за того, что безусловные рефлексы не осознаются. Но только понимание того, как формируется выбор в исторической перспективе, как он реализуется в виде привычных стереотипов или делается осознанно, позволяет увидеть, за счет каких адаптивных приобретений эволюции осуществляется выбор.
В очень интересной, эвристической
"Неосознаваемое содержание сознания и неосознаваемые процессы предваряют и зачастую определяют результаты принятия решений, а также участвуют в установлении конечного эффекта осознания принятого решения. Это позволяет автору не разделять осознанные и бессознательные стороны принятия решений, а рассматривать их как аспекты единой деятельности.
Стивен Пинкер в книге «Язык как инстинкт» приводит множество аргументов в пользу наличия в сознании неосознаваемых алгоритмов, ответственных за «ментальную грамматику». Рассмотрев данные антропологии, лингвистики, психологии и других наук, он приходит к выводу, что «мы настолько же не осознаем процесс функционирования языка, насколько муха – причину откладывания ею яиц»
Многочисленные исследования, проведенные в русле когнитивного подхода, доказали, что явления сознания присутствуют даже тогда, когда сам субъект сознания не может о них достоверно судить в результате интроспективного анализа.
Все это позволило крупнейшему современному специалисту в философии сознания и языка, Джону Серлю, утверждать, что у нас «не может быть иного понятия бессознательного кроме того, которое потенциально сознательно»".
В статье не хватает лишь описания системной организации процессов осознания, которая бы четко провела терминологические разграничения между словами "сознательное" и "бессознательное". В самом деле, осознаваемые и фоновые процессы в принятии решения разделяются лишь условно, и фоновый процесс при инсайте становится осознанным, а потерявший актуальность осознанный фоновым. Сам же процесс осознания используют именно инстинкты - наследственно предопределенные функции для получения информации в контексте общей информационной картины.
В
"Нейрофизиолог Джон-Дилан Хайнес
Заметим, что бессознательный выбор работает как «черный ящик», столь любимый кибернетиками: входные данные известны, результат тоже, а внутри происходит непонятно что. На то он и бессознательный.
Если наш выбор предопределен бессознательным, отчего бы маркетологам не обращаться напрямую к префронтальной коре и островку Рейля, не тратя времени на сознательное убеждение?".
В данном случае бессознательным объявляются "черные ящики" информационных функций, отрабатывающих для каждого шага цикла осмысления. Но это не бессознательное, а система наследственно предопределенных безусловных рефлексов, объединенный в функции получения информации в контексте уже имеющей информационной картины. И маркетологи ну никак получить к этому свой мануальный доступ. Гуляя по автосалону, осознается все виденное и слышимое, всякий раз образуя довесок принятия решения, который осознается и определяет контекст для окончательного решения. На каждом этапе гуляния по салону уже есть какое-то решение, которое сформируется окончательно после всей экскурсии. Возможно, что когда наступает время решить окончательно, срабатывает всего одна инфо-функция (черный ящик инстинкта) и пока она работает томограф физуализирует принятие решения до того, как результирующая информация пополнит общую картину и станет осознаваемой.
В 2012 году вышла целая
"Современная концепция бессознательного часто называется «новым бессознательным» — чтобы отличать его от бессознательного, которое популяризовал Зигмунд Фрейд. Бессознательное, каким его видел Фрейд «горячее и влажное; бурлит похотью и гневом; галлюцинаторное, примитивное, иррациональное», тогда как новое бессознательное «добрее и деликатнее — и теснее связано с реальностью В новом представлении умственные процессы видятся бессознательными потому, что существуют области ума, не доступные сознанию из-за архитектуры мозга, а не потому что на них воздействуют иные мотивационные силы вроде подавления. Недоступность нового бессознательного — не защитный механизм и не признак нездоровья".
Здесь наследственно предопределенные рефлекторные механизмы называются бессознательным и делается вывод об их доминирующем значении в принятии решения.
"Сознательное мышление — отличное подспорье для проектирования автомобиля или постижения математических законов природы, но избегать змеиных укусов, не попадать под выскочившую из-за угла машину или сторониться опасных людей может помочь лишь спорое и сноровистое бессознательное".
А здесь бессознательным называются привычные автоматизмы, не требующие осознания.
"На страницах этой книги мы увидим, как наш мозг обрабатывает информацию на двух параллельных ярусах — осознанном и бессознательном, и тогда можно будет признать мощь бессознательного. Наш бессознательный ум активен, целеустремлен и независим. Сам он скрыт, а вот результаты его деятельности играют ключевую роль в формировании того, как наш сознательный ум воспринимает действительность и взаимодействует с ней".
Фактически признается, что нечто вроде гомункулуса, который назван здесь бессознательным, активно и независимо (в каком может быть это независимым?) управляет нами, а мы лишь осознаем его решения. На самом деле именно организация циклов осознания и создает эффект постоянного обновления информационной картины с каждым запросом к неосознаваемым рефлекторным функциям. Они не управляют, а исполняют свою функцию статистики и сопоставления по значимостям объектов. Эта одиозность представлений подчеркивается уже в названии книги.
"Высота, тембр, громкость, модуляции, скорость и даже то, как мы регулируем высоту и громкость, — все влияет на убедительность речи и на то, какое впечатление производят на окружающих наше состояние ума и натура. Эксперименты демонстрируют, что, прослушивая бессодержательную речь, испытуемые все равно получают впечатление от оратора и улавливают эмоциональную составляющую точно так же, как и те, кто слушает обычную речь. Почему? Потому что параллельно с расшифровкой значения произносимого, которое мы называем «язык», мы заняты анализом и оценкой качеств голоса, не имеющих ничего общего со словами и влияющих на наш ум.
Если вы приходите на собеседование, стиль вашего рукопожатия может повлиять на решение о приеме вас на работу. Если вы что-нибудь продаете, степень зрительной контактности может повлиять на то, как оценит ваш товар или услугу покупатель. Если вы врач, тон вашего голоса может изменить не только степень удовлетворенности пациента".
Что очевидно, все эти стимулы приобретают определенные значения только с жизненным опытом и оно очень субъективно. У ребенка нет ничего такого. У взрослого есть только то, с чем он сталкивался ранее и получил определенный негативный или позитивный опыт. Это не бессознательное, это историческая память (fornit.ru/6756) и, конечно, она влияет на принятие решения. Как именно - показано в трилогии: fornit.ru/50394 на уровне описания схем механизмов.
Психологическая тема "Бессознательный выбор" оказывается полностью несостоятельной из-за непонимания сути бессознательного и сознания и неправильного определения этого слова. Вся эволюционная последовательность все более высокоуровневых адаптивных принципов направлена на формирование поведенческого ответа, в частности на принятие решения, и это начинается с безусловных рефлексов.
Огромное количество различных "психологических" примеров, в том числе из книги "Как бессознательный ум управляет нашим поведением" можно было бы интерпретировать согласно теории МВАП, но бессистемность и повторяемость примеров делает такую работу неоправданной. Поэтому проводится интерпретации только по списку наиболее распространенных тем психологии, в данном случае темы "Бессознательный выбор ".
Nick Fornit
29 Sep 2024