Короткий адрес страницы: fornit.ru/68828 
Озвучка:

Относится к сборнику статей телеграм-канала https://t.me/thinking_cycles

Выделение и представление образов восприятия

Внешний мир организм воспринимает с помощью клеток, чувствительных к определенным видам воздействий. Есть животные, которые вызывают такие воздействия с помощью локаторов, например, летучие мыши свистят ультразвуком, отражающегося от предметов и воспринимаемого направленными ушами - приемниками с чувствительными элементами, преобразующими звук в электрические сигналы для нейронов.

Любые сенсоры организма преобразуют внешнее воздействие в унифицированный электрический сигнал. Это значит, что организм воспринимает внешний мир не по его реальным характеристикам, а по совершенно однотипным электросигналам, и вся разница в том, откуда они приходят. Важна только причинно-следственная связь: такой-то электросигнал соответствует воздействию такого-то вида поля или вещества. Ожог - отдернулись от места ожога.

Этот принцип унифицированных сигналов, различающихся лишь уникальностью направления источника, используется в любой части мозга. Все, с чем оперируют нейроны мозга - это ID образов (ID - уникальный идентификатор или номер нейрона-распознавателя в виде простого целого числа), это - универсальный и простой язык мозга, который так ищут исследователи субстратов и сигналов сознания. Конечно, в природном мозге нет никаких таких чисел, но есть уникальные источники сигналов, а вот в программной реализации, где нет связей в виде нервов (аксонов), используются именно ID. В любом случае при схемотехническом описании корректно использовать ID источника сигнала так же как нумеруются транзисторы в электро-схемах.

Из первичных элементарных воздействий первый слой нейросети восприятия выделяет самые простые сочетания, например, для канала зрения - точки разной величины, линии разного наклона и толщины, дуги, углы, окружности и т.п. Это делается совершенно автоматически по мере засвечивания разными воздействиями первого слоя распознавания образов. На это дается определенное время формирования примитивов, за которое организм успевает выделить то, что ему попадается, с тем он и будет иметь дело дальше. Если котенку в такой период не показывать вертикальных предметов, у него не образуются примитивы вертикальных линий, и он будет натыкаться на стоящую швабру, участь распознавать ее косвенными признаками. У каждого образа простейших примитивов есть свой ID, с которым будет работать последующий слой. От природного воздействия остается только его актуализация, что вот было такое воздействие с такой-то формой картинки, звука, вкусовой палитры и т.д. в виде иерархии усложняющихся с каждым уровнем распознавания образов.

Можно заметить, что на уровне самого первого слоя примитивов распознавания нет никаких чисел и букв, тем более нет кубов и сложных фигур, тем более нет лиц и панорам. Есть только точки, линии, дуги. Из них (точнее из сочетаний их ID) следующие слои образуют более сложные образы.

Понятно, что, хотя активность вертикальных линий и соответствует длинным вертикальным предметам, но - только для масштаба восприятия данной особи. Маленькая вертикальная линия будет не отличима от точки у особей с менее развитым сенсорным аппаратом, а для орла даже на большом расстоянии то, что для нас - неразличимая точка, будет различаться в значащих деталях.

Свет, отраженный от предметов, в очень слабой части характеризует свойства, в том числе оптические, предмета. Да еще это зависит от освещенности, температуры, прозрачности воздуха и т.п. Смотря на освещенный ярким белым светом алмаз, мы видим не столько его форму, как множество переливающихся бликов внутренних отражений. Так что во многих случаях причинно-следственные взаимосвязи восприятия оказываются ложными, иллюзорными.

В природе нет никаких выделенных объектов и это звучит странно, мы же видим определенные фигуры. Но фигур нет на уровне квантов и их взаимодействий, там есть только вероятности распределения возмущений (формализуемые волновыми функциями) и законы квантовомеханической неопределенности, заставляющие все это флуктуировать во взаимодействиях с вакуумом. На квантовом уровне нет четких границ между объектами, как это воспринимается в макроскопическом мире, а только области вероятности и взаимодействий, которые проявляются как наблюдаемые явления на макроскопическом уровне. Только кванты, их вещественное состояние и флуктуации виртуальных пар вакуума составляет общую картину состояния мира (fornit.ru/216). Невозможно оперировать всем этим многообразием, чтобы составлять хоть какую-то предсказательную картину, но в организмах за счет выделения отдельных взаимодействующих с сенсорами элементов, возникает корреляция причин и следствий, на которой можно строить механизмы адаптивности. И далее, все в большей степени такие элементы выделяются в объекты, наиболее часто встречающихся воздействий, аналогов которых вообще нет в природе, но зато на эту зафиксированную статистику можно полагаться с определенной надежностью. И такая статистика зависит от того, насколько часто и как именно повторялись события при развитии системы образов данного организма.

После слоя наиболее простых примитивов восприятия начинает формироваться слой более сложных отвлечений от реальности, сложность которого ограничена возможностью специализации отдельных нейронов, т.е. не более 10 сочетаний признаков в одном образе. И так далее до области, где все виды сенсорных образов образуют общие совокупные образы.

Так, строго по порядку формируются слои все более сложных образов, которые моментально выделяют из окружающего то, что на это более всего похоже. И похожесть порождает иллюзии восприятия: печатную единицу можно перепутать с символом I латинского алфавита, а уж рукописные символы вообще чаще всего можно различить в контексте целого слова, а то и фразы, применяя уже высокоуровневые сознательные методы сопоставлений и обобщений уровня психики.

Набор слоев примитивов восприятия у человека формируется дольше, чем у любого другого животного, образуя более богатые и разнообразные коллекции, что дает ему одно их преимуществ.

Образы восприятия рефлекторной части мозга - это уровни отвлеченности от общего поля взаимодействий квантов в мире. С каждым слоем распознавателей примитивов восприятия возникает все более отдаленная от природы система уникальных образов. А на уровне психики образы отзеркаливаются в совершенно независимые абстракции, характерные тем, что они могут произвольно видоизменяться, корректироваться и применяться.

При этом все, с чем оперирует мозг, включая сознание - это ID образов - простые целые числа, это его язык, соответствия объективной и субъективной реальности.

Проблема распознавания рукописных символов решается на уровне психики, потому что как только возникает такая проблема, она начинает исследоваться и находится решение, которое в данных условиях уже моментально будет восприниматься правильно. Осознанная произвольность оказывается в состоянии решать такого рода проблемы, формируя свои абстракции и представления. И если ребенку нужно вчитываться в слово, разбирая его по буквам, то взрослый видит его сразу моментально, потому что уже сформирован образ целого слова со своим ID, которым взрослый оперирует как с символом, заменяющим все буквосочетания, но в любой момент может разглядеть составляющие буквы слова (слова фразы, фразы тематического образа).

Именно так устраняется "иллюзия Селфриджа", с ней справляются уже на уровне детского распознавания.

Про образы истины и лжи

В процессе решения проблем с иллюзиями нет никакой такой операции сравнения на истинность, а есть подбор подходящего образа для распознавания из уже имеющихся в виде попыток действия выборки образа и оцененного эффекта. Оценка истинности - более высокий уровень абстракций и более специфичный, т.е. зависит от контекста. Так, истинность в программировании и алгебры логики - это результаты, формализуемые в виде "true" и "false", истинность в оценке верности суждений (верификация) в формализованных результатах использует оценки "верно" и "неверно" (в данном языке текста), истинность в мистических представлениях используется в виде только "Истина" с игнорированием лжи и указанием на то, что Истина является основой всего сущего.

Все это - результаты представлений об объекте (модель понимания fornit.ru/7305). Модели понимания - это система значимостей данного образа для всех условий, с которыми этот образ был оценен по его значимости для субъекта, с памятью конкретных правил (fornit.ru/66643). Это позволяет, как только такой образ активируется, тут же увидеть, что он значит и конкретно чем грозит в данных условиях.

Понятно, что ничего этого нет в объективной реальности в виде какой-то сущности, как это считают мистики. Это - субъективные абстракции уровня оценки верности. Результат опыт каждой такой оценки сохраняется в эпизодах памяти для данных условий в виде правила выполненного действия по отношению к объекту с оценкой эффекта последствий + запись значимости стимула, вызвавшего действие - как раз верифицируемого образа.

https://telegra.ph/Vydelenie-i-predstavlenie-obrazov-vospriyatiya-08-15

Nick Fornit

15 August 2024


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.